«Творческая мастерская»
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: «Творческая мастерская»
Автор: Наталья Владимировна Петрушина
Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования «Школа искусств, творчества и спорта»Комплексно общеразвивающая программа для подготовительной группы обучающихся художественного отделения«Творческая мастерская»выполнила: преподавательПетрушина Наталья Владимировна 2023ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Вопросы гармоничного развития и творческой самореализации находят свое разрешение в условиях деятельности по изобразительному искусству «Творческая мастерская». Открытие в себе неповторимой индивидуальности поможет ребенку реализовать себя в учебе, творчестве, в общении с другими детьми. Помочь в этих устремлениях призвана данная программа. Она рассчитана на работу с детьми 9-10 лет. Программа рассчитана на 34 часа (1 час в неделю) 1 год обученияНаправление: художественно-эстетическоеСрок реализации:1 годВозраст участников: 9-10 летЦель данной программы:Главное в подготовительном отделении – помочь родителям, их детям выявить меру своего таланта, раскрыть и развить потенциальные художественно - эстетические способности, заложенные в ребёнке. Сделать выбор в продолжении обучения на художественном отделении школы, поступая учиться, по предпрофессиональной программе, сроком обучения 5 лет, в возрасте 11 лет.Задачи:1. Формировать устойчивый интерес к художественной деятельности.2. Знакомить детей с различными видами изобразительной деятельности, многообразием художественных материалов и приёмами работы с ними, закреплять приобретённые умения и навыки и показывать детям широту их возможного применения. 3. Воспитывать внимание, аккуратность, целеустремлённость. Прививать навыки работы в группе. Поощрять доброжелательное отношение друг к другу.4. Воспитывать стремление к разумной организации своего свободного времени. Помогать детям в их желании сделать свои работы общественно значимыми.5. Развивать художественный вкус, фантазию, изобретательность, пространственное воображение.Данная программа рассчитана на 1 год обучения: 1 час в неделю – 34 часа в год. Образовательный процесс включает в себя различные методы обучения: - репродуктивный (воспроизводящий);- иллюстративный (объяснение сопровождается демонстрацией наглядного материала);- проблемный (педагог ставит проблему и вместе с детьми ищет пути её решения);- эвристический (проблема формулируется детьми ими предлагаются способы её решения); В проведении занятий используются формы индивидуальной работы и коллективного творчества. Некоторые задания требуют объединения детей в подгруппы. Теоретическая часть даётся в форме бесед с просмотром иллюстративного материала и подкрепляется практическим освоением темы. С целью проверки усвоения терминов, понятий и в качестве психологической разгрузки, используются словесные игры. Постоянный поиск новых форм и методов организации учебного и воспитательного процесса позволяет делать работу с детьми более разнообразной, эмоционально и информационно насыщенной. Положительная оценка работы ребёнка является для него важным стимулом. Можно и необходимо отметить и недостатки, но похвала должна и предварять, и завершать оценку. Программные материалы подобраны так, чтобы поддерживался постоянный интерес к занятиям у всех детей. Основной формой работы являются учебные занятия. Это могут быть: занятия – вариации, занятия – творческие портреты, импровизация, занятия – образы по сценарию со специальной подготовкой детей, занятия – праздники, занятия – эксперименты. Отдельные занятия проводятся в классе с интерактивным обучением, привлекаются электронные наглядные материалы. Отчёт о работе проходит в форме выставок. На данном этапе важной становится цель – научить детей вести исследование доступных им проблем. Развить их способность ставить перед собой задачу и осуществить её выполнение.Знания и умения, полученные на этапах обучения, применяются в создании творческих работ. Программа способствует более разностороннему раскрытию индивидуальных способностей ребёнка, которые не всегда удаётся раскрыть на уроке, развитию у детей интереса к различным видам деятельности, желанию активно участвовать в продуктивной, одобряемой обществом деятельности, умению самостоятельно организовать своё свободное время. Учащиеся прекрасно адаптируются в среде сверстников, благодаря индивидуальной работе руководителя, глубже изучается материал. На занятиях преподаватель старается раскрыть у учащихся такие способности, как организаторские, творческие, что играет немаловажную роль в духовном развитии ребёнка.