"Использование нейроигр в работе учителя - логопеда"
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: "Использование нейроигр в работе учителя - логопеда"
Автор: Решетова Ирина Владимировна
«Использование нейроигр в работе учителя-логопеда»В настоящее время актуальным является использование нейропсихологического подхода в развитии детей дошкольного возраста с нарушениями речи.Данный подход основывается на последних современных исследованиях в области физиологии, и нейропсихологии, нейрологопедии, в которых рассматриваются пути коррекции развития детей.Эффективность нейроигр состоит в том, что они являются прежде всего здоровьесберегающей технологией. Посредством применения нейроигр замечено улучшение когнитивного развития дошкольников.Нейроигры способствуют улучшению всех психических процессов ребенка (внимания, памяти, мышления, речи и др.), а так же развитию его эмоционально-волевой сферы. Улучшение мозгового кровообращения, развитие новых нейронных связей в коре головного мозга, приводит к повышению стрессоустойчивости, обучаемости, адаптированности, снижению конфликтности, возбудимости.Целью использования нейроигр в логопедии является создание условий для интеллектуального, психомоторного развития детей.С помощью нейропсихологических игр и упражнений решаются следующие задачи:ребенок учится чувствовать свое тело и пространство вокругразвивается зрительно-моторная координацияразвивается слуховое и зрительное вниманиеребенок учится последовательно выполнять действия, разбивая его на ряд задач.У детей с речевыми нарушениями часто наблюдаются пониженная работоспособность и быстрая утомляемость. Логопедические занятия для таких дошколят — это тяжелый труд. Использование в логопедической практике инновационных технологий служит эффективным дополнением к общепринятым наиболее популярным классическим технологиям и методикам. Находясь на границе соприкосновения педагогики, психологии и медицины логопедия также использует в своей практике наиболее эффективные, нетрадиционные для неё методы и приёмы смежных наук. Их нельзя рассматривать в логопедии как самостоятельные, они становятся частью традиционных, проверенных временем технологий.Для успешного обучения и развития ребенка в школе одним из основных условий является полноценное развитие в дошкольном детстве межполушарного взаимодействия. Нейропсихологические упражнения развивают мозолистое тело, повышают стрессоустойчивость, синхронизируют работу полушарий, улучшают мыслительную деятельность, способствуют улучшению памяти и внимания, облегчают процесс чтения и письма. При подготовке детей к школе необходимо уделять большое внимание развитию мозолистого тела (межполушарных связей). Ведь нарушение мозолистого тела искажает познавательную деятельность. Приступать к выполнению гимнастики для мозга необходимо в среднем дошкольном возрасте, то есть в 4-5 лет. В 5-6 лет ребенку можно предложить более сложные упражнения, которые учитывают специфику его возрастного развития. Рассмотрим некоторые игры-упражнения, которые я использую в своей работе:Игры и упражнения на разнотипичное согласование движений рук.Цель: развитие межполушарного взаимодействия через согласование разнотипных движений рук. Обеспечение регуляции, программирования и контроля психической деятельности. Формирование произвольности действий.Игра «Колечки»Самое простое и знакомое всем упражнение поочередно соединять и разъединять пальцы руки с большим пальцем в кольцо при этом произносить обратные и прямые слоги с поставленным звуком. При дифференциации звуков - работают две руки и произносятся слоги с отрабатываемыми звуками.Игра «Кулак-ребро-ладонь»Использую эту игру для развития фонематического восприятия либо для дифференциации звуков (если услышишь звук Ш — ставь кулак, звук С — ставь ребро; звук Р — кулак, звук Л — ладонь и т.д.).Игра «Испытания язычка»Ребенок делает из пальчиков «класс», произносит пары звуков (с – ш),следуя по дорожке и соответственно стрелочкам поворачивает руку пальчиком вниз или вверх. Аналогично выполняется упражнение со слогами.