Конспект НОД «Народная игрушка»
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Конспект НОД «Народная игрушка»
Автор: Крайненко Виктория Александровна
Авторская методическая разработкаКонспект НОД «Народная игрушка»Автор: Крайненко Виктория АлександровнаОрганизация: МБДОУ № 33Населенный пункт: г. Ростов-на- ДонуЦель: знакомить детей с русским промыслом – изготовлением дымковских игрушек Образовательные:- учить детей создавать изображение по мотивам народных дымковских игрушек. Учить скульптурному способу лепки из целого куска, применяя стеку, оттягивая части (ноги), а голову лепить отдельно и прикреплять, плотно прижимая к телу и сглаживая места скрепления; украшать налепами (ст. гр).- закреплять умение лепить из целого куска глины фигурки по мотивам народных игрушек, передавая их характер, используя разнообразные приемы лепки (оттягивание, прищипывание, сглаживание и др.) (подг.гр).- учить сравнивать игрушки, находить сходства и различия;- обогащать лексику яркими эпитетами, сравнениями.Развивающие:- развивать интерес к русской народной игрушке, желание любоваться игрушками, радоваться их внешнему виду;- развивать эстетическое восприятие, образные представления, самостоятельность.Воспитательные:- вызвать положительный эмоциональный отклик на красивые предметы;- воспитывать любовь к русской народной игрушке и людям, сделавшим ее.Оборудование: дымковские игрушки, тряпичные куклы, матрешки (игрушки), пластилин, стеки, доски для лепки, салфетки, музыкальное сопровождение.Предварительная работа:– Рассматривание иллюстраций и альбомов с изображением дымковских игрушек;– Знакомство с историей рождения дымковских игрушек; – Декоративное рисование «Дымковская игрушка».Методы обучения:1) Словесные методы (рассказ, беседа, объяснение, инструктаж, стих, загадка, вопросы, ответы).2) Наглядные методы (наблюдение, рассматривание иллюстраций, демонстрация русских народных игрушек).3) Практический метод (самостоятельная работа).4) Метод контроля (анализ выполненных заданий, оценка результатов деятельности).5) Игровой метод.Ход занятияОрганизационный момент.Воспитатель: Я очень рада видеть вас. Я предлагаю всем взяться за руки, улыбнуться друг другу и пожелать всем хорошего настроения.Собрались все дети в круг,Я – твой друг и ты – мой друг. Вместе за руки возьмёмсяИ друг другу улыбнёмся.Вводная часть.В: Ребята, а теперь посмотрите на эти полочки. Что вы видите?Дети: Игрушки.В: У нас в группе много игрушек. Наверное, вы все любите играть с ними. Назовите ваши любимые игрушки.В: Из чего сделаны эти игрушки?Дети: Пластмассы, резины, ткани, металла.В: Правильно. Современные игрушки делают из пластмассы, резины, ткани, пластика, металла.2. Создание проблемной ситуации. Воспитатель: В давние времена дети тоже любили играть, но у них не было таких игрушек как у вас, и для них игрушки мастерили мамы и папы, мастера – ремесленники. Из каких материалов делали игрушки раньше? Дети: Игрушки делали из тряпочек, из соломы, из глины, из дерева.В: Ребята, а как вы думаете, где можно увидеть такие игрушки в наше время?Дети: Дома, на выставках, в музеях.В: Да эти игрушки сейчас можно увидеть в музее. Кто знает, что такое музей?Дети: Где много старинных предметов.В: Это помещение, место, где хранятся, изучаются и выставляются для показа ценные предметы, картины и документы – экспонаты. Я предлагаю вам отправиться на экскурсию в «Музей русской народной игрушки». Этот музей необычный, в нем можно будет брать игрушки в руки, рассматривать и даже играть с ними. В музее полки называются – стендами, а игрушки – экспонатами. Что такое русская народная игрушка?(Ответы детей).В: Русская народная игрушка – это игрушка, сделанная руками человека с теплотой и любовью, и эта игрушка стала символом и гордостью русского народа. Игрушки часто изображали людей, животных, музыкальные инструменты. Давайте с вами вспомним правила поведения в музее.3. Основная часть. Правила поведения в музее:• Не кричать, не шуметь, не мусорить.• По залам музея следует передвигаться бесшумно.• Громко разговаривать недопустимо.• Не перебивать экскурсовода, вопросы задавать с поднятой рукой• В конце мероприятия необходимо поблагодарить экскурсовода за экскурсию.В: А кто такой экскурсовод?Дети: Это человек, который работает в музее и рассказывает об окружающих предметах-экспонатах.В: Но, прежде чем начать нашу экскурсию, надо решить, кто у нас будет экскурсоводом. Ребята, вы разрешите мне быть экскурсоводом?Экскурсия по музею.