19.07.1992
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: 19.07.1992
Автор: Ткач Екатерина Игоревна
Знакомство с родным городом как средство патриотического воспитания детей дошкольного возраста. Воспитание любви к родному краю, к родной культуре, к родному городу, к родной речи – задача первостепенной важности, и нет необходимости это доказывать. Но как воспитать эту любовь? Она начинается с малого – с любви к своей семье, к своему дому. Постоянно расширяясь, эта любовь к родному переходит в любовь к своему государству, к его истории, его прошлому и настоящему, а затем ко всему человечеству... Д.С. Лихачев. Одной из основных задач Федерального Государственного образовательного стандарта дошкольного образования является «объединение обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи и общества». В содержании данного документа отмечается острая необходимость активизации процесса воспитания патриотизма у дошкольника. Дети в этом возрасте очень любознательны, отзывчивы, восприимчивы. Они легко откликаются на все инициативы, умеют искренне сочувствовать и сопереживать. Для воспитателя это время благодатной почвы. В современных условиях, когда происходят глубочайшие изменения в жизни общества, одной из актуальных проблем является патриотическое воспитание подрастающего поколения. Быть патриотом – значит ощущать себя неотъемлемой частью Отечества. Это сложное чувство возникает еще в дошкольном детстве, когда закладываются основы ценностного отношения к окружающему миру. Сейчас, в период нестабильности в обществе, возникает необходимость вернуться к лучшим традициям нашего народа, к его вековым корням, к таким вечным понятиям, как род, семья, вера, Родина. Для нашего учреждения данная тема актуальна уже не первый год. В свою деятельность наравне с другими компонентами правомерно включить в содержание воспитания гражданина-патриота такие составляющие, как любовь к родине, к родным местам, знания об истории, культуре и традициях малой родины, проявление познавательного интереса к знаниям о ней. Все это сделало актуальным краеведческую работу в дошкольном образовательном учреждении. Сейчас я хочу Вас познакомить с работой по данному направлению, которая проводится на нашей группе.Вся работа поделена на тематические блоки:«Семьи нашего города» Знакомство дошкольников с родным городом является непростой задачей, потому что маленькому ребенку трудно представить устройство большого города, историю его возникновения, достопримечательности. Работа ведется последовательно, от более близкого, знакомого (семья, детский сад, микрорайон, к более сложному - город, страна.Основой формирования у детей социального опыта, воспитания привязанности к близким людям является работа по ознакомлению с традициями семей воспитанников. В рамках этого блока у нас прошло ряд мероприятий (творческих рассказов) «Моя семья», «Любимое блюдо нашей семьи», «Любимая игрушка мамы и папы». В процессе работы у ребенка постепенно складывается образ собственного дома с его укладом, традициями, стилем взаимоотношений. Это чувство «родительского дома» ложится в основу любви к родному краю.«История возникновения города» Свою работу мы начали с создания условия для формирования представлений о городе – о его достопримечательностях, транспорте, экологии, известных людях, о его символике и истории. Это и книги о нашем городе и фотографии, иллюстрации, мультимедийные презентации и фильмы. Всё это вызвало у детей огромный интерес. Рассматривая иллюстрации с изображением знакомых мест, дети задавали много вопросов: «Как давно появился наш город?», «Откуда произошли названия улиц?», «Кто строил дома?» и.т.д. Чтобы удовлетворить интерес, проводятся беседы на различные темы, демонстрации и рассматривания литературы, иллюстраций, фотографий и.т.д. Так же в мы не можем обойти вниманием такое событие как День Рождение нашего города. Ежегодно ребята готовят рисунки, открытки, плакаты к этой дате. Еще для закрепление знаний разучиваем стихи о родном городе, участие с ними в тематических конкурсах стихов.«Символика родного города» В рамках этого блока прошла беседа «Символы моего города, моей области и страны», дети познакомились с гербами и флагами Соснового Бора, лен.области и России. Мы играли в дидактические игры «Собери герб», «Узнай герб своего города, области, страны».«Здания и достопримечательности города» Следующий блок-это здания и достопримечательности города. Для реализации это блока используем презентации и видео с видами города, рассматриваем книги, иллюстрации, фотографии. Дети выполняют много творческих работ, на которых изображены улицы, здания и узнаваемые объекты нашего города. Одним из творческих заданий, было изготовление макетов зданий нашего города. Ребята вместе с родителями подготовили не только прекрасные модели известных зданий, но и рассказали нам о них. Вот какой прекрасных макет нашего города у нас получился. Еще одним из творческих заданий были рассказы «как моя семья попала в Сосновый Бор» Дети рассказали историю своей семьи и дополнением к рассказам были фотографии на фоне узнаваемого объекта нашего города. Из этих фотографий была создана фотовыставка «Я и мой город».«Производство» Детям дается представление о предприятиях города, об их продукции, а так же о роли города в регионе. «Природное своеобразие родного города»«Боевая слава города»Воспитание маленького патриота начинается с самого близкого для него – родного дома, улицы, где он живёт, детского сада, города. Систематическая, содержательная работа позволяет воспитывать настоящих граждан своей страны, испытывающих чувство гордости и любви к родному краю.