Мероприятие посвященное снятию блокады Ленинграда.
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Мероприятие посвященное снятию блокады Ленинграда.
Автор: Петрова Анна Валерьевна
МЕРОПРИЯТИЕ, ПОСЯЩЕННОЕ 76-летию снятия блокады Ленинграда.Цели: 1. Сформировать знания обучающихся об истории Великой Отечественной войны, основных событиях, подвиге и роли народа в этой войне;2. Развить у обучающихся интерес к истории нашей страны, культуру общения, творческие и сценические способности, память, умение работать в коллективе;3.На примере подвига жителей г Ленинграда сформировать у обучающихся чувство патриотизма, активную гражданскую позицию, готовность к самопожертвованию, нравственный долг.Задачи: На основе документальных и исторических фактов воссоздать картину жизни жителей г.Ленинграда в условиях блокады. Подвести обучающихся к пониманию того, что, несмотря на трагизм, жизнь продолжала оставаться многогранной, что война способствовала раскрытию характеров ленинградцев, проявлению душевных порывов и личностных качеств, что побеждало врага не только оружие – побеждали сила духа, вера, любовь. Место проведения: актовый зал.Оборудование: интерактивная доска, ноутбук, мультимедийное оборудование.Оформление: презентация, музыкальное оформление.Звучат мелодии военного времени на музыку Б.Окуджавы, М.Блантера, В.Соловьева-Седого.Ход мероприятия:( В проведении мероприятия участвуют двое ведущих)Преподаватель: Здравствуйте уважаемые друзья! Приближается знаменательная дата – 76 лет со дня полного освобождения советскими войсками города Ленинграда от блокады. Годы идут, но прошлого не уносят: герои тех дней и сегодня с нами. Обратимся же к ним и вместе с ними проживем, хотя бы мысленно, те бесконечно долгие 900 дней, каждый из которых отмечен подвигом и самопожертвованием (Приложение 1, 2).Учащийся: Наступление на Ленинград немцы начали в июле 1941 года. Их силы в несколько раз превосходили советские. Однако быстро захватить город им не удалось. Тогда немецкое командование приняло решение задавить Ленинград блокадой. Вначале сентября была перерезана последняя сухопутная граница, связывающая город со страной.Учащийся: Фашистские захватчики 900 дней осаждали Ленинград. Ежедневно смерть уносила тысячи жителей. Героические защитники Ленинграда с невиданной стойкостью переносили огромные трудности. Среди самых страшных испытаний был голод (Приложение 3).Звучит первая часть «Седьмой симфонии» Д.Шостаковича. Появляютсяучащиеся. На фоне мелодии первый учащийся начинает говорить.Учащийся: Ленинградцы были настоящими бойцами, хоть и не все они встречались с гитлеровцами лицом к лицу. Их противником была смерть, а её союзники – голод, жажда, холод, тьма…блокада. (Приложение 4,5,6,7,8,9).Учащийся: Немецко-фашистское командование рассчитывало захватить Ленинград к исходу третьей недели от начала войны. Оно назначило время парада немецких войск на Дворцовой площади, раздало солдатам и офицерам путеводители по Ленинграду и даже отпечатало пригласительные билеты на торжественный банкет в гостинице «Астория». Но триумфального шествия не получилось. Учащийся: Москва и Ленинград обрекались на полное уничтожение – вместе с жителями. С этого и должно было начаться то, что Гитлер имел ввиду: разгромить русских как народ, то есть истребить, уничтожить как биологическое, географическое, историческое понятие. Учащийся: Перед командующим группой армии «Север» генералом-фельдмаршаломЛеебом фюрер поставил задачу штурмом завладеть городом, сравнять его с землей и сделать его необитаемым. Не удалось. Тогда Гитлер сделал ставку на голод. «Ленинград выжрет самого себя», - цинично пророчествовал он.Учащийся:Враг рассчитывал, что голодающие, мёрзнущие, измученные люди вцепятся друг другу в горло из-за куска хлеба, из-за глотка воды, возненавидят друг друга, перестанут работать. Но этого не случилось. Фашисты ненавидели Ленинград и боялись его.Учащийся: Враги хотят на месте Ленинграда Оставить груды пыли и камней. Об этом говорили их листовки-Свидетельства бессилия врага.