"Доходы и расходы: рассказываем детям"


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: "Доходы и расходы: рассказываем детям"
Автор: Светлана Викторовна Вовк

Мастер-класс«Семейный бюджет, доходы и расходы» Добрый день, уважаемые коллеги! В современном быстроразвивающемся мире, перед педагогами выдвигаются новые задачи. На сегодняшний день одной из приоритетных задач, рассматриваемых руководством страны является задача повышения финансовой грамотности населения – это распоряжение Правительства РФ от 25 сентября 2017 г. № 2039-р «Об утверждении Стратегии повышения финансовой грамотности в Российской Федерации» на 2017 - 2023 гг. Настоящая Стратегия основывается на Федеральном законе "О стратегическом планировании в Российской Федерации", Законе Российской Федерации "О защите прав потребителей", Федеральном законе "Об образовании в Российской Федерации", других федеральных законах, а также на нормативных правовых актах Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти, регулирующих отношения, возникающие в сфере повышения уровня финансовой грамотности населения и развития финансового образования. Ни для кого не секрет, что сегодня детей, так же, как и взрослых, волнуют финансовые вопросы. Уже с детства детям нужно прививать чувство ответственности и долга во всех сферах жизни, в том числе и финансовой, это поможет им в будущем никогда не влезать в долги, держать себя в рамках и аккуратно вести свой бюджет. Ведь дошкольник вырастет, а знания, полученные в дошкольном возрасте, станут фундаментом для будущих экономических навыков и эти навыки помогут развить умение правильно вести себя в реальных жизненных ситуациях.К сожалению, финансовой грамотности почти не обучают в детских садах. А грамотное отношение к собственным деньгам и опыт пользования финансовыми продуктами в раннем возрасте открывает хорошие возможности и способствует финансовому благополучию детей, когда они вырастают.Поэтому столь важным является организация работы с детьми по формированию экономической опытности. Финансовая грамотностьэто психологическое качество человека, показывающее степень его осведомленности в финансовых вопросах, умение зарабатывать и управлять деньгами. Цель занятий по финансовой грамотности – сформировать основы финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста.Задачи:
  • Дать простые экономические знания.
  • Сформировать бережное и экономное отношение детей к деньгам.
  • научить детей правильному отношению к деньгам, способам их зарабатывания и разумному их использованию;
  • Развитие познавательного интереса у дошкольников к вопросамфинансовой грамотности и применению этих знаний на практике.
  • Обучать дошкольников правильно управлять своим поведением на основе первичных представлений о мире финансов.
  • Определять разницу между "хочу" и "надо". 
  • Наши занятия проходят в виде факультатива «Бизнес проект «Бюджет дошкольника» для детей старшего дошкольного возраста.Формы работы:
  • Деловые, сюжетно-ролевые игры;
  • Анализ поступков героев художественных;
  • Беседы с детьми;
  • Ситуационные задачи;
  • Викторины и конкурсы;
  • Мини-спектакли;
  • Использование карт для самостоятельной деятельности детей, настольно – печатных дидактических игр.
  • Электронно – образовательные ресурсы и ИКТ.
  • Практическая частьДобрый день уважаемые коллеги!Внимание на экран. (Показ мультфильма «Бурый и белый медведь»).После просмотра мультфильма вопросы залу.- Скажите, пожалуйста, сколько вчера вы потратили денег?- Были ли эти покупки необходимыми и запланированными?- А сегодня вы совершили бы эти покупки или отчасти трат отказались?- Как бы вы сегодня распорядились финансами, которые вы потратили вчера?Сегодня вашему вниманию я предлагаю вам несколько финансовых игр – заданий.
  • И так начнем с разминки. «Кто по профессии?»
  • На экране герои мультфильмов, ваша задача угадать кто они по профессии.
  • Печкин-почтальон.