Теоретическая часть. Основы изобразительной грамоты- Художественные материалы. Акварель, тушь, гуашь – свободное владение ими.- Рисунок. Значение рисунка в творчестве художника. Упражнения набросочного характера. Передача пространства на плоскости, представление о перспективе – линейной, воздушной.- Графика. Материалы – тушь, перо.Создание образных работ с использованием знаний по композиции, рисунку, цветоведению.- Цветоведение. Воздействие цвета на человека. Гармония цветовых отношений. - Композиция. Основные правила композиции: а) объединение по однородным признакам;б) соблюдение закона ограничения;в) основа живой и статичной композиции;г) группировка элементов, обеспечение свободного пространства между группировками;д) подчёркивание субординации между группировками и их взаимосвязь.( Линией, пластикой)- Беседы по истории мировой культуры с показом иллюстративного материала. Посещение выставок.Практическая часть. Пластилинография Главной особенностью программы является то, что в ней успешно совмещены два любимых детьми вида изобразительной деятельности: лепка и рисование, а также возможность оформлять готовые изделия различным природным и декоративным материалом, создавать из своих поделок как плоские, так и объемные композиции, воплощая в ручном труде всю свою детскую фантазию и воображение. Ведь практически все дети дошкольного и младшего школьного возраста любят рисовать и лепить, но часто стесняются своей неумелости.Особенностью программы «Чудеса из пластилина» является еще и то, что даже не обладая очень высокими способностями изобразительной деятельности, получив умения и навыки по программе, каждый ребенок может своими руками создать эстетически красивую и полезную вещь, получить высокую оценку его труда взрослыми и ровесниками, что повышает его самооценку. Ребенок растет уверенным, спокойным, а значит счастливым, а это одна из важнейших задач каждого педагога.Каждый ребенок знает такой мягкий и податливый материал, как пластилин, который может принимать заданную форму. Но не каждый знает о том, что из пластилина можно не только лепить, с его помощью можно рисовать.Из всего многообразия видов изобразительного искусства дети обычно отдают предпочтение рисованию, которое имеет большое значение для всего всестороннего развития дошкольников, способствует эстетическому и нравственному воспитанию, расширению кругозора. Примечательно, что рисовать можно не только с помощью красок, карандашей или фломастеров, но и в такой нетрадиционной технике, как пластилинография.Пластилинография — это один из сравнительно недавнего появления нового жанра (вида) в изобразительной деятельности. Она построена на нетрадиционной технике изобразительного искусства, принцип которой заключается в создании лепной картины с изображением полуобъемных предметов на горизонтальной поверхности.«Пластилинография» помогает готовить руку ребенка к письму. Чем чаще ребенок моделирует из различных материалов (пластилин, тесто, глина), тем активнее у него развиваются общие и изобразительные задатки. Работа с пластилином во всех ее формах, а в частности пластилинография, является одним из средств формирования творческой личности. Лепка из пластилина занимает особое место в развитии ребёнка, так как способствует формированию художественного вкуса, пространственного мышления, воображения. Занимаясь пластилинографией, у ребенка развивается умелость рук, укрепляется сила рук, движения обеих рук становятся более согласованными, а движения пальцев дифференцируются, этому всему способствует хорошая мышечная нагрузка пальчиков. Во время лепки происходит массаж определенных точек на ладонях и на пальцах ученика, активизирующих работу клеток головного мозга, а вместе с этим развивается речь и интеллект малыша. При постоянных занятиях лепкой укрепляются мышцы рук, ярко проявляется тактильная активность, которая напрямую связана с формированием фантазии. Пластилинография способствует развитию восприятия, пространственной ориентации, сенсомоторной координации детей, то есть тех школьнозначимых функций, которые необходимы для успешного обучения в школе. Дети учатся планировать свою работу и доводить её до конца.