"Применение информационных технологий на танцевальных занятиях по "Хореографии" с целью развития творческих способностей детей"
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: "Применение информационных технологий на танцевальных занятиях по "Хореографии" с целью развития творческих способностей детей"
Автор: Овчарук Надежда Александровна
"Применение информационных технологий на танцевальных занятиях по "Хореографии" с целью развития творческих способностей детей"В воспитании молодых людей хореография играет ключевую роль, помогая формировать их эстетическое и духовное развитие. Востребованность преподавателей хореографии подтверждается тем, что они требуются во всех учебных заведениях. Но кто такой идеальный учитель танцев? Безусловно, он должен быть высококвалифицированным специалистом, владеющим своим ремеслом на высоком уровне и способным конкурировать с другими профессионалами. Родители, отдающие своих детей в Центры дополнительного образования, ожидают от них получения качественного обучения.Задачами хореографического образования ребенка является развитие его творческого потенциала и формирование профессионального мастерства. Воспитательная функция направлена на формирование устойчивой позиции к самосовершенствованию профессиональных и личностных качеств, от которых зависит успех обучения. Для успешной реализации этих задач сегодняшние в своём объединении широко использую современные образовательные технологии: информационные технологии, проблемное обучение, экспериментальные методики.Рассмотрим подробнее каждую технологию в процессе обучения детей искусству танца.Информационные технологииЗанятия с использованием информационных технологий максимально стимулируют познавательную самостоятельность, творческую активность и инициативу обучающихся. При подготовке к уроку педагог активно методику работы с Интернет – технологиями: путешествие по сети Интернет, посещение танцевальных сайтов, поиск специальной литературы и необходимой информации по хореографии. На практических занятиях по хореографии могут показываться различные видеоколлекции, где дети обучаются на примере других танцевальных коллективов, получают творческие задания. Часто на занятиях педагоги используют видео-пособие «Азбука классической хореографии», «Композиция народно-сценического танца» и др. Видеоматериал позволяет просмотреть в замедленном темпе каждый этап протекания процесса движения и выявить затруднения при его исполнении.Методика использования обучающих видео – программ является достаточно эффективной, раскрывает перед юными танцорами и педагогом новые пути и перспективы для формирования творческого потенциала.Проблемное обучение Технология проблемного обучения используется на уроках изучения нового материала и дает возможность заменить традиционное объяснение учителя «открытием» знаний самими обучающимися. Знания и умения, добытые в ходе активного самостоятельного поиска более прочные, чем при традиционном обучении. Проблемное обучение ребенка проходит через активизацию личности, умеющей видеть, ставить и решать нестандартные проблемы. Детей необходимо включать в поисковую деятельность, их надо подталкивать к нахождению принципа решения, они лучше работают тогда, когда характер вопросов – открытый, когда нужно самому додуматься, сообразить, а не когда нужно просто повторить за учителем и запомнить информацию. Тогда ученики будут в тонусе в течение урока, тогда они запомнят и усвоят материал через самостоятельное разрешение проблемной ситуации.Одной из форм проблемной технологии обучения является игра, где задается тема, ставится проблема и осуществляется совместный поиск её решения. Перед началом каждого занятия педагог дает детям целевую установку решения проблемы: надо – хочу – могу – делаю – получаю. В ходе проведения каждой игры педагог реализует поставленные цели, это может быть изучение танцевального движения или теоретического материала. Ученики выполняют творческое задание и создают единую команду. Игру как метод обучения можно использовать с первых уроков хореографии для развития чувства ритма, пластики, слуха и памяти, координации движений, тренировки внимания, а так же эмоционального раскрытия детей. Также игра может прививать ребенку такие качества как уважение к другим, внимательное отношение друг к другу, сопереживание, целеустремленность и многое другое. Ученики прочно и с удовольствием усваивают знания, полученные игровым методом. Игра, являясь развлечением, способна перерасти в обучение, в педагогическое сотворчество, в модель человеческих отношений.Экспериментальные методики.Примерами экспериментальных методик являются танцевальная импровизация, театрализация танца, танце-терапия. Танцевальная импровизация.Танец изначально рождается из импровизации, а хореография появляется только тогда, когда возникает необходимость передачи определенного опыта. Естественный источник импровизации — радость движения и игры. Естественный эволюционный источник хореографии — удовольствие от подражания и единства в движении. Танец всегда ассоциируется со свободой выражения, раскрепощением, «полетом». На занятиях танцевальной импровизацией подход к каждому ребенку состоит в том, чтобы помочь раскрыть его творческие таланты, научить выражать себя. Хореография предполагает изначальную серьезность — мир, созданный по некоторому идеальному образцу, а в импровизации мир еще не создан, он может стать любым. Театрализация танцаТеатр танца – это мини-спектакль со своей музыкально-танцевальной драматургией и сценографией. Синтез музыки, актерского мастерства, пластики, а так же костюма, света, подчинены единой художественной идее. Хореографический спектакль – художественное произведение, содержание которого воплощается в музыкально-хореографических образах.Особенно актуальна эта форма в детских хореографических коллективах, потому, что в основу очень часто берётся сказочный сюжет. Это вполне объяснимо, так как добрая и поучительная сказка не подразумевает психологических сложностей в реализации хореографических образов, и такая масштабная работа позволяет занимать разновозрастные группы и привлекать исполнителей различного профессионального уровня подготовки. Использование хореографического спектакля даёт возможность раскрытию природной одарённости ребенка, самовыражения, актерского мастерства. Реализация творческого потенциала преподавателя хореографа начинается уже в процессе подготовки спектакля, куда входят: учебно-танцевальный процесс, развитие коллективного творчества, овладение актерским мастерством, из чего и складывается хореографический спектакль.ТанцетерапияЗанятия музыкой и танцами помогают ребенку выражать радость, переживать горе, расти и развиваться. Танцетерапия соединяет хореографию и психологию развития ребенка. Она помогает детям чувствовать себя уверенно в жизни, повысить способность адаптации к различным жизненным ситуациям. Значимость выражения эмоций через движение состоит в том, что именно таким образом осуществляется знакомство с собственными эмоциями, их принятие, а также развитие психологической способности переживать собственные чувства и принимать их у других. Большое удовольствие у детей вызывает сочинение своих танцев, где они могли выразить свои чувства в безопасной форме. Любое переживание человека, как положительное, так и негативное, выражается в напряжении какой-либо группы мышц. Основная суть танцетерапии заключается в том, что все психические травмы ребенка мешают ему свободно выражать свои эмоции. Танцевальная терапия направлена на снижение мышечного напряжения. Она способствует увеличению подвижности человека. В танце дети позволяют себе раскрепоститься, освободиться от негативных эмоций, приобрести уверенность.Интересное наблюдение, как педагога, состоит в том, что маленькие дети неохотно играют отрицательных персонажей, предпочитая изображать принцесс и принцев, но они с энтузиазмом сочиняют танец злости, становясь злостью и исполняя ее танец. Танцетерапия связывает хореографическое творчество детей с преодолением комплексов и осознанием собственной успешности, дают ребенку возможность самовыражения.В процессе обучения по данным образовательным технологиям выделены следующие типы педагогического взаимодействия: преодоление непродуктивности действий с помощью образовательных инноваций; сотворчество с последующей коррекцией умений и навыков; равное партнерство; творческая команда. В дословном переводе «технология» – наука о мастерстве. От мастерства педагога во многом зависит то, каким будет мастерство его ученика.