по теме "Синонимы" 2 класс
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: по теме "Синонимы" 2 класс
Автор: Шкуро Татьяна Владимировна
СИНОНИМЫТип урока: урок изучения нового материала.Цель: знакомство с синонимами; умение находить синонимы в тексте, использовать в речи;Задачи:• Сформировать умение называть признаки синонимов;• наблюдать за использованием синонимов;• расширить словарный запас учащихся.Личностные: осознание алгоритма учебного действия;Регулятивные: умение принимать и сохранять учебную цель и задачи; планировать собственную деятельность в соответствии с поставленной задачей и искать средства её осуществления; умение контролировать и оценивать свои действия, высказывать своё предположение.Познавательные: освоение умения находить синонимы в тексте;Коммуникативные: формировать умение сотрудничать с учителем и сверстниками при решении учебных проблем; принимать на себя ответственность за результат своих действий; учить наблюдать за действиями партнёра.Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, интерактивная доска, учебники «Русский язык» В.П. Канакина для 2 класса, билеты: красный, жёлтый, голубой.Ход урока:1. Орг. момент.- Здравствуйте, ребята!- Я улыбнусь вам, а вы мне, я помогу вам, а вы поможете мне?Пожелаю вам удачи-За работу, в добрый час.Присаживайтесь, пожалуйста! Я предлагаю вам отправиться в удивительный мир русского языка. - Откройте тетради, вспомните правила посадки на письме- Перед работой разогреем пальчикиПальчиковая разминкаРаз, два, три, четыре, пять,Вышли пальчики гулять.Будет все у нас в порядке,Если делаешь зарядку.- Прошу вас оформить запись начала урока (число, классная работа).- С какой целью нам нужно изучать русский язык? (Чтобы стать грамотными людьми)- Молодцы! Все вы, как я вижу, хотите стать знатоками русского языка, его исследователями.- А что значит исследовать? (Верно, это значит наблюдать, сравнивать, обобщать, выполнять различные задания, делать выводы).2. Каллиграфическая минутка: на доске запись С с Ос си- Уважаемые, исследователи, для разминки вам задание! Посмотрите на доску, что вы видите? (буквы и соединения)Исследуйте вначале буквы, записанные на доске.- Произнесите звуки, которые обозначает буква С- Что вы о них можете рассказать?- Теперь исследуйте соединения. Какие это соединения?- Напишите красиво по образцу.3. Словарная работа.Я вам предлагаю рассмотреть дерево и сказать, как оно называется? (осина) Верно. Давайте произнесём это слово так, как мы его говорим. Посмотрите и скажите, как правильно его нужно писать?- Написание этого слова надо запомнить или посмотреть в словаре, потому что звук, а в этом слове обозначается буквой О.- Запишем это слово в тетрадь и запомним его написание (осина).- Первый этап нашего исследования. Назовите лексическое значение слова «осина». Что это такое?? (лиственное дерево с зелено-белой гладкой корой).- Как назвать её по-другому? (осинка)Как назвать лес, где растут только осины? (осиновый)Запишите все слова и подчеркните букву.4. Актуализация знаний учащихся. Постановка проблемыПосмотрите на доску, прочитайте и определите, сколько записано предложений? (3) (На доске запись)Пришла поздняя осень в лесу стало скучно и холодно птицы улетели в теплые страны.Какие? ( Пришла поздняя осень. В лесу стало скучно и холодно. Птицы улетели в тёплые страны.)(Дети по очереди выходят к доске и зеленым маркером корректируют запись.)- Молодцы, подчеркните в первом предложении основу. (1 ученик выделяет основу у доски)- Какое слово употреблено здесь в переносном значении? (пришла)- Молодцы, ребята, а каким словом можно заменить слово «пришла»? (наступила, настала, началась). Что общего у этих слов? (слова с близким значением).- А кто знает, как называются эти слова?Дети предлагают разные варианты.- Ребята, а почему все называют разные ответы?Дети: потому что мы не знаем, как называются эти слова.