Индивидуализация обучения и воспитания детей в процессе инклюзивного образования
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Индивидуализация обучения и воспитания детей в процессе инклюзивного образования
Автор: Карканова Анастасия Владимировна
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение №81 «Мальвина»Статья на тему:«Индивидуализация обучения и воспитания детей в процессе инклюзивного образования». Подготовила: Карканова А.В.Учитель-логопедДата: 14.10.2024Г.Сургут«Индивидуализация обучения и воспитания детей в процессе инклюзивного образования».В настоящее время одним из приоритетов российской государственной политики в области образования выделяется создание универсальной безбарьерной среды, которая дает возможность обеспечить полноценную интеграцию детей с ограниченными возможностями здоровья. Несколько лет назад Президент Российской Федерации утвердил Национальную образовательную инициативу «Наша новая школа». В этом документе подчеркнуто, что новая школа является школой для всех, что в каждой школе будет обеспечиваться успешная социализация детей с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов, детей, оставшихся без попечения родителей, находящихся в трудной жизненной ситуации.Инклюзивное образование - это признание ценности различий всех детей и их способности к обучению, которое ведется способом, который наиболее подходит ребенку. Данная образовательная система должна нести в себе элемент гибкости, учитывая потребности всех детей, среди которых присутствуют дети не только с проблемами развития, но и разных этнических групп, пола, возраста.Инклюзивное образование предусматривает «подстройку» системы обучения под определенного ребенка, а не ребенка под систему. Преимущества получают все дети, а не какие-то особые группы, часто используются новые подходы к обучению, применяются вариативные образовательные формы и методы обучения и воспитания, дети с особенностями развития могут находиться в группе полное время или частично, обучаясь с поддержкой и по индивидуальному образовательному маршруту.В качестве стратегического направления развития системы образования инклюзивное образование требует перестройки образования на всех уровнях. По отношению к педагогу - воспитателю инклюзивной группы это выражается: в принятии и учете различий, индивидуального своеобразия учащихся; создания ситуации успеха для всех учеников; баланс коллективного и индивидуального в учебно-воспитательном процессе; компромисс между общим и специальным в обучении; создание и поддержание атмосферы принятия, толерантности, сотрудничества в классе. В связи с этим возникает необходимость менять методы, формы и технологии работы.Под образовательной технологией понимается упорядоченная система действий, выполнение которых приводит к гарантированному достижению педагогических целей. Технология направлена на последовательное воплощение на практике заранее спланированного процесса образования.Под технологиями инклюзивного образования мы понимаем те технологии, которые ведут к созданию условий для качественного доступного образования всех без исключения детей. Можно выделить две большие группы инклюзивных технологий: организационные и педагогические. Организационные технологии связаны с этапами организации инклюзивного процесса: это технологии проектирования и программирования, технологии командного взаимодействия учителя и специалистов, технологии организации структурированной, адаптированной и доступной среды.Основная идея инклюзивного образования заключается в постоянном мониторинге образовательных условий во всей их совокупности на предмет учета образовательных потребностей и возможностей участников образовательного процесса. При обнаружении барьеров, возникающих для детей в образовательном процессе, его участники включаются в проектирование изменений, создающих более эффективные образовательные условия. Проектирование и программирование являются необходимыми технологиями для реализации принципов инклюзивного образования. Таким образом, участники образовательного процесса (администрация, педагоги, специалисты, дети и родители) становятся не только пользователями программ, методик, технологий, дидактического и материально-технического обеспечения, но и разработчиками образовательного процесса и условий его реализации.Среди педагогических технологий можно выделить те, которые могут быть успешно использованы в инклюзивной практике воспитателем на занятии. Классифицировать их можно в соответствии с задачами и ролью в организации совместного образования детей с различными образовательными потребностями:- технологии, направленные на освоение академических компетенций при совместном образовании детей с различными образовательными потребностями: технологии дифференцированного обучения, технологии индивидуализации образовательного процесса;- технологии коррекции учебных и поведенческих трудностей, возникающих у детей в образовательном процессе;- технологии, направленные на формирование социальных (жизненных) компетенций, в том числе принятия, толерантности;- технологии оценивания достижений в инклюзивном подходе.