Формирование речевой активности у детей с общим недоразвитием речи


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Формирование речевой активности у детей с общим недоразвитием речи
Автор: Морозова Светлана Геннадьевна

Формирование речевой активности у детей с общим недоразвитием речи Аннотация. В статье рассматриваются особенности формирования речевой активности у детей с общим недоразвитием речи. Обозначаются проблемы и важность своевременной работы по развитию речевой активности у детей с общим недоразвитием речи. Ключевые слова. Речевая активность, общее недоразвитие речи, речевые нарушения. В последнее время наблюдается тенденция к увеличению числа детей с нарушениями речи. Одним из наиболее распространенных, и в то же время сложных нарушений является общее недоразвитие речи.Общее недоразвитие речи проявляется в нарушенном фонематическом восприятии, недостатками лексико-грамматической стороны речи, нарушении звукопроизношения и связной речи у детей с сохранным слухом и интеллектом.Общее недоразвитие речи может проявляться в разной степени. Поэтому Р.Е. Левина выделила три уровня речевого развития.I уровень речевого развития.  Дети данного уровня для общения пользуются лепетными словами, звукоподражаниями, отдельными глаголами обрывками лепетных предложений. Ребенок активно использует мимику и жесты. Активный словарный запас ограничен, это проявляется в том, что одним и тем же лепетным словом ребенок обозначает разные понятия. Звукопроизношение и фонематическое восприятие грубо нарушено. Задания по звуковому анализу детям данного уровня непонятны.II уровень речевого развития.  Появляются общеупотребительные слова, хотя они искажены. Рассказ по картинкам строится на коротких, хотя и грамматически более правильных, фразах, чем у детей первого уровня. Отмечается несформированность грамматического строя речи. Также, можно отметить ограниченность словарного запаса и грубые ошибки в употреблении грамматических форм. Произносительные возможности отстают от возрастной нормы. Имеются нарушения в произношении свистящих, шипящих, сонорных, звонких и глухих звуков. Слоговая структура слова нарушена.III уровень речевого развития.  Данный уровень характеризуется наличием развернутой фразовой речи с элементами и фонетико-фонематического и лексико-грамматического недоразвития. Дошкольники уже правильно употребляют простые грамматические формы, строят сложносочиненные и сложноподчиненные предложения, допуская лишь небольшие ошибки. Произносительные возможности детей улучшаются. Ребенок может рассказать о себе и совей семье, о каких-либо событиях составить небольшой рассказ. Однако можно отметить недоразвитие каждого компонента языковой системы. Дети испытывают трудности при составлении предложений, мало употребляют прилагательные и наречия, допускают ошибки в словоизменении и словообразовании. У дошкольников могут наблюдаться все виды нарушений звукопроизношения. Так как остаются нарушения фонематического слуха и восприятия, у детей не формируется готовность к звуковому анализу и синтезу слов. У детей с общим недоразвитием речи возникают трудности в формировании коммуникативных навыков, как следствие снижается речевая активность. Речевая активность - устойчивое свойство личности ребенка, которое проявляется в способности воспринимать и понимать речь окружающих, а также самостоятельное использование речи в практике общения. Низкая речевая активность у детей с общим недоразвитием речи обусловлена нарушением звукопроизношения, нарушением фонематического восприятия, нарушениями связной речи. У детей наблюдается чрезмерная чувствительность ко всем раздражителям или, наоборот пассивность, повышенная утомляемость и рассеянное внимание.О недостатках речевой активности у детей с общим недоразвитием речи говорили многие авторы (Р.Е. Левина, Г.В. Чиркина, Т.Б. Филичева). Нарушение речевой активности носит многоаспектный характер. В результате того, что экспрессивная речь отстает от импрессивной, наблюдается снижение речевой активности, которая с возрастом без специального обучения резко падает. Педагог М.Р. Львов отмечает, что помехами речевой активности являются нарушения речи, которые подавляют детей психологически. Дети при изменении ситуации как бы «теряют» слова, что также способствует снижению речевой активности. М. Е. Хватцев, О.С. Ушакова, Т.В. Туманова, говоря о выраженных отклонениях в формировании произносительной стороны речи, отмечают низкую речевую активность детей данной категории. У детей с общим недоразвитием речи часто возникают неуверенность в себе, негативизм и замкнутость. Проблема изучения речевой активности детей с общим недоразвитием речи представляется очень важной, поскольку для того, чтобы ребенок успешно овладевал устной речью, необходимо, чтобы он практически пользовался ею, вступал в контакт со сверстниками и взрослыми, иными словами обладал определенной речевой активностью.Таким образом, речевая активность ребенка с общим недоразвитием речи протекает замедленно, вследствие чего различные звенья речевой системы долгое время остаются не сформированными. Замедление речевого развития, трудности в овладении грамматическим строем и словарным запасом ограничивают речевые контакты ребенка со взрослыми и сверстниками и препятствуют полноценной речевой деятельности. Очевидна необходимость коррекционного воздействия для активизации речевого общения детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.Список литературы:
  •  Львов М.Р. Основы теории речи: учебное пособие. - М.: Академия, 2000. 248 с.
  • Основы теории и практики логопедии. Под ред. Левиной Р.Е. - М.: Столица, 2007. 273 с.
  • Ушакова, О.С. Теория и практика развития речи дошкольника/ О.С.Ушакова. – М.: ТЦ Сфера, 2008. – 240 с.
  • Филичева, Т.Б. Нарушения речи у детей /Т.Б. Филичева, Н.А. Чевелева, Г.В. Чиркина. – М.: Профессиональное образование, 1993. – 232 с.
  •  Филичева Т.Б., Туманова Т.В. Дети с общим недоразвитием речи. - М.: Гном и Д, 2010. - 144 с.
  • Хватцев М.Е. Логопедия: уч. для пед. институтов М, 1937. 275 с.