"'Приобщение дошкольников к мордовской национальной культуре в Доу"
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: "'Приобщение дошкольников к мордовской национальной культуре в Доу"
Автор: Елена Викторовна Кондратьева
ПРИОБЩЕНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ К МОРДОВСКОЙ НАЦИОНАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЕ НАРОДОВ Мы не должны забывать о своем культурном прошлом, о наших памятниках, литературе, языке, живописи… Национальные отличия сохранятся и в XXI веке, если мы будем озабочены воспитанием душ, а не только передачей знаний"- писал академик Д.Лихачев. Сегодня перед дошкольным образованием стоит сложнейшая задача – воспитать культурную, творческую личность, умеющую найти свое место в сложной, постоянно изменяющейся действительности. Наше общество на современном этапе характеризуется ростом национального самосознания, стремлением понять и познать культуру своего народа. Приобщение дошкольников к мордовской национальной культуре становиться актуальным, так как каждый народ не просто хранит традиции и 120 обычаи, но и стремится перенести их в будущее, чтобы не утратить национального лица и самобытности. У каждого народа есть свои народные традиции, которые чтят и передают из поколения в поколение. Традиции – это самое ценное, что есть в культуре каждого народа. Очень важно, чтобы дети с самых ранних лет знали, что такое Отечество, Родина, родная земля. Поэтому, начиная с дошкольного возраста, детям надо рассказывать о людях родной земли, о природной основе нашего бытия, о том месте, где человек родился и живет, о тех традициях, которые почитаются. Ребѐнку необходима помощь в осознании многообразия связей, которые существуют между нами и нашими предками. Лишь тогда традиции прошлого, нравственные ценности приобретут для ребенка особое значение, став важными и актуальными сегодня. Мордовия является многонациональным регионом, на территории которого проживают мордва, русские, татары, чуваши, а также представители других народов. Тот факт, что все они проживают на территории республики, делает необходимым ознакомление детей с природой Мордовии, еѐ географическими, экологическими и историческими особенностями, государственной символикой, с населѐнными пунктами, заслугами знаменитых людей, а также с языком, музыкой, литературой, изобразительным искусством народа, издавна проживающего на территории Мордовии. Формирование детей к национальной культуре, к ее обычаям и традициям, начинается с ознакомления со столицей нашей республики, города, улица, где он проживает. Организуются экскурсии по улицам города, с целью ознакомления с достопримечательностями и памятными местами. Важным средством формирования детей к национальным традициям, является детская художественная литература и фольклор. Художественная литература, значительно влияет, если одной и той же темой объединено несколько произведений. Педагогу необходим продуманный отбор и умелое преподавание выбранного материала (выразительное чтение, музыкальное исполнение, а также организация такой деятельности детей (игры-драматизации, рисование, музыкальное и поэтическое творчество), в которой они активно воспроизводят увиденное и услышанное. В результате проведенной таким образом работы у детей развивается эмоциональная отзывчивость, способность проникаться сочувствием к судьбе героев. Художественные произведения всегда близки ребѐнку. Простота произведений, многократная повторяемость элементов, лѐгкость запоминания, возможность обыгрывания и самостоятельного участия привлекают детей, и они с удовольствием используют их в своей деятельности. Мордовский фольклор представляет собой большую художественную ценность, имеет огромное познавательное и воспитательное значение. Даѐт неоценимый материал для познавательно-речевого развития детей дошкольного возраста. Приобщение детей к мордовскому фольклору воспитывает в детях любовь к своему родному краю, к своему народу, его культуре, помогает усваивать высокие нравственные принципы. Образный и живой язык народных загадок, пословиц, поговорок, 121 четкость и законченность выражений приобщает детей к поэзии, расширяет их кругозор, развивает умственно, эстетически. Мордовский фольклор необычайно богат и разнообразен. Он представлен легендами, сказками, стихами, произведениями малых жанров (потешки, прибаутки, заклички, скороговорки, колыбельные песенки). Дети дошкольного возраста чутко откликаются на потешки, прибаутки, пестушки. Эти виды фольклора издавна создавались на потеху детям. Знакомство с ними расширяет кругозор детей, обогащает и чувства и речь, формирует отношение к окружающему миру. Детям очень нравятся небольшие стихотворные тексты, которые как бы поддразнивают ребѐнка, но в то же время, побуждают его к действию и выражают похвалу за сделанное. Загадки знакомят детей с природными явлениями, зверями и птицами, с окружающим миром. Сказки, пожалуй, самое большое наслаждение детства. С огромной радостью и желанием воспринимаются они детьми. Мордовские сказки знакомят детей с историческим прошлым мордовского народа, особенностями его быта, обычаев, с красотой родной природы, разнообразием животного мира. В пословицах восхваляется любовь к родной земле, трудолюбие, храбрость, честность, уважение к старшим и другие положительные свойства человеческого характера. Поэтические образы мордовских колыбельных песенок доступны даже самым маленьким детям в детском саду. В них поѐтся о птицах (сорока, ворон), о животных (коровушка), о предметах домашнего обихода. Они знакомят ребѐнка с внешностью, повадками птиц и животных, присутствуют в них и нравоучения, мечты о будущем ребѐнка. Таким образом, во все времена и у всех народов основной целью воспитания являлась забота о сохранении, укреплении и развитии добрых народных обычаев и традиций, забота о передаче подрастающим поколениям житейского, духовного, в том числе и педагогического, опыта, накопленного предшествующими поколениями. И сегодня очень важно не упустить крупицы народной мудрости, народных традиций и обычаев, сохранить, преумножить и передать их будущим поколениям. Приобщая детей к культуре и традициям окружающей среды жизнедеятельности, мы тем самым воспитываем в них чувство уважения, любви к своим родителям, родственникам, своему народу, детскому саду, городу, стране в целом, а также чувство гордости за них. И маленький татарин, и маленький мордвин, и маленький русский, должны иметь представление о культуре, быте, жизни другого народа, доступное их возрасту. Более того, зная культуру своего народа, ребенок будет относиться уважительно и к культуре другого. «Дружелюбие, уважение к людям разных национальностей не передаются по наследству, в каждом поколении их надо воспитывать вновь и вновь, и чем раньше начинается формирование этих качеств, тем большую устойчивость они приобретут». Э.К.Суслова122 Литература: 1. «Ознакомление русских детей с культурой Мордовии» //Методические рекомендации, Саранск, 1993г. 2. Алешина Н.В. Знакомим дошкольников с родным городом и страной (патриотическое воспитание). Конспекты занятий. – М.: УЦ «Перспектива», 2011 3. Гришняева И. В. «Приобщение к национальным традициям как условие формирования этнокультурной компетенции у детей дошкольного возраста»// Сборник «Этнокультурное образование: опыт и перспективы», Саранск, 2008 4. Князева О.Л.,Маханева М.Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры: Программа развития личностной культуры дошкольников. Издательство « Детство - пресс»,2004. 5. Интернет сайты.