Поэзия Чуяко Джафара как средство нравственного и эстстетического воспитания детей


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Поэзия Чуяко Джафара как средство нравственного и эстстетического воспитания детей
Автор: Лямова Бэла Хамзетовна

Поэзия Джафара Чуякокак средство нравственного и эстетического воспитания детейМир детства -самый многогранный и многоцветный.Суметь его передать словами или кистью -это дар избранных.Лямова Б. Х.,кандидат филологических наук, преподаватель кафедры адыгейской филологии Адыгейского государственного университетаг. МайкопАннотация: Характеризуется специфика отражения детского мировоззрения и мировосприятия в творчестве адыгейского писателя Джафара Чуяко. Рассмотрены сведения о его литературном наследии, адресованном детям, определены значение творчества детского писателя в воспитании молодого поколения. Выявлены своеобразие поэтической манеры, заключающееся в отборе художественных средств, форм выражения авторского сознания с учетом возрастных особенностей детей. Ключевые слова: детская литература, поэзия, ритм, рифм, специфика детского мировосприятия, принципы, внутренний мир.Писатель широкого диапазона, Джафар Бязрукович Чуяко оставил в нашей литературе глубокий след как прозаик, поэт, драматург, публицист. Необходимо подчеркнуть, что Д. Чуяко более всего известен читателю как создатель детской литературы, т.е. написанной специально для детской читательской аудитории, что было отмечено многими исследователями творчества писателя. Известно, однако, что многие писатели, произведения которых охотно читают дети, специально для детей не писали. Тем не менее, те авторы, чьи книги пользуются непреходящим интересом у читателей многих поколений, безусловно, знали особенности детского мировосприятия, психики – того, что определяет специфику детской литературы. Так, публицистическая книга Д. Чуяко об Адыгее «В долине чудес» имеет большое воспитательное и образовательное значение как для юных читателей Адыгеи, так и для других российских детей.Произведения Д. Чуяко для детей можно дифференцировать по следующим принципам: 1) по возрастной категории читателя (чаще всего, это дети старшего дошкольного и младшего школьного, реже – подросткового и юношеского возрастов;2) по жанровой принадлежности: короткие стихотворения, поэтический рассказ, пьесы, сказка; 3) по тематике (знакомство с аулом, городом, страной, которые мы условно объединили в цикл краеведческо-географических стихов; 4) по объекту изображения стихи о животных , об игрушках, пейзажные зарисовки; 5) по целевому назначению произведения (у Д. Чуяко мы обнаружили в подавляющем большинстве доминанту художественной литературы и, в меньшей степени, познавательной, хотя элементы последней постоянно присутствуют во всех произведениях исследуемого автора); 6) по форме изложения (лирическое «я» автора; авторский монолог; вопросно-ответная форма ; диалог , внутренний монолог лирического героя .Д. Чуяко создает великолепную галерею героев из мира зверей, насекомых, птиц. Причем им дается не простое описание объекта, а обязательно какое-то событие, мысль или эмоция, с ним связанные. Автор не дает прямолинейных ответов, почему происходит так, а не иначе (даже самым маленьким детям не нравится, когда их откровенно «поучают») – он умело подводит читателя к нужному ему выводу: если бы муха начала любоваться кружевом, хитрый паук обязательно поймал бы ее в свои сети, вот она и улетела подальше от своего врага.Столь же ненавязчиво и деликатно поэт способствует познанию своими читателями свойств зверей, птиц, насекомых, рыб, используя их образы для воспитания в детях чувства сострадания, любви и самоотверженности. Чтобы привить своим юным читателям трудолюбие, эстетический вкус, Д. Чуяко также использует природные объекты.Д. Чуяко всегда учитывает особенно развитое в детях чувство любознательности, поэтому названия его стихов нередко сформулированы в виде вопросов типа «Где весна?», «Для чего большие уши?», «Кто лучше считает?», «Ты кто?», «Большой я или маленький?», «Как меня зовут?» и т.д.Стихотворные ответы автора позволяют читателю осознать, зачем и почему происходят различные процессы или явления. Но ребенок уже не только стремится понять это, у него появляется желание оценить, хорошо или плохо, правильно или неправильно то, что он видит вокруг. По сути, это говорит о том, что в сознании маленького читателя начинает формироваться духовный мир с системой оценочных критериев личности.Несмотря на то, что адресат стихотворений Д. Чуяко еще не может размышлять над абстрактными понятиями – добро и зло, нравственность и безнравственность – поэт не боится заводить разговор об этих сложных проблемах бытия. Так, маленький читатель без труда понимает: мальчик, возмущенный тем, что никто не уступает в автобусе место его бабушке, в то время, когда он сам преспокойно сидит, «поступает очень плохо» («Несознательный народ»)В своих стихах Д. Чуяко часто обращается к сатире, юмору, тонко иронизируя над лентяями, грязнулями, трусами и жадинами. К примеру, высмеивание такого человеческого порока, как лень, Д. Чуяко нередко облекает в весьма ироничную форму, как, например, в стихотворении «Ленивый», его герой Ахмет пролежал весь вечер на диване, повторяя при этом:Здесь недвусмысленно заявлена авторская идея: надо действовать, а не просто строить планы, хотя к этому выводу читатель приходит сам, без надоедливых нравоучений.Как показала практика, детям доступна короткие стихотворения и рассказы или бытовая зарисовка. Стихи Чуяко для детей – это лиро-эпические стихотворения, отличающиеся друг от друга прежде всего формой выражения авторского сознания – это может быть диалог героев ,внутренний монолог главного персонажа, реже – лирическое «я» автора. Эпическая часть их- повествовательная. В литературоведении такие произведения принято относить к жанру баллады. В соответствии с возрастными особенностями своей читательской аудитории, в частности, с ее стремлением к познанию окружающего мира, большое место в детской поэзии Д. Чуяко отводит стихам, дающим представление о родном ауле, Адыгее, различных уголках родного города, страны в целом. Однако, как это уже подчеркнуто выше, нельзя говорить о чисто созерцательном характере детских стихов Д. Чуяко. Таким образом, в своих стихотворениях для детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста Джафар Чуяко затрагивает все сложные «проблемы бытия», но делает это именно как детский поэт – доступно, деликатно и весьма уважительно по отношению к герою и читателю своих произведений, не допуская излишней дидактичности, не приемлемой для детского мировосприятия. Хрестоматий для дошкольников, учебники по адыгейской литературе для начальных классах, переизданные по новому стандарту в соответствии с ФГОС прочно вошли ряд стихотворений, которые были названы выше. Это еще раз подчеркивает важные функции литературы (и не только детской) – и образовательной (познавательной), и эстетической, и воспитательной.