  • Айболит-доктор
  • Винтик и Шпунтик-механики
  • Старик-рыбак
  • Храбрый портняжка-портной
  • Дядя Стёпа-милиционер
  • Фрекен Бокк- домоучительница, няня
  • Три поросенка- строители
  • Дядюшка Мокус- фокусник, артист цирка
  • Скрудж Макдак - бизнесмен, владелец многопрофильного холдинга
  • Белка и Стрелка- космонавты
  • Тюбик-художник
  • Кто дал первый и правильный ответ, получает бумажную банкноту номиналом в 100р и 200р по очереди. (таким образом формируются 2 фокус-группы)Вот и сформировались наши фокус-группы, назовём их условно семья Ивановых и семья Кузнецовых.Приглашаю семьи занять места за столиками с соответствующей купюрой.-А вы знаете, что такое бюджет? (Ответы)-Правильно. Бюджет – это планирование доходов и расходов. -Что такое доходы и откуда они берутся?(Все деньги, которые приходят в семью: зарплата, пенсия, стипендия, пособия)- Что такое расходы, и какими они бывают?(траты денег - необходимые (надо) и желательные (хочу), есть еще и лишние расходы, такие как вторая помада или шуба)-Уважаемые члены семьи, я предлагаю вам составить семейный бюджет. Семья Ивановых составляет кошелек доходов, а семья Кузнецовых корзину расходов.(Участники собирают кошелек доходов, выбирают расходы и помещают на соответствующие места бюджета семьи).(Должно получиться 15 доходов и 15 расходов)Доходы РасходыЗаработная плата ЖКХПенсия ПродуктыСтипендия ЛекарствоПособия Оплата за д/сНаследство ПутешествияЛотереяРазвлеченияПризы и подаркиОбучениеГрандТранспортДоход от сдачи в арендуИпотекаПомощьЛечениеДоход от приусадебного хозяйстваИгрушкиДоход от продажи недвижимостиУслугиБизнесНалоговые платежи Проценты по вкладам в банкИгрушкиПредпринимательствоОдеждаПока команды составляют бюджет семьи, идет работа с залом.«Угадай сказку»А вы знаете, что практически в любой сказке есть экономическая составляющая. Давайте в этом убедимся. (на воздушном шарике прикреплены загадки. Педагоги отрывают загадку, отгадывают и передают шар другому педагогу).1. В какой сказке говорится о нелегком пути хлебобулочного изделия до потребителя?«Колобок»2. В какой сказке описывается эффективность коллективного труда?«Репка»3. Какое сказочное животное умело изготовлять золотые монеты простым ударом копыта?«Золотая антилопа»4. В какой сказке простая труженица домашнего подворья создает изделие из драгоценного метала и что это за металл?«Курочка Ряба», золото5. Герой этой сказки с помощью рекламы помог простому крестьянину занять высокий статус в обществе.«Кот в сапогах»-Молодцы. Помните, что с помощью сказки можно развить в детях трудолюбие и бережливость, расчетливость и экономность. Я вижу, наши семьи готовы, и мы попросим озвучить свои результаты. (После озвучивания результатов команды получают по 15 монет)Вывод: Семейный бюджет – это план доходов и расходов семьи, который складывается в основном из зарплаты родителей, пенсии и пособий. Чтобы правильно вести домашнее хозяйство, в каждой семье должен быть план доходов и расходов. А теперь я предлагаю нашим семьям поиграть в «Семейный бюджет».Задание: Команде выдается по 15 монет и большой круг, разделенный на 7 секторов. Определите, пожалуйста, куда вы израсходуете деньги. Семья 4 человека (мать, отец, сын, дочь)Квартплата. В секторе изображено лампочка горящая, кран с водой и батарея, 4 свободных кружка для оплаты. Питание. В секторе – продукты питания - 3 свободных кружков для оплаты. Лекарства. В секторе 2 свободных кружка.Одежда. В секторе «одежда и обувь» - 4 свободных кружочка для оплаты. Развлечения. В секторе 2 свободных кружка.Приятные покупки. В секторе игрушки для детей, духи для мамы или удочка для папы. Здесь 2 свободных кружка для оплаты. Сектор «сюрприз». Время на выполнение: 2 минПока работают команды работа с залом.