«Использование игрового набора «Дары Фребеля» в познавательном развитии дошкольников с ОВЗ»


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: «Использование игрового набора «Дары Фребеля» в познавательном развитии дошкольников с ОВЗ»
Автор: Кристина Александровна Галенских

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида №3 города Данкова Липецкой областиСеминар - практикум«Использование игрового набора «Дары Фребеля»в познавательном развитии дошкольников с ОВЗ»РазработчикГаленских Кристина Александровнаучитель - дефектологЦель: Повышение эффективности коррекционно-образовательного процесса в работе с детьми с ОВЗ.Задачи:
  • Расширить и уточнить знания педагогов о психолого-педагогических особенностях детей с ОВЗ.
  • Познакомить с активными формами и методами работы с данной группой детей.
  • Aктивизировать творческие способности педагогов.
  • Ход работы:Теоретическая часть.При использовании дидактического материала «Дары Фрёбеля», у детей развиваются социальные и коммуникативные умения, мелкая моторика, познавательно-исследовательская деятельность и логические способности; формируются элементарные математические умения. Применив в практической деятельности с дошкольниками пособие, педагоги увидели удивительные результаты.Комплект методических пособий по работе с игровым набором «Дары Фрёбеля» в соответствии с ФГОС ДО открывает новые возможности использования данного игрового набора в процессе реализации примерных основных общеобразовательных программ дошкольного образования.Комплект легко согласовывается с любой общеобразовательной программой ДОУ. Также он может найти применение при работе с авторскими методиками развития и воспитания дошкольников в различных организациях, оказывающих образовательные услуги, и в процессе семейного воспитания.Комплект является составной частью развивающей предметно-пространственной образовательной среды. Его структура и содержание разработаны в соответствии с принципом реализации ведущей игровой деятельности в дошкольном возрасте и личностно-ориентированного подхода в развитии и воспитании ребенка.Работа с комплектом создает условия для организации как совместной деятельности взрослого и детей, так и самостоятельной игровой, продуктивной и познавательно-исследовательской деятельности детей. Комплект методических пособий по работе с игровым набором «Дары Фребеля» предназначен для воспитателей, психологов, логопедов, дефектологов, родителей, а также студентов и преподавателей педагогических колледжей и вузов.Основные принципы технологии:В ФГОС ДО утверждены основные принципы дошкольного образования, полностью соответствующие принципам педагогики Фрёбеля, реализация которых способствует решению поставленных перед образовательными организациями задач.• Принципы дошкольного образования в соответствии с ФГОС ДО.• Принципы педагогики Фрёбеля.• Реализация принципов обеспечивает решение задач ФГОС ДОРеализация данных принципов с позиции авторов ФГОС возможна прежде всего в том случае, если создать в образовательной организации дошкольного образования соответствующие условия: психолого-педагогические, кадровые, материально-технические и финансовые.Описание и технические характеристики:Игровой набор «Дары Фрёбеля» изготовлен из качественного натурального материала (дерева и хлопка). В составе набора 14 модулей:• Модуль 1 «Шерстяные мячики»• Модуль 2 «Основные тела»• Модуль 3 «Куб из кубиков»• Модуль 4 «Куб из брусков»• Модуль 5 «Кубики и призмы»• Модуль 6 «Кубики, столбики, кирпичики»• Модуль 7 «Цветные фигуры»• Модуль 8 «Палочки»• Модуль 9 «Кольца и полукольца»• Модуль 10 «Фишки»• Модуль 11 (J1) «Цветные тела»• Модуль 12 (J2) «Мозаика. Шнуровка»• Модуль 13 (5B) «Башенки»• Модуль 14 (5Р) «Арки и цифры»Комплект методических пособий по работе с игровым набором «Дары Фрёбеля» состоит из 6 книг (5 книг с комплектами карточек-игр, всего 80 карточек):1. Книга «Использование игрового набора "Дары Фрёбеля" в дошкольном образовании в соответствии с ФГОС ДО» (вводная методическая брошюра);2. Книга «Использование игрового набора "Дары Фрёбеля" в образовательной области «Физическое развитие»; и 15 шт. карточек-игр.3. Книга «Использование игрового набора "Дары Фрёбеля" в образовательной области «Познавательное развитие»; и 19 шт. карточек-игр.4. Книга «Использование игрового набора "Дары Фрёбеля" в образовательной области «Речевое развитие»; и 12 шт. карточек-игр.5. Книга «Использование игрового набора "Дары Фрёбеля" в образовательной области «Социально-коммуникативное развитие»; и 16 шт. карточек-игр.6. Книга «Использование игрового набора "Дары Фрёбеля" в образовательной области «Художественно-эстетическое развитие»; и 18 шт. карточек-игр.Комплект методических пособий по работе с игровым набором «Дары Фрёбеля» в соответствии с ФГОС ДО открывает новые возможности использования данного игрового набора в процессе реализации примерных основных общеобразовательных программ дошкольного образования.Практическая часть.А сейчас, я хочу продемонстрировать вам некоторые игры.ИГРА «СТРОИТЕЛИ»Оборудование: Песочный стол или ёмкость с любым сенсорным материалом; Дары Фрёбеля (5, 5В, 6, J1) или любой строительный материал.Задачи:
  • Развитие воображения и конструктивного мышления;
  • развитие пространственной ориентировки;
  • совершенствование тактильного восприятия и мелкой моторики.
