Экология глазами детей


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Экология глазами детей
Автор: Ирина Валерьевна Ефимова

Квест «Экологическая лаборатория»Цель: активизировать познавательную деятельность учащихся в области экологии и охраны природы, привлечь внимание детей к экологическим проблемам окружающей среды, продолжить воспитывать бережное отношение к природе, формировать умение работать в команде.Оборудование: маршрутные листы, таблички с названиями лабораторий, тест экологической сказки, письма с заданиями, задания викторины, СD диски, пластиковая посуда, коктейльные палочки, клей, ножницы, цветная бумага, газета, двусторонний скотч, картинки животных и растений, разведенный уксус, моющее средство, ткань, газета, растительное масло, алюминиевая фольга, форма для выпечки, вода, ватные шарики.Ход мероприятияВедущий: Уважаемые коллеги! Сегодня мы с вами отправляемся в уникальное, очень интересное и познавательное путешествие по экологической лаборатории. В пути вам пригодятся знания и смекалка, дружба и находчивость, быстрота и аккуратность выполнения заданий. Как и в любом важном мероприятии, вы должны помогать друг другу, а не винить других за неудачи и ошибки. Действуйте дружно, весело и вам будет сопутствовать удача. Победит тот, кто будет дружнее, активнее и покажет лучшие знания.Итак, наш праздник начинается с экологических «приветствий».(Команды приветствуют друг друга).Ведущий: Перед началом лабораторной исследовательской деятельности, исполним экологический гимн «Умирает планета…»Ведущий: Представители команд, получите маршрутные листы. Отправляйтесь по лабораториям. Желаем вам удачи!«Лаборатория искусства»Нарисуй картинуВедущий: Экологические проблемы затрагивают всех. О них современниками пишутся художественные произведения, картины, музыка, проводят выставки современного искусства. Где звучит призыв к человечеству: «Не навреди!» «Помоги!». Вот и мы сегодня через искусство будем учиться, как не навредить и помочь! «Радуга»Цель: познакомить с радугой как природным явлением.Материал: таз с водой, зеркало.Ход: Видели ли вы когда-нибудь радугу после дождя? А хотите посмотреть на радугу прямо сейчас?Взрослый ставит зеркало в воду под небольшим углом. Ловит зеркалом солнечные лучи и направляет их на стену. Поворачивает зеркало до тех пор, пока не появится радуга на стене. Вода выполняет роль призмы, разлагающей белый цвет на его составляющие. На что похоже слово «радуга»? что такое дуга? Какая она? Покажите дугу руками. С земли радуга напоминает дугу, а с самолета она кажется кругом.«Лаборатория опытов и экспериментов»1 ЭТАП. Вода - очищение воды, бережное отношение к водеВода – одно из главных богатств на Земле. Вода входит в состав любого живого организма. От загрязненной воды страдает все живое, она вредна для жизни человека. Поэтому воду – наше главное богатство, надо беречь! Данная тема является особо актуальной в нашем современном мире.Участники квеста смотрят опыты с водой и в процессе выполняют задания.Пройдя этот блок ребята должны сделать выводы и ответить на вопросы.Опыт “Уксус против моющего средства”Биосфера находится в опасности из-за деятельности человека и постоянного стремления увеличить прибыль за счет глобальной окружающей среды. Парниковые газы способствуют глобальному потеплению климата. Выбросы, связанные с деятельностью человека, продолжают расти. Химические вещества поступают в атмосферу и оказывают пагубное воздействие на озоновый слой нашей Земли. Пустые контейнеры часто остаются на свалках на неопределенный срок. Мы должны вложить свой вклад и принять меры сейчас, чтобы помочь природе.Для выполнения опыта понадобится:
  • разведенный уксус
  • моющее средство для стекол
  • ткань для протирки
  • старая газета
  • Время для проведения эксперимента: менее 5-ти минут.Начинаем эксперимент:
  • Найдите грязное зеркало или окно.
  • Налейте уксус на газету. Бумага должна быть достаточно насыщенной для очистки поверхности.
  • Протрите половину окна или зеркала в течение минуты круговыми движениями.
  • На второй половине окна используйте моющее средство для стекол. 
  • Возьмите ткань и намочите моющим средством.
  • Протрите вторую половину окна так же, в течение одной минуты.
  • Когда Вы закончите, посмотрите на стекло. В какой половине чище? Заметна ли разница?
  • Примечание: Производители моющих средств для стекол используют различные уловки, чтобы заманить людей покупать именно их товар. Они пишут на этикетке, что используют только натуральные ингредиенты. Но в большинстве случаев это не так! Так что, будьте внимательны, покупая моющее средство.Наблюдение: какой метод очистки окна Вы считаете самым экологически чистым?Вывод. В большинстве случаев никакой разницы между уксусом и моющим средством нет! Многие моющие средства содержат тяжелые химические вещества, которые являются опасными для окружающей среды и атмосферы. Уксус же является нетоксичной кислотной жидкостью и   так же эффективно очищает поверхность стекол, как и магазинные моющие средства. Газета была использована для демонстрации того, как переработанный материал может заменить ткань для протирки, которая требует много энергии для производства.Опыт “Очистка разливов от нефти”Разлив нефти происходит, когда жидкость нефтяных углеводородов выбрасывается в окружающую среду в результате человеческой ошибки. Эта форма загрязнения может занять месяцы, даже годы для эффективной очистки окружающей среды. Последствия могут быть разрушительными, особенно для птиц и морских обитателей. Птицы, которые подвергаются разрушительному действию разлива нефти, склонны к повреждению почек, неисправности печени, обезвоживанию и метаболическим дисбалансам. Один из самых разрушительных разливов нефти произошел в 1989 году в проливе Принца Уильяма на Аляске. Для выполнения опыта понадобится:
  • небольшой кусок алюминиевой фольги
  • растительное масло
  • форма для выпечки
  • вода
  • несколько ватных шариков
  • Время для проведения эксперимента: около 15 минут.Начинаем эксперимент:
  • Налейте воду в форму для выпечки (заполните форму на половину водой).
