Формирование навыков самоконтроля и самооценивания у младших школьников


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Формирование навыков самоконтроля и самооценивания у младших школьников
Автор: Сухарева Татьяна Борисовна

МОУ Средняя общеобразовательная школа №27
Образовательный проект
Формирование навыков самоконтроля и самооценивания у младших школьников
Подготовила: учитель начальных классов
Высшей квалификационной категории
Сухарева Т.Б.
Саранск 2023 г.
Содержание
Введение…………………………………………………………………………3
I. Теоретические аспекты формирования навыков самоконтроля и самооценки младших школьников…………………………………………………….7
II. Опытно-экпериментальная работа по формированию навыков самоконтроля и самооценки младших школьников………………………………...10
III. Приёмы способствующие формированию навыков самоконтроля и самооценки в начальной школе………………………………………………………13
Заключение…………………………………………………………………….29
Список использованной литературы…………………………………………30
Приложения…………………………………………………………………....33
Введение
Согласно Федеральному государственному образовательному стандарту начального образовании (ФГОС НОО) [21], современная начальная школа должна обеспечивать целостное формирование личности школьника, развитие его индивидуальности, самостоятельности в учебной деятельности, способности к самообучению и самосовершенствованию. Результатом образования являются не только предметные знания, но, и прежде всего, универсальные учебные действия. Под универсальными учебными действиями в современных педагогических исследованиях понимают совокупность обобщенных действий учащегося, обеспечивающих его способность к самостоятельному усвоению новых знаний и компетентностей, к сознательному и активному присвоению нового социального опыта, к саморазвитию и самосовершенствованию [17]. В составе основных видов универсальных действий, соответствующих ключевым целям общего образования, выделяют четыре блока: личностный, регулятивный, познавательный, коммуникативный. Особое место занимает регулятивный блок, направленный на организацию и становление ученика в роли субъекта учебной деятельности, что невозможно без овладения им действиями самоконтроля и самооценки. От того, насколько полноценно невозможно без овладения им действиями контроля и оценки, будет зависеть их дальнейшее успешное обучение.
В младшем школьном возрасте формирование главных качеств личности и психологических процессов протекает в процессе учебной деятельности как деятельности по самоизменению ребенка. Ввиду этого является закономерным желание учителя начальных классов к культивированию у ребят способности к самоорганизации и регуляции работы, в первую очередь, учебной.
Изучению роли самоконтроля и самооценки в учебной деятельности посвящено множество психолого-педагогических исследований. Действие самоконтроля рассматривается в качестве необходимого условия успешности обучения, отмечается его роль для предупреждения психологических перегрузок, повышенной утомляемости. Особенности формирования самоконтроля и самооценки в младшем школьном возрасте исследовались в научных работах Д.Б Эльконина, И.И Кувшинина, И.В Тухман, А.Г Пачиной, О.В Галустян, Г.В Репина, Е.В Заика, Выготского Л.С., Цукерман Г.А.
Как демонстрирует практика начального обучения, у многих школьников навыки самоконтроля и самооценки слабо развиты . В связи с этим учащиеся не всегда умеют адекватно оценивать свои достижения, предупреждать и находить допущенные ошибки в своей работе. По этой причине развитие навыков самоконтроля и самооценки, воспитание привычки оценивать результаты собственного труда является наиболее важной задачей, которые стоят перед педагогом.
Достижение новых результатов образования в значительной степени достигаются и благодаря эффективному УМК. Таким учебно- методическим комплексом издательства Просвещение является Школа России, по которой я работаю.
Она отвечает требованиям стандартов нового поколения, где приоритетным является развитие универсальных учебных действий учащихся. Сущность современного обучения - в создании условий, при которых в процессе обучения ребёнок становится её субъектом. Организация такой деятельности формирует у учащихся умение самостоятельно ставить перед собой учебные задачи; планировать учебную деятельность, выбирать соответствующие учебные действия для её реализации, осуществлять контроль по ходу выполняемой работы и умение оценить полученные результаты. В традиции из целостной структуры учебной работы выпадают именно контроль и оценка со стороны ребёнка, они изымаются и присваиваются учителем, а ученик самоосвобождается от необходимости контролировать и оценивать.
Методика работы по формированию этого действия на материале различных учебных дисциплин разработана недостаточно, а потому в практике обучения целенаправленная работа по формированию самоконтроля и самооценивания часто проводится от случая к случаю. Целесообразно рассмотреть вопрос о возможности формирования этого важного компонента учебной деятельности.
На мой взгляд, достижение этих целей становится возможным благодаря формированию регулятивных действий.
Разработанный мною проект может быть полезен учителям, испытывающим проблемы, связанные с формированием регулятивных учебных действий.
Регуляция - это не что иное, как управление действиями, это основа основ успешности любой деятельности, это умение управлять своей деятельностью.