  • Содержание игры:Игровая ситуация: «Песчаная буря разрушила целый город. Давайте поможем жителям восстановить его».Уровень 1: Детям предлагается достать из песка блоки и построить дома по образцу педагога.Уровень 2: Строят дома по «заказу» жителей: одноэтажные, двухэтажные и т.д.Уровень 3: Дети строят дома по замыслу, располагая их в разных частях песочного стола (вверху слева, за одноэтажным домом, между домом с синей крышей и красным домом и т.д.).ИГРА «ПИЦЦА»Оборудование: Дары Фрёбеля (набор 7), форма для пиццы, карточки с рецептами.Задачи:
  • Развитие внимания и воображения;
  • развитие слухового восприятия и восприятия формы;
  • закрепление математических навыков;
  • развитие мелкой моторики.
  • Содержание игры:Игровая ситуация: «Сегодня, мы с тобой отправимся на кухню и будем учиться печь пиццу».Уровень 1: Ребенку предлагается приготовить пиццу по рецепту (карточке), используя подходящие по форме геометрические фигуры.Уровень 2: Необходимо приготовить пиццу по речевой инструкции, например «Положи 3 кусочка колбасы, сыра – на 1 кусочек больше, чем колбасы, а огурцов – на 2 кусочка меньше, чем сыра»Уровень 3: Ребёнку предлагается придумать свой рецепт пиццы и дать ему название.ИГРА «ВРЕМЕНА ГОДА»Оборудование: Дары Фрёбеля (набор 7), игровое поле с признаками времен года.Задачи:
  • Развитие внимания (переключаемость и концентрация);
  • развитие восприятия времен года;
  • уточнение и расширение словаря по лексической теме;
  • развитие мышления (классификация)
  • Содержание игры:Игровая ситуация: «Времена года перепутали свои признаки, давай поможем им разобраться».Уровень 1: Ребенку предлагается закрыть синими кругами признаки зимы.Уровень 2: Нужно закрыть желтыми квадратами признаки осени, а зелеными треугольниками – весны.Уровень 3: Ребёнку необходимо закрыть признаки лета – красными кругами, зимы – синими кругами, весны – зелеными треугольниками, осени – желтыми квадратами. Дается зрительная опора.ИГРА «В АПТЕКЕ»Оборудование: Дары Фрёбеля (набор 10), емкости разной формы с цветными крышечками.Задачи:
  • Развитие слухо-речевой памяти;
  • развитие восприятия формы, цвета;
  • развитие мыслительных навыков;
  • развитие мелкой моторики.
  • Содержание игры:Игровая ситуация: «Доставщик уронил коробку с таблетками и они все перемешались. Давай поможем работникам аптеки разложить всё по своим местам ».Уровень 1: Нужно спрятать фишки в емкости подходящего им цвета.Уровень 2: Ребенку предлагается спрятать не зеленые фишки, в не квадратную баночку (перед ребенком фишки 2-х цветов (зеленые и красные и емкости квадратная и прямоугольная).Уровень 3: Ребёнку необходимо положить не синие и не зеленые фишки в не прямоугольную и не розовую баночку (синие, зеленые, оранжевые фишки и баночки – квадратные с зеленой и розовой крышкой, прямоугольные с синей и розовой крышкой).Теперь, предлагаем перейти к работе в группах. Разделитесь на 2 команды и попробуйте сами придумать и презентовать игры с наборами Фребеля.