"Хлеб -всему голова!"


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: "Хлеб -всему голова!"
Автор: Ильина Татьяна Александровна

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 46 «Северяночка»Конспект занятия в старшей группе по ознакомлению с окружающим миром «Хлеб – наше богатство»Воспитатель: Ильина Т.АГ. ГаджиевоПрограммное содержание:
  • Воспитывать у детей бережное отношение и уважение к хлебу и людям, вырастившим его;
  • Расширить знания у детей о значении хлеба в жизни человека;
  • Познакомить детей с процессом выращивания хлеба;
  • Дать представление о том, как хлеб пришел к нам на стол; обратить внимание на содержание труда людей, на их слаженность и взаимопомощь в работе, на механизацию труда;
  • Закрепить знания детей о том, что хлеб - это один из самых главных продуктов питания в России.
  • Предварительная работа:Беседа о сборе урожая хлеба;Рассматривание иллюстраций;Заучивание пословиц, беседа, чтение литературных произведений по теме; Рассматривание колосьев ржи и пшеницы.Ход занятия:Воспитатель:Ребята сегодня я вас приглашаю в путешествие. Послушайте и отгадайте загадку.Загадка про хлебОтгадать легко и быстро:Мягкий, пышный и душистый,Он и черный, он и белый,А бывает подгорелый.(Хлеб)Дети:Хлеб.(1 слайд)Воспитатель: (2 слайд)Да, верно, мы с вами поговорим именно о нем. Хлеб ржаной, батон и булки, не добудешь на прогулке. С румяной корочкой, душистый, ароматный, горячий, мягкий. Он – самый главный на каждом столе. А вот каким он может быть еще, вы мне и расскажете.Дидактическая игра «А какой он, хлеб?»Подбор определений к существительному. (Дети стоят в кругу и передают по кругу мяч и называют определения, например, хлеб румяный, свежий, душистый, аппетитный, мягкий, черствый, белый, горячий, витаминный, воздушный, ароматный).Воспитатель:Хлеб бывает разный, но он обязательно полезный и вкусный. В хлебе содержится витамин В, который укрепляет нервную систему, память, улучшает пищеварение. Ребята, а кто знает, откуда к нам хлеб пришел?Дети:Его покупают в магазине.Воспитатель: Давайте с вами поговорим, из чего делают хлеб?Дети:Пекут из муки.Воспитатель:А что такое мука, из чего её получают?Дети:Из зёрен.Воспитатель: (3 слайд)Правильно. Люди хлеб в полях лелеют, сил для хлеба не жалеют. Из зёрен пшеницы получают пшеничную муку, а из зёрен ржи получают ржаную муку. Чтобы получить из зёрен муку, нужно затратить очень много труда и сил: сначала вырастить рожь и пшеницу, потом собрать урожай. Этим и занимаются хлеборобы. Ребята, вы хотите узнать, что же это за работа?Дети:Да, хотим!Воспитатель:Выращивать и убирать людям хлеб помогают сильные машины. Весной, лишь только оттает и просохнет земля в поле выходит трактор. Кто ведет его … Дети:Тракторист.Воспитатель: (4 и 5 слайд) Снег растает в поле чистом, схлынет талая вода, побежит за трактористом ранним утром борозда.Трактор тянет за собой железный плуг, который глубоко вспахивает землю. И вот земля стала мягкой, послушной и рыхлой. Теперь можно начинать сеять! (6 слайд) Выйдут сеялки потом, засевать поля.К трактору прикрепляют сеялки и те ровными, аккуратными рядами укладывают в почву зерна (7 слайд). (8 слайд) Рожь поспела, пожелтела. Все лето созревают зёрна в колосьях. Поле в это время очень красивое, а когда зёрна созрели. (9 слайд) собирать пора, за дело! Начинается жатва. (Дети повторяют слово хором и индивидуально). И на поле выходят другие машины – комбайны. (10 слайд) слышен летом до заката, гул комбайна у реки. Кто работает на комбайне?Дети:Комбайнёр.Воспитатель:Что же делает комбайн?Дети:Собирает колосья.Воспитатель: Комбайн – срезает колосья и вымолачивает из них зерна, эти зерна по специальному длинному рукаву высыпаются в грузовые машины, которые беспрерывно подъезжают по сигналу комбайнера.(11 слайд) и везут на элеватор урожай грузовики.Далее машины везут зерно на элеваторы (Дети повторяют слово хором и индивидуально) – специальные сооружения для хранения зерна. А как вы думаете, куда везут зерно из элеваторов?Дети:На мельницу.Воспитатель: Правильно, (12 слайд) и зерно в амбары потечет рекой его машины умные сделают мукой. (13 слайд).Там зерно перемалывают в муку. Ребята, а куда потом отправляется мука?Дети:На хлебозавод, пекарню.Воспитатель:Правильно. На хлебозаводе стоят огромные чаны с закваской. В чан с закваской добавляют муку, соль, сахар, воду, дрожжи и специальные машины механическими «руками» вымешивают тесто для хлеба. А давайте и мы с вами превратимся в пекарей и замесим тесто для каравая, вставайте в круг.Физкультминутка «Каравай»(Сжимать руки в кулаки и по очереди совершать ими движения сверху вниз, как будто месим тесто).Мешу, мешу тесто,Есть в печи место,Пеку, пеку каравай, («перекладываем тесто» из руки в руку)Переваливай, валяй. (2 раза)(14 слайд) на заводе пекарь хлеб печет с любовью!И вот тесто замешано и пришла пора его класть в форму и ставить в печь. Когда хлеб испечется (15 слайд) скажет он ребятам, кушайте, готово! Хлеб грузят на машины и везут в магазины.А что еще пекут из муки кроме хлеба?Дети:Булочки, печенье, торты, пироги, сухари.Воспитатель: (16 слайд)А как все эти продукты можно назвать вместе?Дети:Хлебобулочные изделия.Воспитатель:Какие вы молодцы. Вот видите, ребята, как много труда надо затратить, чтобы получить хлеб. Русский народ всегда очень бережно относится к хлебу. Хлеб – всему голова. Всего три слова, но как точно говорится в пословице о важности хлеба. Ребята, а какие еще вы знаете пословицы о хлебе?Дети:(Дети называют пословицы и поговорки и объясняют их смысл).Пословицы и поговорки про хлеб«Без хлеба – нет обеда». «Хлеб – батюшка, вода – матушка». «Будет хлеб – будет и песня». «Много свету – много хлеба». «Хлеба надо брать столько, сколько съешь». «Хлеб надо всегда доедать». «Хлеб нельзя бросать на пол». «Не велик кусок пирога, а стоит много труда».Воспитатель:Дети, скажите пожалуйста какие работы выполняют на полях хлеборобы, чтобы вырастить хороший урожай зерна?Дети:Пашут, боронуют, сеют, удобряют, жнут.Воспитатель:Какие машины помогают хлеборобам?Дети:Трактора, комбайны, грузовые машины.Воспитатель:Как нужно относится к хлебу?Дети:Бережно, съедать весь до конца, хлеб нельзя выкидывать.Воспитатель:Ну вот, наше путешествие подошло к концу, и теперь вы знаете, какой долгий путь прошел наш хлеб, чтобы попасть в магазин. Хлеб – главное богатство нашей страны и его нужно беречь.(17 слайд) Слава миру на Земле! слава хлебу на столе! Слава тем, кто хлеб растил, не жалел трудов и сил!