Целью исследования является выявление способов формирования самоконтроля и самооценки младших школьников, а также их применение на практике в начальной школе.
Объект исследования – образовательный процесс в начальной школе.
Предмет исследования – процесс формирования навыков самооценки и самоконтроля младших школьников в учебной деятельности .
Гипотезой исследования служит предположение, что если систематически использовать специальные приемы в работе с младшими школьниками, то это приведет к развитию у них навыков самоконтроля и самооценки.
В соответствии с указанной целью и гипотезой исследования были определены следующие задачи:
изучить психолого-педагогическую, методическую литературу по проблеме исследования;
изучить современные подходы к определению понятий самоконтроль и самооценка;
определить педагогическое значение самоконтроля и самооценки для развития личности младшего школьника;
систематизировать приемы развития самоконтроля и самооценки на уроках у младших школьников;
Для проверки гипотезы и решения поставленных задач был использован комплекс взаимообогащающих и дополняющих друг друга методов исследования: теоретические - анализ, обобщение и систематизация психолого-педагогической, методической литературы, ретроспективный анализ; эмпирические – беседа, наблюдение, сравнительный анализ и синтез, анализ педагогической практики учителей.
Этапы реализации программы
Подготовительный (июнь-сентябрь 2012 года)
Практический (сентябрь 2012 г. – март 2016год)
Аналитический – (март 2016 г.)
I. Теоретические аспекты формирования навыков самоконтроля и самооценки младших школьников.
За последнее время проблема самоконтроля становится довольно актуальной в педагогических исследованиях. Это обстоятельство можно определить тем, что самоконтроль является наиболее важным фактором, который обеспечивают самостоятельную работу школьников. Его назначение состоит в своевременном предотвращении или выявлении уже совершенных ошибок. Формирование учебной деятельности рационально начинать с формирования самостоятельного контроля. Также проверка демонстрирует, что именно навык самоконтроля, как правило, оказывается наиболее слабо сформированным у учащихся [11, c. 87].
Авторы, которые пользуются понятием самоконтроля, понимают его по-разному. Однако при всем разнообразии определений это понятие обязательно включает в себя такой признак, как сопоставление собственного действия - его хода, или его результата, или того и другого вместе - с эталоном, образцом. Важность формирования самоконтроля для успешного исполнения признают абсолютно все исследователи. Во всех работах идет речь, что самоконтролю необходимо обучать специально.
Рассмотрим, как некоторые ученые определяют понятие самоконтроля.
Самоконтроль представляет собой умение школьника оценивать собственную работу с двух точек зрения: правильно ли я ответил? На все ли вопросы я дал ответы?
Довольно близко к такому определению самоконтроля является определение В.И.Страхова, который полагает, что самоконтроль является формой деятельности, которая проявляется в процессе проверки поставленной задачи, в критической оценке процесса работы, в исправлении ее недочетов.
Д.Б. Эльконин несколько по-другому формулирует понятие самоконтроля, однако смысл его в этом случае остается прежним: Действие контроля заключается в сравнении воспроизводимого ребенком действия и его результата с образцом посредством предварительного образа [41, с.218]. Уточняя дальше смысл понятия контроля, Д.Б.Эльконин пишет, что контроль есть в конечном итоге действие по сопоставлению представления о предстоящем действии с непосредственно данным его образцом [41, с.218].
Самооценка- это необходимый компонент развития самосознания, т.е. сознание человеком самого себя, своих физических сил, умственных способностей, поступков, мотивов и целей своего поведения, своего отношения к окружающим и самому себе. Главный смысл самооценки заключается в самоконтроле обучающегося, его саморегуляции, самостоятельной экспертизе собственной деятельности и в самостимуляции. Показатели сформированности самоконтроля и самооценки:
умение перед началом работы спланировать ее;
умение изменить состав действий в соответствии с изменившимися условиями деятельности;
умение осознанно чередовать развернутые и сокращенные формулы контроля;
умение переходить от работы с натуральным объемом к работе с его знаково-символическим изображением;
умение самостоятельно составлять системы проверочных заданий.