Горели Пушкин, Невская, Дубровка,Приневскиедымилися луга.И Ленинград пожары эти видел,А враг, поживой жадною гоним,Все наседал, смертельно ненавидяВсе русское,все, связанное с ним! (А. Прокофьев«За Ленинград»)Звучат фрагменты второй части «Седьмой симфонии» Д.Шостаковича.Учащийся: 30 августа 1941 года железнодорожная связь с Ленинградом прервалась. К тому времени там находилось свыше 2,5 млн. жителей, среди которых были женщины, старики и дети. Сообщение Ленинграда со страной поддерживалось только по Ладожскому озеру, а запасы продовольствия в городе были ничтожны. Захватив пригороды, немецко-фашистские войска непрерывно обстреливали город огнём тяжелой артиллерии и подвергали массивным бомбёжкам с воздуха.Учащийся: 8 сентября 1942 года для ленинградцев наступил один из самых черных дней. Сомкнулось блокадное кольцо. Враг рассчитывал на то, что город сломит воинов-защитников Ленинграда. Почти 900 дней Ленинград жил и боролся во вражеском кольце. Неимоверные трудности и страдания пережили ленинградцы в дни небывалой в истории блокады. Вся страна помогала мужественным защитникам города.Учащийся: По льду Ладожского озера была проложена трасса. И 13 ноября 1941 года, когда лёд, наконец, стал, по ней отправился спешно собранный конно-транспортный батальон. Лошади не кормлены, многие еле тянут даже пустые сани. Часть повозок в пути провалились под лёд, но первые десятки тонн муки были доставлены. Затем автоколонны из полуторок, грузовики шли по льду под постоянными бомбёжками, поэтому этот путь прозвали «Дорогой смерти», но позднее появилось и другое название «Дорога жизни». Перевозки через Ладогу достигли необходимого размаха не сразу, и хлебную порцию снижали, она составляла 250 граммов (для рабочих) и 125 граммов (для всех) в сутки (Приложение 10).На фоне демонстрации документальных кадров фильма «Дорога жизни» звучит песня Александра Розенбаума «Дорога жизни», слова и музыка Александра Розенбаума.В пальцы свои дышу - Не обморозить бы Снова к тебе спешу Ладожским озером Долго до утраВ тьму зенитки бьют, И в прожекторах "Юнкерсы" ревут Пропастью до дна Раскололся лед, Черная вода, И мотор ревет: "Вп-р-р-раво!" Ну, не подведи,Ты теперь один Правый фары сквозь снег горят,Светят в открытый ротСсохшийся Ленинград Корочки хлебной ждетВспомни-ка просторШумных площадей, Там теперь не то – съелисизарейТам теперь не смех, Не столичный сброд–По стене на снег Падает народ – ГолодИ то там, то тутВ саночках везут Голых Не повернуть руля, Что-томне муторноБлизко совсем земля, Ну что ж ты, полуторка? Ты глаза закрой,Не смотри, братокИз кабины кровь,Да на колесо – алоИх еще несет, А вот сердце – все стало.Преподаватель: Но, тем не менее, с каждым днём запасы продовольствия в городе таяли. Были сокращены его нормы. Хлеб стал практически единственной пищей ленинградцев. Муки в этом хлебе почти не было, его выпекали из отрубей. Но, не смотря ни на что, истощенный голодом, холодом, непрерывными бомбежками и обстрелами, город жил. Самой страшной оказались зима и весна 1942 года, когда паек для питания детей и стариков сократили до 125 граммов (Приложение 17).Учащийся:Там на два дня осталось хлеба, там матери под темным небом толпой у булочной стоят, и дрогнут, и молчат, и ждут, прислушиваются тревожно: - К заре, сказали, привезут... - Гражданочки, держаться можно... – И было так: на всем ходу машина задняя осела. Шофер вскочил, шофер на льду. - Ну, так и есть – мотор заело. Ремонт на пять минут, пустяк. Поломка эта – не угроза, да рук не разогнуть никак: их на руле свело морозом. Чуть разогнешь – опять сведет. Стоять? А хлеб? Других дождаться? А хлеб – две тонны? Он спасет шестнадцать тысяч ленинградцев. – И вот – в бензине руки он смочил, поджег их от мотора, и быстро двинулся ремонт в пылающих руках шофера. Вперед! Как ноют волдыри, примерзли к варежкам ладони. Но он доставит хлеб, пригонит к хлебопекарне до зари. Шестнадцать тысяч матерей пайки получат на заре – сто двадцать пять блокадных грамм с огнем и кровью пополам. ( О.Берггольц«Ленинградская поэма»), ( Приложения 18,19, 20).