«Решение задач по физике различных уровней сложности».


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: «Решение задач по физике различных уровней сложности».
Автор: Рогожина Светлана Николаевна

П Министерство просвещения Российской ФедерацииМинистерство образования и науки Республики Саха (Якутия)Администрация Муниципального образования «Мирнинский район»МБОУ «СОШ № 5»‌‌‌ ‌‌РАБОЧАЯ ПРОГРАММАВнеурочная деятельность «Физика в нашей жизни» для учащихся 11 А классаСрок реализации - 2024 – 2025 учебный год Составитель: Рогожина Светлана Николаевна, учитель физики п. АйхалПояснительная записка  Рабочая программа элективного курса по физике для10 класса составлена на основе программы элективного курса «Решение задач различных уровней сложности», авторы: В.А. Орлов, Ю.А Сауров, рассчитанную на 68 часов для учащихся 10-11классов. 1. Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации".2. Приказ Минобрнауки России от 17 мая 2012 г. № 413 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования».3. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 12.08.2022 № 732 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 мая 2012 г. № 413».4. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации № 1028 от 27.12.2023 «О внесении изменений в некоторые приказы Министерства образования и науки Российской Федерации и Министерства просвещения Российской Федерации, касающиеся федеральных государственных образовательных стандартов основного общего образования и среднего общего образования».5. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 18.05.2023 № 371 «Об утверждении федеральной образовательной программы среднего общего образования».6. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации № 62 от 01.02.2024 «О внесении изменений в некоторые приказы Министерства просвещения Российской Федерации, касающиеся федеральных образовательных программ основного и среднего общего образования».7. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 19.03.2024 № 171 «О внесении изменений в некоторые приказы Министерства просвещения Российской Федерации, касающиеся федеральных образовательных программ начального общего образования, основного общего образования и среднего общего образования».8. Приказ Минпросвещения России от 22.03.2021 N 115 "Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования".9. СП 2.4.3648-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи".10. СанПиН 1.2.3685-21 "Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания".11. МР 2.4.0331-23 Методические рекомендации по обеспечению оптимизации учебной нагрузки в общеобразовательных организациях.12. Приказ Минпросвещения России № 119 от 21.02.2024 «О внесении изменений в приложения № 1 и № 2 к приказу Минпросвещения России от 21.09.2022 г. N 858 «Об утверждении федерального перечня учебников, допущенных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования организациями, осуществляющими образовательную деятельность и установления предельного срока использования исключенных учебников».13. Приказ Министерства просвещения РФ от 02.08.2022 № 653 «Об утверждении федерального перечня электронных образовательных ресурсов, допущенных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ НОО, ООО, СОО».14. Основная образовательная программа среднего общего образования МБОУ «СОШ № 5» на 2024 - 2025 учебный год.15.Учебный план МБОУ «СОШ № 5» на 2024 – 2025 учебный год.       Курс рассчитан на учащихся 10-11 классов и предполагает совершенствование подготовки школьников по освоению основных разделов физики, углубление знаний по отдельным темам курса и подготовки к ЕГЭ.. Цель курса:
  • развить устойчивый интерес к изучению физики и решению   физических задач; 
  • совершенствование полученных в основном курсе знаний и умений;
  • формирование представлений о постановке, классификации, приемах и методах решения школьных физических задач;
  • подготовить учащихся к сдачи ЕГЭ.