Для чего нужна оценка? Для того чтобы подвести итог, оценить результат. Кто оценивает в школе? Учитель. Всегда ли учитель оценивает правильно? Нет, оценка бывает субъективна. Выставляя оценку ребенку, он сравнивает её со своей и соглашается или нет! Когда же мы до выставления своей оценки предлагаем ребёнку оценить свою работу, заметно, как он начинает смотреть на неѐ совершенно другими глазами, он начинает её видеть как бы со стороны. Самооценка помогает детям определить границы своего знания незнания, своих потенциальных возможностей, а также осознать те проблемы, которые еще предстоит решить в учебной деятельности. Чтобы оценивание было эффективным, учителя регулярно привлекают к этому процессу детей, помогая им сформировать собственное суждение о том, насколько хорошо они что-либо делают. Для такого сотрудничества в оценивании требуется, прежде всего, предъявить детям и обсудить с ними учебные показатели (цели) — то, что должно быть изучено, — и учебные результаты — то, на что дети будут способны после освоения учебного материала. Поэтому учебные показатели (цели) обсуждаются с детьми в начале урока. На доступном для детей языке учитель обсуждает с целым классом и с группами учеников, чему они научатся и что смогут делать в конце обучения и по ходу урока. В процессе всего урока детям даётся устная и письменная обратная связь на их ответы и работы, в которой учитель показывает, насколько в них достигнуты поставленные учебные цели. Это позволяет ученикам определить, в чём они были успешны и над чем им надо работать, чтобы продвинуться дальше. Работа по формирования навыков самоконтроля и самооценки нелегкая и требует много времени.
Таким образом, самооценивание - это деятельность, связанная со способностью индивида дать самооценку собственным действиям, продуктом деятельности, поступкам, личности. Неразрывно связана с понятием самооценка. Самооценка определяется как компонент учебной деятельности учащихся, заключающийся в анализе и регулировании её хода и результатов, или ка умение контролировать свою деятельность и исправлять замеченные ошибки.
Овладение умением самоконтроля обеспечивает комфорт в обучении, снимает стресс и предоставляет возможность школьникам учиться с огромным интересом и желанием, а также дает ученикам реальный инструмент, посредством которого они способны управлять процессом собственного учения на дальнейших этапах.
II. Опытно-экпериментальная работа по формированию навыков самоконтроля и самооценки младших школьников.
С целью проверки гипотезы была проведена опытно - экспериментальная работа, которая включает в себя констатирующий, формирующий и контрольный эксперимент.
Опытно-экспериментальная работа проводилась в 4 классе МОУ СОШ №27 городского округа Саранск в период с сентября 2012 по март 2016 года. В эксперименте принимало участие 25 школьников.
Основная задача констатирующего эксперимента заключалась в выявлении уровня сформированности самооценки детей экспериментальной группы. Для решения этой задачи была использована следующая диагностическая методика:
1) модифицированная методика Лесенка В.Г. Шур .
Эта методика доступна для детей младшего школьного возраста и в совокупности позволяют получить точную и объективную информацию о самооценке младших школьников.
Описание методики дано в приложении А.
Рассмотрим полученные результаты.
Модифицированная методика Лесенка В.Г. Щур.
Цель:изучение типа самооценки.
Описание результатов:
Андрей Б. поставил себя на 1 ступень. Следовательно, он обладает заниженной самооценкой. Ему свойственна пассивность, мнительность, повышенная ранимость, обидчивость.
Вероника А, Елизавета А., Максим С, Анна И., Елена К, Анна З., Алексей Е. поставили себя на 2 ступень. Они обладают заниженной самооценкой. Им свойственна пассивность, мнительность, повышенная ранимость, обидчивость. Они не хотят участвовать в играх, потому что боятся оказаться хуже других, а если участвуют в них, то часто обижаются и уходят. У этих детей проблемы в учёбе.
Денис К. поставил себя на 3 ступень. Он обладает адекватной самооценкой. Ему свойственны активность, находчивость, бодрость. У Дениса сформирован высокий уровень удовлетворения школьной деятельностью.
Данил Б., Андрей Н., Виктория Р., Влад С, Алина К, - 4 ступень. Они обладают адекватной самооценкой. Им свойственны активность, находчивость, бодрость, чувство юмора, общительность. Ребята охотно участвуют в играх, не обижаются, если оказались проигравшими, не дразнят других детей в случае выигрыша. У них сформирован высокий уровень удовлетворения школьной деятельностью, высокий уровень школьной мотивации.
Антон А., Евгений Ш., Александр М., Эльвина З. поставили себя на 5 ступень, а Марина К., Кирилл О., Павел О., Андрей С, Андрей М. – 6 ступень. У этих детей завышенная самооценка. Им свойственны повышенная активность, конфликтность, категоричность, агрессивность. Такие дети во всем стараются быть лучше других. Во время игр стремятся занять лидирующие роли. Главным мотивом учебной деятельности часто является высокая отметка, полученная любым путем. У них проявляется высокий уровень притязаний на признание.
Обработка результатов показала, что дети поставили себя на различные ступени. Обобщенные данные приведены в таблице 1.
Таблица 1
Результаты изучения типа самооценки
Респонденты
Выбранная ступенька
Тип самооценки
Вероника А.
2
заниженная
Елизавета А.
2
заниженная
Антон А.
5
завышенная
Данил Б.
4
адекватная
Андрей Б.
1
заниженная
Марина К.
6
завышенная
Андрей Н.