Демонстрация видеосюжета из художественного фильма «Блокада».Учащийся: Многие от слабости падали и умирали прямо на улицах. Голод не только отнимал физические силы. Дистрофия – тяжелая болезнь, уродующая и внешность, и психику человека. Многие сначала отекали, потом начинали усыхать. Человек постепенно превращался в скелет,обтянутый кожей, с неподвижным лицом, остановившимся взглядом. Притуплялся разум, терялась воля к сопротивлению, исчезало чувство опасности.Учащийся: Вымирали целыми семьями, целыми кварталами. Послушайте воспоминания очевидца о детях, оставшихся без родителей: «Дети лежали в постелях, истощенные, с широко открытыми глазами. Едва передвигались. Ужас перенесенного застыл в глазах. Кожа лица, рук и тела была непроницаема от грязи. Вши ползали по исхудавшим тельцам. Многие дети не видели по 15-20 дней горячей пищи, даже кипятка»(Приложение 21,22,23).Учащийся:Из дневника Юры Рябинина: «Теперь я мало забочусь о себе. Сплю одетый, слегка прополаскиваю утром лицо, рук мылом не мою, не переодеваюсь. Я живу в голоде, холоде, среди блох… Боюсь, что и дневник-то мне этот не придется закончить, чтобы на последней странице поставить слово «конец». Уже кто-то другой допишет его словом «смерть».Учащийся: Так и случилось. Юра Рябинин навсегда остался в Ленинграде…Мать, оставшись перед выбором, кого спасать – сына или дочь, - выбрала дочь. У нее не хватило сил доставить на вокзал обоих.(На сцену выходят две учащиеся. Они читают стихотворение от лица матерей блокадного Ленинграда).Учащаяся:Я как рубеж запомню вечер:декабрь, безогненная мгла,я хлеб в руке домой несла,и вдруг соседка мне навстречу,-Сменяй на платье, - говорит,--менять не хочешь – дай по дружбе:десятый день, как дочь лежит.Не хороню. Ей гробик нужен.Его за хлеб сколотят нам.Отдай. Ведь ты сама рожала…Учащаяся:И я сказала: - Не отдам.-И бедный ломоть крепче сжала.- Отдай, - она просила,- тысама ребенка хоронила,Я принесла тогда цветы, чтоб ты украсила могилу.-…Как будто на краю земли,одни, во мгле, в жестокой схватке,две женщины, мы рядом шли, две матери, две ленинградки.Учащаяся:И, одержимая, онамолила долго, горько, робко.И сил хватило привести ее к себе, шепнув угрюмо:-На съешь кусочек, съешь… прости!!!Мне для живых не жаль – не думай, -…прожив декабрь, январь, февраль,я повторяю с дрожью счастья:мне ничего живым не жаль –ни слез, ни радости, ни страсти …(О.Берггольц «Ленинградская поэма»)Учащийся: Город переживал трагические дни. Люди замерзали на улицах, площадях, в парадных, угасали в постелях, сидя на стульях. Не было продуктов, прекратилась подача электроэнергии. Вышли из строя водопровод и паровое отопление. Не работал городской транспорт. Топливо по ценности приравнивалось к хлебу.Учащийся: Город казался черным. Черные сугробы на перекрестках, узкие тропинки вдоль домов. Снежные шапки на трамваях и троллейбусах. Тишина, глухая, беспробудная. Но город жил, работал. В суровых условиях блокады и голода, бомбардировок и обстрелов рабочие Ленинграда не переставали выпускать продукцию обороны.Учащийся:Да, мы не скроем: в эти дни Мы ели землю, клей, ремни; Но, съев похлебку из ремней, Вставал к станку упрямый мастер, Чтобы точить орудий части, Необходимыевойне. Но он точил, пока рука Могла производить движенья. И если падал – у станка, Как падает солдат в сраженье. (О.Берггольц«Ленинградская поэма»)Учащийся:12 августа 1942 года в Большом зале филармонии, как и в довоенные времена, не было ни одного свободного места. Почти все оркестранты были одеты в красноармейскую и краснофлотскую форму. Оркестр играл мощно и слаженно, слушатели напряжены и взволнованны. Исполняется «Седьмая симфония» Дмитрия Шостаковича, написанная почти до конца в осажденном городе. Она посвящена Ленинграду и ленинградцам.Звучит фрагмент «Седьмой симфонии»Д.ШостаковичаУчащийся: Страшный был итог блокады. За 900 дней погибло 800 тысяч человек. Пискаревское мемориальное кладбище – место массовых захоронений ленинградцев,погибших в годы блокады городаи воинов Ленинградского фронта, погибших в годы Великой Отечественной войны.