"Песочная игротерапия с детьми с ОВЗ"


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: "Песочная игротерапия с детьми с ОВЗ"
Автор: Григорий Сергеевич Выдрин

Песочная игротерапия с детьми с ОВЗ. Реализуя коррекционную работу с детьми с ОВЗ достаточно результативным методом показала себя песочная игротерапия. Игра с песком как процесс развития самосознания ребенка и его спонтанной самореализации известен с древних времен. Использование песка для отображения внутренних видений имеет длинную историю. Древние племена чертили защитные круги на земле и создавали различные рисунки из песка. Историческими и культурными параллелями песочной терапии являются рисунки на песке племен Навахо. В практике индейцев эти изображения используются в церемониях излечения, для предсказаний, изгнания нечистой силы и других целей. Началом использования подноса с песком в психологической практике принято считать конец 1920-х годов. Игра и творческий потенциал как часть терапевтического процесса уже использовались, особенно в работе с детьми. Мелани Кляйн, Анна Фрейд, Эрик Эриксон, Шарлотта Бюлер и многие другие были сторонниками использования игрушек и миниатюр для терапевтических, диагностических и других целей. Игра с песком — это естественная и доступная каждому ребенку форма деятельности. Песок – природный, доступный и при этом абсолютно удивительный материал, способный принимать любые формы. Податливый, сухой и влажный, легкий и ускользающий, пластичнй и плотный, это захватывает и завораживает и детей, и взрослых. Большинство детей, сразу проявляют любопытство, подходят к столу с песком, к полкам с игрушками, чтобы поиграть с ними. Этот метод можно применять с обучающимися с ОВЗ различной нозологии. Дети с ОВЗ часто отличаются повышенной нервной возбудимостью, тревожностью, агрессивностью, гиперактивностью или пассивностью, замкнутостью, закрытостью, зажатостью, неразвитостью эмоциональной сферы, поведенческими расстройствами. Помимо этого, у детей с проблемами в интеллектуальной сфере встречается нарушение речи, в некоторых случаях ее отсутствие, недостаточное развитие координации движений, мелкой моторики рук, нарушение памяти, внимания, восприятия и т. д. Поэтому эти дети нуждаются в особых методах коррекции психоэмоционального здоровья, которым и является песочная игротерапия. Исследования показывают, что при работе с песком активизируются чувствительные точки на кончиках пальцев и нервные окончания на ладонях, а как известно процессы восприятия связаны с мыслительной деятельностью. Только этот факт дает возможность использовать песочную терапию с разными категориями клиентов, взрослыми и детьми, в различных сферах, в том числе и медицине, например, в реабилитационной работе с гражданами, перенесшими инсульт. Песочная игротерапия многофункциональна, она позволяет психологу одновременно решать задачи диагностики, коррекции, развития и терапии. В системе эти упражнения обладают колоссальным значением для развития психики ребенка с ОВЗ. Во-первых, они стабилизируют эмоциональное состояние детей. В процессе работы с песком, ребенок успокаивается и расслабляется, снижается напряжение и агрессия. Во-вторых, наряду с развитием тактильно-кинестетической чувствительности и мелкой моторики рук, ребенок учится прислушиваться к себе и проговаривать свои ощущения. В-третьих, происходит развитие мыслительных процессов, тренировка внимания и его концентрация. Формирование умения сосредотачиваться в процессе занятий, усидчивости; Так закладывается база для дальнейшего формирования навыков позитивной коммуникации, совершенствуется предметно-игровая деятельность, что способствует развитию сюжетно-ролевой игры и коммуникативных навыков ребёнка с ОВЗ. Важно, что проективные игры на песке открывают потенциальные возможности ребенка с ОВЗ, развивая его творческий потенциал и фантазию.Подготовка и проведение занятия Для проведения игр с песком необходим песочный стол и широкий набор миниатюрных предметов и игрушек, которые символизируют окружающий мир. В классической песочной терапии существует следующая классификация предметов, используемых в процессе создания песочных картин: животные, обитатели наземного и водного мира, мебель, посуда, деревья и другие растения, объекты небесного пространства, транспортные средства, объекты среды обитания человека, естественные природные предметы, фантастические предметы и персонажи мультфильмов. На первом этапе знакомим детей с правилами безопасности при работе с песком. Правила должны находиться на видном месте, чтобы ребенку визуально можно было к ним обратиться в последующем. Можно провести пальчиковую гимнастику. Далее происходит знакомство с песочницей и материалом, игровыми предметами. Обозначаем рабочую зону, рассказываем, что на столе можно рисовать различными техниками с помощью рук или предметов. Знакомство с песком происходит методом поглаживания, пересыпания, погружением рук в песок. Важно убедиться в том, что ребенку приятно работать с песком. Только затем озвучиваем тему занятия, инструкцию к заданиям. Основная часть включает выполнение заданий и специальных упражнений или спонтанную игру ребенка. Завершаем занятие путем подведения итогов, интересуемся у детей понравилось ли им занятие, было ли им интересно, что больше всего понравилось, прибираем рабочую зону, игрушки. Задания подбираются с учетом индивидуальных и психологических особенностей обучающегося. Их можно проводить как в индивидуальной, так и в групповой форме. В ходе проведения занятий полезно использовать прослушивание музыки: звуки природы или релаксационные мелодии, которые оказывают расслабляющий эффект на нервную систему. Конечно, есть и противопоказания к использованию песочной терапии. Ее нельзя применять если у ребенка сильное сопротивление, повышенная возбудимость или тревожность. У ребенка не должно быть аллергии на пыль, кожных заболеваний, астмы и порезов на руках. 1. Тупичкина, Е.А. «Мир песочных фантазий: Программа обучения рисованию песочных картин в технике « Sand-art»». ФГОС. М.АРКТИ, 2016.-112 с.2. Большебратская Э.Э. «Песочная терапия». - Петропавловск, 2010 – 74с.3. Н. А. Сакович «Технология игры в песок. Игры на мосту».