ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА © Белоцерковец Н.И., Кириллова Л.С. Ставропольский государственный педагогический институт, г. Ставрополь Рассмотрено понятие ©творческие способностиª с точки зрения раз-ных авторов в науках о человеке. Выделены особенности развития твор-ческих способностей детей младшего школьного возраста. Ключевые слова: творчество, креативность, творческие способно-сти, дети младшего школьного возраста. Происходящий в современном образовании процесс глубоких перемен выдвигает в качестве приоритетной проблему развития творчества и креа-тивного мышления у детей младшего школьного возраста, которые будут способствовать формированию творческого потенциала личности и в буду-щем позволят ей отличаться свой неповторимостью и оригинальностью. Проведенные опросы среди родителей и учителей, показывают, что около 80 % родителей и 65 % учителей отождествляют творческие способ-ности детей с умственными, что в свою очередь говорит, прежде всего, о некомпетентности учителей в рассматриваемом вопросе и необходимости изучения термина ©творческие способностиª. Рассмотрим данный термин с точки зрения разных авторов в науках о человеке. В своих работах Л.А. Большакова определяют творческие способности как некое ©сложное личное качество, которое отражает способность челове-ка к творчеству в разных сферах жизнедеятельности, что также позволяет оказывать поддержку в творческой самореализации другим людямª [1]. Та-ким образом, творческие способности трактуются исследователем как вы-сокая степень увлечѐнности, интеллектуальной активности, познавательной самодеятельности личности. Мотков О.И. в свою очередь под творческими способностями понимает ©способность удивляться и познавать, умение находить решения в нестан-дартных ситуацияхª [2], то есть определяет их как нацеленность на откры-тие нового и способность к глубокому осознанию своего опыта. Доцент кафедры Дошкольного и начального образования, кандидат педагогических наук. Старший преподаватель кафедры Общей педагогики и современных образовательных тех-нологий, кандидат педагогических наук. Общая педагогика 19 В исследованиях Б.М. Теплова мы видим, что под творческими способ-ностями понимаются ©определѐнные индивидуально-психологические осо-бенности, отличающие одного человека от другого, которые не сводятся к наличному, имеющемуся уже у человека запасу навыков и знаний, а обу-славливают лѐгкость и быстроту их приобретенияª [3]. Шадриковым В.Д. же творческие способности понимаются, как ©свой-ство функциональных систем, реализующих отдельные психические функ-ции, которые имеют индивидуальную меру выраженности, проявляющуюся в успешности и качественном своеобразии освоения деятельностиª [4]. В педагогическом энциклопедическом словаре творческие способности определяются как ©способности к созданию оригинального продукта, изде-лия, в процессе работы над которыми самостоятельно применены усвоен-ные знания, умения, навыки, проявляются хотя бы в минимальном отступ-лении от образца, индивидуальность, художествоª [5]. В то же время с точки зрения философской науки творческие способно-сти включают в себя способность творчески воображать, наблюдать и неор-динарно мыслить. Проанализировав и обобщив различные определения, мы пришли к вы-воду, что под творческими способностями детей младшего школьного воз-раста понимаются некие индивидуально-психологические особенности ре-бѐнка, независящие от умственных способностей, которые проявляются у ребенка в форме фантазии, воображения, особом видении мира, своей точке зрения на окружающую действительность. Определив для себя понятие, творческие способности, обратимся те-перь к исследованиям ученных относительно возраста благоприятного для развития данных способностей. Например, мнение психологов, таких как Э. Фромм, И.П. Волков, Р. Бернс, И.О. Мотков и других по данному вопросу совпадают. Ими экспериментальным путем выявлено, что свойства психики человека таковы, что основа интеллекта и духовной сферы образуются и формируются в большей мере в дошкольном и младшем школьном возрас-те, но результаты данного развития прослеживаются позже. Никитин Б. в своих исследованиях определяет пять условий творческо-го развития личности и на первое место выдвигает ранее начало, то есть он считает, что младший школьный возраст является самым благоприятным этапом развития творческих способностей ребѐнка, роста его личностного достоинства и самореализации [6]. Исходя из вышеизложенного, можно сделать вывод, что перед учителем начальных классов встаѐт задача не только по развитию ре-бѐнка, но и его творческих способностей, по воспитанию творческой личности в целом. СОВРЕМЕННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ 20 Развитие творческих способностей, в настоящее время, является важ-нейшей задачей начального образования, ведь этот процесс проходит сквозь все этапы развития личности ребѐнка, пробуждает в нем инициативу и са-мостоятельность в вопросах принятия решений, формирует привычку к свободному самовыражению, развивает уверенность в себе [7]. Изучая вопрос развития творческих способностей, мы не можем не за-тронуть такую способность личности как креативность, то есть способность особого рода умение предлагать необычные идеи, использовать нетрадици-онное мышление, позволяющее быстро разрешать проблемные ситуации. Таким образом, можно сказать, что креативность охватывает некую со-вокупность мыслительных и личностных качеств человека, которые опре-деляют способность к творчеству. Для того, что бы определить уровень развития творческих способно-стей детей младшего школьного возраста необходимо выделить определен-ные параметры. Ученные предлагают разные варианты параметров для их определения, но мы придерживаемся точки зрения Д.Б. Богоявленской и считаем их наиболее подходящими для детей младшего школьного возраста. Итак, Д.