Методическая разработка на тему: «Современные здоровьесберегающие технологии, используемые в детском саду в соответствии с ФГОС ДО»
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Методическая разработка на тему: «Современные здоровьесберегающие технологии, используемые в детском саду в соответствии с ФГОС ДО»
Автор: Фарзалиева Алена Зарбалиевна
Методическая разработка на тему:«Современные здоровьесберегающие технологии, используемые в детском саду в соответствии с ФГОС ДО»Здороеьесберегающие технологии в дошкольном образовании - технологии, направленные на решение приоритетной задачи современного дошкольного образования - задачи сохранения, поддержания и обогащения здоровья субъектов педагогического процесса в детском саду: детей, педагогов и родителей. Понятие «здоровьесберегающие педагогические технологии» дискусионно и у разных авторов встречаются разные трактовки. Н.К.Смирнов, как родоначальник понятия «здоровьесберегающие образовательные технологии» утверждал, что их можно рассматривать как технологическую основу здоровьесберегающей педагогики, как совокупность форм и методов организации обучения детей без ущерба для их здоровья, как качественную характеристику любой педагогической технологии по критерию ее воздействия на здоровье ребенка и педагога. Он считает, что как прилагательное понятие «здоровьесберегающая» относится к качественной характеристике любой педагогической технологии, показывающей, насколько при реализации данной технологии решается задача сохранения здоровья основных субъектов образовательного процесса – детей и их родителей, педагогов. Здоровьесберегающие технологии можно расссматривать как сертификат безопасности для здоровья и как совокупность тех принципов, приемов, методов педагогической работы, которые дополняют традиционные педагогические технологии задачами здоровьясбережения.Цель здоровьесберегающих технологий в дошкольном образованииПрименительно к ребенку – обеспечение высокого уровня реального здоровья воспитаннику детского сада и воспитание валеологической культуры, как совокупности осознанного отношения ребенка к здоровью и жизни человека, знаний о здоровье и умений оберегать, поддерживать и сохранять его, валеологической компетентности, позволяющей дошкольнику самостоятельно и эффективно решать задачи здорового образа жизни и безопасного поведения, задачи, связанные с оказанием элементарной медицинской, психологической самопомощи и помощи.Применительно к взрослым – содействие становлению культуры здоровья, в том числе культуры профессионального здоровья воспитателей ДОУ и валеологическому просвещению родителейВиды здоровьесберегающих технологий в дошкольном образовании · медико-профилактические; · физкультурно-оздоровительные; · технологии обеспечения социально-психологического благополучия ребенка; · здоровьесбережения и здоровьеобогащения педагогов дошкольного образования; · валеологического просвещения родителей; здоровьесберегающие образовательные технологии в детском саду. Медицинские здоровьесберегающие технологии в ДОУ - обеспечивают сохранение и приумножение здоровья детей под руководством медсестры ДОУ в соответствии с медицинскими требованиями и нормами, с использованием медицинских средств.• технологии профилактики заболеваний,• углубленный медицинский осмотр с участием узких специалистов, приходящих из поликлиники,• коррекция возникающих функциональных отклонений,• отслеживание характера течения хронической патологии (для детей, имеющих III-У группу здоровья),• реабилитация соматического состояния здоровья,• противоэпидемическая работа и медицинский контроль работы пищеблока в соответствии с действующими санитарно-гигиеническими правилами,• витаминопрофилактика (отвар шиповника в осеннее – зимний период, витаминизация третьих блюд с использованием аскорбиновой кислоты),• санитарно-гигиеническая деятельность всех служб ДОУ.Физкультурно-оздоровительные технологии - направлены на физическое развитие и укрепление здоровья ребёнка, развитие физических качеств, двигательной активности и становление физической культуры дошкольников:закаливание КГН;беседы по вылеологии;спортивны праздники;спортивные развлечения и досуги;недели здоровья;соревнования;прогулки-походы.