  • Исходя из этих целей , вытекают следующие задачи.Образовательные задачи:
  • раскрыть и сформировать взаимосвязь между основными типами и методами задач;
  • научить объяснять опытные данные на основе имеющихся знаний; уметь работать с учебником;
  • раскрыть метод наблюдений научное объяснение фактов и явлений 
  •                  Развивающие задачи: 
  • развивать познавательные интересы и интеллектуальные способности в процессе                самостоятельного приобретения физических знаний с использований различных               источников информации, в том числе компьютерных;
  • развивать самостоятельности мышления школьника по применению имеющихся знаний в различных ситуациях;
  • формировать познавательный интерес к физике и технике, развитие творческих способностей, осознанных мотивов учения; подготовка к продолжению образования и сознательному выбору профессии;
  • работать над формированием умений сравнивать полученные результаты, делать выводы и обобщения;
  • работать над формированием умений выделять главную причину, влияющую на результат;
  • Воспитательные задачи:
  • показать значение причинно- следственных связей в познаваемости явлений; -  показать значение опытных фактов и эксперимента в создании модели данной теории;
  • воспитывать положительное отношение к труду;
  • в целях патриотического воспитания показать значение работ и открытий русских ученых в развитии физики.
  •     Программа элективного курса согласована с требованиями госстандарта и содержанием основных программ курса физики, она ориентирует учителя на дальнейшее совершенствование уже усвоенных учащимися знаний и умений. Для этого вся программа делится на несколько разделов. Первый раздел знакомит школьников с минимальными сведениями о понятии «задача», дает представление о значении задач в жизни, науке, технике, знакомит с различными сторонами работы с задачами. В частности, они должны знать основные приемы составления задач, уметь классифицировать задачу по трем основаниям. В первом разделе при решении задач особое внимание уделяется последовательности действий, анализу физического явления, проговариванию вслух решения, анализу полученного ответа. Если в начале раздела используются задачи из механики, молекулярной физики то в дальнейшем решаются задачи из разделов курса 11 кл.    При изучении первого раздела возможны различные формы занятий: рассказ и беседа учителя, выступление учеников , подробное объяснение примеров решения задач, индивидуальная и коллективная работа по составлению задач, конкурс на составление лучшей задачи, знакомство с различными задачниками и т. д.    При решении задач главное внимание обращается на накопление опыта решения задач различной трудности. Содержание тем подобрано так, чтобы формировать при решении задач основные методы данной физической теории.    На занятиях применяются коллективные и индивидуальные формы работы: постановка, решение и обсуждение решения задач, подготовка к олимпиаде, подбор и составление задач на тему работа с тренировочными тестами на компьютере и т. д. Предполагается также выполнение домашних и контрольных работ по решению задач. В итоге школьники могут выйти на теоретический уровень решения задач: решение по определенному плану, владение основными приемами решения, осознание деятельности по решению задачи, самоконтроль и самооценка, моделирование физических явлений и т. д. На занятиях применяются индивидуальная и коллективная форма работы. Сроки и этапы реализации программыПрограмма элективного курса рассчитана на 68 часов – 34 часов 10 класс и 34 часа-11класс. Срок реализации программы 2 года.Формы контроля.
  • Инструментом для оценивания результатов могут быть:
  • тестирование,
  • творческие работы,
  • контрольные работы ,
  • зачет,
  • выполнение тестов ЕГЭ.