4
адекватная
Виктория Р.
4
адекватная
Максим С.
2
заниженная
Евгений Ш.
5
завышенная
Кирилл О.
6
завышенная
Павел О.
6
завышенная
Полина М.
4
адекватная
Анна И.
2
заниженная
Андрей С.
6
завышенная
Елена К.
2
заниженная
Денис К.
3
адекватные
Владислав С.
4
адекватная
Александр М.
5
завышенная
Анна З.
2
заниженная
Алина К.
4
адекватная
Алексей Е.
2
заниженная
Эльвина З.
5
завышенная
Андрей М.
6
завышенная
Елизавета К.
5
завышенная
Диаграмма 1
Из диаграммы видно, что 28% имеют адекватную самооценку, 40% завышенную и 32% заниженную. Таким образом, необходимо работа по формирования адекватной самооценки у детей с завышенной и заниженной самооценкой. Обобщив данные констатирующего эксперимента, я использовала приёмы формирования адекватной самооценки у детей экспериментальной группы.
III. Приемы способствующие формированию навыков самоконтроля и самооценки в начальной школе (формирующий эксперимент)
С целью формирования адекватной самооценки младших школьников нами был проведен формирующий эксперимент, в основу которого положена выдвинутая нами гипотеза- если систематически использовать специальные приемы в работе с младшими школьниками, то это приведет к развитию у них навыков самоконтроля и самооценки.
Для развития навыка самоконтроля и самооценки существуют приемы, которые необходимо включать в учебно-воспитательный процесс. Их необходимо использовать как на различных уроках (уроки русского языка, математики, литературного чтения, технологии, окружающего мира и т.д), так и во внеклассной работе.
Формирование оценочной самостоятельности начинается с первых дней пребывания ребёнка в школе.
Можно выделить этапы формирования контрольно-оценочной самостоятельности младших школьников.
1 этап – (1 класс). Содержание контрольно-оценочной деятельности:
- сравнение двух картинок, нахождение различий;
- сравнение и повторение движений (в игре);
- сопоставление двух действий; - сопоставление письменной работы с образцом;
- сравнение двух решений между собой
Результат:
- умение сопоставлять свои действия с заданным образцом; - умение обнаруживать совпадение, сходство, различие;
- умение договариваться о выборе образца для сопоставления. Основная цель 1-го класса в части формирования контрольно-оценочной деятельности – научить учащихся сопоставлять свои действия с заданным образцом (не обязательно, чтобы образец был правильным: в качестве образца может выступить чужое действие, независимо от его правильности).
Дети должны научиться обнаруживать совпадение, сходство, различие. Научиться договариваться о выборе образца для сопоставления. Постепенно переходить от очень детального поэлементного сопоставления к менее детальному.
Центральное место в деятельности учащихся на этом этапе образования отводится пооперационному контролю.
Приведем приемы оценочной деятельности, используемые на уроке при обучении младших школьников .
Приём Лесенка. Ученики на ступеньках лесенки отмечают как усвоили материал: нижняя ступенька - не понял, вторая ступенька - требуется небольшая помощь или коррекция, верхняя ступенька - ребёнок хорошо усвоил материал и работу может выполнить самостоятельно.
Например, при выполнении работы с парными согласными на конце и в середине слова, обсуждаем, как правильно найти эту орфограмму и выделить ее в слове. Составляем план работы. После работы заносим результаты в лист самооценки (см. таблицу 2).
План работы:
1. Произнеси слово с пропущенной буквой.
2. Определи слабую позицию в слове.
3. Определи, что это за орфограмма.
4. Вспомни правило.
5. Подбери проверочное слово.
6. Что изменилось?
7. Подчеркни орфограмму.
Таблица 2
Лист самооценки
№/п
Шаги разбора
Результат
1
Определяю слабую позицию в слове
+
2
Определяю орфограмму
+
3
Вспомнил правило
+
4
Подобрал проверочное слово
+
5
Могу сделать вывод
+
6
Определяю в какой части слова эта орфограмма
+
7
Нахожу корень и выделяю орфограмму в проверяемом слове
+
8
Нахожу корень и выделяю орфограмму в проверочном слове
+
Вывод: учащиеся видят наглядно, какой вид работы вызывает затруднение, а какой получается, делают выводы о том, с чем может быть связана ошибка и как ее можно избежать.
Приём Волшебные линеечки, описанные Г.А.Цукерман, являются безобидной и содержательной формой отметки. Эта линеечка напоминает ребенку измерительный прибор. С помощью линеечек можно измерить все что угодно. Такая оценка позволяет:
1. Любому ребенку увидеть свои успехи (всегда есть критерий, по которому ребенка можно оценить как успешного).
2. Удерживает учебную функцию отметки: крестик на линеечке отражает реальное продвижение в изучаемом предметном содержании.
