Игровое интегрированное занятие "Осень"
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Игровое интегрированное занятие "Осень"
Автор: Утагонова Нурия Амербиевна
Игровое интегрированное занятие «Осень» (в подготовительной к школе группе) Провела: воспитатель Утагонова Н.А. Цели: – обобщение имеющегося у детей представления об осени; – развитие внимания, мышления, слуховой и зрительной памяти, воображения, речи.Задачи: – закреплять представление об осени и её признаках; – уточнять, расширять и активизировать словарь по теме «Осень»; – совершенствовать грамматический строй речи (согласование прилагательных с существительными); – развивать речевую активность связной речи; – зрительное внимание, мышление, мелкую моторику; – учить образовывать сложные слова; – формировать навыки сотрудничества, доброжелательности, инициативности, ответственности.Оборудование: спички, цветные и простые карандаши (по количеству детей), картинки с изображением явлений осени (туман, листопад, дождь, иней, туча); шаблоны осенних листьев для физкультминутки (листья дуба, клёна, каштана, рябины, осины и др.); репродукции картин русских художников (И. Шишкин «Золотая осень», И. Левитан «Золотая осень», А. Пластов «В октябре», А. Саврасов «Осень». В. Серов «Осенний вечер»); образцы изображений листика (по точкам) и зонтика (для выкладывания из спичек). 3Воспитатель.Ребята, сегодня мы будем говорить об осени. Давайте встанем в круг, соберём все свои знания и силы.Дружно за руки возьмёмсяИ друг другу улыбнёмся!Будем вместе мы трудиться,Не пристало нам лениться!Мы спокойны, мы спокойны,Говорить будем красиво,Чётко и неторопливо,Вспомним обязательно,Что учили на занятиях.Дети, взявшись за руки, проговаривают стихотворение с закрытыми глазами.Молодцы! Ребята, осень, как и другие времена года (зима, весна, лето), состоит из трёх месяцев. Внимание! Скажите, какие осенние месяца вы знаете?Дети.Сентябрь, октябрь, ноябрь.Воспитатель.Давайте ещё раз их повторим. Дети повторяют.Молодцы! А теперь давайте поиграем. Найди отгадкуВоспитатель.Пройдите, пожалуйста, к столам и сядьте на свои места.Перед каждым из вас лежит набор необходимых для игры картинок. Чтобы лучше представить себе осеннюю пору, предлагаю отгадать загадки об осенних явлениях. Отгадки лежат пред вами на столе в виде картинок. После того как я прочту загадку, каждому из вас нужно будет поднять карточку с нужным ответом. Задание понятно? Тогда начнём. 4Он бывает по утрам и вечерам; из-за него ничего не видно впереди. (Туман.)Когда он идёт не переставая, становится грустно на душе и мокро на улице. (Дождь.)Это очень красиво и торжественно: деревья сбрасывают свой золотой наряд. (Листопад.) Он может шептать, свистеть, бушевать, злиться, подталкивать в спину прохожих; срывать листву с деревьев. (Ветер.)Он похож на снежные иголочки, которыми украшены ветки деревьев. (Иней.)Она плывёт на небе, тёмная, угрожающая, а потом вдруг расплачется горькими слезами. (Туча.) А теперь, не смотря на картинки-отгадки, попробуйте вспомнить и перечислить слова-отгадки.Дети.Туман, дождь, листопад, ветер, иней, туча. Воспитатель.Молодцы! Справились с заданием.Эти явления природы – основные признаки осени. Осень условно делится на три части: ранняя – самая красивая, золотая, потому что красит листья в жёлтый цвет; середина осени – это когда бушует листопад и начинаются затяжные дожди; ну а поздняя – самая грустная пора, когда мы видим голые деревья, замёрзающие лужи и первый, всегда тающий, снег.Предлагаю вам следующую игру. Найди ошибкуВоспитатель.Я буду называть слова, обозначающие предметы и явления, относящиеся к осени, но намеренно допущу ошибки. Ваша задача их найти. 5Листопад, начало учебного года, подснежник, ветер. (Подснежник.)Туман, иней, сбор грибов, ледоход. (Ледоход.)Дед Мороз, улетающие птицы, сбор урожая, первый снег. (Дед Мороз.)Тучи, загорающие люди на пляже, дожди, похолодание. (Загорающие люди на пляже.)Молодцы! Вы правильно нашли все допущенные мной ошибки. ФизкультминуткаА теперь ребята встали!Быстро руки вверх подняли,В стороны, вперёд, назад,Повернулись вправо, влево,Тихо сели – вновь за дело! (Движения в соответствии с текстом.)Воспитатель.Ребята, ответьте мне, пожалуйста, кто пишет картины?Дети.Художники.Воспитатель.Правильно! А знаете ли вы каких-нибудь художников?Дети.И. Шишкин, И. Левитан, А.Пластов, А. Саврасов, В. Серов, Репин. Васнецов. Воспитатель.Я вам предлагаю всем вместе рассмотреть осеннюю красоту на полотнах русских художников. Проходите. Пожалуйста. Дети проходят и становятся полукругом для просмотра репродукций.Итак, давайте посмотрим, как изображали осень в своих произведениях русские художники.Проводиться презентация с размещёнными репродукциями картин русских художников. 6Первая картина, которую мы рассмотрим, русского художника Ивана Ивановича Шишкина. Называется она «Золотая осень». – Какие краски преобладают в ней? – Какое состояние реки изображено на полотне? Тихая она или бурная? – Какое настроение рождает у вас картина? – Кто из вас хотел бы нам рассказать о том, что нарисовано на ней?