Формирование медиативных навыков у участников образовательных отношений


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Формирование медиативных навыков у участников образовательных отношений
Автор: Казанцева Татьяна Алексеевна

Основы проектирования школьной службы примиренияМодели, подходы, различия в проведении самой процедуры урегулирования конфликта могут быть разнымиглавная задача, стоящая перед современными специалистами в области разрешения конфликтов, суметь идентифицировать проблему и выбрать оптимальный способ их урегулированияШкольная медиация рассчитана, прежде всего, вести профилактическую работу и помочь учителям, родителям сформировать безопасную средуСлужба примирения - это путь, который учит уважать себя и других, брать ответственность за свои поступки и за их последствияОсобенности службы примирения в системе образованияВ системе образования программы восстановительной медиации могут осуществляться на базе общеобразовательных учреждений всех типов (7 и 8 видов – в исключительных случаях), учреждений дополнительного образования, учреждений среднего профессионального образования, вузовВ школьную службу примирения (ШСП) обязательно входят учащиеся-медиаторы и взрослый кураторКуратор должен получить согласие от родителей медиаторов-школьников на их участие в работе службы примиренияМедиаторами (при условии прохождения специальной подготовки по медиации) могут быть:-учащиеся-педагогические работники образовательного учреждения-взрослый (родитель, сотрудник общественной или государственной организации или иной взрослый) по согласованию с администрацией образовательного учрежденияВозможно совместное ведение медиации взрослым и ребенкомВ большинстве случаев служба примирения состоит из куратора (обычно это заместитель директора по учебно-воспитательной работе, социальной педагог, реже психолог или один из учителей) и порядка десяти старшеклассников. Все эти люди проходят подготовку в качестве медиаторов, администрация школы поддерживает создание службы примиренияВ службе должны быть взрослые медиаторы (для тех ситуаций, которые подросткам не под силу в связи с их статусом), обычно этот человек является куратором службыНа данный момент существуют организационные модели школьной службы примирения, такие как:-Профилактическая модель-Воспитательная (педагогическая) модель-Сервисная модель
  • ПРОФИЛАКТИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ
  • В рамках данной модели служба примирения призвана: -декриминализовать подростковую среду-содействовать устранению причин девиантного поведения школьников.Служба примирения выступает элементом системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних и приводит к организационному встраиванию службы в социально-педагогический блок школьной администрации. Служба примирения, в этом варианте, работает в единой системе с советом профилактики, социальным педагогом, психологом и другими школьными специалистами, занимающимися проблемами отклоняющегося поведения.Эффективность работы службы оценивается, в рассматриваемом контексте, по «производственным показателям»: -количеству и сложности проведенных программ-снижению «уровня конфликтности» в школеЗаказчик - администрация школыСлужба примирения обслуживает школу, так как встроена в систему профилактики и подчиняется администрации ОУ Служба работает с подростковой средой, выполняя по отношению к ней миссию преобразованияПрограммы примирения выступают лишь одним из инструментов такой работы
  • ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ МОДЕЛЬ
  • Создание службы рассматривается как проявление детской активности, способ самореализации воспитанников в позитивном ключеОрганизация программ примирения выступает в качестве коллективной социально-значимой деятельности, которая формирует «воспитательный коллектив» детской службыЦенится не столько сам продукт, который производит служба (программы примирения), сколько появление в школе объединения, воспитывающего у своих членов высокие нравственные и деловые качества через привлечение к добровольчествуСлужба воспринимается как воспитательная программа и в организационном плане остаётся довольно автономной, будучи причисленной к системе воспитательной работы школы в качестве одной из её формЗаказчик - воспитанники, занимающиеся в службе примирения. Они приходят в службу именно «заниматься», и тем самым дают ей заказ на своё развитие. Дети обучаются: -навыкам ведения примирительных встреч, -работе в команде, -совершенствуют свои коммуникативные навыки и нравственные качестваИспользуют новые умения в разрешении реальных конфликтов по принципу: «Даже если мы поможем одному человеку, то нам стоило всему этому учиться»
  • СЕРВИСНАЯ МОДЕЛЬ
  • Вместе с властью директора в школе есть самоуправление.Самоуправление – это власть учеников, педагогов и родителей (самоуправление)Границы власти субъектов школьного управления определяются уставом школы и соответствующими ему локальными актами Формы этой власти - конкретные органы самоуправления выбирает само учебное заведениеОрганы самоуправления бывают -«совместными», с участием и педагогов, и родителей, и учеников - например, совет школы, -«раздельными» - например, ученический совет с участием выборных представителей обучающихсяОрганы школьного самоуправления, сформированные учениками, принято называть органами ученического самоуправленияГлавный смысл самоуправления - с его помощью участники школьной жизни получают возможность влиять на школьную политику - как через участие в принятии решений, которыми руководствуется администрация учебного заведения, так и через собственную активность в управлении внутришкольными процессамиСамоуправление делает школьную жизнь предметом совместного творчества всех её субъектовОрганизационное оформление службы примирения в рамках школьного самоуправленияВ отличие от «профилактического» и «воспитательного», данный подход не направлен на видоизменение детской средыОн не сориентирован ни на задачу профилактики ни на задачу воспитанияЕго задача - удовлетворить запрос ребят предоставлением соответствующих услугВ центре внимания подхода - фигура клиента, заказчика, которым является конкретный ученик или взрослыйВместе с тем, в рамках самоуправления может быть развёрнут и «профилактический» подход, но без подчинения службы примирения администрации школы, которое наблюдается в «административно-профилактическом» вариантеРеализация «профилактического» подхода возможна в том случае, если заказчиком службы примирения выступит не весь ученический коллектив, а ученический активВыборный орган с представительными функциями - школьный парламент - решает, что ученическому самоуправлению необходимо управлять процессами межличностной коммуникации и взаимодействия, и для этого нужно создать службу примиренияВ этом варианте, она будет реализовывать цели «профилактического» подходаМиссия школьной службы примирения - восстановить и закрепить в школьной среде способность к взаимопониманию как культурную традициюЭту традицию можно назвать восстановительной культурой взаимоотношенийПрограммы восстановительной медиации могут осуществляться в службах примиренияЧто важно учесть при создании службы примирения?-Ее деятельность должна соответствовать стандартам восстановительной медиации (2009, стандарты на сайте)-Добровольное создание. ШСП самостоятельна в выборе форм деятельности, вмешательство администрации – не допустимо-Во главе службы - куратор-Учет результатов программы при вынесения административного решения (то есть не выносить дальше разбирательство)