У детей воспитываются тактильные и термические чувства пальцев. Необходимость тактильного и термического чувства кончиками и подушечками пальцев обусловлена практикой жизни, должна стать необходимой фазой обучения, накопления социокультурного опыта ребенка.Также данная программа - обеспечивает своевременное, всестороннее развитие личности ребенка с учетом его индивидуальных и психофизических особенностей; активно помогает каждому ребенку в освоении соответствующих возрасту умений и знаний, и обучает систематически и грамотно анализировать полученные результаты.Данная образовательная программа - обеспечивает своевременное, всестороннее развитие личности ребенка в раннем возрасте с учетом его индивидуальных и психофизических особенностей; активно помогает каждому ребенку в освоении соответствующих возрасту умений и знаний, и обучает систематически и грамотно анализировать полученные результаты. Принципы программы:включение учащихся в активную деятельность;доступность и наглядность;связь теории с практикой;учёт возрастных особенностей;сочетание индивидуальных и коллективных форм деятельности;целенаправленность и последовательность деятельности (от простого к сложному).Требования к планируемым результатам освоения программы:Личностные универсальные учебные действияУ обучающегося будут сформированы:- широкая мотивационная основа художественно-творческой деятельности, включающая социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы;- устойчивый познавательный интерес к новым видам творчества, новым способам исследования технологий и материалов, новым способам самовыражения;- адекватное понимание причин успешности/неуспешности творческой деятельности.Обучающийся получит возможность для формирования:- внутренней позиции на уровне понимания необходимости творческой деятельности как одного из средств самовыражения в социальной жизни;- выраженной познавательной мотивации;- устойчивого интереса к новым способам познания;- адекватного понимания причин успешности/неуспешности творческой деятельности.Регулятивные универсальные учебные действияОбучающийся научится:- принимать и сохранять учебно-творческую задачу;- планировать свои действия;- осуществлять итоговый и пошаговый контроль;Адекватно воспринимать оценку учителя;вносить коррективы в действия на основе их оценки и учета сделанных ошибок.Обучающийся получит возможность научиться:- проявлять познавательную инициативу;- учитывать выделенные учителем ориентиры действия в незнакомом материале;- преобразовывать практическую задачу в познавательную;- самостоятельно находить варианты решения творческой задачи.Познавательные универсальные учебные действияОбучающийся научиться:- использовать схемы для решения познавательных и творческих задач и представления их результатов;- высказываться в устной форме;- анализировать объекты, выделять главное;- проводить сравнение, классификацию по разным критериям;- строить рассуждения об объекте;- обобщать ( выделять класс объектов по какому-либо признаку);- подводить под понятие;- проводить наблюдения, высказывать суждения, делать умозаключения и выводы.Обучающийся получит возможность научиться:- использовать методы и приемы художественно-творческой деятельности в основном учебном процессе и повседневной жизни.Коммуникативные универсальные учебные действияОбучающийся научится:- понимать возможность существования различных точек зрения и различных вариантов выполнения поставленной творческой задачи;- учитывать разные мнения;- формулировать собственное мнение и позицию;- договариваться, приходить к общему решению;- соблюдать корректность в высказываниях;- задавать вопросы по существу;- использовать речь для регуляции своего действия;- стремиться к координации действий при выполнении коллективных работ.Обучающийся получит возможность научиться:- учитывать разные мнения и обосновывать свою позицию;- с учетом целей коммуникации достаточно полно передавать партнеру необходимую информацию как ориентир для построения действия;- осуществлять взаимный контроль и оказывать партнерам в сотрудничестве необходимую взаимопомощь.