3. Помогает избежать сравнения детей между собой (поскольку у каждого из них оценочная линеечка только в собственной тетрадке).
Приведем пример использования данного приема в 1 классе. Учитель говорит: Дети, вы знаете, что в школе за каждую работу ставится отметка. Но в нашей школе оценки необычные. Сейчас я научу вас оценивать каждую работу с помощью линеечек. И учитель показывает как правильно рисовать линеечки, где их рисовать (напротив задания или рисунка). Критерии поначалу говорит сама (что можно оценить, т.е. какие умения) или спрашивает детей, что можно оценить. Выявляются два критерия: красота и правильность выполнения задания. Появляются две шкалы:
К. П. К. – красота, П. – правильность.
Далее объясняется, как оценить по линеечке:
если я считаю, что слово написано очень-очень красиво, красивее написать невозможно, я поставлю свою оценку здесь (на самом верху линеечки ставится крестик или звездочка);
работа выполнена красиво, но можно было бы сделать ее лучше (звездочка ставится выше средней черточки);
если я считаю, что слово написано некрасиво, но бывает хуже, я поставлю свою оценку здесь (ниже средней черточки).
Также учитель объясняет, как оценить правильность выполнения задания:
если в слове есть все буквы, то звездочка ставится вверху;
если буквы написаны все, но графическое изображение имеет зеркальное положение, то звездочка ставится выше средней черточки;
если в слове пропущены буквы или есть лишние, то звездочка ставится на линеечке ниже средней линии.
После самооценки наступает очередь оценки учителя. Собрав тетради, учитель ставит свои плюсики на линеечках. Совпадения детской и учительской оценок (вне зависимости оттого, низко или высоко оценил свою работу ребенок) означает: Молодец! Ты умеешь себя оценивать. В случае завышенной, а тем более заниженной самооценки учеником своей работы, учитель еще раз раскрывает критерии оценивания и просит в следующий раз быть к себе добрее или строже.
Этими линеечками можно пользоваться, когда необходимо спрогнозировать результат своей работы. Прогностическая самооценка позволяет ребёнку оценить свои возможности и результаты.
Для самооценки детьми своего внутреннего состояния и самочувствия по отношению к выполняемым на уроке заданиям, применяется так называемый Светофор. В первом классе предлагается детям зажигать цветные огоньки в тетрадях. Если работа на уроке прошла успешно, ученик адекватно работал, не испытывал трудностей при изучении нового материала, все задания были понятны, то он рисует на полях зелёный кружок: Можно двигаться дальше. Если были небольшие затруднения, не всегда быстро справлялся с поставленной задачей или что-то осталось неясным, то в тетради рисуется жёлтый кружок: Нужна небольшая помощь. Если были значительные затруднения, ученик не смог самостоятельно справиться с новой задачей, то он рисует красный кружок: Стоп! Мне нужна помощь. Нужно отметить, что этим приёмом дети с удовольствием пользуются на протяжении всех лет обучения в начальной школе.
Приём Говорящие рисунки. Если ты доволен собой, у тебя все получилось, то рисуй улыбающееся лицо. Если тебе на уроке было временами непросто, не все получилось, то рисуй такое лицо спокойное. Если тебе на уроке было сложно, многое не получилось, то рисуй грустное лицо.
Очень важным приемом обучения первоклассников самоконтролю является применение коллективных проверок в сочетании с контролем педагога, так как в первую очередь ученика необходимо научить находить ошибки у человека (контроль). Со временем ученик начинает переносить полученные умения на собственную деятельность (самоконтроль). Таким образом, формирование контроля идет от контроля за действиями других к самоконтролю. Наиболее естественная ситуация возникает тогда, когда весь класс слушает ответ ученика у доски. Под руководством учителя анализируется ответ или на доске выполняются упражнения, устанавливаются допущенные ошибки и затем ученики коллективно их исправляют. На первых порах ученикам по окончании ответа можно задать такие вопросы: Верен ли окончательный ответ? Правильный ли ход решения?
В начальных классах дети учатся:
- сравнивать результат своей деятельности с образцом, который задан в материальной форме;
- воспроизводить состав контрольных действий и операций, которые задает учитель;
- выполнять действия по развернутой инструкции;
- осуществлять самопроверку по плану, который включает 1-2 пункта;
- использовать для самоконтроля схемы-модели, которые заранее составляет учитель [24, c. 205].
Приём Словесное оценивание. Устным ответам учитель даёт словесную оценку: если очень хорошо - Умница!, Молодец!, Отлично!, если есть маленькие недочёты - Хорошо и т.д.
