Использование дидактических игр в обучении младших дошкольников.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Использование дидактических игр в обучении младших дошкольников.
Автор: Короваева Анастасия Витальевна

Методические рекомендации на тему:Использование дидактических игр в обучении младших дошкольников.Короваева Анастасия ВитальевнаВоспитатель МБДОУ № 33 «Умка» г. Ростов-на-Дону.Дошкольное детство – самый важный период становления личности. В эти годы ребенок приобретает первоначальные знания об окружающей жизни, у него начинает формироваться определенное отношение к людям, к труду, вырабатываются навыки и привычки правильного поведения, складывается характер.Основной вид деятельности детей дошкольного возраста – игра, в процессе которой развиваются духовные и физические силы ребенка; его внимание, память, воображение, дисциплинированность, ловкость. Кроме того, игра – это своеобразный, свойственный дошкольному возрасту способ усвоения общественного опыта.Методические рекомендации по использованию дидактических игр в обучении младших дошкольниковПланирование дидактических игр должно занимать значительное место в планировании всей воспитательно-образовательной работы с детьми.Являясь эффективным средством обучения, они могут быть составной частью занятия, а в группе младшего дошкольного возраста формой организации учебного процесса. Кроме того, в часы, отведённые для игр, дидактические игры планируются и организуются как в совместной, так и в самостоятельной деятельности детей, где они могут играть по своему желанию как всем коллективом, небольшими группами или же индивидуально. В плане должен предусматриваться подбор игр и материала для них в соответствии с общим планом педагогической работы.Наблюдения за самостоятельными играми детей дают возможность выявить их знания, уровень их умственного развития, особенности поведения. Очень важно во всё время игры поддерживать у ребенка увлеченность игровой задачей, стараться, чтобы в это время не снижалась умственная активность играющих, не падал интерес к поставленной задаче.Необходимо предоставлять детям возможность играть в разное время дня: утром до завтрака, между завтраком и занятием, в перерывах между занятиями, на прогулке, во второй половине дня. Игры в утренние часы способствуют созданию у детей бодрого, радостного настроения на весь день. Каждый может заняться любимыми играми, по желанию объединиться с друзьями. Не редко дети приходят в детский сад с определенными игровыми намерениями, продолжают начатую накануне игру. Если завтрак прервал игру, необходимо предоставить детям возможность снова возвратиться к ней после завтрака, в перерыве между занятиями. При этом следует учитывать характер предстоящего занятия.Планируя дидактические игры, педагогам необходимо заботиться об усложнения игр, расширения их вариативности.На занятиях используются те дидактические игры, которые можно проводить фронтально, со всеми детьми. Они используются в качестве метода закрепления, систематизации знаний детей.При планировании дидактических игр в воспитательно - образовательном процессе необходимо, чтобы новые игры, взятые на занятии, затем проходили в блоке совместной деятельности с детьми и использовались детьми в их самостоятельной деятельности, являясь при этом высшим показателем способности занять себя деятельностью, требующей приложения умственных усилий.Дидактические игры можно использовать и для проверки знаний и умений детей. Важным показателем результатов обучения является усвоением пройденного на занятиях всеми детьми.Чаще всего это проверяется дидактической игрой, в процессе которой, педагог устанавливает, на сколько правильно поняли и усвоили содержание занятия не только способные, но средние и слабые дети. Выявив уровень знаний и умений детей, необходимо наметить дальнейшую работу по устранению недостатков.В связи с тем, что дидактическая игра является незаменимым средством преодоления различных трудностей в умственном развитии детей, необходимо планировать использования дидактических игр в индивидуальной работе с детьми. Как часто и много? По мере необходимости, очень индивидуально, в зависимости от потребностей и уровня развития детей. Индивидуальная работа с детьми с использованием дидактических игр может планироваться по всем видам и типам игр. Индивидуальные дидактические игры, которые организует воспитатель, создают благоприятные условия для непосредственного контакта с ребенком, помогают глубже выяснить причины отставания ребенка, способствуют более активному упражнению в учебном материале.Обучение должно быть таким, чтобы оно вызывало усилие мысли, но не требовало напряжения, не вызывало усталости, страха и нежелания учиться раньше, чем ребенок придет в школу.Помимо дошкольного учреждения воспитание и развитие детей, осуществляют и в условиях семьи. Важно чтобы с этой целью использовались дидактические игры.Раскрывая перед родителями значение дидактических игр, педагог подчеркивает, что в таких играх у ребят развиваются не только психические процессы: мышление, речь, память, произвольное внимание, - но и такие важные качества личности, как целеустремленность, сосредоточенность, умение подчинить свое поведение определенным правилам, и такие социальные чувства, как сопереживание, умение прийти на помощь, коллективизм, дружба и др.Полученные в ходе проведенных бесед знания помогут родителям использовать игры грамотно, целенаправленно. Воспитатель разъясняет родителям значение правил игры в формировании характера ребенка. Не секрет, что родители, чтобы не огорчать малыша, иногда стараются не заметить допущенной им ошибки, «подыгрывая» ему. В такой игре пропадает ее главная педагогическая ценность: воспитание воли, умения преодолевать горечь поражения, желание играть до победы.