Методические рекомендации для преподавателей. Лекции, практические занятия (семинары).
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Методические рекомендации для преподавателей. Лекции, практические занятия (семинары).
Автор: Костина Вера Борисовна
Методические рекомендации для преподавателей. Лекции, практические занятия (семинары).При проведении лекций и практических занятий (семинаров) преподаватель должен быть последователен, логичен. Не следует использовать сложных речевых оборотов и других приемов, сложных для восприятия слушателями лекции или студентами на практическом занятии (семинаре).Лекции:При проведении лекции преподаватель:1. формулирует тему лекции и основные вопросы лекции;2. определяет цель занятия;3. дает основные нормативные правовые акты и другие официальные материалы правоприменительных и иных органов власти по тему лекции;4. излагает основные теоретические представления по вопросам лекции;5. под запись дает студентам основные определения понятий (возможно несколько понятий, предлагаемых различными авторами), признаки и другие ключевые характеристики, необходимые студенту для изучения и понимания темы лекции;6. определяет для студентов моменты, на которые следует обратить особое внимание при дальнейшем самостоятельном изучении прослушанной лекции;7. по отдельным темам преподаватель может использовать подробный разбор конкретных ситуационных задач, демонстрируя алгоритм решения, что позволит наиболее глубоко осветить тему лекции и закрепить полученные студентами знания;8. в конце лекции преподаватель предоставляет студентам возможность задать вопросы по вопросам прослушанной лекции.Практические занятия (семинары):Для правильной организации проведения практического занятия (семинара) преподаватель:1. Рассчитывает примерное время на обсуждение каждого вопроса, выносимого на семинар.2. Готовит вступительное слово к семинару, которое должно содержать значение темы, цели и задачи семинара, вопросы, подлежащие изучению, порядок работы семинара и т.д.3. Определяет предварительно группу студентов, которая будет опрошена на семинаре для контроля.4. Проводит консультации со студентами в специально установленное время.5. Проводит индивидуальную работу со студентами, готовящими к семинару доклады или рефераты, в том числе утверждает план, рекомендует нормативную, учебную и специальную литературу, оказывает помощь.6. Готовит заключительное слово, содержащее оценку семинара в целом, оценку докладов и рефератов, выступлений отдельных студентов, освещение и обобщение наиболее важных теоретических вопросов, выводы по теме.При фактическом проведении практических занятий (семинаров) преподаватель:Ÿ 1. формулирует тему семинара и вопросы семинара;Ÿ 2. определяет цель семинара;Ÿ 3. предлагает студентам в устной форме последовательно ответить на вопросы семинара;Ÿ 4. предоставляет слово студентам, подготовившим реферат или доклад;Ÿ 5. организует дискуссию по наиболее сложным вопросам семинара;Ÿ 6. предлагает студентам решить практические задачи (при их наличии) по вопросам семинара с использованием нормативных правовых актов и других официальных материалов;Ÿ 7. предлагает студентам задать вопросы по семинару как преподавателю так и другим студентам;Ÿ 8. подводить итог (обобщение) семинара;Ÿ 9. может предложить студентам решить тест по вопросам семинара или провести выборочный опрос студентов по основным понятиям темы семинара.Необходимо требовать от студентов глубокого изучения всех вопросов, выносимых на семинар. Вместе с тем, иногда целесообразно рекомендовать отдельным студентам готовить специальные выступления по сложным вопросам, можно также поручать наиболее подготовленным студентам выступать с обзором журнальных статей по теме семинара.В начале семинара преподаватель в течение 5-7 минут формулирует цели и задачи семинара, четко показывает место и назначение изучаемой темы в системе учебной дисциплины, обращает внимание студентов на основные положения, проблемные вопросы, активное участие в обсуждении которых должны принять все студенты, нацеливает студентов на рассмотрение теоретических вопросов в тесной связи с практикой, указывает порядок проведения семинара, отмечает его особенности.