Особенностью словесной оценки является её содержательность. Учащийся должен увидеть динамику результатов своих достижений. Хорошо, молодец- это тоже оценка, но она не показывает уровень овладения учеником определённым умением, не ставит перед ним задачу самосовершенствования. В связи с этим оценка должна иметь вид развёрнутого оценочного суждения, в котором фиксируются прежде всего успехи и достижения. Раскрываются причины неудач. Указываются способы устранения недочётов, ошибок. Например, Молодец. Ты сегодня научился подбирать однокоренные слова, ты сегодня постарался. Ошибок стало меньше. А вот над решением уравнений тебе ещё надо поработать, особенно над оформлением проверки решения. В устных оценочных высказываниях не должно быть указаний на личностные характеристики учащихся – потому что ленивый, потому что вертелся и не слушал. На первых порах учитель должен давать детям образцы построения оценочных высказываний, которые они могут использовать при устной самооценки и взаимооценке.
Для развития самооценки и самоконтроля в конце уроков задаются следующие вопросы:
– Что ты узнал на уроке?
– Чему научился?
– За что себя можешь похвалить?
– Над чем еще надо поработать?
– Какие задания тебе понравились?
– Какие задания показались трудными?
– Достиг ли ты поставленную в начале урока цель?
Таким образом, к концу обучения в 1-м классе учащиеся могут:
– сравнить действие (отдельные операции) и результат с готовым образцом;
– по заданным критериям оценить свои действия и соотнести свою оценку с оценкой учителя;
– предъявить на оценку свои достижения по заданному или назначенному самим ребенком критерию;
– отделить известное от неизвестного в знаниях (способах действия с предметом).
Для получения такого результата соответствующая работа должна вестись на каждом уроке. Это главный дидактический принцип первого этапа начального образования.
2 этап ( 2 – 4 классы). Совершенствование форм и способов контроля и оценки в условиях формирования классного сообщества.
Содержание контрольно-оценочной деятельности:
- составление задачи, подобной данной;
- выделение из группы заданий того, которое отличается по способу решения;
- выбор из комплекта задач наиболее близких по способу решения;
- прогнозирование, какие ошибки можно допустить при решении Результат :
- умение формулировать требования к проверочным заданиям;
- умение определять границы своих возможностей;
- умение устанавливать возможные причины ошибок;
- умение выделять критерии для оценки;
- умение определять готовность к предъявлению результата своей работы.
Что касается действия оценки, то на этом этапе оно должно полностью дифференцироваться. Учащиеся должны учиться видеть свою работу как сумму многих умений, каждое их которых имеет свой критерий оценивания. Предметом совместных усилий ребенка и взрослого становится способ осуществления формализованной оценки. Например, из пяти заданий проверочной работы сообща определяется самое легкое и ему приписывается цена – 1 балл. О цене остальных заданий и отдельных действий по их решению класс договаривается. Вычисляется максимально возможная оценка всей работы, а каждый ученик самостоятельно оценивает свой результат.
Во втором классе обучающиеся способны самостоятельно определять критерии оценки учебной деятельности, определять готовность и предъявлять результат своей деятельности. Ученик может определить границу своих возможностей, границу своего знания – не знания через прогностическую оценку. Оценка учителя – это средство формирования адекватной самооценки ребенка, основывается на четких критериях оценки. Самооценка ребенка должна предшествовать оценке учителя.
В качестве одного из способов дифференцированного оценивания на уроках используются оценочные шкалы. Количество шкал зависит от количества критериев, вырабатываемых учителем и учениками в ходе их совместной деятельности на каждом уроке. Данный способ позволяет оценить действия детей не только в письменный работах, но и при выполнении заданий в парах или группах. Критерии оценивания различны. Существует 3 варианта самооценки работ:
-оценка учеником уже выполненной, но не проверенной учителем работы. Данная оценка способствует формированию самоконтроля и чаще всего используется учителем на уроке;
-оценка учеником уже проверенной, но не оцененной учителем работы. Эффективна на первом этапе формирования самооценки и контроля. -прогностическая оценка – является наиболее важной и сложной, но именно она становится базой для формирования умения оценивать себя.
Ребенок работает со шкалой и непосредственно перед выполнением работы, и после выполнения тех или иных действий.
На этом этапе начинается работа над прогностической оценкой. Дети уже начинают задавать себе вопросы типа: Справлюсь ли я с решением?, выбираются задания для самостоятельной работы на уровень притязания – из данного пакета заданий с обозначенной сложностью требуется взять какое-то для решения и т.п.
На данном этапе можно использовать приём Символы. Фиксация оценки производится следующим образом: + + ученик хорошо знает материал, умеет использовать знания в нестандартной ситуации; + - ученик знает материал, но применяет знания по образцу в нестандартной ситуации; - + ученик испытывает затруднения в выполнении задания; - - ученик не знает материал и не справляется с заданием;
Балловая оценка - процент выполнения:
85 - 100% - высокий уровень усвоения
65 - 84% - средний уровень
40 - 64% - уровень ниже среднего
меньше 40% - низкий уровень
Используется приём Закончи предложения , которое помогают в оценивании своих достижений.