  •  Требования к уровню подготовки учащихся: при изучении курса учащиеся должны  знать:-  основные типы физических задач;-  методы и алгоритмы решения физических задач. уметь:-  определять типы физических задач, знать  алгоритм решения;-  применять полученные знания к решению задач;-  подбирать и составлять задачи по данной теме ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ КУРСА «РЕШЕНИЕ ЗАДАЧПО ФИЗИКЕ» НА УРОВНЕ СРЕДНЕГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯИзучение курса в средней школе направлено на достижение обучающимися следующих результатов, отвечающих требованиям ФОП к освоению основной образовательной программы среднего общего образования:Личностные результаты Личностные результаты освоения учебного курса «Физика» должны отражать готовность и способность обучающихся руководствоваться сформированной внутренней позицией личности, системой ценностных ориентаций, позитивных внутренних убеждений, соответствующих традиционным ценностям российского общества, расширение жизненного опыта и опыта деятельности в процессе реализации основных направлений воспитательной деятельности, в том числе в части:1) гражданского воспитания:
  • сформированность гражданской позиции обучающегося как активного и ответственного члена
  • российского общества;
  • принятие традиционных общечеловеческих гуманистических и демократических ценностей;
  • готовность вести совместную деятельность в интересах гражданского общества, участвовать в
  • самоуправлении в образовательной организации;
  • умение взаимодействовать с социальными институтами в соответствии с их функциями и
  • назначением;
  • готовность к гуманитарной и волонтёрской деятельности;
  • 2) патриотического воспитания:
  • сформированность российской гражданской идентичности, патриотизма;
  • ценностное отношение к государственным символам, достижениям российских учёных в
  • области физики и техники;3) духовно-нравственного воспитания:
  • сформированность нравственного сознания, этического поведения;
  • способность оценивать ситуацию и принимать осознанные решения, ориентируясь на моральнонравственные нормы и ценности, в том числе в деятельности учёного;
  • осознание личного вклада в построение устойчивого будущего;
  • 4) эстетического воспитания:
  • эстетическое отношение к миру, включая эстетику научного творчества, присущего физической
  • науке;5) трудового воспитания:
  • интерес к различным сферам профессиональной деятельности, в том числе связанным с физикой
  • и техникой, умение совершать осознанный выбор будущей профессии и реализовывать собственные жизненные планы;
  • готовность и способность к образованию и самообразованию в области физики на протяжении
  • всей жизни;6) экологического воспитания:
  • сформированность экологической культуры, осознание глобального характера экологических
  • проблем;
  • планирование и осуществление действий в окружающей среде на основе знания целей
  • устойчивого развития человечества;
  • расширение опыта деятельности экологической направленности на основе имеющихся знаний по физике;
  • 7) ценности научного познания:
  • сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню развития физической науки;
  • осознание ценности научной деятельности, готовность в процессе изучения физики
  • осуществлять проектную и исследовательскую деятельность индивидуально и в группе.
  • МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫПознавательные универсальные учебные действияБазовые логические действия:
  • самостоятельно формулировать и актуализировать проблему, рассматривать её всесторонне;
  • определять цели деятельности, задавать параметры и критерии их достижения;
  • выявлять закономерности и противоречия в рассматриваемых физических явлениях;
  • разрабатывать план решения проблемы с учётом анализа имеющихся материальных и нематериальных ресурсов;
  • вносить коррективы в деятельность, оценивать соответствие результатов целям, оценивать риски последствий деятельности;
  • координировать и выполнять работу в условиях реального, виртуального и комбинированного взаимодействия;
  • развивать креативное мышление при решении жизненных проблем.
  • Базовые исследовательские действия:
  • владеть научной терминологией, ключевыми понятиями и методами физической науки;
  • владеть навыками учебно-исследовательской и проектной деятельности в области физики, способностью и готовностью к самостоятельному поиску методов решения задач физического
  • содержания, применению различных методов познания;
  • владеть видами деятельности по получению нового знания, его интерпретации, преобразованию и применению в различных учебных ситуациях, в том числе при создании учебных проектов в области физики;
  • выявлять причинно-следственные связи и актуализировать задачу, выдвигать гипотезу её решения, находить аргументы для доказательства своих утверждений, задавать параметры и критерии решения;
  • анализировать полученные в ходе решения задачи результаты, критически оценивать их достоверность, прогнозировать изменение в новых условиях;
  • ставить и формулировать собственные задачи в образовательной деятельности, в том числе при изучении физики;
  • давать оценку новым ситуациям, оценивать приобретённый опыт;
  • уметь переносить знания по физике в практическую область жизнедеятельности;
  • уметь интегрировать знания из разных предметных областей;
  • выдвигать новые идеи, предлагать оригинальные подходы и решения;
  • ставить проблемы и задачи, допускающие альтернативные решения.
