Системный подход к коррекционно-развивающему обучению на индивидуальных и подгрупповых занятиях
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Системный подход к коррекционно-развивающему обучению на индивидуальных и подгрупповых занятиях
Автор: Васильченко Юлия Сергеевна
Системный подход к коррекционно-развивающему обучению на индивидуальных и Данная тема выбрана мною не случайно. Мне, как молодому, начинающему специалисту, необходимо синтезировать и опробировать различные методики по коррекционно-развивающему обучению. Коррекционная работа по формированию речи и правильного звукопроизношения у детей проводится дифференцированно, с учетом логопедического заключения и индивидуальных особенностей детей. В группе ярко выражено сочетание детей с нормой и детей с тяжелыми речевыми недостатками: ОНР – 3ур, и ФФНР, что требует более эффективных методов коррекционной работы, а не просто механическое повторение слов, словосочетаний, предложений на этапах автоматизации исправленных звуков. Необходима работа по формированию всех системных компонентов речи: лексики, грамматики, выразительной связной речи; по развитию произвольного внимания, памяти, мышления; по формированию навыков звукового анализа и синтеза, зрительно-предметного восприятия, фонематического слуха, мелкой моторики пальцев рук, пространственных понятий и представлений.Цель: реализация системного подхода к коррекционно-развивающему обучению на индивидуальных и подгрупповых занятиях.Задачи: • Изучить методическую литературу по теме;• Разработать методы и приёмы коррекции речи;• Организовать работу по формированию грамматического строя речи детей;• Продолжать обогащать, расширять, активизировать словарный запас воспитанников;• Организовать работу по формированию звуковой стороны речи и правильного звукопроизношения;• Выявить наиболее эффективный путь обучения ребенка.Решение данных задач проходило в несколько этапов.На первом этапе работы по самообразованию мною был изучен теоретический материал, согласно которому были сделаны следующие выводы:1. В коррекционно-педагогической работе логопеду необходимо учитывать принцип предупредительного подхода к дошкольникам. (Группа ведущих ученых (Левина Р.Е., Никашина Н.А., Каше Г.А., Спирова Л.Ф., Чиркина Г.В., Колповская И.К, Ястребова А.В. и др.) доказали, что существует прямая зависимость между уровнем речевого развития ребенка и его возможностями овладения грамотой. Нарушения письма рассматриваются, как результат недостаточной подготовленности, результат недоразвития устной речи ребенка. 2. Предпосылкой успеха при логопедическом воздействии является создание благоприятных условий для преодоления недостатков произношения: эмоционального контакта логопеда с ребенком;интересной формы организации занятий, соответствующей ведущей деятельности, побуждающей познавательную активность ребенка;сочетания приемов работы, позволяющих избежать его утомления.3. Логопед должен учитывать принципы коррекционно-логопедического воздействия, как основу эффективности процесса восстановления (коррекции) речи у детей:а) общедидактические принципы: сознательность и активность в обучении, наглядность, систематичность и последовательность, прочность усвоения знаний, умений и навыков; доступность, взаимосвязь обучения с практикой и др.б) специфические коррекционно-логопедические принципы: системность, индивидуальность подхода, комплексность, деятельностный подход, онтогенетический принцип учета структуры дефекта, обходного пути и т.д.4. Стойкое исправление произношения может быть гарантировано только при опережающем формировании фонематического восприятия. Впоследствии это оказывает положительное влияние и на освоение письма. Несомненна связь фонематических и лексико-грамматических представлений. При планомерной работе по развитию фонематического слуха дети намного лучше воспринимают и различают: окончания слов, приставки в однокоренных словах, общие суффиксы, предлоги и т.д.)5. Комплексный подход при коррекции речи обеспечивает интегрированные связи между специалистами ДОУ (создание единого коррекционно-педагогического пространства; оборудование предметно-развивающей среды, стимулирующей речевое и личностное развитие ребенка; повышение уровня подготовки специалистов; пропаганда логопедических знаний среди родителей и педагогов; расширение интегрированных связей, объединение усилий педагогов, медиков, детей и родителей в целях коррекции речевых нарушений).Учитывая данные положения, на втором этапе работы по самообразованию, мною: подготовлен перспективный план занятий с детьми на год по преодолению ФФНР и ОНР;создана развивающая среда в кабинете логопеда (приобретение методической литературы и наглядного материала по лексическим темам;изготовлен необходимый дидактический демонстрационный и раздаточный материал для занятий (звуковички, колокольчики, вагончики, домики, ниточки, шнурочки, схемы ударений, схемы предложений и т.д);подобрано оборудование для развивающих игр (игрушки, цветные карандаши, развивающие игры – их у нас много, они в папках); подготовлены конспекты занятий;созданы индивидуальные маршруты по освоению детьми правильного звукопроизношения;проведены консультации с педагогами и родителями детей о важности и необходимости коррекционно-развивающего обучения в ДОУ; разработаны методы и приемы коррекции речи и звукопроизношения детей для использованияна индивидуальных и групповых занятиях логопеда, в процессе режимных моментов в группе; как самостоятельная практическая деятельность детей; как речевые пятиминутки: динамические паузы между воспитательскими занятиями в группе; как игры и игровые упражнения с родителями дома. Применение в коррекционной работе данных методов и приемов показало эффективность в работе по формированию речевых умений и навыков детей, в подготовке их к обучению грамоте, предупреждении нарушений письменной речи у дошкольников.На третьем этапе работы по самообразованию планируется дальнейшее использование и усовершенствование методов и приемов коррекционно-педагогической работы с детьми-логопатами, позволяющими логопеду параллельно с коррекцией звукопроизношения формировать всесистемные компоненты речи детей. Планируется дальнейшее расширение и усовершенствование развивающей среды, способствующей развитию мотивации, познавательных интересов детей, их коммуникационных умений и навыков, самостоятельности, произвольности внимания, памяти, логического мышления, самоконтроля и самоанализа, что способствовало бы эффективной подготовке дошкольников к школьному обучению.