урок "Войди в лес другом"


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: урок "Войди в лес другом"
Автор: Елена Рудольфовна Краснова


Министерство образования и молодежной политики Чувашской Республики
Отдел образования и социальной политики Ядринского района Чувашской Республики
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Гимназия №1г. Ядрин
Войди в лес другом!
Учитель биологии:
Краснова Е.Р.
Ядрин-2024г.
Лес - природная лаборатория
Задачи:
Привлечение подрастающего поколения к изучению и охране леса
Воспитывать любовь к прекрасному, природе родного края
Формировать экологическую культуру учащихся
Развивать творческий потенциал школьников
Повышение познавательного интереса к предметам естественно – научного цикла
Расширение кругозора и развитие логического мышления учащихся.
Оформление:
Плакат: О лес! О жизнь! О солнца свет! О свежий дух березы! А.Н.Толстой
Репродукции картин: Шишкина И.И. Утро в сосновом лесу.
Таблицы и картинки с изображением редких видов животных и растений, обитателей лесов Чувашской Республики.
Выставка рисунков, фоторабот, плакатов и стихов учащихся о лесе и природе родного края.
Звучит классическая музыка, медленно стихает. Фонограмма - пение птиц.
Слова учителя:
Здравствуйте, друзья!
Здравствуй, природа!
Здравствуйте, леса и реки, моря и озера, поля и горы!
Здравствуйте, птицы: соловьи, совы, воробьи и голуби!
Здравствуйте, звери: медведи, зайцы и волки!
Если б человек каждый день вот так здоровался не только с родными и знакомыми, но и со всем живым, что его окружает, может быть, до сих пор на Земле жили бы все те животные и растения, которых мы уже больше не увидим – люди уничтожили их…
2013 год объявлен президентом России Владимиром Владимировичем Путиным – Годом охраны окружающей среды. В последние десятилетие человечество усиленно ищет пути к сохранению и развитию своего уникального жилища - планеты Земля с её живой природой. Когда- то природа диктовала свои законы, а сегодня человек диктует сам над законами природы. Ведь этого не должно быть в природе!!!
А кто знает, какой сегодня праздник, связанный с лесом?
Сегодня, ребята, Международный день леса. И мы с вами приурочим наше занятие к этой дате.
Благословляю вас леса,
Долины, нивы, горы, воды!
Благословляю я свободу.
И голубые небеса!
(А. К. Толстой.)
Забота о сохранении и умножении богатств природы – долг каждого жителя планеты Земля. В частности, наша с вами обязанность – беречь и охранять леса, обитающих в них животных, птиц. Леса являются легкими планеты, так как помогают очищать воздух, вырабатывают кислород. Леса – это также дом для многих животных, не будет леса – погибнут и они. Каждый час на планете уничтожают 24 км2 тропических лесов. Это может привести к необратимым изменениям в климате планеты, в распределении осадков и температур. Вот как важно, ребята, беречь и охранять наши леса! Сегодня, ребята, мы с вами поиграем, вспомним песни, стихи о лесе и его жителях, поговорим о том, как мы можем помочь сохранить его богатства.
По такому случаю у нас в гостях сегодня члены экологического кружка
Живая планета команда ЭКОС хотят показать нам свое выступление.
Итак, встречайте наших юных экологов.
Взгляни на глобус – шар земной,
Ведь он вздыхает, как живой,
И шепчут нам материки:
Ты береги нас, береги!
В тревоге рощи и леса,
Роса на травах, как слеза.
И тихо просят родники:
Ты береги нас, береги!
Грустит глубокая река,
Свои теряя берега.
И слышу голос я реки:
Ты береги нас, береги!
Остановил олень свой бег:
Будь Человеком, человек!
В тебя мы верим – не солги,
Ты береги нас, береги!
Весь мир у нас в руках, им управляют люди. (выход команды ЭКОС)
Узнать хотим сейчас, что завтра с миром будет.
Мы к вам заехали на час. Привет, бонжур, хэллоу.
Все что расскажем вам сейчас, волнует нас давно.
Ну-ка все вместе. Уши развесьте.
Нужно обязательно слушать нас внимательно.
1 ученик: Здравствуйте! вас приветствует экологическая команда
Все: ЭКОС ( переварачивают буквы)
. Сегодня в программе нашей агитбригады самая злободневная тема – Охрана окружающей среды !
1 ученик: Наш девиз:
Все: Много леса - не губи, мало леса - береги, нет леса - посади.
1 ученик: У России богатства немалые,
Недр земли не учесть чудеса,
Но важнее очень многих, пожалуй,
Для дыханья Земли - леса!
2 ученик: В них здоровья и мудрости кладези,
В них несказанная краса,
В них источник естественной радости,
Это жизни основа-леса!
3 ученик: Зеленый лес и чистый воздух
Нам сохранить совсем непросто.
Чтоб на планете мирно жить,
Должны природу мы любить,
4 ученик: Беречь ее, и охранять,
И от огня оберегать!
И чтоб леса росли по-прежнему,
И чтоб дышать нам чистым воздухом.
5 ученик: И все, кто согласен с нами,
Вставайте под наше знамя!
Песня на мотив Пусть бегут неуклюже пешеходы по лужам…
1 куплет.Пусть всегда светит солнце,Зеленеют поляны,Пусть всегда будет чистой река,Пусть цветы расцветают,Распускаются листья,А по небу плывут облакаПрипев.Этот мир былНам подаренМиллионы лет назадСохранить природу нашу 2 разаПросим всех ребят 2 куплет.На красивой планетеБудет радостно детямЛюбоваться на лес и поля.Сбережем для себя мы,Для друзей и для мамыДом, что мы называем Земля.Припев.