В братских могилах покоится главным образом гражданское население, их 570 тысяч (Приложение 24).Учащийся:Могилы, могилы… Сколько их! И над бесконечными рядами холмов,над прахом сыновей и дочерей своих – Родина-Мать. Не в горьких слезах, не в бессильном отчаянии стоит она – бронзовое олицетворение осиротевших матерей советской страны. Скорбь ее безутешна, ибо невозвратимы ее утраты. Но не только боль выражает лицо Матери. Строгим величием дышит оно, исполненное достоинства и всепобеждающей силы духа. Родина-Мать горда за своих детей, отдавших жизнь за великое дело. Гирлянда из дубовых листьев в ее руках – символ мужества и вечной славы.Преподаватель: Ежедневно доставляли автомашины свой страшный груз на Пискаревское кладбище. И принимала твердая как камень земля останки тех, кто отдал жизнь, чтобы город остался неприступным для врага. Не было ни залпов, ни прощального салюта, ни траурных венков, ни надгробных речей. Но живые помнили свято: наступит время, и они вернут свой долг павшим. Это время пришло вслед заТоржеством Победы.Учащийся: В блокадном Ленинграде вымирали целые семьи. Об этом свидетельствует дневник Тани Савичевой, которой было 11 лет, когда она осталась одна, но у нее хватило сил и мужества вести его. Ее дневник стал историей, страницей летописи блокадного Ленинграда(Приложение 25).Учащийся: Большая семья Савичевых – пятеро детей. Савичевы любили читать, петь, танцевать, играли на различных инструментах. Двери этого дома всегда были открыты для гостей. Здесь умели интересно говорить,умели и пошутить, весело посмеяться. Добрым, жизнерадостным, чистым был мир Тани Савичевой – одиннадцатилетней девочки, чья фотография помещена в музее Пискаревского мемориала. Миловидное детское лицо, большие серьезные глаза, короткие волосы с пышным бантом на макушке. А рядом – листки блокадного дневника: страшные записи, потрясшие миллионы сердец, послужившие документом обвинения фашизму на Нюрнбергском процессе.Преподаватель: Дневник Тани Савичевой нельзя читать без боли и содрогания: «..Женя умерла 28 декабря , 3 часа дня, 1942 года.. Если просто хочется есть, это не голод. Голод – это когда изо дня в день голодают голова, руки, сердце – все, что есть у тебя, голодает. Сперва голодает, потом умирает…». Савичевы умирали один за другим. Таня не сдавалась, она высохла, вымерзла, стала тоненькой и совсем легкой, но жила. С ней была мама, и она держалась. Потом… Страничка на букву «С»…Учащийся: На страницуКаменноЛегла:Мама13 мая в 7.30 час утра 1942 года.Машинально Таня полисталаСвойНемногословный дневничок.Все семейство Савичевых всталоПеред нею Вновь наперечет.И она, буквально по два слова,Пишет, как она на крайней полосе:Савичевы умерли. И снова: умерлиИ добавляет: все. (С.Смирнов«Сердце и дневник»)Учащийся:Этот потрясающий дневник погибшей ленинградской девочки, обрывающий словами: «Осталась одна Таня…», - обращение к нам.. живым… чтобы мы помнили! В августе 1942 года Таню Савичеву вместе с другими ленинградскими детьми эвакуировали в Горьковскую область. В селе Красный бор создали детский дом. Его работники, жители села, отдавали маленьким блокадникам все тепло души. И дети постепенно крепли, набирались сил.Учащийся:Только Таня Савичева не поправилась. За жизнь девочки боролись всеми доступными тогда средствами. Но здоровье Тани было настолько подорвано, что спасти ее не удалось. Она умерла 1 июня 1944 года.Учащийся:В музее возле фотографии Тани всегда лежат живые цветы. Чьи-то руки кладут их сюда, приносят и летом, и в морозные месяцы долгой зимы. Судьба этой обычной семьи стала олицетворением трагедии ленинградцев.Учащийся:В мае 1972 году на могиле Тани Савичевой был открыт памятник. Он сооружен на средства, заработанные школьниками Шатковского района, где она находилась на излечении. В сердце Ленинграда живет и будет жить память обо всех его защитниках, сражавшихся с врагом в невероятно тяжелых условиях. Они пали…их нет…но они живут в нас. И все они имеют право на нашу память.