  • Работа с информацией:
  • владеть навыками получения информации физического содержания из источников разных типов, самостоятельно осуществлять поиск, анализ, систематизацию и интерпретацию информации
  • различных видов и форм представления;
  • оценивать достоверность информации;
  • использовать средства информационных и коммуникационных технологий в решении когнитивных, коммуникативных и организационных задач с соблюдением требований эргономики, техники безопасности, гигиены, ресурсосбережения, правовых и этических норм, норм
  • информационной безопасности;
  • создавать тексты физического содержания в различных форматах с учётом назначения информации и целевой аудитории, выбирая оптимальную форму представления и визуализации.
  • Коммуникативные универсальные учебные действия:
  • осуществлять общение на уроках физики и во внеурочной деятельности;
  • распознавать предпосылки конфликтных ситуаций и смягчать конфликты;
  • развёрнуто и логично излагать свою точку зрения с использованием языковых средств;
  • понимать и использовать преимущества командной и индивидуальной работы;
  • выбирать тематику и методы совместных действий с учётом общих интересов и возможностей каждого члена коллектива;
  • принимать цели совместной деятельности, организовывать и координировать действия по её
  • достижению: составлять план действий, распределять роли с учётом мнений участников, обсуждать результаты совместной работы;
  • оценивать качество своего вклада и каждого участника команды в общий результат по разработанным критериям;
  • предлагать новые проекты, оценивать идеи с позиции новизны, оригинальности, практической значимости;
  • осуществлять позитивное стратегическое поведение в различных ситуациях, проявлять творчество и воображение, быть инициативным.
  • Регулятивные универсальные учебные действияСамоорганизация:
  • самостоятельно осуществлять познавательную деятельность в области физики и астрономии, выявлять проблемы, ставить и формулировать собственные задачи;
  • самостоятельно составлять план решения расчётных и качественных задач, план выполнения практической работы с учётом имеющихся ресурсов, собственных возможностей и предпочтений;
  • давать оценку новым ситуациям;
  • расширять рамки учебного предмета на основе личных предпочтений;
  • делать осознанный выбор, аргументировать его, брать на себя ответственность за решение;
  • оценивать приобретённый опыт;
  • способствовать формированию и проявлению эрудиции в области физики, постоянно повышать свой образовательный и культурный уровень.
  • Самоконтроль:
  • эмоциональный интеллект:
  • давать оценку новым ситуациям, вносить коррективы в деятельность, оценивать соответствие результатов целям;
  • владеть навыками познавательной рефлексии как осознания совершаемых действий и мыслительных процессов, их результатов и оснований;
  • использовать приёмы рефлексии для оценки ситуации, выбора верного решения;
  • уметь оценивать риски и своевременно принимать решения по их снижению;
  • принимать мотивы и аргументы других при анализе результатов деятельности;
  • принимать себя, понимая свои недостатки и достоинства;
  • принимать мотивы и аргументы других при анализе результатов деятельности;
  • признавать своё право и право других на ошибки.
  • В процессе достижения личностных результатов освоения программы по физике для уровня среднего общего образования у обучающихся совершенствуется эмоциональный интеллект, предполагающий сформированность:
  • самосознания, включающего способность понимать своё эмоциональное состояние, видеть направления развития собственной эмоциональной сферы, быть уверенным в себе;
  • саморегулирования, включающего самоконтроль, умение принимать ответственность за своё поведение, способность адаптироваться к эмоциональным изменениям и проявлять гибкость, быть
  • открытым новому;внутренней мотивации, включающей стремление к достижению цели и успеху, оптимизм, инициативность, умение действовать исходя из своих возможностей;
  • эмпатии, включающей способность понимать эмоциональное состояние других, учитывать его при осуществлении общения,
  • способность к сочувствию и сопереживанию;
  • социальных навыков, включающих способность выстраивать отношения с другими людьми, заботиться, проявлять интерес и разрешать конфликты.