Требования к уровню подготовки обучающихся:В результате занятий по предложенному курсу обучающиеся получат возможность:· развивать воображение, образное мышление, интеллект, фантазию, сформировать познавательные интересы;· познакомиться с новыми технологическими приемами обработки различных материалов;· использовать ранее изученные приемы в новых комбинациях и сочетаниях;· познакомиться с новыми инструментами для обработки материалов или с новыми функциями уже известных материалов;· создавать полезные и практические изделия, осуществляя помощь своей семье;· совершенствовать навыки трудовой деятельности в коллективе: умение общаться со сверстниками, умение оказывать помощь другим, оценивать деятельность окружающих и свою собственную.По окончании курса обучающиесядолжны знать:- значении изобразительного искусства в жизни человека;- виды изобразительного искусства (графика, живопись,декоративно-прикладное искусство) и жанры изобразительного искусства (портрет, натюрморт, пейзаж);- разные художественные материалы, художественные техники и их значение в создании художественного образа;- начальные сведения о средствах выразительности и эмоционального воздействия рисунка (линия, штрих, пятно, сочетание оттенков цвета, колорит и т.п.);- начальные сведения о средствах выразительности и эмоционального воздействия живописи ( цвет, мазок, деление цветового круга на теплые и холодные цвета);- основные средства композиции: контраст света и тени, цветовые отношения, выделение главного центра.- понимать, что такое натюрморт, пейзаж, светотень (свет, тень, падающая тень, освещенность, объем);- понимать, что такое линия горизонта, главное, второстепенное, композиционный центр;- передавать на бумаге простейшую форму, основные пропорции, общее строение и цвет предметов; - правильно держать лист бумаги, карандаш и кисть, свободно рисовать карандашом – без напряжения проводить линии в нужных направлениях, не вращая при этом лист бумаги;- правильно разводить и смешивать акварельные и гуашевые краски, ровно закрывая ими нужную поверхность ( в пределах намеченного контура), менять направление мазков согласно форме;- передавать в рисунке на темы смысловую связь элементов композиции.Должны уметь:- правильно определять и изображать форму предметов, их пропорции, конструктивное строение, цвет;- выделять интересное, наиболее впечатляющее в сюжете, подчеркивать размером, цветом главное в рисунке;- соблюдать последовательное выполнение рисунка (построение, прорисовка, уточнение общих очертаний и форм);- уметь смешивать краски для получения новых оттенков;- пользоваться красками (гуашь, акварель), несколькими графическими материалами (карандаш, тушь, фломастеры), обладать первичными навыками лепки, использовать коллажные техники;- владеть навыком работы в конкретном материале. В процессе творческой деятельности с пластилином:- передавать простейший образ предметов, явлений окружающего мира посредством пластилинографии;- владеть основными приемами пластилинографии (надавливание, размазывание, отщипывание, вдавливание);- работать на заданном пространстве, будут свободно пользоваться инструментами и материалами, необходимыми для работы с пластилином;- уметь принимать задачу, слушать и слышать речь воспитателя действовать по образцу, а затем по словесному указанию;- обследовать различные объекты (предметы) с помощью зрительного, тактильного ощущения для обогащения и уточнения восприятия их формы, пропорции, цвета;- быть аккуратными при работе с пластилином;- быть более усидчивыми, выдержаными, терпеливыми;- научатся доводить начатое до конца. Методы обученияБеседы, объяснения, игры, конкурсы, выставки, а также групповые, комбинированные, чисто практические занятия.Учебно-методические средства обучения. Для достижения поставленных целей, для решения задач используются различные технологии, формы и методы работы: - современные инновационные технологии (презентации) - проблемное обучение и воспитание; развивающие приемы, компьютерные технологии- экскурсии, выставки рисунков Ожидаемые результаты:главным результатом реализации программы является создание каждым ребенком своего оригинального продукта, а главным критерием оценки ученика является не столько его талантливость, сколько его способность трудиться, способность упорно добиваться достижения нужного результата, ведь овладеть всеми секретами изобразительного искусства может каждый, по - настоящему желающий этого ребенок;дети, в процессе усвоения программных требований, получают дополнительную подготовку в области изобразительного искусства, а наиболее одаренные – возможность развития творческого потенциала;у детей развивается воображение, образное мышление, интеллект, фантазия, формируются познавательные интересыребята познакомиться с новыми инструментами для обработки материалов или с новыми функциями уже известных материалов;создавать полезные и практические изделия, осуществляя помощь своей семье;совершенствовать навыки трудовой деятельности в коллективе: умение общаться со сверстниками, умение оказывать помощь другим, оценивать деятельность окружающих и свою собственную.