Пальчиковые игры как способ развития речи детей дошкольного возраста.
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Пальчиковые игры как способ развития речи детей дошкольного возраста.
Автор: Ирина Сергеевна Матвеева
Пальчиковые игры.Игры с пальчиками развивают мозг ребенка, стимулируют развитие речи, творческие способности, фантазию малыша. Простые движения помогают убрать напряжение не только с самих рук, но и расслабить мышцы всего тела. Они способны улучшить произношение многих звуков. Чем лучше работают пальцы и вся кисть, тем лучше ребенок говорит. Игра — один из лучших способов развития речи и мышления детей. Она доставляет ребенку удовольствие и радость, а эти чувства являются сильнейшим средством, стимулирующим активное восприятие речи и порождающим самостоятельную речевую деятельность. Интересно, что совсем маленькие дети, даже играя в одиночку, часто высказывают свои мысли вслух, тогда как ребята, более старшего возраста играют молча.Организованные игры, в том числе и пальчиковые, сопровождаемые речью, превращаются в своеобразные маленькие спектакли. Они увлекают малышей и приносят им радость. Со слов взрослых дети могут многое запомнить и воспроизвести, надо только несколько раз повторить текст.Культура речи детей напрямую зависит от культуры и содержания речи взрослых — родителей и педагогов. В нашем дошкольном учреждении большое внимание уделяют развитию речи детей. Для развития речи детей я использую в своей работе пальчиковые игры. Пальчиковые игры могут стать прекрасным средством начального эстетического воспитания. Необходимо, чтобы любая пальчиковая игра проходила весело, чтобы дети могли представить себя, например, в роле маленькой хрюшки, или веселой серенькой мышкой и т. д. Не стоит забывать, что все дети — фантазеры. Они легко перевоплощаются и свободно принимают все условности театрального действа. На основе своих собственных, еще небогатых, познаний о жизни малыши начинают судить о достоинствах и недостатках героев маленьких стихотворений, и это доставляет им удовольствие.Если дети с помощью воспитателя уже в младшем дошкольном возрасте научатся веселиться, обретут бодрость, хороший настрой, это обязательно усилит их способность получать удовольствие от жизни в будущем. Состояние веселья пробуждает чувство радости от общения с другими ребятами, способствует укреплению здоровья и лучшему духовному развитию.«Если мы хотим, чтобы жизнь доставляла радость, этого нужно добиваться самим, привнося радость в нашу жизнь», — писал Герхард Бранстер, автор книги «Все радости мира». Кроме того, пальчиковые игры сами по себе дарят нашим детям здоровье, так как при этом происходит воздействие на кожные покровы кистей рук, где находится множество точек, связанных с теми или иными органами.Большое значение в пальчиковых играх имеет разнообразие стихотворных строчек. Именно они помогают поддерживать интерес детей к веселым физкультминуткам.Главная цель пальчиковых игр — переключение внимания, улучшение координации и мелкой моторики, что напрямую воздействует на умственное развитие ребенка. Кроме того, при повторении стихотворных строк и одновременном движении пальцами у малышей формируется правильное звукопроизношение, умение быстро и четко говорить, совершенствуется память, способность согласовывать движения и речь. Любые приемы — постукивания подушечками пальцев, растирание, поглаживание основания пальцев, круговые движения по ладоням, легкий массаж предплечья — несут ребенку только здоровье.Можно организовать пальчиковую игру таким образом, чтобы дети разминали руки друг другу. Некоторые упражнения требуют участия обеих рук, что позволяет малышам научиться ориентироваться в таких понятиях, как «вправо-влево», «вверх-вниз», «вперед-назад».Годовалые дети легко воспринимают пальчиковую игру, выполняемую одной рукой, а трехлетние уже умеют играть двумя руками. Малыши четырехлетнего возраста способны участвовать в играх, где несколько событий сменяют друг друга, а старшим ребятам можно предложить пальчиковую игру, оформив ее какими-либо небольшими предметами — кубиками, шариками и т. д.Массажные движения создают благоприятные условия для мышечной деятельности, ускоряя передачу нервного возбуждения от одних элементов к другим. В зависимости от темпа проведения массаж может быть быстрым, средним и медленным. В первом случае повышается возбудимость нервной системы. При медленном массаже она, напротив, снижается. Если приемы выполняются в среднем темпе, обеспечивается успокаивающий эффект. Любой массаж снимает утомление, повышает физическую и умственную активность, вызывает легкость и бодрость.В пальчиковых играх одним из основных массажных приемов является поглаживание. Его следует выполнять ритмично, спокойно, свободно и легко скользя по коже кончиками пальцев или ладонью. Поглаживания могут быть прямолинейными, спиралевидными, зигзагообразными, попеременными, продольными, кругообразными и комбинированными. Кроме того, применяются щипцеобразные, гребнеобразные поглаживания и просто глажение.