- Вы знакомы с такими понятиями как товары и услуги? Давайте, я вам напомню. Для того, чтобы удовлетворить все ваши потребности, мы покупаем разные вещи в магазине или на рынке. Все эти вещи называются товаром. Товары бывают разные: дорогие и дешевые по цене, большие и маленькие, съедобные и несъедобные. Но не все потребности можно удовлетворить, купив какой-нибудь товар. Существуют разные учреждения. Они выполняют услуги, которыми мы пользуемся. Услуги – это работа, которую выполняют люди, чтобы нам с вами было лучше жить. Вы должны похлопать в ладоши, если я называю товар, а если речь пойдет об услуге – потопать. Игрушки – Т.Парикмахерская – У Одежда – Т. Почта – У Кукла – Т. Духи - ТМастерская – У Книга – Т. Фломастеры – ТФитнес-зал- УДетский сад «Солнышко» - У Шоколад «Алёнка» - ТБассейн «Дельфин» - УСосиски «Боярские» - ТЦентр «Домашний очаг» - У.После выполнения задания и прослушивания ответов, предлагается сектор сюрприз. Капитаны команд выбирают карточки с заданием в «слепую». Сектор, на котором изображен сломавшийся холодильник и 2 свободных кружочка для оплаты. Сектор для другой команды, где показано, что папа заработал премию 3 монеты. В соответствии с тем, что изображено в секторе «сюрприз» педагоги должны перераспределить семейный бюджет.После выполнения педагоги делают выводы.- Наша семья составила семейный бюджет, я попрошу ниши семьи пройти на свои места и всем вместе пройти экономическую викторину. «Экономические загадки – добавлялки»-А вы знаете, что дети очень любят отгадывать загадки, используя которые, можно их знакомить с экономическими терминами. Вот некоторые из них.(Загадываю экономические загадки – добавлялки).1. На товаре быть должна, обязательно … (цена)2. Коль трудиться круглый год, будет кругленьким … (доход)3. Журчат ручьи, промокли ноги, весной пора платить … (налоги)4. Дела у нас пойдут на лад: мы в лучший банк внесли свой … (вклад)5. На рубль – копейки, на доллары – центы, бегут-набегают в банке. (проценты) Грамотность в сфере финансов, так же, как и любая другая, воспитывается в течение продолжительного периода времени на основе принципа «от простого к сложному», в процессе многократного повторения и закрепления, направленного на практическое применение знаний и навыков. Формирование полезных привычек в сфере финансов, начиная с раннего возраста, поможет избежать детям многих ошибок по мере взросления и приобретения финансовой самостоятельности, а также заложит основу финансовой безопасности и благополучия на протяжении жизни. В своей работе я использую методические пособия Алма «Финансовая грамотность»; «Занимательные финансы» Л.В.Стахович, Е.В.Семенкова, Л.Ю.Рыжановская, «Комплект учебно-методических материалов образовательного курса для дошкольников «Приключения кота Белобока, или экономика для малышей». Реализация программы предполагает оценку индивидуального развития детей. Такая оценка производится в рамках педагогической диагностики. Цель: определить уровень финансовой грамотности детей старшего дошкольного возраста. Для определения у детей старшего дошкольного возраста уровней финансовой грамотности разработана диагностика на основе программ экономического воспитания детей А.Д. Шатовой «Дошкольник и экономика» и Е.А. Курак «Экономическое воспитание дошкольников».Каждое из четырех заданий состоят из 3 более мелких заданий: первое - загадки по экономике, разделенные по областям, второе - вопросы определенной области экономических знаний, третье - проблемная ситуация.С каждым ребенком работа проводилась индивидуально и по мере успешности ответов на задания, определяется уровень экономической воспитанности.Большое все спасибо за работу!