Для автоматизации звуков использую нейрокарточки «Смотри и повторяй»(карточки с согласованием слов и жестов). Это игра с переключением. Ребенку нужно рассмотреть картинку, назвать их по порядку и на каждое слово выбрать соответствующую позу руки. Такие же карточки, где ребенок произносит слово и выполняет соответствующий жест я использую для дифференциации смешиваемых звуков.Очень нравятся детям такие игры как: «Веселый цветок», «Веселые краски», «Умный тренажер».«Веселый цветок». Перед ребенком игровое поле с двумя нарисованными одинаковыми цветками. Взрослый выкладывает карточку с изображенными на ней картинками для автоматизации поставленного звука. Ребенок называет слово и нажимает двумя пальчиками на лепестки нужного цвета.«Веселые краски». Ребенок называет слово и нажимает двумя пальчиками на краски нужного цвета.«Умный тренажер». Перед ребенком игровое поле с нарисованным заданием. Он двигается по стрелочкам одновременно двумя пальчиками, называя цвет и картинку под каждой линией.Кинезиологические таблицы на дифференциацию оппозиционных звуковРебенок кладет ладони на стол и четко называет картинки в таблице. При этом, увидев под картинкой стрелку, направленную вправо, он ударяет по столу правой ладонью; если стрелочка направлена влево – левой ладонью; а если стрелочка направлена в обе стороны, ребенок ударяет по столу двумя руками.Можно подсказать ребенку, что под картинками, в названиях которых есть звук Р стрелочка направлена вправо, а под картинками со звуком Л – влево. Но если в слове есть звуки Р (Рь) и Л (Ль), то стрелочка направлена в обе стороны.Со звуками С – Ш упражнение проводится аналогично.Нейроигры, нейротренажеры, нейродорожки задания на активацию работы мозга.Цель: Развитие межполушарных связей, когнитивной сферы, мелкой моторики рук, пространственной ориентации. Способствование развитию речи, ориентировке в пространстве.Нейротаблицы на внимание. «Покажи двумя руками»В данных играх необходимо одновременно двумя руками находить одинаковые объекты слева и справа. Объекты могут быть абсолютно разные: дикие и домашние животные, цифры, числа, русский и английский алфавит и т. д. Можно полностью изменить изображения по Вашим педагогическим потребностям. Можно играть всей группой на скорость. Можно делиться на команды или научить детей играть вдвоем. Также в эту игру можно играть одному.Похожая игра «Умные дорожки», где нужно также провести одновременно пальцами обеих рук по дорожке.«Симметричные рисунки или двуручное рисование» (зеркальное). Одновременные движения обеих рук активируют сразу оба полушария. Создаются новые нейронные связи, а значит, процессы анализа и синтеза информации проходят быстрее. Как следствие, повышается умственная активность и работоспособность.Ребенок берет в каждую руку по фломастеру и одновременно обводит одинаковые рисунки, при этом называя вслух эти рисунки. Например, картинки на звук Р – для автоматизации в начале, в конце слова, дифференциацию Р-Л.; также звуки Ш, С, Ж, З. Также игра «Картинки-половинки» (соединяем двумя фломастерами в правой и левой руке картинку на автоматизируемый звук).Использую нейродорожки для обеих рук с одновременным проговариванием изолированного звука, слогов или слов. Направлены на развитие координации, формирование содружественных движений двумя руками. Составляем ритмический ряд (или используем готовый). Использую фишки или карточки с картинками (робот, ромашка).Подводя итог, следует отметить, что регулярное использование нейроигр в логопедической работе оказывает положительное влияние на коррекционный процесс обучения, развитие интеллекта, улучшение состояния физического, психического, эмоционального здоровья и социальной адаптации детей. К тому же, использование нейроигр снижает уровень утомляемости, повышает способность к произвольному контролю, что в свою очередь, способствует наиболее быстрому процессу коррекции недостатков речевого развития дошкольников.