Другим основным массажным приемом в пальчиковых играх считается растирание. В отличие от поглаживания при этом производится определенное давление на поверхность и рука не скользит по ней, а как бы немного сдвигает кожу, образуя впереди складку. Растирание выполняется подушечками пальцев или ладонью и также бывает зигзагообразным, спиралевидным и прямолинейным. Весьма полезным массажным приемом в пальчиковых играх является вибрация, к которой относятся похлопывание, рубление, поколачивание, встряхивание, потряхивание и т. д. Она оказывает сильное воздействие на нервную систему. Так, слабая вибрация повышает мышечный тонус, а сильная снижает повышенный тонус и снимает нервную возбудимость.В процессе пальчиковых игр большое внимание уделяется массажу самих пальцев. При этом применяется несколько видов растирания: кругообразное подушечками пальцев, кругообразное ребром ладони, спиралевидное основанием ладони, зигзагообразные и прямолинейные «щипцы». Кроме всех перечисленных массажных приемов, во время игр активно используются встряхивание и поглаживание пальцев (Приложение №1).К пальчиковым играм относятся, игры с пластилином, камешками и горошинами, игры с пуговками и шнуровкой. Наибольшее внимание ребёнка привлекают пальчиковые игры с говорилкой (проговариванием небольшого стихотворения, потешки) или с пением. Синтез движения, речи и музыки радует детей и позволяет проводить занятия наиболее эффективно. Все это помогает ребенку научиться быть настоящим хозяином своих ладошек и десяти пальчиков, совершать сложные манипуляции с предметами, а значит, подняться еще на одну ступеньку крутой лестницы, ведущей к вершинам знаний и умений. Основные принципы проведения пальчиковых игр:- Выполнять упражнение следует вместе с ребёнком, при этом демонстрируя собственную увлечённость игрой. - При повторных проведениях игры дети нередко начинают произносить текст частично (особенно начало и окончание фраз). Постепенно текст разучивается наизусть, дети произносят его целиком, соотнося слова с движением. - Выбрав два или три упражнения, постепенно заменяются новыми.- Наиболее понравившиеся игры можно оставить в своей картотеке и возвращаться к ним по желанию ребёнка. - Не надо ставить перед ребёнком несколько сложных задач сразу (к примеру, показывать движения и произносить текст). Объем внимания у детей ограничен, и невыполнимая задача может "отбить" интерес к игре. - Нельзя принуждать ребёнка к игре, а обязательно надо разобраться в причинах отказа, если возможно, ликвидировать их (например, изменив задание) или поменяйте игру. Этапы разучивания игр:Взрослый сначала показывает игру малышу сам. Взрослый показывает игру, манипулируя пальцами и рукой ребёнка.Взрослый и ребёнок выполняют движения одновременно, взрослый проговаривает текст. Ребёнок выполняет движения с необходимой помощью взрослого, который произносит текст. Ребёнок выполняет движения и проговаривает текст, а взрослый подсказывает и помогает.Пальчиковые игры.Уже с раннего возраста необходимо развивать мелкую моторику рук. В этом возрасте использую следующие игры: «Колокольчик звенит», «На погремушку», «Вставь, воткни грибочки» ит.д. «»Любимое занятие годовалых малышей – складывать в емкость разные предметы, сравнивать размеры коробочек, пытаться совместить стаканчики. Именно в этом возрасте игры, направленные на сравнение формы и размера, наиболее популярны и результативны. Вариантов занятий с мозаиками и рамками очень много.Начиная с полутора лет, детям необходимо давать более сложные задания, направленные на развитие тонких движений пальцев и кистей рук: - Сортировать овощи и фрукты по величине: крупные яблоки класть в корзинку, а мелкие на тарелку или в миску. То же самое можно проделывать с картофелем, луком и другими овощами или фруктами;- Перебирать крупу, горох, фасоль, выбирая мусор, испорченные зерна.- Игры с песком и водой. - Начинать с небольшого количества, допустим с ложки. Затем, помогая маме, перебирать стакан крупы для каши;- Разложить пуговицы по величине, цвету, форме, материалу, из которого они изготовлены. Надевать и снимать рукавички, перчатки.- Нанизывать на толстую нитку, проволоку, тонкую веревку бусинки, катушки, ягоды рябины и т.д. «»Мозаика - увлекательная развивающая игра для детей от 4-х лет и старше. Во время игры с мозаикой у детей развиваются творческие способности, воображение, координация движений рук. С ее помощью малыш научится ориентироваться на плоскости, закрепит знание цветов радуги, сформирует такие навыки, как терпеливость и усидчивость.