  • Сделайте из фольги подобие лодки или катера размером с палец.
  • Заполните лодку маслом и поместите ее на поверхности воды в форму для выпечки.
  • Опрокиньте лодку.
  • Подождите несколько минут, когда масло загрязнит воду и начнет распространяться.
  • Теперь пришло время для наведения порядка. Используйте свои ватные шарики, чтобы впитать масло, поместив их на загрязненной территории.
  • Примечание: у Вас не займет много времени, чтобы справиться с этой проблемой. Но представьте, сколько усилий нужно будет приложить, когда разливается большое количество нефти.Наблюдение: вы заметите, что масло остается на поверхности воды и начинает рассеиваться на почти  экспоненциальном уровне. Если бы Вы создали волны в воде, масло распространялось бы более быстрыми темпами. Результат: ватные шарики поглощают нефть, но и принимают много воды вместе с ней. Если бы Вы попытались очистить ковш разлитой нефти, Вам пришлось бы приложить намного больше усилий.Сделав правильные выводы, участники получают - "чистую воду".При подготовке к опытам учащим предлагается просмотреть видео опыты.«Лаборатория-мастерская»ЗАДАНИЕ - Поставьте запятую - Загрязнять нельзя перерабатывать.Ведущий: В настоящее время во всем мире остро стоит вопрос загрязнения окружающей среды. Потребность в рациональном использовании отходов становится с каждым днём всё более актуальной. Человек и природа неотделимы друг от друга и тесно взаимосвязаны. Практически каждый день мы выбрасываем пластиковые бутылки, одноразовую посуду, упаковки от продуктов, всевозможные коробки. И вряд ли задумываемся о том, что многое из этого мусора может получить новое применение, став основой для оригинальной поделки или увлекательной игрушки. Чтобы сохранить окружающую среду, нужно найти ненужным вещам применение и дать им вторую жизнь.Ведущий: Дайте вторую жизнь CD дискам, пластиковой посуде, используя предложенные материалы (пластилин, клей, ножницы, фломастеры, двусторонний скотч, коктейльные трубочки, ватные диски, салфетки)Сортировка мусора.Опыт №4«Стакан на гармошке»Поставь рядом два стакана,накрой их листом бумаги теперь на серединупопробуй поставить третий стакан.Стакан не держится – бумага прогнуласьпод его тяжестью.Что же делать? Сложи листок «гармошкой»и снова накройим стаканыеперь третий стакан сверху….Он держится.Его весраспределился по обоим стаканам благодаря «гармошке», котораяпрочнееем обычный лист бумаги.Опыт с магнитом. Игра Рыбалка или как достать скрепки из воды не замочив руки.Вывод: магнит имеет свои свойства даже через воду.Экологическая сказка-экспромт «Как растения и животные подружились» Ведущий читает текст, участники исполняют свои роли:Как прекрасно утром в лесу! Из-за горизонта выплывает яркое улыбающееся солнце. Цветочки рады солнцуОни тянутся к нему, раскрывают свои лепестки, приветливо качают стебельками. Небольшой ветерок залетел на полянку, он овевает цветочки со всех сторон. Цветочки колышут своими лепестками. Вдруг, откуда ни возьмись, появляется пять веселых быстрых стрижей. Он парят в потоках ветерка, радуются жизни, весело поют. С цветка на цветок скачут зелёные кузнечики. Неподалеку ползают маленькие червячки. Они хотят погреться на солнышке. Тут появился голодный петух. Он громко закукарекал, да так, что кузнечики с испугу затряслись и поскакали прочь. А червячки не все успели спрятаться, и петух схватил одного. Цветы, увидев это, задрожали и прижались к земле.Петух, предчувствуя обед, расправил крылья и гребешок. Он счастливо отправился домой. Солнце перестало улыбаться, решило спрятаться от петуха и никогда больше ему не светить. Ветерок же разбушевался и всю свою силу обрушил вслед уходящему петуху. Стрижи стремительно взлетели ввысь под облака.Петух не ожидал этого, испугался и выпустил из клюва червяка. Червяк тут же скрылся в траве зеленой поляны. А петух расстроился – опять он остался голодным. Он опустил голову вниз и ушел ни с чем.Вновь выглянуло солнышко. А ветерок-спаситель поднял с земли пригнувшиеся цветочки и весело полетел по полянке. Стрижи вернулись поближе к цветочкам, собирая в полёте комашек.И все зажили весело и счастливо!