"Развивающая роль художественной литературы в образовательной деятельности дошкольниковой
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: "Развивающая роль художественной литературы в образовательной деятельности дошкольниковой
Автор: Абрамова Татьяна Валерьевна
Развивающая роль художественной литературы
в образовательной деятельности дошкольников.
Абрамова Татьяна Валерьевна,
воспитатель МАОУ СШ №1 им. М. Аверина г. Валдай
ДО Алёнушка с. Едрово.
Художественная литература является универсальным развивающим образовательным средством. Она знакомит и погружает ребёнка во всевозможные модели человеческого поведения, в разнообразие языковой среды. Художественные эмоционально окрашенные тексты позволяют ребёнку расширить его познания в многообразии вещей, событий, отношений и дополняют возможности совместной со взрослыми и самостоятельной деятельности (познавательно- исследовательской, продуктивной, игровой). Роль художественной литературы в познавательно- нравственном развитии ребёнка - это расширение представлений о мире, дополняющее наблюдения, практические опыты; освоение временных и причинно- следственных связей, моделей человеческого поведения в разных обстоятельствах; формирование установок по отношению к разным проявлениям действительности; развитие и активизация воображения. В эстетическом развитии приобщение к словесному искусству в его различных формах способствует развитию хорошей разговорной речи, на которую оказывает влияние литературный язык художественных произведений. У ребёнка развивается собственное словесное творчество в пересказах текстов и сказок, отображающее его чувства и переживания. Развивающие возможности литературных произведений осуществляются за счет смысловой наполненности и структуры художественных текстов, через эмоциональное восприятие как педагога, читающего текст, так и ребёнка, слушающего его. Подборка и использование художественных произведений в проектной деятельности представляет собой определённую систему, которая содержит в себе столько сведений о мире, сколько не может дать ограниченный временем тематический проект, включающий в себя и реальный опыт детей. Именно поэтому художественные тексты, при правильном их подборе, охватываю, если не всю, то большую часть образовательного содержания, которое формируется и развивается в ходе проектной деятельности, дополняют смысловое содержание и стимулируют детей для развёртывания других видов деятельности. Используя готовый культурный материал художественных произведений, педагог выступает не просто как исполнитель, читая текст ,но и как партнёр. Он вместе с детьми удивляется, огорчается, восхищается, сопереживает персонажам. Но, в отличие от совместной со взрослым продуктивной, познавательно - исследовательской и игровой деятельности, эта культурная практика не может быть продолжена дошкольниками самостоятельно, в силу того, что они ещё не умеют свободно читать и зависят от партнёра- взрослого. Это налагает на педагога особую ответственность в плане подбора художественных текстов для чтения и его организации, чтобы книга способствовала развитию и образованию ребёнка.
Чтение художественной литературы детям дошкольного возраста выступает в форме партнёрской деятельности педагога с детьми.