Рисунки, представленные на упаковке, являются только примером, так как универсальная мозаика раскрывает перед ребенком неограниченные возможности моделирования и создания множества своих собственных рисунков. В качестве наглядного пособия к игре прилагается книжка-подсказка. Копирование рисунков из пособия поможет развить зрительную память, мелкую моторику рук, от которой зависит развитие речи малыша. Все эти навыки очень пригодятся ребенку в школе. «Игры - »Для маленького ребенка завязать поясок, застегнуть пуговицу, нанизать бусины на нитку – настоящий труд. Детские пальчики отказываются делать даже самую простую, с точки зрения взрослого, работу.Для развития мелкомоторных навыков лучше всего подходят игры-шнуровки. Как правило, шнуровка представляет собой увеличенную копию знакомого предмета: пуговицы, ботинка, элементов одежды. Тренируясь шнуровать картонные или деревянный ботинок, малыш не только овладевает этим простым навыком, но и совершенствует устную речь, "набивает" руку для рисования и письма в дальнейшем. (Приложение № 3).Пальчиковые игры на занятиях.Работая с детьми среднего дошкольного возраста важно отметить, что у детей недостаточно хорошо развита речь. Поэтому я уделяю большое внимание развитию речи, с помощью пальчиковых игр в разных видах деятельности. На занятиях по математике с помощью пальчиковой гимнастики обучаю детей счёту. На занятиях по развитию речи: «Путешествие колобка» (Приложение № 2), тоже использую пальчиковую игру «Колобок», формирую слуховое восприятие, память и мышление.С помощью потешек и пальчиковой гимнастики обогащаю словарный запас детей, развиваю их воображение и речь. На занятиях по рисованию использовала пальчиковые гимнастики: «Красивые цветы», «Наши ручки» (Приложение №2), они нужны для расслабления кисти руки. Диагностика развития мелкой моторики у детей в средней группе.Я провела диагностику развития мелкой моторики у детей среднего дошкольного возраста, используя пособия И. Светловой. «Рубка» (движение прямыми ладонями, пальцы сомкнуты, поочередное постукивание по столу). Большинство детей точно воспроизводили движения по моему образцу. Неточность в выполнении заключалась в том, что ладони не были выпрямлены, пальцы полусогнуты. «Соление» (поглаживание всех подушечек пальцев большим). В движение поглаживания не вовлекаются все пальцы следующие воспитанники: «Щепоть-ладонь» (соединяя все пальцы левой руки в щепоть, изображая клюв дятла, постучать по правой вертикально раскрытой руке, с разведенными пальцами, и перенести эти движения на другую руку).Основная трудность детей с переносом движения с одной руки на другую. Затруднения наблюдались в искажении кисти, независимо от образца. Аня. С. (5,1) - при переносе постучала сначала по кулачку, потом кулачок о кулачок, и только потом, щепотью по раскрытой ладони. «Поочередное постукивание» (всеми пальчиками, начиная с мизинца обеими руками по столу). Результаты: использование пальчиковых игр способствует развитию речи, мышления, внимания, памяти, творческого воображения.Вывод: Пальчиковые игры детям нравятся, дети занимаются с желанием, стали более внимательными, с удовольствием выразительно повторяют слова потешек. Используют пальчиковый театр в свободное время от занятий.Дети научились быть хозяином своих ладошек и десяти пальчиков, совершают сложные манипуляции с мелкими и крупными предметами.Считаю, что очень важно продолжать использовать пальчиковые игры во всех видах деятельности, т.к они дают положительный результат в развитии речи у детей дошкольного возраста. Я выбрала именно это направление не случайно, т.к. считаю очень важным уделять большое внимание развитию мелкой моторики рук с помощью пальчиковых игр, что способствует улучшению развития речи детей.В данной работе я попыталась показать на занятиях, в играх как необходимы для развития речи ребенка пальчиковые игры. И с этой целью провела диагностику развития мелкой моторики у детей среднего дошкольного возраста, используя пособия И. Светловой. Надеюсь, что моя работа поможет воспитателям в работе по развитию речи детей в разных возрастах. Заключение.Важной частью работы по развитию мелкой моторики являются "пальчиковые игры". Эти игры очень эмоциональны, увлекательны. Они способствуют развитию речи, творческой деятельности. "Пальчиковые игры" как бы отображают реальность окружающего мира - предметы, животных, людей, их деятельность, явления природы. В ходе "пальчиковых игр" дети, повторяя движения взрослых, активизируют моторику рук. Тем самым вырабатывается ловкость, умение управлять своими движениями, концентрировать внимание на одном виде деятельности.Пальчиковые игры дают возможность родителям и воспитателям играть c малышами, радовать их и, вместе с тем развивать речь и мелкую моторику таким играм ребёнок получает разнообразные сенсорные впечатления, у него развивается внимательность и способность сосредотачиваться. Такие игры формируют добрые взаимоотношения между детьми, а также между взрослым и ребёнком.