- Значит, с какими словами мы сегодня познакомимся?Дети: со словами с близким значением.Следующее исследование узнать, как называются слова с близким или одинаковым значением.5. Тема урока.Откройте содержание учебника стр. 52. Найдите название темы нашего урока - Тема нашего урока «Что такое синонимы?». Они же являются главным предметом нашего исследования.- Ребята, чему мы должны научиться на уроке?Узнаем, что такое синонимы.Будем их сравнивать, подбирать.Будем учиться использовать их в речи.- Уважаемы юные исследователи! Давайте больше узнаем о синонимах.В этом нам поможет учебникИсследуем страницу учебника стр. 52 и узнаем, что такое синонимы.- Сделаем вывод, что же называется синонимами? (Ответы детей)- Какие два момента вы должны уяснить?Первое: синонимы – это слова, которые произносятся по - разному.Второе: синонимы слова одинаковые или очень близкие по смыслу.- Я, готовясь к уроку, тоже провела исследование. Слово «синоним» пришло к нам из греческого языка и обозначает «одноименный».6. - А для чего нужны синонимы? Исследуем эту проблему. Я вам предлагаю прочитать два текста. О чём они? Что о ней сказано в первом тексте? А что во втором? Прочитайте текст, который вам понравился больше? Почему?1. Зябнет осинка,Дрожит на ветру,Зябнет на солнышке,Зябнет в жару.2. Зябнет осинка,Дрожит на ветру,Стынет на солнышке,Мёрзнет в жару.- Кто готов, поднимите руку.-Какими словами - синонимами заменили слово зябнет?- Запишите эти слова в тетрадь. Проверка- Близкие ли эти слова по значению? Что они обозначают?7. -Давайте сделаем вывод, для чего нужны синонимы? (Ответы детей. Вывод: синонимы используют в речи, чтобы избежать повторов одних и тех же слов в предложении и в рядом стоящих предложениях (зябнет, стынет, мерзнет).)(Обогащают нашу речь, делают ее более разнообразной, точной и выразительной. Они помогают избежать ненужных повторов слов.)8. Физминутка.- Засиделись не на шутку, проведем физкультминутку. Встали все.Человек9. Закрепление изученного.1.- Итак, что же такое слова-синонимы? Обратимся ещё раз к правилу.- Какую роль играют синонимы в речи? ( Помогают выразить свою мысль более выразительно, красиво, обогащают наш язык)2. Знакомство со словарем синонимов в учебнике.Игра «Объясни словечко»Попробуйте подобрать синонимы , которыми можно объяснить значение словМокрый – сыройЛуна – месяцЛгать – обманыватьЗелёный – изумрудный ?- Что надо делать, если вы не знаете синоним? (обратиться в словарь)Найдите словарь синонимов на стр. 141С помощью словаря запишите синонимы к слову : ветер, дивный и третье слово выберите сами. Проверка3. Игра «Найди пару»Ребятам на голову надеваются шапочки со словами: воин, крепкий, оборонять, носиться, смелый, солдат, прочный, защищать, бегать, храбрый.Выберите себе пару из слов синонимов. Озвучьте пары слов, которые у вас получились.4.Помогите братьям лосям спуститься на землю (электронное приложение)5.Работа в группах по карточкамИгра «Составь пары слов»Мороз золотойЖёлтый озорникПламя квакушкаПечаль грустьБлестеть огоньШалун холодЛягушка сверкатьОцените себя. Кто всё сделал верно, поставьте !Кто ошибся один или два раза +, кто больше -10. Самостоятельная работа. Тест.- А теперь, чтобы определить насколько грамотно вы умеете подбирать синонимы, я предлагаю вам тест.1. Отметь галочкой синоним к слову красныйалыйкрасавецкрасота2. Отметь галочкой синоним к слову бежатьсидетьмчатьсялежать3. Отметь галочкой синоним к слову друг.ученикдетиприятель11. Домашнее задание:- Исследование, какой темы мы вели сегодня на уроке? С. 54 Упр. 7012. Рефлексия.- Вы сегодня все хорошо поработали! Были замечательными исследователями!-Ребята, оцените свою работу с помощью наших помощников (смайликов)13. Итог урока.Сегодня мы с вами ещё раз убедились, как богат и разнообразен русский язык. Мне хотелось бы, чтобы вы пользовались этим богатством в своей речи. Спасибо за урок.