Учебно-тематический план Содержание программыРаздел 1. Введение. (1 час)Тема 1.1 Первичный инструктаж на рабочем месте. Источники наших знаний об изобразительном искусстве. Вводное занятие «Как стать художником?»Знакомство с детьми. Организация рабочего места. Рассказ учителя о целях и задачах работы. Техника безопасности при работе. Инструменты, необходимые для работыЗадание: Рассказ с элементами беседы, наблюдение, рисование на свободную тему. Материалы: альбом, карандаш, ластик.Зрительный ряд: компьютерная презентация о значении искусства в жизни человека. Раздел 2. Основы изобразительной грамоты. «В гостях у художника живописца» (7 часов) Основы цветоведения. Живопись – искусство цвета.Тема 2.1 «Знакомство с королевой Кисточкой» (3 час)«Что могут краски?», «Живопись». Знакомство с различными видами красок и кистей для рисования. Изобразительные свойства акварели, гуашиЗадание: Учащиеся выполняют композицию. Смешение красок. Основные цвета.Материалы: лист А4, карандаш, кисточки-3, салфетка, иллюстрации.«Радуга над лужайкой». Знакомство со спектром.Организация: Рисование радуги, знакомство с понятием «спектр».Задание: Учащиеся выполняют отработку приема: проведение непрерывных красочных линий. Рисование радуги над лужайкой.Материалы: альбом, акварель, кисточки-3, салфетка, иллюстрацииПриём рисования по сырому, или равномерно окрашенному.Понятие техники «по сырому». Использования приёма для закрашивания листа сплошным слоем краски.Задание: Упражнения по тренировке техники рисования, этапы выполнения работы. Рисование неба и земли.Художественный приём «заливка». Рисование неба. Понятие «заливка». Использование заливки для изображения неба, воды, гор.Задание: Подготовка краски, способы нанесения линий, движение кисти, рисование неба.Рисование по влажному. Пейзаж.Задание: Рисование пейзажа по влажному листу альбома. Лист предварительно смачивается полностью водой, а затем наносится рисунок. Главное, не дать листу высохнуть!Многослойная живопись или сухим по сухому. Понятие многослойной живописи. Этапы выполнения техники.Задание: Тренировка в быстром наложении слоёв друг на друга после полного высыхания. Рисование горного пейзажа, где горные хребты встают один за другим.Рисование пальчиками.Задание: Разработка идеи, творческое выполнение работы.Средства выразительности: пятно, точка, короткая линия.Материалы: мисочка с гуашью, плотная бумага любого цвета, небольшие листы, салфетки.Способ нанесения изображения: ребёнок опускает в гуашь пальчик и наносит точки, пятнышки на бумагу. На каждый пальчик набирается краска разного цвета. После работы пальчики вытираются салфеткой, затем гуашь легко смывается (гриб мухомор, травка, листики и т. д.).Тема 2.2 «Тепло – холодно» (1 час)Знакомство с теплыми и холодными цветами. Холодные цвета. Стихия - вода.Организация: Рассказ учителя о холодных цветах. Показ иллюстраций, таблиц.Задание: Рисование акварелью по методу ассоциаций.Материалы: лист А4, акварель, кисточки-3, салфетка, иллюстрации, шаблоны.Тёплые цвета. Стихия - огонь.Организация: Рассказ учителя о тёплых цветах. Показ иллюстраций, таблицЗадание: Рисование акварелью по методу ассоциаций.Материалы: лист А4, акварель, кисточки-3, салфетка, иллюстрации, шаблоны.«Осенние листья».Тема 2.3 «Фея осени» (2 часа)Создание символичного образа осени. Знакомство с композициями выдающихся художников на тему осени: И. И. Левитан «Золотая осень», И. Бродский «Опавшие листья». Беседа о красоте осенней природы.Учить выражать свое отношение к красоте осенней природы.Линия горизонта, передний и дальний план, композиционный центр.Задание: рисование по представлению композиции на тему.Материалы: акварель, гуашь, крупная и тонкая кисти, цветные карандаши, белая бумага. Тема 2.4 «Закат солнца» Знакомство с творчеством художников импрессионистов. К. Моне, О. Ренуар. (1час)Неброская и "неожиданная" красота в природе. Рассматривание различных состояний природы: рассвет, туман, блики солнца, капли на ветках и т.