Воспитатель: попасть в музей нам поможет русская народная игра «Золотые ворота»Дети играют в игру, строятся в команды «Дымка» и «Филимоновская игрушка»В: Вот игрушки так игрушки!Нынче в гости к нам пришли,Чтоб поведать нам секретыДревней чудной красоты,Чтоб ввести нас в мир России,В мир преданий и добра,Чтоб сказать, что есть в РоссииЧудо - люди - мастера!Как вы думаете, какой человек их смастерил: добрый или злой? (ответы).Дети. Конечно, добрый, и его доброта поселилась в каждой игрушке. Поэтому их хочется взять в руки, прикоснуться к ним.Рассматривание тряпичных кукол. В: А здесь мы с вами видим необычные игрушки. Возьмите их, потрогайте, какие они мягкие и теплые. Из чего сделаны эти игрушки?Дети: Из тряпочек.В: Это тряпичные куколки, таких куколок мамы и бабушки делали для своих детей из кусочков различных тканей, и названия у них очень интересные: пеленашка, куколка крупеничка, куколка столбушка (рассматривание игрушек, показ иллюстраций).Куклу-пеленашку делали для самых маленьких детей и клали им в колыбельку чтобы защитить ребёнка от сглаза и злых духов.Кукла-столбушка. Считалось, что она приносит удачу и богатство в дом, является символом продолжения рода. Кукла-столбушка передается от матери к дочке.Куклу крупеничку наполняли зерном от нового урожая и целый год хранили в красном углу (где стоят иконы), верили, что новый год будет сытным.А вы заметили, что куклы чем-то необычны?Дети: Нет лица.В: Считалось, что если у куклы нет лица, то она будет защищать детей и взрослых от злых сил, примет на себя боль и страдания.В: Что вы можете сказать о мастерах этой игрушки?Дети: Они добрые, трудолюбивые, догадливые, умные, веселые.Рассматривание филимоновских игрушек. В: Да, именно этими качествами обладают мастера, придумавшие такую интересную, забавную игрушку. А из чего сделаны эти замечательные птички и зверушки? (ответы). Это не простые игрушки - свистульки. Это филимоновские игрушки. Лесов вокруг деревни Филимоново мало, зато много оврагов, а в них полно глины: белой, красной, черной, розовой. Какая отличительная черта этих игрушек?Дети: Они веселые, разноцветные, красивые, разнообразные.В: Взглянешь - в глазах рябит - слепит, как от солнышка. Почему так радуются эти игрушки? Какие руки у людей, сделавших их? (добрые, ласковые, теплые, мастеровые, сильные, золотые). На Руси много сел и деревень, в них живут люди добрые да умелые. Смотрите, это тоже глиняные игрушки, но совсем другие. Кто подскажет, как их называют?Демонстрация дымковских игрушек. Мягко падает снежок,Вьётся голубой дымок,Дым идёт из труб столбом,Точно в дымке все кругом,Голубые дали,И село большое «Дымково» назвали.Там любили песни, пляски,В селе рождались чудо-сказки,Вечера зимою длинны,И лепили там из глиныВсе игрушки не простые,А волшебно - расписные: белоснежны, как берёзки,Кружочки, клеточки, полоски– Простой. Казалось бы, узор,Но отвести не в силах взор.И пошла о «дымке» слава,Заслужив на это право,Говорят о ней повсюду,Удивительному чуду мы поклонимся не раз.С высокого берега реки Вятки, на котором стоит город Вятка, видно село Дымково. А почему оно так называется? В старину – и зимой, когда топились печи, и летом, когда туман, село это – будто дымкой окутано, все в дыму. Здесь в далекую старину и зародилась игрушка, которую так и назвали – «Дымковская». (Показ слайдов).И в наше время в Вятке, которая теперь называется Киров, находятся мастерские знаменитой дымковской игрушки. Если мы зайдем в эти мастерские, сразу же увидим груды и мешки глины, ящики с красками, коробки с яйцами. Все это нужно для создания чуда. Сказочные коники, индюки, похожие на жар-птиц, бараны в штанишках, барыни и кавалеры, карусели, все это-настоящее чудо.В: Посмотрите на первые экспонаты. Вам они уже знакомы?Дети: Это дымковские игрушкиВ: Кого вы узнали?Дети: Барышню – водоноску, оленя, петушка и т.д.В: Возьмите их в руки и внимательно рассмотрите, легонечко постучите по ним пальчиком. Как вы думаете, из какого материала сделаны игрушки?Дети: Из глины.В: Посмотрите, какие они яркие, нарядные. Какого цвета краски использовали мастера росписи дымковской игрушки?Дети: Красную, желтую, синюю, оранжевую.В: Какие элементы узора вы видите на игрушках?Дети: Колечки, кружочки, точки, волнистые линии, овалы, ромбы.В: Для дымковской росписи мастера использовали красный, желтый, синий, чёрный цвета. А с помощью колечек, кружочков, точек, волнистых линий составляли различные узоры.Правильно, все цвета яркие, нарядные, праздничные. Узоры в дымковских игрушках не случайные, а традиционные.В: А сейчас давайте отправимся на экскурсию в село Дымково.