Роль речевого дыхания в развитии речи дошкольника


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Роль речевого дыхания в развитии речи дошкольника
Автор: Елена Анатольевна Багаевская

Роль речевого дыхания в развитии речи дошкольникаВо время речи органы дыхания, продолжая выполнять свою основную биологическую функцию газообмена, осуществляют одновременно голосо образующую и артикуляционную функции.Дыхание при речи, или так называемое речевое дыхание, по сравнению с обычным спокойным дыханием имеет существенные отличия, обусловленные особыми требованиями, предъявляемыми к дыхательному акту во время речи.Как известно, речь образуется в фазе выдоха. Для слитного произношения целых смысловых отрезков (фраз, синтагм), облегчающего восприятие связной речи, необходим удлинённый выдох. Вдох же, напротив, должен быть как можно более коротким, чтобы сократить обусловленные им паузы между отрезками речи. Первая особенность речевого дыхания состоит в том, что в отличие от обычного дыхания, фаза выдоха в 5-8 раз продолжительнее фазы вдоха. Удлинение выдоха происходит не только за счёт перераспределения времени внутри дыхательного цикла (вдох-выдох), но и за счёт увеличения продолжительности всего цикла. При обычном дыхании число дыхательных движений, то есть циклов, составляет 16-20 в минуту, а на один цикл соответственно приходится 3-4 секунды. Во время речи чис ло дыхательных движений уменьшается вдвое и составляет 8-10 в минуту. Следовательно, на каждый дыхательный цикл отводится вдвое больше времени. Это вторая особенность речевого дыхания.Для того чтобы обеспечить длительный выдох, необходим больший, чем при обычном дыхании, запас воздуха. Объем выдыхаемо го воздуха достигает при речи 1000-1500 смі вместо 500 смі при обычном дыхании. Увеличение объема воздуха, используемого при речи, достигается введением дополнительного воздуха посредством более глубокого вдоха, a также путем расходования части резервного воздуха. Необходимость быстрого и глубокого вдоха обусловливает третью особенность речевого дыхания, которая заключается в том, что вдох при речи производится главным образом через рот, a не через нос, как при обычном дыхании, так как быстрому и глубо- кому вдоху через нос препятствует узость носовых ходов.Четвертой особенностью речевого дыхания является то, что выдох во время речи осуществляется при активном участии выдыхательных мышц. Это оказывается необходимым для того, чтобы, во-первых, обес печить более глубокий выдох и, во-вторых, чтобы образовалось доста точное давление воздушной струи, без чего невозможна звучная речь.Нормальное речевое дыхание у ребёнка вырабатывается с развитием речи.Обучение ребенка проводится по разным направлениям: развитие моторики (общей, мелкой, артикуляционной), исправление звукопроизношения, формирование ритмико-мелодической стороны речи и совершенствование дикции. Чтобы у ребенка выработались прочные навыки во всей двигательной сфере, требуется длительное время и использование разнообразных форм и приемов обучения. Для быстрейшего достижения результатов работа должна проводиться совместно с логопедом.Формирование правильного речевого дыхания, за исключением выработки физиологического (диафрагмального) дыхания, осуществляется в процессе общего речевого развития, параллельно с развитием артикуляции и голоса. Игровые упражнения, используемые для коррекции речевого дыхания, способствуют также развитию голоса, и наоборот, все голосовые упражнения, проводимые логопедом и воспитателем, способствуют постановке правильного речевого дыхания. При работе с детьми над речевым дыханием, голосовыми модуляциями, силой и громкостью, темпом и тоном голоса следует опираться на образец педагога, используя имитационную способность детей.Отличие речевого дыхания от обычного жизненного дыхания:
  • - вне речи вдох осуществляется через нос, а во время речи - через рот;
  • - вне речи вдох и выдох по продолжительности одинаковы, а в речи они неравномерны (вдох короткий, но не резкий, а выдох медленный).
  • Цель дыхательных упражнений - научить детей быстро, бесшумно производить вдох и рационально, экономно расходовать воздух на выдохе.Работа над речевым дыханием заключается в следующем:
  • - в выработке длительного ротового выдоха;
  • - в формировании умения экономно расходовать воздух в процессе речи с учетом его добора.
  • Внимание педагога, работающего с ребенком над выработкой правильного речевого дыхания, должно быть сосредоточено на следующих моментах:
  • - во время дыхания плечи у ребенка должны быть неподвижны;
  • - грудь не должна сильно подниматься при вдохе и опускаться при выдохе;
  • - живот при вдохе должен подниматься, а при выдохе - опускаться;
  • - во время вдоха не втягивать воздух носом, а делать вдох через рот;
  • - вдох должен быть мягким и коротким, выдох - длительным, спокойным и плавным;
  • - сделав вдох, сразу же начинать говорить, не задерживая дыхание;
  • - говорить только на выдохе.