Конспект сюжетно-ролевой игры в старшей группе «Магазин»


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Конспект сюжетно-ролевой игры в старшей группе «Магазин»
Автор: Полещук Елена Вячеславовна

Конспект сюжетно-ролевой игры в старшей группе «Магазин»Цель: Расширять у детей представления о труде работников магазина. Формирование умения применять в игре полученные ранее знания об окружающей жизни.Задачи: Образовательные: учить взаимодействовать в сюжетах с двумя действующими лицами (шофер-пассажир; продавец-покупатель); приучать детей к вежливости, употреблять постоянно слова«спасибо»«пожалуйста»«здравствуйте»; обогащать игровой опыт детей посредствам объединения отдельных действий в единую сюжетную роль;Развивающие: развивать умение взаимодействовать и ладить друг с другом в совместной игре; развивать умение выбирать роль, выполнять в игре с игрушками взаимосвязанные действия;Воспитательные: на основе обогащения представлений о ближайшем окружении продолжать расширять и активизировать словарный запас детей; воспитывать доброжелательное отношение друг к другу.Активизация словаря: магазин, продавец, покупатель, шофер, пассажир, подарок.Предварительная работа:
  • Беседа: о магазине, о профессии продавец, шофер, о правиле поведения за столом, в магазине, в автобусе, кем работают их родители.
  • Рассматривание картин, иллюстраций о работе продавца, сюжетных картинок на тему: «В магазине».
  • Дидактические игры:
  • «Кто, что делает? 
  • «Чудесный мешочек»
  • «Что лишнее?»
  • «Транспорт»
  • «Что можно приготовить?»
  • «Парные картинки».
  • Чтение художественной литературы:
  • К. Чуковский «Муха-Цокотуха,
  • В. Маяковский «Что такое хорошо и что такое плохо»
  • Б. Заходер «Шофер»
  • Ч. Янгарский «В магазине игрушек»
  • С. Прокофьева «Сказка о невоспитанном мышонке».
  • Материалы и оборудование:
  • Мебель: полки и прилавки;
  • одежда: фартуки и шапочки;
  • атрибуты: касса, деньги, чеки, ценники, руль, фуражка для водителя; пакеты для покупателей, тарелки для денег, одежда для уборщицы, тележка с ведром и совком
  • Ход занятия:Подготовительный этап:В: - Здравствуйте, ребята, как я рада вас всех видеть!Сюрпризный момент.Стук в дверь. Появляется почтальон с письмом.В: - Ребята, это письмо-приглашение. Давайте прочитаем его.У Вовы день рождение. И он приглашает нас. Вова предлагает отметить его день рождение у нас в группе. Вы согласны?Дети: - Да, мы согласны!В: - Как его можно поздравить?Дети: - Подготовить стихи, подарки.В: - Где можно купить подарок?Дети: - В магазине.В: - Так как в настоящий магазин мы с вами отправиться не можем, я предлагаю организовать его у нас в группе, согласны?Дети: - Да.В: - Ребята, а в магазине нужно скупать все подряд подарки? Дети: - Нет, покупать только то, что нужно.В: - Сейчас есть такие магазины, где все продается: и продукты, и игрушки, и игрушки, одежда. Вы в такие магазины ходите с родителями? Дети: - Да.В: - Не помните, как называется такой магазин? Дети: - Универсальный.В: - А давайте вспомним правила поведения в магазине. Дети: - Не шуметь, не хватать товары с полок, не выпрашивать у родителей покупки…В: - А приходя в магазин, как нужно разговаривать? Дети: - Быть вежливыми, всегда говорить: - здравствуйте, будьте добры, приходите еще, спасибо за покупку…В: - Теперь предлагаю, «поехать» в магазин и купить подарок для Вовы. Вы согласны?Дети: - Да!В: - На чем мы поедем? Дети: - На такси, на машине, на автобусе.В: - Нас много и мы с вами поедем на автобусе. Основной этап:Воспитатель напоминает правила поведения в общественном транспорте и приглашает детей в автобус (стоят стулья по два в ряд). Дети выбирают «водителя». «Водитель» занимает свое место, мальчики пропускают девочек. (Звучит фонограмма «Автобус»).В: - Мы в автобус дружно сели.И в окошко посмотрели.Наш шофер педаль нажал. И автобус побежал. Дети выходят из автобуса, идут в магазин. Стоят 4 стола, где расположены покупки: отдел книг, отдел сладостей, отдел игрушек, отдел одежды. Отдельный стол, на котором расположена касса, «Тарелка» для денег, пакеты для покупателей, рядом с кассой находятся корзинки.В: - Подходим к магазину. Скажите, кто работает в магазине?Дети: - Продавец, кассир, фасовщица, уборщица, грузчик.В: - Какую работу выполняет продавец? Воспитатель показывает иллюстрацию «продавцов».Дети: - Он продает разные товары.В: - Правильно. Продавец приходит до его открытия. Зачем же продавцу нужно приходить на работу раньше? Дети: - Чтобы успеть расставить товар на свои места. В: - Продавцы – это те люди, которые помогают выбрать покупку, консультируют, советуют какой товар лучше приобрести, рассказывают о скидках и акциях на товары.