Технологии, индивидуализирующие образовательный процессСледуя общим правилам и способам организации учебной работы на занятии, воспитатель инклюзивной группы должен помнить и учитывать тонкости включения в работу ребенка с теми или иными особенностями познавательной деятельности, поведения, коммуникации. Часто такой ребенок не может полностью успевать за темпом всей группы, выполняет задания на уровне, доступном ему, но ниже уровня освоения содержания темы, предмета его сверстникам. Широкие возможности для индивидуализации обучения представляет самостоятельная работа, которая проходит в индивидуальном темпе. Индивидуализация здесь осуществляется за счет того, что учащимся даются не одинаковые задания, а задания, которые варьируются в зависимости от индивидуальных особенностей.При организации индивидуальной работы на уроке - выполнении задания на карточке, индивидуального задания в тетради необходимо учитывать особенности ребенка. В науке существует большое количество классификаций индивидуальных особенностей, которые можно использовать в образовательном процессе.Индивидуализация обучения - это организация образовательных условий для максимальной реализации субъектной позиции ребенка в процессе обучения, т.е. осознание им целей и задач обучения, возможность выбора учебного материала, форм и методов решения учебных задач. Таким образом, активность и субъектность оказываются как на полюсе учителя, так и на полюсе ученика. Педагог создает условия для того, чтобы ребенок в этих условиях мог поставить цели, сформулировать задачи, определить способы решения учебных задач, смог оценить результаты своих учебных действий. Такой процесс индивидуализации важен как для ребенка с ограниченными возможностями здоровья, так и для его нормативно развивающихся сверстников. Принцип индивидуализации позволяет создать равные возможности для всех учеников класса, тем самым реализуется инклюзивный подход на практике.На технологическом уровне принцип индивидуализации воплощается в разных педагогических подходах: личностно ориентированной педагогике, педагогике поддержки, рефлексивно-деятельностном подходе в обучении, в технологиях проектной деятельности, технологиях тьюторского сопровождения.Технологии дифференциации обученияРеализация дифференцированного подхода к образовательному процессу обусловлена следующими факторами: противоречием между традиционными коллективными формами обучения и индивидуальным характером усвоения учебного материала; различиями в готовности к усвоению материала; разным уровнем интереса учащихся; необходимостью преодоления негативного отношения к обучению и др.Г.К. Селевко рассматривает дифференцированное обучение как форму организации учебно-воспитательного процесса, при которой воспитательработает с группой, созданной с учетом наличия у них каких-либо значимых для ученого процесса общих качеств [5].Технология уровневой дифференциации обучения связана с уровнем освоения детьми программного материала. В этой технологии управление познавательной деятельностью происходит с целью обучения каждого учащегося на уровне его индивидуальных возможностей и способностей через систему малых групп.Технология функциональной дифференциации — организация работы в группах с распределением функций, т.е. когда каждый ребенок вносит свой вклад в общий результат, выполняя свое задание, при этом ребенку с трудностями в обучении можно предложить вспомогательные материалы. Организация работы в группе предполагает полную включенность ребенка на основе понимания его возможностей (например, он может проверятьТехнология смешанной дифференциации (модель сводных групп) - объединенная форма двух видов дифференциации обучения - по интересам и по уровню развития. Для изучения учебных дисциплин вся классная параллель перегруппируется.Технологии коррекции трудностей в обучении и поведенииТехнологии коррекции учебных и поведенческих трудностей, возникающих у детей в образовательном процессе, - это специальные логопедические технологии и технологии специальной педагогики, направленные на коррекцию нарушения (технологии сурдо- и тифлопедагогики), технологии нейропсихологического подхода в коррекции учебных трудностей, технологии психоого-педагогической системы формирования и развития речевого слуха и речевого общения у детей с нарушениями слуха, технологии прикладного анализа поведения и др.Технологии, направленные на развитие социальных (жизненных) компетенций детейОдним из основных результатов инклюзивного образования является формирование жизненных навыков, или социальных компетенций (навыков взаимодействия, взаимопомощи, продуктивной деятельности и т.