Преподаватель:Как ни странно, в осажденном Ленинграде многие сочиняли стихи. Быть может потому, что у блокадного Ленинграда была своя муза Сострадания и Надежды, и она разговаривала с блокадниками стихами О.Берггольц и музыкой Д.Шостаковича.Учащийся: Ленинградцы не выключали радио ни днём, ни ночью. Из-за недостатка электроэнергии оно не говорило, а шептало. Но даже если только стучал метроном – и то было легче. Это означало, что город жив, что еще сердце бьётся.Приглушенно звучит фрагмент 3-й части «Седьмой симфонии» Д.Шостаковича. Учащийся:(на фоне музыки)Пока ты улыбаешься стихам,Пока на память Пушкина читаешь,Пока ты помогаешь старикам,И женщинам дорогу уступаешь,Пока ребенку руку подаешьИ через лед заботливо ведешьСтарательными мелкими шажками,Пока ты веру бережешь, как знамя,Ты не погибнешь, ты не упадешь!Да, Ленинград остыл и обезлюдел,И высятся пустые этажи,Но мы умеем жить, хотим и будем,Мы отстояли это право - жить.( З.Шишова «Блокада»)Учащийся: Ленинградцы выдержали суровое испытание – 900 долгих дней. Враги не сломили их мужества, не поколебали их веру в победу(Приложение 26).Учащийся: Только в середине января 1944 года загудело небо над Ленинградом. И жители впервые не испугались этого гула. Они знали, что по позициям врага бьют тяжёлые орудия Балтийского флота.Учащийся: Ленинград с радостью узнавал:Учащийся: - 15 января освобожден ближний пригород Красное село;Учащийся: - 20 января освобожден знаменитый Петергоф;Учащийся: -21 января фашисты начали отходить от Ленинграда по всей линии фронта. Последний вражеский снаряд разорвался в Ленинграде на рассвете 22 января 1944 года.Звучит 4-ая часть «Седьмой симфонии» Д. Шостаковича.Учащийся: Январь 1944 года. Великая, священная для всех ленинградцев дата. Город-воин, город-герой развернул свои могучие плечи, поднялся во весь рост и прорвал цепи фашистской блокады.Учащийся:27 января 1944 года над Невой прогремел праздничный салют. Город-герой выстоял и победил!!!(Приложение 27).Звучит авторская аудиозапись песни «А может не было войны» в исполнении А. Розенбаума и вокальной группы техникума.А может, не было войны...И людям всё это приснилось:Опустошённая земля,Расстрелы и концлагеря,Хатынь и братские могилы?А может, не было войны,И у отца с рожденья шрамы,Никто от пули не погиб,И не вставал над миром гриб,И не боялась гетто мама?А может, не было войны,И у станков не спали дети,И бабы в гиблых деревняхНе задыхались на полях,Ложась плечом на стылый ветер?Люди, одним себя мы кормим хлебом,Одно на всех дано нам небо,Одна земля взрастила нас.Люди, одни на всех у нас дороги,Одни печали и тревоги,Пусть будет сном и мой рассказ.Пусть будет сном и мой рассказ...А может, не было войны?Не гнали немцев по этапу,И абажур из кожи - блеф,А Муссолини - дутый лев,В Париже не было гестапо?А может, не было войны?И "шмайсер" - детская игрушка,Дневник, залитый кровью ран,Был не написан Анной Франк,Берлин не слышал грома пушек?А может, не было войны,И мир её себе придумал?...Но почему же старикиТак плачут в мае от тоски? -Однажды ночью я подумал....А может, не было войны,И людям всё это приснилось?..Преподаватель: Блокада Ленинграда унесла сотни тысяч жизней этого города. Нет такой семьи, которую не затронуло это страшное, ужасное горе. Беспримерное мужество и героизм жителей блокадного Ленинграда навсегда останется в нашей памяти. И эту память современная молодежь обязана беречь и передавать будущим поколениям.Учащийся: На этом наше мероприятие закончено. Спасибо всем за внимание.Учащийся: До свидания! До новых встреч!Список литературы:1. Адамович О., Гранин Д., - Блокадная книга. М., 1983.2.Берггольц О. Дневные звезды. Говорит Ленинград М., 1990.3. Венок славы. Антология художественных произведений о Великойхудожественной войне: 12 т. М., 1989.4.Летопись блокады. www.leningradpobeda.ru/home/5. Государственный мемориальный музей обороны и блокады Ленинграда. www.blokadamus.ru6.Блокадная книга. leningrad-spb-blokada.net7.70-летие снятия блокады Ленинграда. www.kremlin.ru/news/201108.БлокадаЛенинграда. ru.wikipedia.org/wiki/Блокада_Ленинграда