Б. Богоявленская выделяет следующие параметры развития творче-ских способностей: беглость мысли (количество идей), гибкость мысли (способность переключаться с одной идеи на другую), оригинальность (способность производить идеи), любознательность, фантастичность [8]. Опираясь на мнение исследователей, которые определяют креативные способности как самостоятельный фактор, выделим компоненты творче-ских (креативных) способностей младших школьников такие как: творче-ское воображение, творческое мышление, применение методов организации творческой деятельности. Рассмотрим теперь особенности развития творческих способностей де-тей младшего школьного возраста. В данном возрасте у ребенка впервые происходит разделение игры и труда, то есть деятельности, которую он осуществляет ради удовольствия, которое он получит в процессе самой дея-тельности. Данное разграничение игры и труда, в том числе и учебного тру-да, является важной особенностью младшего школьного возраста. Дети младшего школьного возраста значительную часть своей активной познавательной деятельности осуществляют с помощью воображения. Их игры это плод их буйной работы фантазии, из-за чего они с большим ув-лечением занимаются творческой деятельностью. Психологической основой которой является творческое воображение. Ведь когда в процессе обучения ребенок сталкивается с необходимостью осознать абстрактный материал и ему необходимы аналогии при общей нехватке жизненного опыта, то на помощь ребенку приходит именно воображение. Общая педагогика 21 В младшем школьном возрасте ведущее значение отдается именно во-ображению, так как именно эта способность нуждается в особой заботе в плане развития. А развивается воображение особенно интенсивно в возрас-те от 5 до 15 лет. И если педагоги и родители в этот возрастной период не будут специально развивать воображение, то в последующем у ребенка на-ступает быстрое снижение активности данной функции. Ведь вместе со снижением способности человека фантазировать обедняется его личность, снижаются его возможности творческого мышления, угасает интерес к ис-кусству, науке [9]. Таким образом, значение функции воображения в психическом разви-тии ребенка младшего школьного возраста достаточно велико. Однако стоит отметить, что фантазия, как форма психического отраже-ния, должна иметь в прерогативе позитивное направление на развитие. Она должна способствовать наиболее лучшему познанию окружающего мира, самораскрытию и самосовершенствованию личности. Для достижения дан-ной задачи педагогам нужно помогать ребенку использовать свои возмож-ности воображения в направлении прогрессивного саморазвития, для акти-визации познавательной деятельности школьников [10]. Обратим особое внимание на то, что дети младшего школьного возраста любят заниматься художественным творчеством. Оно помогает ребенку в полной форме раскрыть свою личность, так как вся художественная деятельность построена на активном воображении, творческом мыш-лении. Эти функции позволяют ребенку сформировать новый, не-обычный взгляд на мир. Необходимо отметить, что для развития ребенка младшего школьного возраста важно значение имеет формирование многих интересов, так как для него вообще характерно познавательное отношение к миру. Такая инте-ресующаяся направленность имеет объективную целесообразность [11]. Разносторонний интерес расширяет жизненный опыт ребенка, знакомит его с различными видами деятельности, активизирует его разные способности. Дети младшего школьного возраста, в отличие от взрослых, способны активно проявлять себя в художественной деятельности [12]. Они с удо-вольствием выступают на сцене, участвуют в концертах, конкурсах, выстав-ках и викторинах. Развитая способность воображения, типичная для детей младшего школьного возраста, постепенно теряет свою деятельность по мере увеличения возраста. Таким образом, раскрывая особенности развития творческих способно-стей детей младшего школьного возраста, мы приходим к выводу, что младший школьный возраст является наиболее благоприятным для развития творческих способностей у детей. В данный возрастной период происходит СОВРЕМЕННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ 22 разделение видов деятельности ребенка, активно работает воображение, фантазия которые позволяют быстрее развиваться творческому мышлению. Художественное творчество является одним из ведущих видов деятельности способствующих развитию творческих способностей у детей младшего школьного возраста. Список литературы: 1. Большакова Л.А. Развитие творчества младшего школьника //Завуч начальной школы. 2001. № 2. 2. Мотков О.И. Психология самопознания личности. Практическое по-собие. М.: ©Треугольникª, 1993. 3. Теплов В.М. Избранные труды. В 2-х т. Т. 1. М.: Просвещение, 1985. С. 488. 4. Шадриков В.Д. Способности, одаренность, талант / отв. ред. В.Н. Дру-жинин, В.Д. Шадриков // Развитие и диагностика способностей. М.: Нау-ка, 1991. 5. Педагогический энциклопедический словарь / гл. ред. Б.М. Бим-Бад. М., 2007. 6. Никитин Б.П. Ступеньки творчества или развивающие игры. М.: Просвещение, 1991. 7. Белоцерковец Н.И. Некоторые аспекты формирования детского коллектива средствами внеклассной работы // Психология и педагоги-ка: методика и проблемы практического применения. 2014. № 36. С. 149-153. 8. Богоявленская Д.Б. Природа творческих способностей // Вестник РГНФ. 1997. № 2. С. 290. 9. Гончаров В.Н. Социальная концепция информационного общества // Исторические, философские, политические и юридические науки, культу-рология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. 2011. № 6-2. С. 27-30. 10. Анникова Л.В. Рефлексивная педагогика и акмеологический подход в контексте профессионального образования учителя / Экономические и гуманитарные исследования регионов. 2014. № 6. С. 14-17. 11. Колосова О.Ю. Духовная сфера: универсализм и самобытность // European Social Science Journal = Европейский журнал социальных наук. 2012. № 11-2 (27). С. 6-12. 12. Кириллова Л.С., Лебединская В.В. Эстетическое воспитание млад-ших школьников средствами изобразительного искусства // Проблемы и перспективы образования в России. Новосибирск: Изд-во ЦРНС, 2014. С. 100-105.