«Использование метода проектов в работе с дошкольниками»


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: «Использование метода проектов в работе с дошкольниками»
Автор: Акилина Лариса Владимировна

«Использование метода проектов в работе с дошкольниками»Современное общество предъявляет большие требования к таким качествам личности, как креативность, способность к поиску знаний, к саморазвитию. Теоретические и практические исследования показывают, что проектные методы помогают: - развивать творческие способности дошкольников;- делают их активными участниками учебного и воспитательного процессов. Проектную деятельность дошкольников можно представить как способ организации педагогического процесса, основанный на взаимодействии педагога и воспитанника, способ взаимодействия с окружающей средой, поэтапная практическая деятельность по достижению поставленной цели. Свободу и возможность познать себя, на наш взгляд, предоставляет проектная деятельность, позволяющая ребенку не ощущать «давления» взрослых. Особенность метода проекта заключается в том, что в проекте принимают участие дети, родители, педагоги. Совместный сбор материалов по теме занятия, игры, конкурсы, презентации раскрывают творческие способности детей, вовлекают родителей в воспитательный процесс что, естественно сказывается на результатах. Технология проектирования делает дошкольников активными участниками учебного и воспитательного процессов, становится инструментом саморазвития детей, ведь опыт самостоятельной деятельности, полученной ребёнком в дошкольном возрасте, развивает в нём уверенность в своих силах, создает привычку самостоятельно искать пути решения, учитывая имеющиеся условия. Решая различные познавательно- практические задачи вместе со взрослыми и сверстниками, дети приобретают способность сомневаться, критически мыслить. Переживаемые при этом положительные эмоции, удивление, радость от успеха, гордость от одобрения взрослых- порождают у ребёнка уверенность в своих силах, побуждает к новому поиску знаний. Накапливая творческий опыт, дети при поддержке взрослых могут стать авторами исследовательских, творческих, игровых, практико-ориентированных проектов. Коллективные переживания сближают детей друг с другом, и взрослыми, способствуют улучшению микроклимата в группе. Можно отметить, что те педагоги, которые активно используют проектную технологию в воспитании и обучении дошкольников, организованная по ней, жизнедеятельность в детском саду позволяет лучше узнать воспитанников, проникнуть во внутренний мир ребёнка. В проектной деятельности ребёнок сталкивается с необходимостью проявлять свою самостоятельность, особенно когда необходимо:- заявить свои цели, озвучить представления о себе, отсеять свою позицию в дискуссии с партнёрами (детьми и взрослыми).- открыто и чётко сказать о своих трудностях, найти их причины, в том числе и себе.- согласовать цели с другими, не отступать при этом от собственных установок и уметь находить компромисс. Характер участия ребёнка в проектирование постоянно меняется. Так, в младшем дошкольном возрасте он преимущественно наблюдает за деятельностью взрослых, в среднем - эпизодически участвует и осваивает роль партнера, в старшем – переходит к сотрудничеству. Соучастие в деятельности – это общение на равных, где взрослому не принадлежит привилегия указывать, контролировать, оценивать. А если ребёнок не приобретает положительного опыта творческой деятельности, то в зрелом возрасте у него может сформироваться убеждение, что это направление развития ему недоступно. А ведь именно через творческие способности человек может наиболее полно раскрыться как личность. «Солнечные проекты» В нашем детском саду данная технология получила свое воплощение в мини-проектах, под общим названием «Солнечные проекты» Проект реализуется педагогами и воспитанники старшего и младшего дошкольного возраста, и их родители. По каждой возрастной группе были разработаны планы мероприятий, направленных на усвоение знаний, навыков и умений, на развитие познавательной активности воспитанников. Для старших дошкольников проектная деятельность реализуется в рамках календарно-тематического планирования на текущий учебный год.Цель: формирование нравственно-патриотического воспитания старших дошкольников. Для младших дошкольников проектная деятельность реализуется в рамках познания окружающего мира и воспитание бережного отношения к нему.Цель: формирование знаний об окружающем мире и воспитание бережного отношения к нему. Педагогами групп, участвующих в проекте были разработаны темы проектов на учебный год. Для старших дошкольников: «Моя малая родина – Ленинск - Кузнецкий», «Чудо рукавички-варежки» «Старые Новогодние игрушки», «Зимние праздники русского народа», «Защитники Отечества», «Хранительница домашнего очага», «Весенние цветы родного края», «Дети войны» Для младших дошкольников: «Моя любимая книжка», «Моя любимая игрушка», «Мой домашний питомец», «Трудно птицам зимой зимовать, надо птицам помогать», «Лесные звери», «Деревья – наши друзья», «Моя семья» При реализации проектов использовались следующие методы исследования :
  • Чтение художественной и познавательной литературы, беседы;
  • Демонстрация иллюстраций и фотографий;
  • Просмотр мультимедийных презентаций, прослушивание аудиоматериалов;
  • Использование ментальных карт и рисунков;
  • Наблюдения, опыты-эксперименты;
  • Дидактические игры;
  • Построение и обсуждение проблемных ситуаций и вопросов;
  • Изготовление поделок, рисунков, коллажей для оформления выставок, мини-музеев.
  • По окончанию каждого проекта подводились результаты и организовывались итоговые мероприятия : выставки поделок и рисунков, выставки мини-музеев, фотовыставки, коллажи, акции и т.д.