Деятельностный подход в обучении химии


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Деятельностный подход в обучении химии
Автор: Якина Елена Петровна

ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ ПОДХОД В ОБУЧЕНИИ ХИМИИ.
Якина Е.П.
МБОУ СОШ № 7 г. Бирска
муниципального района Бирский район РБ.
Деятельностный подход - методологическая основа стандартов общего образования нового поколения. Системно-деятельностный подход нацелен на развитие личности. Обучение должно быть организовано так, чтобы целенаправленно вести за собой развитие.
Деятельностный подход – это основа концепции развивающего обучения. Деятельностная технология обучения позволяет превратить ученика из пассивного объекта педагогического воздействия в активного субъекта учебно-познавательной деятельности. Задача учителя не в том, чтобы наглядно и доступно все объяснить, рассказать и показать детям, а в создании условий для формирования у обучающихся опыта самостоятельного решения познавательных, коммуникативных, организационных, нравственных и других проблем, составляющих содержание образования.
Процесс обучения – это обучение деятельности. Обучать деятельности – значит делать учение мотивированным, учить ребенка самостоятельно ставить перед собой цель и находить пути и средства ее достижения, а также формировать у обучающегося умения контроля и самоконтроля, оценки и самооценки.
Понятие системно-деятельностный подход введено в 1985г. Такой подход является объединением системного подхода, который разрабатывался в исследованиях классиков отечественной педагогической науки (Б.Г. Ананьев, Б.Ф.Ломов) и деятельностного (Л.С. Выготский, Л.В.Занков, А.Ф.Лурия, Д.Б.Эльконин, В.В. Давыдов, Л.Н.Ананьев и др.).
В рамках деятельностного подхода ученик овладевает универсальными действиями, чтобы уметь решать любые задачи. Суть этого подхода может быть выражена в свернутой формуле: деятельность – личность, т.е. какова деятельность, такова и личность и вне деятельности нет личности.
Используя основные принципы развивающего обучения, нужно по-другому
выстраивать урок.
На уроке выделяют следующие этапы:
1. Вызов
собственно вызов
актуализация знаний
Осмысление
постановка учебной задачи
открытие нового знания
составление алгоритма
первичное закрепление
3. Рефлексия
самостоятельная работа - самоконтроль
собственно рефлексия
В методике данного подхода предполагается, что тему урока учитель не сообщает, а используя различные методы и приемы, добивается от учащихся формулировки темы и проблемы.
Это основная задача этапа урока Вызов. Так, при изучении в 10 классе темы Химические свойства алканов, в начале урока я предлагаю учащимся составить уравнения реакций с участием метана:
1) с хлором при облучении
2) с HNO3 (разб)
3) горение метана
4) разложение при 1200-15000 С
5) разложение при 10000 С
6) конверсия метана
7) взаимодействие с раствором KMnO4
Учащиеся к моменту изучения данной темы уже знакомы с классификацией органических веществ, с основными типами химических реакций в органической химии, поэтому они легко справляются только с частью заданий. Для написания остальных реакций у учащихся не хватает знаний, они не знакомы с механизмами химических реакций. Исходя из этого, они сами объявляют тему урока и определяют его цели. В конце урока на этапе рефлексии возвращаемся к вопросам и делаем выводы.
Деятельностный подход позволяет изучать основную часть нового материала на уроке.
На уроке, с применением деятельностного подхода, высока активность учащихся, так как оценивается деятельность обучающихся на каждом этапе урока, а также его самооценка (рефлексия). Формы проведения рефлексии могут быть различными. Например:
Вырази свое отношение к полученным знаниям.
Задай вопрос, который остался невыясненным в ходе изучения нового материала.
Тест Я знаю (умею), Я не знаю (не умею).
Составление кластера.
Применение деятельностного подхода совместно с использованием электронного оборудования (интерактивная доска, цифровая лаборатория Relion, виртуальные опыты и виртуальные лаборатории) способствует повышению интереса к изучению химии и помогает добиться лучших результатов.
Список литературы
1. Асмолов А.Г. Системно-деятельностный подход в разработке стандартов нового поколения// Педагогика М.: 2009
2. Н. Е. Дерябина Системно-деятельностный подход к построению курса органической химии // Химия в школе. - 2006. - N 9. - С. 15-23.
3. С. В. Ярцева Реализация системно-деятельностного подхода при обучении химии // Химия в школе. - 2010. – N 6. - С. 23-27.