"Синквейн - методический прием, используемый для развития речевого творчества дошкольников"
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: "Синквейн - методический прием, используемый для развития речевого творчества дошкольников"
Автор: Вялик Алла Иосифовна
Использование инновационных педагогических технологий в условиях введения ФГОС дошкольного образования Старший воспитатель: Вялик А.И. «Дидактический Синквейн»(Актуальность) Одним из эффективных интересных методов, который позволяет активизировать познавательную деятельность и способствует развитию речи, является работа над созданием нерифмованного стихотворения, дидактического синквейна.Применение данной методики помогает создать условия для развития личности, способной критически мыслить, т. е. исключать лишнее и выделять главное, обобщать, классифицировать. Данный метод может легко интегрироваться со всеми образовательными областями. Простота построения синквейна позволяет быстро получить результат. В дидактическом синквейне самое главное это смысловое содержание и часть речи, которая используется в каждой строке.Синквейн – с французского языка переводится как «пять строк», пятистрочная строфа стихотворения. В педагогических и образовательных целях, может использоваться как результативный метод развития образной речи, интеллектуальных и аналитических способностей.(Мой выбор) Чем богаче и правильнее речь ребенка, тем легче ему высказывать свои мысли. Тем шире его возможности в познании окружающей действительности, содержательнее и полноценнее отношения со сверстниками и взрослыми, тем активнее осуществляется его психическое развитие. Работая с детьми старшего дошкольного возраста, я находилась в поиске таких методов и приемов работы, которые совершенствовали бы мыслительные способности дошкольников с нарушением речи и позволили бы мыслить более продуктивно.Сегодня очень важно научить детей не только правильно и четко говорить, но и мыслить. Передо мною встало много вопросов:- как сделать современного дошкольника социально мобильным выпуская его во взрослую жизнь, в школу;- как научить применять знания, умения, навыки в конкретной ситуации;- как научить умению выявлять, наблюдать, различать, классифицировать, оценивать, делать выводы, принимать продуманные решения;- как вовлечь ребенка в интерактивную деятельность на занятиях?Наши дети должны научиться не просто смотреть, а видеть. Они должны научиться не просто слушать, а слышать.Поэтому так важно заботиться о своевременном формировании речи детей, о ее чистоте и правильности, предупреждая и исправляя различные нарушения.Правила составления дидактического синквейна:В первой строке – должна находиться сама тема (заголовок) дидактического синквейна, обычно это явление или предмет, о котором идет речь. Чаще всего в первой строке пишется всего одно слово, но иногда и небольшое словосочетание. По части речи это местоимение или существительное, и отвечает на вопросы: кто? что?Во второй строке – находятся уже два слова, иногда и словосочетания, которые описывают свойства и признаки этого предмета или явления. По части речи это обычно причастия и прилагательные, отвечающие на вопросы: какой? какая? какое? какие?В третьей строке – содержатся уже три слова (иногда и словосочетания) которые описывают действия обычные для этого явления или объекта. По части речи это глаголы и деепричастия, отвечающие на вопрос: что делает? что делают)В четвертой строке — ребенок выражает уже непосредственно свое мнение о затронутой теме. Иногда это может быть просто известный афоризм, фраза или что-то подобное, иногда даже небольшой стих. Самый традиционный вариант, когда эта фраза состоит из четырех слов.Пятая строка – содержит в себе опять всего одно слово или словосочетание. Это как бы резюме всего стихотворения, отражающее суть предмета или явления о котором говориться в дидактическом синквейне, и мнение автора об этом. Обычно как часть речи также существительное или местоимение и отвечает на вопрос: кто? что?Чёткое соблюдение правил составления синквейна не обязательно. Например, для улучшения текста в четвёртой строке можно использовать три или пять слов, а в пятой строке — два слова. Возможны варианты использования и других частей речи. Его форма напоминает ёлочку.При работе с данным приёмом можно решить сразу множество важнейших задач:• изученный на занятии материал приобретает некую эмоциональную окраску, что способствует его более глубокому усвоению;• отрабатываются знания о частях речи;• знания о предложении;• умение соблюдать интонацию;• значительно активизируется словарный запас ребёнка;• совершенствуется навык использования в речи синонимов, антонимов;• активизируется и развивается мыслительная деятельность;• совершенствуется умение высказывать собственное отношение к чему-либо.На сегодняшний день десятки отечественных авторов указывают на большую помощь дидактического синквейна в постановке правильности и осмысленности речи для детей дошкольного возраста, а также в опыте правильного использования различных терминов.Например:Кто? - Медведь.Какой? - Мохнатый, большой.Что делает? - Рычит, Лакомится, Спит.Предложение Зимой спит в берлоге.Ассоциация - Зверь.