Технологии здоровьесбережения и здоровьеобогащения педагогов - технологии, направленные на развитие культуры здоровья педагогов детского сада, в том числе культуры профессионального здоровья, развитие потребности к здоровому образу жизни.Здоровьесбережение в работе с педагогами ДОУ:Семинары-тренинги «Психологическое здоровье педагогов»;Консультации для педагогов «Признаки утомляемости ребёнка дошкольника», «Запрещённые физические упражнения для детей дошкольного возраста», «Как правильно провести гимнастику (различные виды) с дошкольниками», «Профилактика утомляемости дошкольников в ДОУ» «Работа воспитателя по разделам программы «Основы безопасности и жизнедеятельности детей» и др.;Практикум для педагогов ДОУ «Приёмы релаксации, снятия напряжения в течение рабочего дня»;Обсуждение вопросов здоровьесбережения на педагогических советах и медико-педагогических совещаниях в группах раннего возраста и коррекционных группах.Валеологического просвещения родителей - это технологии, направленные на обеспечение валеологической образованности родителей воспитанников ДОУ, обретение ими валеологической компетентности. Валеологическое образование родителей надо рассматривать как непрерывный процесс валеологического просвещения всех членов семьи.Взаимодействие ДОУ с семьей по вопросам охраны и укрепления здоровья детей:Информационные стенды для родителей в каждой возрастной группе работают рубрики, освещающие вопросы оздоровления без лекарств (комплексы упражнений для профилактики нарушений опорно-двигательного аппарата, органов зрения, для развития общей и мелкой моторики, пальчиковые игры;Информационные стенды медицинских работников о медицинской профилактической работе с детьми в ДОУ;Приобщение родителей к участию в физкультурно-массовых мероприятиях ДОУ (соревнования, спортивные праздники, дни открытых дверей, Дни и Недели здоровья, встречи детей ДОУ с родителями-спортсменами и др.);Консультации, беседы с родителями по вопросам здоровьесбережения.Здоровьесберегающие образовательные технологии в детском саду - это прежде всего технологии воспитания валеологической культуры или культуры здоровья дошкольников.Современные здоровьесберегающие технологии, используемые в системе дошкольного образования отражают две линии оздоровительно-развивающей работы: · приобщение детей к физической культуре · использование развивающих форм оздоровительной работы. В настоящее время одной из наиболее важных и глобальных проблем является состояние здоровья детей. Вырастить здорового ребенка – вот самое главное, что необходимо сделать нам, педагогам дошкольных учреждений. Полноценное физическое развитие и здоровье ребенка – это основа формирования личности. Физическое здоровье детей неразрывно связано с их психическим здоровьем, эмоциональным благополучием. Исходя из принципа “здоровый ребенок – успешный ребенок”, считаю невозможным решение проблемы воспитания социально адаптированной личности без осуществления системы мероприятий по оздоровительной работе и физическому воспитанию детей. Поэтому в настоящее время в качестве одного из приоритетных направлений педагогической деятельности выделяется применение в условиях детского сада здоровьесберегающих технологий.Применение в работе ДОУ здоровьесберегающих педагогических технологий повысит результативность воспитательно-образовательного процесса, сформирует у педагогов и родителей ценностные ориентации, направленные на сохранение и укрепление здоровья воспитанников, если будут созданы условия для возможности корректировки технологий, в зависимости от конкретных условий и специализации ДОУ; если, опираясь на статистический мониторинг здоровья детей, будут внесены необходимые поправки в интенсивность технологических воздействий, обеспечен индивидуальный подход к каждому ребенку; будут сформированы положительные мотивации у педагогов ДОУ и родителей детей.