«Много-много лет назад мастерицы стали расписывать свои игрушки кругами, прямыми и волнистыми линиями. Такие узоры всем понравились, полюбились. Эти мастерицы научили других мастериц – своих дочек и внучек, а те своих дочек. И в наши дни мастерицы в селе Дымково продолжают расписывать игрушки так, как это делали их бабушки и прабабушки».– Создание дымковской игрушки – трудоемкое ручное производство. Не зря среди народных мастериц бытует такая история о рождении дымковской игрушки:«Что бы сделать игрушку, много надо труда приложить. Ведь игрушка должна 3 раза родиться.Первый раз рождается, когда ее вылепят. Она коричневая и ломкая.Второй раз рождается, когда ее обжигают, чтобы она окрепла.Третий раз рождается, когда ее раскрашивают.В: Хотелось бы вам превратиться в мастеров - народных умельцев? (Ответы детей)-Мы ребята с вами уже расписывали краской дымковские игрушки, помните? (ответы детей).-Сегодня мы будем дымковскими мастерами и слепим игрушку. Лепить будем из пластилина (соленого теста). А кого – узнаете, отгадав загадкВсех нарядом удивил,Крылья важно распустил,Хвост, как солнечный цветок,Ярко-красный гребешок!(Индюк.)Давайте посмотрим на индюшка: Индюк - птица, значит его тело такой же формы, как у других птиц. Какое же оно? (Овальное)- Посмотрите на голову и шею петуха. Голова у него маленькая, незаметно переходит в шею. А какая шея? (длинная, гибкая, у тела немного расширяется).- Что вы заметили интересного на голове и шее петуха (высокий гребень, как корона, и бородка, похожая на гроздь ягод).- Какие по форме крылья и хвост? (круглые, большие, на конце волнистые). Обратите внимание ребята, на какой подставке сидит наш индюшок.Перед работой немного разомнемся.Физкультминутка:«Замок»На двери весит замок –Кто его открыть бы смог?(быстрое соединение пальцев замок)Потянули.(Тянем кисти в разные стороны)Покрутили…(волнообразные движения)Постучали …(пальцы сцеплены в замок, дети стучат ладонями)И открыли(пальцы расцепили). А теперь приступим к работе.В: Для этого нам нужно разделить пластилин на две части. Из одной части лепим овальное туловище, вытягиваем шею и формируем голову, из второго куска лепим хвост, и подставку.Украсить хвост и крылья каждый может по-своему, используя налепы из разного пластилина и стеку.В: Посмотрите, какой дымковский индюшок у меня получился. Но ему одному грустно. Ребята, слепите ему друзей. Я буду рада на них взглянуть!Во время работы детей оказываю посильную помощь. Напоминаю о необходимости хорошо примазывать детали.5). Работа в творческой мастерской. Самостоятельная деятельность детей.Во время работы детей оказываю посильную помощь. Напоминаю о необходимости хорошо примазывать детали. 6). Выставка работ детей .Воспитатель: Ребята, посмотрите на индюков. Какие они у вас красивые, хоть сейчас на ярмарку.А какой индюк вам понравился больше всего? У вас получились замечательные игрушки, и я вам предлагаю оформить выставку ваших работ.8). Стих.Это мы видим! Это диво!Сколько радости вокруг!Все игрушки так красивы,Аж захватывает дух!IV. Заключительная часть.Подведение итогов.Рефлексия. Молодцы ребята! Вы все сегодня справились с работой. Еще раз мы с вами встретились с дымковской игрушкой. И сами были сегодня мастерами дымковской игрушки.В: Ребята, музей уже закрывается. Нам надо возвращаться в группу. Встаньте, пожалуйста, все в круг и повторяйте за мной слова: «Вокруг себя повернись и в группе очутись!».В: Давайте присядем на коврик и вспомним, в каком музее мы сегодня с вами побывали?Дети: В русском народном музее.В: Что вы можете рассказать родителям об этом музее?Дети: Видели русские народные игрушки (дымковские игрушки, тряпичные куклы, филимоновские игрушки).В: Какую мастерскую посетили? Что вы там делали?Дети: Сделали игрушки.Давайте еще раз полюбуемся на деревянную и глиняную игрушку. Положите руку на сердце. Вы чувствуете, как сердцу становится тепло? Все почувствовали? Знаете почему? Это доброта, ласка, любовь игрушек поселились в вашем сердце. Добрые мастера, которые делали игрушки, подарили вам свою любовь, Такие замечательные игрушки делают только в нашей России. И греет душу русская игрушка всем добрым людям на Земле!В: Мне с вами было очень приятно провести время. Спасибо вам за это. Список литературы:1.Т. С. Комарова «Занятия по изобразительной деятельности в детском саду»2.И. А. Лыкова программа «Цветные ладошки»3. Волина В.В. Учимся играя. - М.,19944. Усова А.П. Русское народное творчество в детском саду.- М., 19725. Халезова Н.Б., Курочкина Н.А.,Пантюхин Г.В. Лепка в детском саду.-М.,1986