  • Продавец встречает покупателей с улыбкой, он рад помочь. Именно у приветливого продавца хочется что – то купить. Очень важно, чтобы продавец был аккуратно одет и причесан.
  • Продавец знает свой товар. Помнит, где и что лежит. Для этого ему нужна хорошая память.
  • Как только покупатель выбрал товар. Продавец провожает его на кассу. За кассой сидит кассир.
  • В: - Кто же такой кассир? Показываю иллюстрацию «кассира». Дети: - Кассир принимает деньги за покупки.В: - Правильно.
  • Кассир тоже продавец, но он не ходит по залу. Его место за кассой, он «пробивает» чек и берет с покупателей деньги за товар.
  • Кассир – это очень ответственная должность, нельзя отвлекаться на разговоры с посторонними людьми, знакомыми, если он отвлечется, то может неправильно дать сдачи, также кассир выдает чек покупателю.
  • В: - А кто еще бывает в магазине? Как называемся мы, когда приходим в магазин?Дети: - Покупатели.В: - Без покупателей наш магазин не сможет работать. Что входит в обязанности покупателей? Дети: - Покупатели с сумочками идут в магазин, внимательно осматривают товар в отделах, культурно встают в очередь, вежливо разговаривают с продавцом, оплачивают товар в кассе и не забывают благодарить за покупку. В: - Прежде чем начать играть в игру, давайте выберем продавца, который будет консультировать, и кассира. Дети: - Давайте.В: - Для этого мы используем «Чудесный мешочек», в нем лежат фрукты и овощи. Если вы выбрали овощ, то вы покупатель, а если фрукт, то сотрудник магазина. Распределение ролей при помощи жеребьевки: в мешочке 2 фрукта, остальные овощи, по количеству детей.В: - Сотрудники магазина займите места. Ребята, обратите внимание, что рядом с кассой стоят корзинки и тележки. Для чего они нужны?Дети: - В них мы складываем выбранные товары.В: - А что нужно, чтоб вам продали товар в магазине? Дети: - Деньги. В: - Давайте возьмем деньги, которые у нас в кошельках (которые мы сделали своими руками) и отправимся за подарками. Ждем открытия магазина. Продавец вывешивает табло «Открыто».Продавец:Открываем магазинЗаходите, заходитеПокупайте, что хотитеВстаньте в очередь скорейНе толкай своих друзей.Воспитатель напоминает, как встать в очередь, что нужно описать товар который они хотят купить, и что за купленный товар нужно заплатить деньги. Дети заходят в магазин, ходят по магазину, выбирают подарок. Воспитатель тоже вступает в игру, становится покупателем. Воспитатель нечаянно просыпает рис или любую другую крупу.В: - Ребята, а что делать? Кто, в таких случаях убирает в магазинах?Дети: - Уборщица. В: - Какие обязанности у уборщицы магазина?Дети: - Проводит уборку всех помещениях, лестниц. Очищает от грязи и пыли всю мебель, полки, стеллажи и батареи. Моет пол, стены, лестницы, окна, двери. Выбрасывает весь мусор из контейнеров. В: - Кто у нас будет уборщиком? Одеваем на выбранного ребенка форму, даю тележку с ведром, совком. Проводим разъяснение, что труд уборщицы очень тяжелый, нужно беречь чужой труд, и стараться не мусорить, поддерживать чистоту.Покупатель интересуется, где находится тот или иной отдел в магазине.  Покупатель подходит к продавцам отделов и спрашивает о свежести и о цене товара. В: - Мне нужно купить 1 кг конфет. Покажите, пожалуйста, какие у вас конфеты. Мне нравятся вот эти. А как узнать, что здесь 1 кг конфет? Как в таких ситуациях поступают в магазинах? Дети: - Нужно взвесить на весах.Показываю иллюстрацию весов, которые используют в магазинах. Вношу весы. Взвешивают на весах.Во время игры, воспитатель интересуется «Во что играете?». Напоминает, что должен в данный момент «Кассир», «Продавец», «Покупатель».В: - Ребята, мы забыли о главном, зачем мы приехали в магазин?Дети: - За подарками для Вовы.В: - Правильно, выбираем подарки, и отправляемся домой.Дети покупают подарки. В: - Уважаемые покупатели! Магазин закрывается на обед, а наш автобус отправляется обратно в детский сад. Дети садятся в автобус.Заключительный этап: В: - Ребята, где сейчас были?Дети: - В магазине.В: - Что продают в магазине?Дети: - Различные товары.В: - Для чего мы ездили?Дети: - Покупать подарки для Вовы.В: - Марина, а что ты купила в подарок?Марина: - Я купила в подарок для Вовы…В: - Ну вот теперь у нас есть подарки для Вовы, и мы сможем его поздравить. Вам понравилась играть?Дети: - Да.