Огород. Овощи
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Огород. Овощи
Автор: Ольга Ивановна Попова
МБУ «Центр детского творчества» г.Волгодонска Центр раннего развития Развивающий урок по окружающему миру. Тема «Огород. Овощи»Цель:Уточнить представления детей об овощах. Знать различие овощей и фруктов. Учить составлять описательные рассказы об овощах. Научиться лепить овощи.Задачи:Обучающие:- образование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами;- подбор описательных прилагательных к существительным;- употребление в речи предложений со значением противопоставления-научиться лепить картофель (овальные фигуры с углублениями);Развивающие:- развивать и активизировать словарный запас по теме «Овощи и фрукты»;- развивать мыслительную деятельность, память и внимание;-развивать аккуратность и трудолюбие;Воспитательные:- воспитывать у детей интерес к окружающему миру;- вырабатывать навыки правильного питания;Оборудование: картинки-символы; муляжи овощей и фруктов (пластиковые), картинки с изображением овощей и фруктов, пластилин, доски для лепки, стеки.Ход занятия:Организационный момент:Отгадывание загадок.- Молодцы, правильно отгадали загадки. Как все это можно назвать, одним словом? (Овощи).- Какие ещё овощи вы знаете? (чеснок, редис, укроп, капуста, кабачок, тыква, помидоры, морковь, репа, перец). Демонстрация картинок-символов.- Где растут овощи? (на земле, под землёй, на огороде, в поле, на садовом участке, некоторые овощи (помидоры, огурцы, перцы) растут в теплице).- Как собирают овощи, которые растут на земле, на кусте? (срывают, срезают)- Как собирают овощи, которые растут под землёй? (выкапывают, выдёргивают)- Осенью в огороде овощи поспевают и их убирают по- разному.-Как убирают картофель? (Картофель выкапывают).- Как убирают помидоры, огурцы, горох, перец? (помидоры, огурцы, горох, перец собирают).- Как убирают капусту, кабачки? (Капусту, кабачки срезают)- Как убирают редис, свёклу, репу? (Репу, свёклу, редис выдёргивают из земли)Учитель: А кто выращивает овощи? (Ответы детей). Верно, дети, человек сажает в землю семена или рассаду овощей. Когда появляются всходы овощей, человек ухаживает за ними: поливает, пропалывает, рыхлит землю. И только в конце лета начале осени получает урожай овощей. Расскажите, зачем выращивают овощи? (Ответы детей).Учитель: Правильно! Из них готовят салаты, супы. Их можно засолить. Из овощей не только готовят вкусные и полезные блюда, их корни, стебли и листья используют на корм скоту. Кролики, например, любят морковь, капусту. А вы знаете, кто ещё, кроме людей, помогает овощам расти? (Ответы детей).Учитель: Чем полезны овощи? Что из них можно приготовить? Чем полезны овощи? Какие фрукты вы знаете? Чем отличаются овощи и фрукты? Верно, овощи растут в земле (корнеплоды) и над землей. А фрукты на деревьях. И овощи и фрукты содержат много клетчатки, витаминов и микроэлементов, поднимают иммунитет. Очень полезны. Имитационное упражнение.Сейчас я предлагаю вам превратиться в маленькие семена овощей. Присядьте. Тёплое солнышко пригревало семена, дождик поливал. Семена росли-росли и стали растениями. Медленно поднимайте руки, растения тянутся к солнышку. Сильно припекло солнышко, завяли наши растения. Расслабьтесь, уроните голову, опустите плечи и туловище. Полил дождик, ожили растения, тянутся к солнышку. (Повторить расслабление).Учитель: • Солнце согревает землю, даёт растениям свет.• Почва кормит растения. В ней растение растёт. В почве у растения находятся корни.• Растения дышат, им нужен воздух. Воздух попадает в почву, когда человек рыхлит землю мотыгой. То же самое, только без мотыги делает дождевой червь.• Чтобы напоить растения, человек поливает грядки. А ещё их поливает дождь.• Помогают растениям и птицы - синицы, воробьи, грачи, скворцы. Они ловят жучков, склёвывают с листьев гусениц.• А еще на гусениц охотятся жабы. Они наши маленькие помощники и поэтому обижать их нельзя.Про каких ещё помощников мы забыли? Вспомните тех, кого мы видели летом на цветах (ответы детей). Что они там делали? (Ответы детей).1.Игра В огороде поспели овощи и фрукты. Давайте их соберем. Разложить овощи в коробку, а фрукты в корзину. Кто быстрее? Дети делятся на две команды.2. Игра «Ласковые слова»Овощи можно называть ласково.Помидор – помидорчик.Огурец – огурчик.Морковь – морковочка.Баклажан – баклажанчик.Редиска – редисочка.Свёкла – свеколочка.Лук – лучок.Перец – перчик.3. Дидактическая игра “Чего не стало”.(Воспитатель показывает детям несколько овощей на подносе, потом просит их отвернуться и убирает один. Дети должны угадать, чего не хватает.)4. Игра «Сравни овощи»Помидор круглый, а морковка…Редиска мелкая, а редька…Огурец овальный, а тыква…Лук горький, а морковка…Помидор кислый, а чеснок…Огурец зелёный, а свёкла…Морковка в земле, а помидор…Пальчиковая гимнастика Капустка- Отгадайте загадку:Она растет у вас на грядке,Одета в шумные шелка.Мы для нее готовим кадкиИ крупной соли полмешка. (Капуста)- Давайте заготовим капусту на зиму.Мы капусту рубим, рубим, (движения прямыми ладонями вверх-вниз)Мы морковку трём, трём, (потереть кулак одной руки о кулак другой)Мы капусту солим, солим, (пальцы сложить в щепотку, солим)Мы капусту жмём, жмём, (сжимать и разжимать кулаки)А потом и в рот кладем. Ам! (сложенные щепоткой пальцы правой и левой руки поочередно подносим ко рту)5. Игра «Назови одним словом».Сок из моркови – морковныйСок из капусты - капустныйСок из свёклы - свекольныйСалат из огурцов - огуречныйСалат из картофеля - картофельныйСуп из гороха - гороховыйИкра из кабачков – кабачковаяЛепка овощей из пластилинаПосмотрите какие овощи я слепила. Назовите их: картофель, баклажаны, редиска, лук, морковь, лук, редиска. Какой они формы. Цвета. Сегодня мы слепим картофель. Что нам понадобится для работы? (пластилин, доски, стеки, пустые стержни для изготовления углублений).Рассмотрите форму (овальная), размер (крупная, средняя и маленькая), рассмотрение углублений (глазки), цвет (коричневая, желтая).Практическая работа. Повторение правил работы с пластилином. Работаем аккуратно, небольшой кусочек раскатываем, делаем овал, вырезаем глазки. Сделайте несколько штук.8. Заключительная частьРассмотрение детских работ. Разложить детские работы на блюдо. Расскажите про свою работу. Какой у вас картофель. Что вы из него хотите приготовить, кого угостить?Вот мы и поиграли с вами в разные игры. Какая вам игра понравилась больше всего? А когда вы испытали трудности? Почему овощи полезно употреблять в пищу? Что хотите слепить не следующем уроке.