д.). Можно выделить 3 типа технологий, направленных на повышение социальной компетенции: прямое обучение социальным навыкам; формирование социальных навыков через подражание, организация групповых видов активности, в том числе и игровых.При прямом обучении социальным навыкам воспитатель обучает детей правильному поведению через правила и примеры. Принятие правил очень важно для всех детей, но оно должно быть осознанным, связанным с их личным опытом.Формирование социальных навыков через подражание предполагает взаимообучение детей, когда более компетентный в какой-то области ребенок становится примером для подражания для других детей. Обучение через подражание важно для любого ребенка, но особенно оно важно для обучения детей с задержкой психического развития, для детей с расстройствами аутистического спектра.При организации групповых видов активности, таких как дежурство, подготовка к празднику, работа в учебных группах, помощь в выполнении заданий, передвижении (организованной для незрячих детей или детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата), педагог:- планирует групповую активность детей, способствующую их эффективному социальному взаимодействию;- выбирает участников для группы (т.е. детей с ОВЗ и социально компетентных сверстников);- вводит эту активность;- по ходу действия предлагает идеи взаимодействия, когда это необходимо.Д. Митчелл выделяет взаимное (парное) обучение как одну из ведущих технологий инклюзивного образования - это ситуация, когда один воспитанник учит другого под наблюдением педагога. Взаимное обучение полезно, когда необходимо развитие навыков путем повторения, или на этапе закрепления полученных навыков и знаний.Технологии оценивания достижений в инклюзивном подходеПредметом оценки выступают как достигаемые образовательные результаты, так и процесс их достижения, а также мера осознанности каждым обучающимся особенностей его собственного процесса обучения. При этом наряду с интегральной оценкой (за всю работу в целом, проводимую, например, в форме портфолио, презентаций, выставок и т.п.) используется дифференцированная оценка (вычленение в работе отдельных аспектов, например, сформированность вычислительных умений, выразительность чтения, умение слушать товарища, формулировать и задавать вопросы и т.д.), а также самооценка и самоанализ обучающихся.Вместе с педагогом-психологом воспитатель продумывает такую стратегию работы со всей группой, при которой дети учатся оценивать не только результат, качество продукта учения, а процесс - степень прилагаемых усилий, активность, меру участия в групповой работе, рост «над самим собой».В случае обучения и оценивания результатов деятельности ребенка с особенностями развития воспитателю необходимо использовать такие формы и приемы, которые соответствуют возможностям ребенка, являются условием для сохранения его физического и психического здоровья, эмоционального равновесия. Таким образом, будут реализовываться дифференцированный и индивидуальный подходы в обучении.Выбор формы текущего оценивания определяется этапом обучения, общими и специальными целями обучения, конкретными учебными задачами, целью получения информации.В целом, можно сказать, растет количество технологий, которые направлены на создание разнообразных условий обучения, учитывающих множество образовательных потребностей детей, их возможности и интересы.Список использованных источников1 Инклюзивное образование в России [Текст]. - М.: ЮНИСЕФ, 2011.2 Инклюзивное образование. Выпуск 1 [Текст]. – М.: Центр «Школьная книга», 2010. – 272 с.3 Инклюзивное образование: результаты, опыт и перспективы: сборник материалов III Международной научно-практической конференции [Текст] / под ред. С.В. Алехиной. – М.: МГППУ, 2015. – 528 с. ISBN 978–5–94051–117-5.4 Михайлова, И.В. Ресурсы профессионального развития учителей инклюзивного образования в контексте проблемы самоактуализации [Текст] / И.В. Михайлова, А.С. Седунова //Теория и практика общественного развития. – М., 2014, № 6. – С. 58-60.5 Организация работы с учащимися с ограниченными возможностями здоровья в условиях внедрения инклюзивного образования [Текст] : методические материалы / Под науч. ред. Н.А Палиевой. - Ставрополь: ГБОУ ДПО СКИРО ПК и ПРО, 2012. - 152 с.6 Российские и зарубежные исследования в области инклюзивного образования [Текст] / Под ред. В. Рыскиной, Е. Самсоновой. - М.: Форум, 2012. 208 с.7 Селевко, Г.К. Современные образовательные технологии [Текст] : учебное пособие / Г.К. Селевко. - М.: Народное образование, 1998. - 256 с.8 Теоретические и прикладные аспекты современной науки [Текст] : сборник научных трудов по материалам III Международной научно-практической конференции. Часть 4. / Под общ. ред. М.Г. Петровой. – Белгород : ИП Петрова М.Г., 2014. – 152 с. ISBN 978-5-9905837-7-1