Создание условий для развития познавательной активности у детей дошкольного возраста
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Создание условий для развития познавательной активности у детей дошкольного возраста
Автор: Крайненко Виктория Александровна
Статья в сборнике электронного изданияСоздание условий для развития познавательной активности у детей дошкольного возрастаАвтор: Крайненко Виктория АлександровнаОрганизация: МБДОУ № 33Населенный пункт: г. Ростов-на- ДонуРазвитие познавательной активности дошкольников - одна из самых актуальных, поскольку взаимодействие человека с окружающим миром возможно благодаря его активности и деятельности, а ещё и потому, что активность является непременной предпосылкой формирования умственных качеств личности, её самостоятельности и инициативности. И поэтому сейчас, условия познавательного развития предусматривают формирование у дошкольников не отдельных фрагментарных «облегчённых» знаний об окружающем, а вполне достоверных элементарных систем представлений о различных свойствах и отношениях предметов и явлений.Ключевые слова: познавательное развитие, познавательная активность, дошкольный возраст, опытно-экспериментальная деятельность, экспериментирование. Развитие познавательной активности рассматривалось в различных трудах педагогов и психологов Я.А. Коменский, К.Д. Ушинский, Д.Локк, Жан Жак Руссо определяли познавательную активность как естественное стремление дошкольников к познанию. А.К. Маркова, В.П. Лозовая, Ж.Н. Тельнова, Г.И Щукина и другие изучали особенности познавательной деятельности и способы ее активации у дошкольников.Чтобы эффективно развивать познавательную сферу, лучшим вариантом считается организация и проведение действий направленных на познание.Главное условие работы с дошкольниками — ориентироваться на их возможности и развивать деятельность, направленную на изучение мира и окружающего пространства.К основным формам, направленным на познавательное развитие по ФГОС в ДОУ, относятся:личная вовлеченность детей в исследование и разную деятельность;применение различных дидактических заданий и игр;использование приемов в обучении, которые помогают в становлении у детей таких черт, как воображение, любознательность и развитие речи, пополнение словарного запаса,формирование мышления и памяти.Познавательное развитие дошкольников немыслимо без активности. Чтобы малыши не были пассивны, для поддержки их активности используются своеобразные игры.Познавательное развитие по ФГОС ДОУ предпологает использование экспериментов и опытов. Экспериментирование, которое рассматривается как практическая деятельность поискового характера, направленное на познание свойств, качеств предметов и материалов, связей и зависимостей явлений. В экспериментировании дошкольник выступает в роли исследователя, который самостоятельно и активно познает окружающий мир, используя разнообразные формы воздействия на него. В процессе экспериментирования ребенок осваивает позицию субъекта познания и деятельности.Итак, содержание познавательного развития детей предполагает:Развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивацииФормирование познавательных действий, становление сознанияРазвитие воображения и творческой активностиФормирование представлений о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, количестве, числе, части и целом, времени, причинах и следствиях)Развитие познавательно-исследовательской, игровой и продуктивной деятельностиСенсорное и интеллектуальное развитиеФормирование целостной картины мираНакопление, обогащение двигательного опытаВоспитание ценностного отношения к собственному труду, труду других людей и его результатамПриобщение к правилам безопасного для человека поведенияПриобщение к элементарным нормам взаимоотношения со сверстниками и взрослымиРазвитие свободного общения с взрослыми и детьмиЦель: Определить педагогические условия развития познавательной активности детей дошкольного возраста.Задачи:Использование дидактического, занимательного материала для развития познавательного интересаОрганизация совместной деятельности по развитию познавательной деятельности дошкольниковВыстроить систему работы, обеспечивающую формирование познавательной активности дошкольников через опытно-исследовательскую деятельности.Принципы:Открытого образовательного пространства. Открытость пространства , в котором вместе занимаются (дети, родители, воспитатели, ученики, учителя).Дается возможность выбирать свое занятие, методы, воспитателя.Индивидуально – ориентированное обучение как часть общего процесса обучения и воспитания, направленное на сохранение индивидуальности ребенка.Принцип деятельностного подхода – ребенок познает мир, получает знания через все виды деятельности, каждый является активным участником в добывании, передачи знаний, информации, привлекает к этому друзей и взрослых.Принцип свободы выбора – право ребенка выбирать содержание деятельности, определять задачи, способы их решения, партнера совместной деятельности.Принцип природосообразности – ориентироваться на внутренний мир ребенка, создавать условия для саморазвития, самовыражения каждого участника познавательного процесса.Критерии:Интерес, любознательность, активностьУмение выделять существенные признаки из второстепенныхУмение рассуждать, сравнивать, анализировать, классифицировать предметыУстанавливать причинно-следственные связиЧтобы познавательный интерес ребенка был высоким, нужно чтобы ребенок сам был активным участником педагогического процесса, т.е исследовал, наблюдал, ощущал, сравнивал, анализировал, видел результат своих маленьких экспериментов, спрашивал у взрослых, делал самостоятельные выводы по мере своих способностей.Ожидаемые результаты:Овладение детьми элементарными логическими приёмами умственных действий: сравнением, обобщением, анализом, классификацией, систематизацией. Умение выдвигать гипотезы, делать простые умозаключения, отстаивать свою точку зрения. Активизация умственных процессов детей. Развитое начальное логическое мышление. Интеллектуальная гибкость детей, умение взглянуть на ситуацию с разных сторон. Умения дошкольников выявлять и абстрагировать свойства предметов. Чувство взаимопомощи при решении поставленных задач.Одним источником развития познавательной активности старших дошкольников, как справедливо доказывают в своих исследованиях В.В. Давыдов и Н.Е. Веракса, выступает творческое начало в личности творческого человека. Творчество рассматривается как деятельность человека, создающего новые материальные и духовные богатства, обладающие общественной значимостью, где новизна и общественная значимость выступают основными критериями творчества.Для эффективного развития познавательной активности важно умение видеть и ценить в каждом ребенке единственную, неповторимую, самоценную и свободную личность, с индивидуальными, присущими только ей чертами и особенностями. Все это поможет сохранить самооценку ребенка, будет способствовать сохранению и поддержанию положительного отношения к познавательному процессу.Ребенок, как и взрослый, находится в постоянном процессе познания мира, он думает, анализирует, говорит, слушает, понимает, чувствует, общается с другими людьми. В процессе общения и познавательной деятельности происходит интенсивное развитие личности ребенка, его познавательной активности.Литература1. Венгер Л.А. Развитие познавательных способностей в процессе дошкольного возраста [Текст] / Л.А. Венгер.–М.:Просвещение,1986.-228с.2. Годовикова Д.Б. Формирование познавательной активности [Текст]/ Д.Б. Годовикова // Дошкольное воспитание. - 1986. - № 1. - С 28 - 32.3. Короткова Н. «Познавательно-исследовательская деятельность старших дошкольников» // Журнал «Ребёнок в детском саду» № 3 – 2003г.4.Денисенкова Н.С., Клопотова Е.Е. Особенности познавательной активности /]Текст[детей среднего дошкольного возраста в нормативной ситуации. Н.С. Денисенкова, Е.Е. Клопотова // Региональная научно-практическая конференция. Москва – Бирск, 2004.5.Макарова Т.А. диссертация на тему «Педагогические условия развития творческой активности детей дошкольного возраста: на примере деятельности дошкольных образовательных учреждений РС(Я)»