Одна из главных задач в работе с родителями, по использованию дидактических игр в работе с детьми - сформировать у них самих интерес к такого рода занятиям. Постепенно они овладевают методикой их проведения, у них пробуждается желание заниматься с детьми. На опыте они убеждаются в том, что совместные с детьми игры помогают лучше узнать своих детей, уяснить особенности их характера и поведения, сблизиться с ними.Таким образом, дидактическая игра - это сложное, многогранное явление. В дидактических играх происходит не только усвоение знаний, умений и навыков, но и развиваются все психические процессы детей, их эмоционально-волевая сфера, способности и умения. Дидактическая игра помогает сделать учебный материал увлекательным, создать радостное рабочее настроение. Умелое использование дидактической игры в образовательном процессе облегчает его, т. к. игровая деятельность привычна ребенку.Дидактические игры«Какого цвета предмет»Цель: развитие представления об основных цветах спектра, подбор предметов по заданному признаку (цвет).Для игры необходимо иметь карточки с изображениями контуров предметов и цветные карточки. Ребенку предлагают под карточку с изображением контура предмета подложить карточку необходимого цвета. Например, под карточку с изображением помидора положить красную карточку, огурца - зеленую, сливы - синюю, лимона - желтую и т. д. Варианты: - выбрать предмет по цветовому образцу: педагог показывает карточку с изображением предмета какого-либо цвета (красные варежки, синие носочки и др., дети должны показать карточки с изображением оттенков данного цвета.«Неразлучные цвета»Цель: закрепление представления об основных цветах спектра, словесное описание по названию предметов.Педагог называет предмет, в котором представлены разные цвета в постоянном сочетании, дети их называют. Например, педагог говорит: «Рябина», дети отвечают: «Листья зеленые, ягоды красные». (Ромашка - лепестки белые, середина желтая, береза - ствол белый, листья зеленые и т. д.).«Из каких фигур состоит машина?»Цель: овладение умением анализировать изображение предмета сложной формы и воссоздавать ее из частей.Дети должны определить по рисунку, какие геометрические фигуры включены в конструкцию машины, сколько в ней квадратов, кругов и т. д. «Какая фигура лишняя?»Цель: закрепить знание геометрических фигур. Учить быстро находить нужную фигуру, охарактеризовать ее.Ребенку предлагают различные наборы из четырех геометрических фигур. Например: три четырехугольника и один треугольник, три овала и один круг и др. Требуется определить лишнюю фигуру, объяснить принцип исключения и принцип группировки.Варианты: - группировать по форме реальные предметы по 2 - 3 образцам, объяснять принцип группировки.«Собери снеговика»Цель: развитие умения выполнять действия с предметами разной величины, тренировка мелкой моторики руки.В игре используются шары разной величины (можно заменить плоскостными изображениями). Воспитатель предлагает ребёнку рассмотреть выложенные перед ними детали, потрогать их, прижать друг к другу. Затем показать малышу готового снеговика. Обращает внимание на то, что снеговик состоит из шаров разных размеров: внизу – большой, дальше – средний, наверху – самый маленький. Предлагает ребёнку собрать из шаров такого же снеговика.Малыш действует самостоятельно, взрослый при необходимости помогает советом.Аналогично можно собрать неваляшку, зайчика, птичку и т. д.«Чудесный мешочек»Цель: развивать тактильные ощущения у детей. Учить детей узнавать предметы по характерным признакам.Воспитатель прячет в мешочек предметы круглой, квадратной формы и предлагает ребенку опустить туда руку, взять предмет, определить его форму, назвать и достать.«Найти предмет указанной формы»Цель: закрепить с детьми знание геометрических фигур. Учить выделять предметы из окружения, развивать внимание.Ребенку предлагаю назвать модели геометрических фигур, а затем найти картинки с изображением предметов, по форме похожие на круг(квадрат, овал, треугольник, прямоугольник, ромб).«Транспорт»Цель: дать представление о внешнем виде транспортных средств (машина, ее части, поезд, самолет, пароход). Активизировать словарь детей за счет слов (руль, колесо, кузов, сидение, крылья, вагоны).Оборудование: Коробка, красиво оформлена, машины грузовая и легковая, самолет, поезд. Пароход, картинки с изображением транспортных средств.Воспитатель по одной достает игрушки из коробки. Вместе с ребенком рассматривает и описывает внешний вид игрушек, уточняет название частей.Дети отгадывают загадки о транспорте.«Кто где живет»Цель: формировать представление об образе жизни диких животных зимой. Учить находить на картинках знакомых животных. Активизировать в речи детей название диких животных, название жилища: медведь – берлога, лиса – нора, белка – дупло, заяц – куст.Оборудование: Картинки с изображением леса, диких животных.Дети находят животных по просьбе воспитателя, называют их. Воспитатель рассказывает, что все животные зимуют по разному, и распределяет животных по их жилищам, называя их, просит детей повторить.«Угадай на вкус»Цель: уточнить названия фруктов, овощей, формировать умения определять их на вкус, называть и описывать.Материал: тарелка с нарезанными овощами, фруктами.Ход игры: воспитатель вносит тарелку с нарезанными овощами, фруктами, предлагает детям попробовать кусочек какого-то овоща, фрукта и задаёт вопросы: «Что это?», «Какой на вкус?», «Кислый или сладкий?».Муниципальное бюджетное образовательное учрежденияг. Ростова-на-Дону «Детский сад № 33»Авторская методическая разработкаВоспитателя МБДОУ № 33Короваевой Анастасии ВитальевныМетодическая разработка на тему:Использование дидактических игр в обучении младших дошкольников.г. Ростов-на-Дону2024 год