Молодцы! Переходим к следующей картине. Эта картина Исаака Ильича Левитана тоже называется «Золотая осень». Осень была любимейшим временем года для Левитана, он посвятил ей более сотни картин. И эта – одна из самых любимых публикой. – Какая осень изображена на картине? (Ранняя, золотая.) – Какие краски использовал художник? – Какое настроение вызывают эти цвета? – Что в картине особенно красиво? (Деревья.) – Какая погода была в этот день? – Догадайтесь, ребята, какая вода в речке на картине? Тёплая или холодная? Дети отвечают.Молодцы! Переходим к следующей.Это картина Аркадия Александровича Пластова. А назвал её художник «В октябре». – Каково общее впечатление от пейзажа? – Что изображено на первом плане? – Кто из вас хотел бы нам рассказать о том, что нарисовано на картине? Дети отвечают. Молодцы! Предлагаю вам рассмотреть следующую картину. Эта картина принадлежит тоже русскому художнику, имя которого Алексей Кондратьевич Саврасов. Называется она «Осень». Давайте её рассмотрим. Попробуйте оказаться внутри картины, вжиться в её образный мир, почувствовать настроение автора, его раздумья. – Как вы думаете, какое небо изобразил художник? (Ясное.) – Что изображено на заднем плане? – Какое у вас общее впечатление от пейзажа – грустное или радостное? Дети отвечают. 7Молодцы! Следующая и завершающая нашу экскурсию по галерее художников картина Валентина Александровича Серова «Осенний вечер». – Почему картина так названа? – Нравится ли вам она? – Как вы думаете, какое небо на этой картине изобразил художник? Дети отвечают.Молодцы! Мы с вами рассмотрели несколько картин русских художников. Как вы видите, все они об осени. В каком жанре написаны картины? Дети. В жанре пейзажа.Воспитатель.Правильно, ребята.Какое настроение у вас вызывают рассмотренные картины? Интересно вам было познакомиться с творчеством художников? Дети отвечают.На этом выставка заканчивается. А так хочется продолжить путешествие по осенней природе. И я вам предлагаю прогуляться по парку, а точнее, побегать, попрыгать и потанцевать, собрать осенний букет и сделать из них салют.Давайте закроем глаза и скажем:Раз, два, три – покружись,В осеннем парке очутись… Физкультминутка (под музыку)Будем листья собирать,Вверх подбрасывать, кидать.А затем с ними кружиться,Вновь ловить их, веселиться.После физкультминутки дети остаются на ковре для разговора с воспитателем.Воспитатель.Отдохнули? Будем продолжать наш разговор об осени. Ребята, куда бы мы не бросили взгляд – везде видим. Как осень преображает природу. Слышим осенние звуки. Осень – необыкновенное время года. Природу можно изобразить по-разному. Художники разговаривают с нами при помощи красок, 8композиторы – музыкой, а поэты посвятили ей много стихов. А вы знаете стихи об осени? Дети читают стихи об осени. Молодцы! Я тоже знаю стихотворение об осени. Хотите послушать?Дети. Да.Воспитатель. Тогда слушайте. Воспитатель читает стихотворение.Ребята, я, кажется, что-то придумала. Давайте нарисуем приметы осени. Согласны? Тогда присаживайтесь за столы. Я предлагаю вам нарисовать по точкам осенний лист, а затем раскрасить его осенней краской. А какие краски есть у осени?Дети. Красная – у клёна и рябины, сине-серая – у неба, жёлтая – у берёзы и клёна.Воспитатель. Давайте начнём рисовать, и я тоже нарисую листочек вмести с вами. Дети рисуют.Закончили свои работы? Давайте посмотрим, у кого какой лист получился. Нравятся вам ваши работы? Дети отвечают.Мне тоже понравились ваши работы. Вы старались выполнить задание правильно и аккуратно. Молодцы! Работаем со спичкамиВоспитатель. Ребята, но осенью часто идут дожди, поэтому нам никак не обойтись без зонтика. Посмотрите, перед вами на листе из спичек выложено изображение зонтика. Обратите внимание, в какую сторону смотрят спичечные головки. Даю вам несколько секунд на изучение изображения. А теперь переверните листочки обратной стороной и постарайтесь из спичек повторить то же самое на ваших столах. Дети работают самостоятельно. 9Физкультминутка для глазГлазкам нужно отдохнуть. (Закрыть глаза.)Нужно глубоко вздохнуть. (Глубокий вдох, глаза по-прежнему закрыты.) Глаза по кругу побегут. (Глаза открыты. Движение зрачком по кругу по часовой и против часовой стрелки.) Много-много раз моргнут. (Частое моргание глазками.)Глазкам стало хорошо. (Лёгкое касание кончиками пальцев закрытых глаз.)Увидят мои глазки всё! (Глаза распахнуты, на лице широкая улыбка.)Молодцы, ребята! Сегодня вы были внимательными, отгадывали загадки с помощью картинок, находили ошибки, допущенные мной, интересно беседовали о картинах русских художников, рисовали лист по точкам, выкладывали из спичек изображение зонтика. Вот какую большую работу мы провели. А теперь скажите, понравилась ли вам наша игровая деятельность? Что запомнилось? Дети отвечают.Продолжите, пожалуйста, фразу: «Я сегодня узнал…»Вот сколько сегодня нового вы узнали. Но наше время подошло к концу, и я хочу её закончить ещё одним стихотворением:Мокрые деревья голые стоятИ прибит дождями наш осенний сад.За окном то дождик. то холодный снег,Мрачно, неуютно на душе у всех.Только ты не хмурься, на ноябрь не злись.Ты своей улыбкой с другом поделись.Он тебе ответит, станет вам тепло,Будет в душах ваших смирно и светло. Т. КерстенСпасибо!