  • Предметные результаты В результате обучения по программе учебного курса обучающийся научится:
  • демонстрировать на примерах роль и место физики в формировании современной научной картины мира, в развитии современной техники и технологий, в практической деятельности людей;
  • демонстрировать на примерах взаимосвязь между физикой и другими естественными науками;
  • устанавливать взаимосвязь естественно-научных явлений и применять основные физические модели для их описания и объяснения;
  • использовать информацию физического содержания при решении учебных, практических, проектных и исследовательских задач, интегрируя информацию из различных источников и
  • критически ее оценивая;
  • различать и уметь использовать в учебно-исследовательской деятельности методы
  • научного познания (наблюдение, описание, измерение, эксперимент, выдвижение гипотезы,
  • моделирование и др.) и формы научного познания (факты, законы, теории), демонстрируя на примерах
  • их роль и место в научном познании;
  • проводить исследования зависимостей между физическими величинами: проводить
  • измерения и определять на основе исследования значение параметров, характеризующих данную
  • зависимость между величинами, и делать вывод с учетом погрешности измерений;
  • использовать для описания характера протекания физических процессов физические
  • величины и демонстрировать взаимосвязь между ними;
  • использовать для описания характера протекания физических процессов физические
  • законы с учетом границ их применимости;
  • решать качественные задачи (в том числе и межпредметного характера): используя модели,
  • физические величины и законы, выстраивать логически верную цепочку объяснения (доказательства)
  • предложенного в задаче процесса (явления);
  • решать расчетные задачи с явно заданной физической моделью: на основе анализа условия
  • задачи выделять физическую модель, находить физические величины и законы, необходимые и
  • достаточные для ее решения, проводить расчеты и проверять полученный результат;
  • учитывать границы применения изученных физических моделей при решении физических
  • и межпредметных задач;
  • использовать информацию и применять знания о принципах работы и основных
  • характеристиках изученных машин, приборов и других технических устройств для решения
  • практических, учебно-исследовательских и проектных задач;
  • использовать знания о физических объектах и процессах в повседневной жизни для обеспечения безопасности при обращении с приборами и техническими устройствами, для сохранения
  • здоровья и соблюдения норм экологического поведения в окружающей среде, для принятия решений в повседневной жизни.
  • Обучающийся получит возможность научиться:
  • понимать и объяснять целостность физической теории, различать границы ее применимости и место в ряду других физических теорий;
  • владеть приемами построения теоретических доказательств, а также прогнозирования особенностей протекания физических явлений и процессов на основе полученных теоретических выводов и доказательств;
  • характеризовать системную связь между основополагающими научными понятиями: пространство, время, материя (вещество, поле), движение, сила, энергия;
  • выдвигать гипотезы на основе знания основополагающих физических закономерностей и законов;
  • характеризовать глобальные проблемы, стоящие перед человечеством: энергетические, сырьевые, экологические, и роль физики в решении этих проблем;
  • решать практико-ориентированные качественные и расчетные физические задачи с выбором физической модели, используя несколько физических законов или формул, связывающих известные физические величины, в контексте межпредметных связей;
  • объяснять принципы работы и характеристики изученных машин, приборов и технических устройств;
  • объяснять условия применения физических моделей при решении физических задач, находить адекватную предложенной задаче физическую модель, разрешать проблему как на основе имеющихся знаний, так и при помощи методов оценки.
  • Содержание курсаСодержание курса Календарно-тематическое планирование 10 класс Календарно – темКалендарно – тематическое планирование 11 класс  Литература 1.Балаш В.А. Задачи по физике и методы их решения. М.: Просвещение, 2023.2.Всероссийские олимпиады    по физике.1992- 2001/   Под     ред.     С.М.Козелла.М.: Вербум, 2022.3.Кабардин О.Ф.., Орлов В.А., Зильберман А.Р. Задачи по физике. М.,Дрофа, 2022.4.Ланге В.Н. Экспериментальные физические задачи на смекалку. М.,Наука 2023.5.Черноуцан А.И. Физика. Задачи с ответами и решениями. М., Высшая школа,2023. Литература