Используемые в комплексе здоровьесберегающие технологии в итоге формируют у ребенка стойкую мотивацию на здоровый образ жизни. Только здоровый ребенок с удовольствием включается во все виды деятельности, он жизнерадостен, оптимистичен, открыт в общении со сверстниками и педагогами. Это залог успешного развития всех сфер личности, всех ее свойств и качеств. Современные здоровьесберегающие педагогические технологииЭтапы внедрения здоровьесберегающих технологийАнализ исходного состояния здоровья, физического развития и физической подготовленности дошкольников, их валеологических умений и навыков, а также здоровьесберегающей среды ДОУ.Организация здоровьесберегающего образовательного пространства в ДОУ.Установление контактов с социальными партнёрами ДОУ по вопросам здоровьесбережения.Освоение педагогами ДОУ методик и приёмов здоровьесбережения детей и взрослых ДОУ.Внедрение разнообразных форм работы по сохранению и укреплению здоровья для разных категорий детей и взрослых.Работа валеологической направленности в родителями ДОУ.Система здоровьесбережения в ДОУ:различные оздоровительные режимы (адаптационный, гибкий, щадящий, по сезонам, на время каникул);комплекс закаливающих мероприятий (воздушное закаливание, хождение по “дорожкам здоровья”, профилактика плоскостопия; хождение босиком, “топтание” в тазах, полоскание горла и рта, максимальное пребывание детей на свежем воздухе, бодрящая гимнастика);физкультурные занятия всех типов;оптимизация двигательного режима: традиционная двигательная деятельность детей (утренняя гимнастика, физкультурные занятия, проведение подвижных игр, прогулки) и инновационные технологии оздоровления и профилактики (ритмопластика, логоритмика, сухой бассейн, массажёры, тактильные дорожки);организация рационального питания;медико-профилактическая работа с детьми и родителями;соблюдение требований СанПиНа к организации педагогического процесса;комплекс мероприятий по сохранению физического и психологического здоровья педагогов.Направления работы по здоровьесбережению в ДОУИнтеграция задач физкультурно-оздоровительной работы в различные виды совместной деятельности;Внедрение инновационных здоровьесберегающих технологий в воспитательно-образовательный процесс ДОУ;Разнообразие форм физкультурно - досуговой деятельности с дошкольниками;Формирование привычки к здоровому образу жизни у дошкольников, педагогов и родителей;Совершенствование физических качеств и обеспечение нормального уровня физической подготовленности в соответствии с возможностями и состоянием здоровья ребенка;Выявление интересов, склонностей и способностей детей в двигательной деятельности и реализация их через систему спортивно-оздоровительной работы;Обеспечение физического и психического благополучия каждого ребёнка в ДОУ.Результаты внедрения здоровьесберегающих технологий в ДОУ1. Сформированные навыки здорового образа жизни воспитанников, педагогов и родителей ДОУ.2. Взаимодействие специалистов ДОУ в организации физкультурно-оздоровительной работы с дошкольниками специализированных групп.3. Проявление толерантности всех участников внедрения здороваьесберегающих технологий в педагогический процесс ДОУ.4. Формирование нормативно-правовой базы по вопросам оздоровления дошкольников.5. Внедрение научно-методических подходов к организации работы по сохранению здоровья детей, к созданию здоровьесберегающего образовательного пространства в ДОУ и семье;6. Улучшение и сохранение соматических показателей здоровья дошкольников.Десять золотых правил здоровьесбережения:Соблюдайте режим дня!Обращайте больше внимания на питание!Больше двигайтесь!Спите в прохладной комнате!Не гасите в себе гнев, дайте вырваться ему наружу!Постоянно занимайтесь интеллектуальной деятельностью!Гоните прочь уныние и хандру!Адекватно реагируйте на все проявления своего организма!Старайтесь получать как можно больше положительных эмоций!Желайте себе и окружающим только добра!Список литературыАхутина Т.В. Здоровьесберегающие технологии обучения: индивидуально-ориентированный подход,2000.Ковалько В.И. Здоровьесберегающие технологии. – М.: ВАКО, 2007.Сухарев А.Г. “Концепция укрепления здоровья детского и подросткового населения России”Сивцова А.М.“Использование здоровьесберегающих педагогических технологий в дошкольных образовательных учреждениях” Методист. – 2007.Смирнов Н.К. “Здоровьесберегающие образовательные технологии в работе педагога”