д. Развитие эмоционального чувства ощущения природы. Опыт зрительных поэтических впечатлений. Знакомство с техникой импрессионизма, с приемом мелкого мазка.Умение ценить то, что создано самой природой.Задание: выполнение пейзажа, по впечатлению от картин известных мастеровМатериалы: акварель, гуашь, крупная и тонкая кисти, листки бумаги.Раздел 3. Основы изобразительной грамоты. « В гостях у художника графика». (7 часов) Тема 3.1 Графика – вид изобразительного искусства. Основные средства выразительности графики . «Основные и дополнительные графические приемы» . Понятие «декоративная графика». (2 часа)Вводная беседа о графическом искусстве и графических материалах. Всё о графике: правила, законы, приёмы, графические техники, материалы, инструменты, необходимые для работы. Знакомство с произведениями художников, выполненных в разнообразных техниках, с использованием разнообразных приёмов.Знакомство с выразительными средствами этого вида станкового искусства.Ведущие элементы изобразительной грамоты – линия, штрих, тон в рисунке.Углубленный интерес к окружающему миру вещей и явлений и умение познавать его.Зрительный ряд: фильм «В мастерской художника-графика».Вводная беседа о графическом искусстве и графических материалах. Отличительные особенности реалистического и декоративного графического метода рисования. Понятие «декоративная графика» , «графическое средство», « графический прием». Классификация графических приемов. Знакомство с основными и дополнительными графическими приемами. Тон и тональные отношения в декоративной графике. Приобретение навыков работы точечным и линейным приемом, приемом пятна и приемом узора. Задание: декоративные композиции, выполненные при помощи изученных графических приемов ( упражнение « Точка, линия , пятно, узор.)Тема 3.2 “Натуральные графические приемы. Текстура» (1 час) Понятие «текстура». Использование изображений текстуры в декоративной графике. Многообразие текстур в природе. Передача текстур средствами декоративной графики. Использование выразительности текстур для передачи для передачи разнообразия форм окружающего мира. Задание: выполнение декоративных композиций с использованием в качестве приема изображения различных природных форм ( дерева, листьев, морозного узора, паутинки)Тема 3.3 “Специфические графические приемы» (1 час) Знакомство со специфическими графическими приемами: « аппликация», «лоскутное одеяло», « шахматы» и силуэт. Особенности работы данными приемами.Тема 3.3 «Декоративная композиция» (3 часа)Задание: создание творческой композиции, на основе изученных приёмов в графике.Материалы: гелевая ручка, карандаш, бумага А4.Раздел 4. «Чудеса из пластилина» (10 часов)4.1 «Знакомство с пластилинографией» (1 чаc):Знакомство обучающихся с техникой безопасности в объединении, с правилами работы с пластилином, основными техниками работы.Задание: выполнение основных фигур, знакомство с разными техниками работы с пластилином. Тема5.6 «Батальный жанр в искусстве» (2 часа)Знакомство с военно-патриотической темой в изобразительном искусстве. Беседа на историческую тему. Построение сюжетной композиции . Передача личного отношения к человеческим переживаниям. Передача настроения и состояния природы в военное время. Создание образов сильных духом героических людей.Задание: Выполнение рисунка в жанре баталии.Материалы: краски, пастельные мелки, бумага. Раздел 5. «Как художник придумывает картину. (5 часов)Основы композиции.Взаимосвязь элементов в произведении Тема 5.1 Законы композиции. Композиционный центр.Знание основных законов композиции, выбор главного композиционного центра.Воспитание любви к изобразительному искусству, знакомство с отдельными произведениями художников. Развитие навыков грамотного отображения пропорций, конструктивного строения, объёма, пространственного положения, освещённости, цвета предметов.Задание: упражнение на заполнение свободного пространства на листе.Материалы: акварель, гуашь, крупная и тонкая кисти, белая бумага. Тема 5.2 Знакомство с творчеством художников портретистов. В. Серов, И. Репин. (2 часа)Беседа о жанре «портрета», знакомство с произведениями художников. Приобретение знаний, основ пропорционального построения человеческого лица. Передача объёма, пространственного положения, освещённости, характерных особенностей.Учить выражать свое отношение к близким людям.Задание: изобразить портрет одного из членов семьи в привычной характерной для него обстановке..