Сегодня на уроке я …
Мне удалось…
Я могу похвалить…
Я недостаточно…
Я старался…
Свою работу в конце недели, в конце месяца можно оценить с помощью рисунка. Дети на подсознательном уровне изображают свою самооценку в цвете, в изображении какого- либо предмета. Например: изобразить дерево настроения, цветок настроения, облачко настроения и.д. или раскрасить в цвете какой-либо предмет.
Один из эффективных средств формирования самоконтроля и самооценки младших школьников- это личный дневник школьника.
Используем дневник школьника, авторами которого являются Р.Н.Бунеев, Е.В. Бунеева и другие. С одной стороны в него включены все необходимые элементы традиционного дневника школьника, а с другой стороны он предназначен для развития у младших школьников самоорганизации, самоконтроля и самооценки [6, c. 88].
Начинать можно работу с того, что на родительском собрании знакомят родителей с дневником, с правилом работы с ним. После этого на классном часе нужно знакомить детей с содержанием дневника.
В 3-4 классах в начале каждой недели ученики класса пишут цель на эту неделю, для этого отведена специальная строчка. Например На этой неделе буду активно работать на уроках, Я постараюсь получать хорошие отметки. В конце недели школьники могут оценить степень достижения цели. Например Я выполнял домашние задания самостоятельно, На этой неделе я получил 5 по русскому языку и другие.
При ведении дневника ученик ежедневно оценивает свои достижения, анализирует свои достижения и недостатки, а также ищет пути устранения последних. Благодаря ведению дневника младший школьник может научиться планировать свои дела на неделю, на месяц. Для этого на листе План моих дел он отмечает, какие важные дела, в какие дни ему нужно сделать. Добиться регулярности записей помогают родители. В конце дневника напечатано содержание программ по предметам.
Обучающиеся проводят самоанализ в конце четверти, в конце года под руководством учителя. Такая работа служит и дополнительным источником мотивации ученика, и создает ситуацию успеха. Работа с дневником будет более эффективной и понятной, если он ведется с первого класса. Хотя в первом классе дети не умеют писать, они могут оценивать свои достижения в дневнике при помощи условных обозначений.
При регулярной работе над дневником можно отметить, что к 4 классу у большинства учеников формируется субъективность учебной деятельности, причем ярко проявляется в развитии таких компонентов, как учебно-познавательный интерес, целеполагание и оценка. Также они умеют анализировать свою деятельность, искать причины неудач и пути их исправления в школе и вне нее.
Другим средством формирования самооценки самоконтроля может являться Портфель ученика.
Работу с Портфелем ученика необходимо начинать с первого класса. Дети вместе с родителями собирают все творческие работы, начиная с первого и по четвертый классы.
В конце 4 класса все работы просматриваются учениками, отбираются на взгляд учеников лучшие работы, делаются выводы, какие предметы удавались лучше, какие предметы удавались не совсем хорошо. Выявлялись причины неудач, ставилась цель к учебной деятельности в 5 классе.
Такая форма рефлексивной работы помогает школьникам научиться анализировать и контролировать собственную работу, объективно оценивать свои возможности и видеть способы преодоления трудностей, достижения более высоких результатов. В такой работе повышается ответственность за свой труд.
По результатам проделанной работы проводилась конференция, на которую приглашали будущих классных руководителей. Для выступления были предложены следующие вопросы:
– Чем отличился на протяжении всех 4 лет обучения.
– По каким предметам был успешнее?
– Какие предметы не совсем удавались? В чем причина?
– На что будешь обращать внимание в 5 классе?
– Какую цель поставишь в 5 классе?
Подготовлены анализ работы за четверть, за год, за период обучения.
В конце четверти в 3-4 классах наряду с тем, что выставляем четвертные отметки, необходимо провести самоанализ своей учебной деятельности. Для этого используют следующие вопросы:
– Что удалось в этой четверти?
– По каким предметам результаты получились лучше?
– Что не получилось? В чем причина?
– Какую цель поставишь в следующей четверти?
В конце года также проводится самоанализ своей работы. Для этого можно использовать следующие вопросы:
– Какими результатами первой четверти можешь гордиться?
– Над чем еще необходимо поработать?
– По каким предметам возникали затруднения? В чем причина?
– Какую цель поставишь на следующую четверть?
Приём Лист самооценки (см. Приложение Б). Такой прием наиболее эффективен в 4 классе. Также , его можно использовать при групповой форме обучения. Дети, работая в группах, оценивают работу своей и других групп. И в конце работу оценивает учитель [13, c. 101].