6ученик: Дерево к дереву – получится лес.
Радуют зеленью сосны до небес.
Дерево к дереву – воздуха глоток.
Радует на дереве зелененький листок.
1 ученик: Чтобы в лесу было чисто, не оставляй там мусор. Всегда уноси его с собой. Из-за мусора природа станет непригодной для жизни животных.
2 ученик: Чтобы в лесу не было пожара, не оставляй там горящий костер. Пожар приведет к гибели всего живого.
3 ученик: Не шуми в лесу. Крики и громкая музыка пугают животных и птиц.
4 ученик: Будь другом животных. Не разоряй гнезда птиц, муравейники, норы зверей. Животные могут остаться без дома.
5 ученик: Чтобы в лесу и на лужайках было красиво, не вытаптывай траву, ходи по тропинкам. Не ломай ветки деревьев и кустарников, не рви цветущих трав.
Спасибо вам ребята огромное за ваше выступление. А теперь мы с вами отправляемся в путешествие по лесному царству. Вы все уже разделились на 3 рабочие группы, и вам предстоит сегодня преодолевать разные полосы препятствий.
1. Первый конкурс Конкурс капитанов
Какойлес называют лесом без тени? (саксауловый).
Полезен ли лесу рыжий муравей? (да, он уничтожает вредителей)
Какой самый страшный враг леса? (пожар).
У каких хвойных самые крупные шишки? ( австралийские араукарии имеют шишки с человеческую голову).
Назовитеядовитые растения леса, (вех, волчье лыко, вороний глаз, бересклет и др.)
Какой поэт написал эти строки:
Уж тает снег, бегут ручьи
В окно повеяло весною…
Засвищут скоро соловьи
И лес оденется листвою (А. Плещеев)
Молодцы, ребята, а теперь работают команды.
2. Второй конкурс Отгадай кто я! - отгадывание птиц по голосам.
Детям предлагается отгадать голоса птиц ( воробей, скворец, ворона, сова, соловей, синица)
3. Конкурс Какой гриб ядовит?
Детям из предложенных муляжей предстоит определить съедобные и несъедобные грибы, вспомнить названия грибов, классификацию, науку изучающую грибы и правила сбора грибов.
Ребята, наверное, вы немного устали, а я предлагаю вам чтоб снять усталость закрыть глаза и представить, что вы оказались в настоящем лесу. (включить голоса птиц. Вот представьте , что теплый ветер ласкает вас, вот неподалеку от вас пролетела бабочка – крапивница, под вашими ногами шуршит трава, а это же маленький птенчик хочет взлететь…Откройте глаза).
4. И следующий наш конкурс - игра Вспомним правила поведения в лесу. (Участникам команд предстоит отгадать, какой знак нарисован на карточке и кратко прокомментировать).
5. Последний конкурс Определи, что за растение. Дети получают картинки с растениями леса и им предстоит эти растения отгадать.
Ну вот, ребята мы с вами вспомнили обитателей леса: животных, растений, грибов, правила сбора грибов и правила поведения в лесу. Я надеюсь, что вы все эти правила будете соблюдать.
Природа, которая дает нам все для жизни, требует бережного отношения к себе. Все мы, ныне живущие, в ответе за нашу природу перед потомками.
Однако порой и взрослые и дети беззаботно, расточительно ведут себя по отношению к ней. Бездумное, бесхозяйственное отношение к природе приносит большие беды.
Мы рубим лес, устраиваем свалки,
Но кто же под защиту всё возьмёт?
Пусты ручьи, в лесу одни лишь палки.
Подумайте, а что нас дальше ждёт?
Природа – наше богатство: сберечь это богатство для следующих поколений – наша задача и наш долг. Вдумайтесь в содержание призыва к нам писателя Михаила Пришвина.
Для рыбы нужна чистая вода – будем охранять наши водоёмы. В лесах, степях, горах живут разные ценные животные – будем охранять наши леса, степи, горы. Рыбе – вода, зверю – лес, степи и горы. А человеку нужна Родина. И охранять природу – значит охранять Родину!
Когда-то великий защитник русских лесов, а, значит, и природы, Л. Леонов написал такие слова:
Охраняйте природу! Она не имеет ни кулака, ни зуба, чтобы защититься от недруга. Её сокровища вверены нашей совести, справедливости, уму и благородству.
А теперь я для закреплении нашего занятия хочу попросить вас ответить на мои вопросы, если вы согласны – отвечайте ДА , а если -не согласны с нами- Нет .
1.-Будем беречь каждое деревце, веточку, цветочек.( Да)
-2 Не будем рубить деревьев без нужды, не ломать их. ( Нет)
-1. Будем убирать за собой мусор на лесных полянах. (да)
- 2. Не будем допускать пожара в лесу.
1. -Не будем загрязнять реки, озера и не будем разрешать это делать своим знакомым.
2. -Не будем губить рыбу.
1. -Не будем разорять птичьего гнезда,
-2. Не будем убивать зверей, и будем бороться с браконьерами.
И в конце мне очень хотелось прочитать стихотворение Н. Рыжовой
Есть на земле огромный дом
Под крышей голубой,
Живут в нем солнце, дождь и гром,
Лес и морской прибой.
Живут в нем птицы и цветы,
Веселый звон ручья.
Живешь в том светлом доме ты
И все твои друзья.
Куда б дороги не вели,
Всегда ты будешь в нем.
Природою родной земли
Зовется этот дом.
Так давайте, друзья, беречь и охранять нашу природу! Ведь она у нас одна, а нас много! Сохраним каждый кустик, цветочек, птичку. Только тогда, мы после себя можем оставить для своих детей и внуков красивую, цветущую планету под названием ЗЕМЛЯ.
Слайд Природа – в наших руках