Материалы: карандаш, краски, бумага. Тема 5.3 «Создай историю из предметов». Рисование натюрморта с натуры.Беседа о жанре «натюрморт», знакомство с произведениями художников. Учить выражать свое отношение к миру предметов. Учить грамотному расположению предметов на плоскости. Развитие навыков пропорционального построения предметов разных форм. Знакомство с понятиями: свет, тень, оттенок. Закреплять знания о теплых и холодных, дополнительных цветах, понятие «цветовой контраст». Развитие навыков грамотного отображения освещённости, цвета предметов.Учить выражать свое отношение к миру вещей.Задание: придумать натюрморт из 2-3 вещей, выполнить рисунок в карандаше.Материалы: акварель, гуашь, кисти, бумага. Тема 5.4 «Здравствуй музей».Знакомство с известными музеями мира .Изображение жанровой композиции по впечатлению об архитектуре ,интерьеров и коллекций музеев. Знакомство с собраниями Эрмитажа и Русского музея. Развитие способности видеть, понимать ,анализировать произведения искусства, понимания сюжета, а также задерживать свое внимание на деталях, находить в них красоту, смысл, любоваться ими.Задание: изобразить сюжетную многофигурную композицию , приобретение навыков изображения пространства интерьера..Материалы: бумага, краски, пастэльные мелки, кисти. Тема 5.5 «Батальный жанр в искусстве»Знакомство с военно-патриотической темой в изобразительном искусстве. Беседа на историческую тему. Построение сюжетной композиции . Передача личного отношения к человеческим переживаниям. Передача настроения и состояния природы в военное время. Создание образов сильных духом героических людей.Задание: Выполнение рисунка в жанре баталии.Материалы: краски, пастельные мелки, бумага.Раздел 6. Оформительские, творческие и выставочные работы (4 часа)Тема 6.1. «Искусство своими руками». Творческая работа учащихся. Стимулировать творческую активность, учить применять полученные знания на практике.Задание : создать творческий рисунок или декоративную композицию на свободную тему.Материалы: все изученные виды. Тема 6.2 Отчетная выставка творческих работ.Анализ детских работ и отбор лучших на отчетную выставку. Средства контроля:подведение итогов по результатам освоения материала данной программы проводится в следующих формах:- конкурсы;- выставка детских работ;- в конце года готовится итоговая выставка работ.На первом, репродуктивном уровне организации деятельности обучающихся, основными формами представления результатов работы являются: открытые занятия, выставки на уровне школы, участие в конкурсах.Литература: 1. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор: пособие для учителя /Д.В.Григорьев, П.В.степанов. – М.: Просвещение, 2010. – 223 с.2. Гнедич П.П.История искусств. Живопись. Скульптура. Архитектура. - М.: Эксмо, 2008 - 848 с.3. «Декоративная графика» Е.И. Забелина Орел. ИУУ 4.. Изобразительное искусство: предметная неделя в школе/ сост. О.В.Свиридова. - Волгоград: Учитель, 2007 - 185 с.4. История русской культуры. - М.: Эксмо, 2007 - 832 с.5 Костерин Н.П. Учебное рисование.- М.: Просвещение, 1980. – 272 с.6. Н.М.Сокольникова. Изобразительное искусство. Часть 1. Основы рисунка, 1995.7. Н.М.Сокольникова. Изобразительное искусство. Часть 2. Основы живописи, 1995.8. Н.М.Сокольникова. Изобразительное искусство. Часть 4. Краткий словарь,19959. Н.М.Сокольникова. Изобразительное искусство. Часть3. Основы композиции, 1995.Учебно-наглядные пособия·Репродукции и слайды картин разных художников.·Набор гипсовых геометрических тел.·Предметы для натурной постановки (кувшины, часы, вазы, драпировки и др.).·Детские работы как примеры выполнения творческих заданий.·Таблицы по декоративно-прикладному искусству.·Таблицы последовательного рисования по темам (в папках).·Детские работы как примеры выполнения творческих заданий.·Презентации учителя и учащихся к занятиям.·Фильмы об искусстве.Используемые сайты:· www.lseptembter.ru –Издательский дом «Первое сентября»;· www.edu.ru –Федеральный портал «Российское образования»;· www.km.ru- Образовательные сайты компании «Кирилл и Мефодий»;· www.college.ru –«Открытый колледж»-сайт дистанционного обучения школьников;· -Cайт «Учитель.RU»;· www.museum.ru – Портал «Музеи России»;· www.hermitage.ru –государственный Эрмитаж.· www. Shtrih-33.ucoz. штрих-школа творчества· www. Videoresursy.ru – медиаресурсы для образования и просвещения· www. Cd-izo.narod.ru – «Комплекс уроков по ИЗО» - готовые уроки, презентации и др