"Использование здоровьесберегающих технологий в старшем дошкольном возрасте"


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: "Использование здоровьесберегающих технологий в старшем дошкольном возрасте"
Автор: Наталья Михайловна Стороженко

Здоровье – это состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не только отсутствие болезней или физических дефектов. Здоровьесберегающие технологии -это система мер, включающая взаимосвязь и взаимодействие всех факторов образовательной среды, направленных на сохранение здоровья ребенка на всех этапах его обучения и развития.Цель здоровьесберегающих технологий – обеспечить дошкольнику возможность сохранения здоровья, сформировать у него необходимые знания, умения и навыки к здоровому образу жизни, научить использовать полученные знания в повседневной жизни.Задачи здоровьесберегающих технологий:создание адекватных условий для развития, обучения, оздоровления детей;сохранение здоровья детей и повышение двигательной активности и умственной работоспособности;создание положительного эмоционального настроя и снятие психоэмоционального напряжения.Виды здоровьесберегающих технологий в ДОУ:Утренняя гимнастика проводится ежедневно (10-12 минут). Она включает в себя упражнения, уже разученные на физкультурных занятиях, и состоит из трех частей: вводной, основной и заключительной.В утреннюю гимнастику включаются разные виды ходьбы, бега, прыжки и подскоки на месте, так и с продвижением, общеразвивающие упражнения и танцевальные движения, упражнения на внимание, а также упражнения, способствующие формированию правильной осанки, укреплению свода стопы.Утренняя гимнастика проходит в нашей группе как под музыку, так и под бубен.Динамические паузы (физкультминутки)Физкультминутки проводятся в  на занятиях с большой умственной нагрузкой, а также в перерыве между ними.Цель физкультминуток:Смена вида деятельности;Предупреждение утомляемости;Снятие мышечного и нервного и мозгового напряжения;Повышение интереса к ходу занятия;Создание положительного эмоционального фона.Упражнения можно проводить рядом с рабочим местом, сопровождая стихотворным текстом или же под музыку.Физкультминутку не следует продолжать более 2-3 минут.Важно, чтобы она сняла утомление, но не перевозбудила детей.Гимнастика для глазГимнастика для глаз подразумевает проведение системы упражнений, направленных на коррекцию и профилактику нарушений зрения.Необходима для:Снятия напряжения;Предупреждения утомления;Тренировка глазных мышц;Укрепление глазного аппарата.Для выполнения такой гимнастики достаточно 2-4 минуты. Главное правило данной гимнастики состоит в том, что двигаться должны только глаза, а голова остается в неподвижном состоянии.Все упражнения нужно делать стоя.Пальчиковая гимнастикаПальчиковая гимнастика - это вид здоровьесберегающих технологий, которая применяется не только для развития мелкой моторики рук, но и для решения проблем с речевым развитием детей. Помимо этого такая гимнастика способствует развитию:Осязательных ощущений;Координации движений пальцев и рук;Творческих способностей дошкольников.Проводится в форме инсценировки стихотворных текстов с помощью пальцев. В ходе её выполнения нужно следить, чтобы нагрузка на обе руки была одинаковой.Дыхательная гимнастика представляет собой систему дыхательных упражнений, которые входят в комплекс коррекционной работы по укреплению общего здоровья ребенка.Использование дыхательной гимнастики помогает:Улучшить работу внутренних органов;Активизировать мозговое кровообращение, повысить насыщение организма кислородом;Осуществлять профилактику заболеваний органов дыхания;Восстановить душевное равновесие, успокоиться.Проводить ее рекомендуется в хорошо проветриваемой комнате и до приема пищи. Особое внимание следует уделять характеру производимых вдохов и вдохов. Следует учить детей вдыхать через нос (вдохи должны быть коротки и легкими, а выдыхать через рот (выдох долгий).Артикуляционная гимнастика – это система упражнений для развития речевых органов.Цель такой гимнастики – выработка полноценных движений речевых органов, необходимых для правильного произношения звуков и подготовка речевого аппарата для речевой нагрузки. Проведение артикуляционной гимнастики способствует рождению правильных звуков и усвоению слов сложной слоговой конструкции.В комплекс гимнастики после сна могут быть включены упражнения профилактики нарушений осанки, предупреждения плоскостопия, элементы пальчиковых и дыхательных упражнений.Гимнастика пробуждения после дневного снаЦелями гимнастики после сна являются:поднятие тонуса мышц,улучшение настроения,профилактика нарушений работы опорно-двигательного аппарата.Ходьба по массажным дорожкам основана на стимуляции активных точек, расположенных на подошвах ног. Стимулирует вегетативную нервную систему, усиливает артериальное кровоснабжение, снижает нервные и мышечные напряжения.Спортивные упражнения и спортивные игрыВ старшей и подготовительной к школе группах включено обучение детей отдельным спортивным упражнениям и элементам спортивных игр (баскетбола, футбола, хоккея, кегли и др.).Физкультура в залеВедущей формой организованной двигательной деятельности является физкультурное занятие. При этом в старшем дошкольном возрасте большее внимание следует уделять разучиванию элементов техники движений, отработке легкости и точности их выполнения.Также важными задачами занятий является воспитание психофизических качеств (ловкости, быстроты, выносливости, силы и др., координации движений, равновесия, умения ориентироваться в пространстве.Физкультура на свежем воздухеЗанятия на открытом воздухе обеспечивают выполнение одной из важных задач физического воспитания – совершенствование функциональных систем и закаливание организма ребенка. Занятия насыщены игровыми упражнениями и подвижными играми с предметами и без них.Беседы и занятия по формированию ЗОЖВ старшем дошкольном возрасте ставятся следующие задачи по формированию представлений о ЗОЖ:Продолжать учить детей осознавать ценность здорового образа жизни, бережно относиться к своему здоровью.Формировать интерес и любовь к спорту.Воспитывать культурно-гигиенические навыки: воспитывать привычку быстро и правильно умываться; насухо вытираться, пользуясь только индивидуальным полотенцем; полоскать рот после еды; следить за своим внешним видом; пользоваться расчёской и др.Развивать способность распределять свои силы между умственным, физическим трудом и отдыхом.ВыводИспользование вышеперечисленных здоровьесберегающих технологий в работе с дошкольниками даёт положительные результаты:снижение уровня заболеваемости;повышение работоспособности, выносливости;развитие психических процессов;формирование двигательных умений и навыков, правильной осанки;развитие общей и мелкой моторики;повышение речевой активности.Таким образом, используя в педагогическом процессе здоровьесберегающие технологии мы способствуем более интересному, разнообразному и эффективному проведению занятий и режимных моментов в детском саду, что является  важным фактором сохранения здоровья и гармоничного развития ребенка.