Для того, чтобы развитие самооценки было эффективным следует выполнять следующие условия:
1. Совместная разработка учителем и учениками четких эталонов оценивания для каждого конкретного случая;
2. Создание необходимого психологического настроя обучающихся для анализа собственных результатов;
3. Обеспечение ситуации самостоятельного свободного эталонного оценивания учащимися своих результатов;
4. Сопоставление и выводы об эффективности работы;
5. Составление учениками собственной программы деятельности на следующий этап обучения с учетом полученных результатов.
Ситуацию успеха ожидают все учащиеся на уроке, им всем хочется получить одобрительную оценку. Эмоциональный положительный настрой, комфортность на уроке благотворно влияют на успешное обучение. Но неудачи не исключены, особенно в первом классе. Поэтому, любая поддержка со стороны, похвала особенно важны для них. Ребенок, уверенный в себе, не боится трудностей, не пасует перед ними, находит в себе силы для их преодоления.
ДОРОЖКА УСПЕХА
Также эффективному развитию адекватной самооценки у детей с заниженной самооценкой способствует постоянное использование рефлексии на уроках. Рефлексия может осуществляться не только в конце урока, как это принято считать, но и на любом его этапе. А так же по итогам года и других временных отрезков: изучения темы, учебной четверти и т.п. Огромную помощь в создании ситуации успеха для каждого ученика, повышение самооценки и уверенности в собственных возможностях оказывает ведение портфолио каждым учеником. Он является большим стимулом в формировании жизненных идеалов, стимулировании стремления к самосовершенствованию.
На контрольном этапе эксперимента с целью определения уровня сформированности самооценки у детей экспериментальной группы были повторно использованы следующие методики:
1) модифицированная методика Лесенка В.Г. Шур;
После проведения модифицированной методики Лесенка В.Г.Шур были получены следующие результаты:
Таблица 3
Результаты изучения типа самооценки
Респонденты
Выбранная ступенька
Тип самооценки
Вероника А.
2
заниженная
Елизавета А.
2
заниженная
Антон А.
5
завышенная
Данил Б.
4
адекватная
Андрей Б.
1
заниженная
Марина К.
6
завышенная
Андрей Н.
4
адекватная
Виктория Р.
4
адекватная
Максим С.
2
заниженная
Евгений Ш.
5
завышенная
Кирилл О.
6
завышенная
Павел О.
6
завышенная
Полина М.
4
адекватная
Анна И.
2
заниженная
Андрей С.
6
завышенная
Елена К.
2
заниженная
Денис К.
3
адекватные
Владислав С.
4
адекватная
Александр М.
5
завышенная
Анна З.
2
заниженная
Алина К.
4
адекватная
Алексей Е.
2
заниженная
Эльвина З.
5
завышенная
Андрей М.
6
завышенная
Елизавета К.
5
завышенная
Таблица 4
Сравнительные результаты изучения типа самооценки
Респонденты
Выбранная ступенька
Тип самооценки
Констатир.
Контрольн.
Констатир.
Контрольн.
Вероника А.
2
4
заниженная
адекватная
Елизавета А.
2
3
заниженная
адекватная
Антон А.
5
5
завышенная
завышенная
Данил Б.
4
4
адекватная
адекватная
Андрей Б.
1
4
заниженная
адекватная
Марина К.
6
4
завышенная
адекватная
Андрей Н.
4
4
адекватная
адекватная
Виктория Р.
4
4
адекватная
адекватная
Максим С.
2
2
заниженная
заниженная
Евгений Ш.
5
5
завышенная
завышенная
Кирилл О.
6
4
завышенная
адекватная
Павел О.
6
4
завышенная
адекватная
Полина М.
4
4
адекватная
адекватная
Анна И.
2
3
заниженная
адекватная
Андрей С.
6
5
завышенная
завышенная
Елена К.
2
3
заниженная
адекватная
Денис К.
3
4
адекватные
адекватная
Владислав С.
4
4
адекватная
адекватная
Александр М.
5
5
завышенная
завышенная
Анна З.
2
4
заниженная
адекватная
Алина К.
4
4
адекватная
адекватная
Алексей Е.
2
4
заниженная
адекватная
Эльвина З.
5
5
завышенная
завышенная
Андрей М.
6
5
завышенная
завышенная
Елизавета К.
5
4
завышенная
адекватная
Как видно из таблицы, у многих детей изменилась самооценка . В констатирующим эксперименте она была заниженной, а стала адекватной. Это говорит о том, что дети стали более увереннее в себе, начали реальнее оценивать свои возможности.
На основании мониторинга, проведённого в начале 2 класса и в III четверти 4 класса, можно увидеть положительную динамику уровня сформированности регулятивных УД. Это хорошо видно на диаграммах приведенных ниже.
Диаграмма 2
Диаграмма 3
Таким образом, помочь ребёнку c первых дней обучения овладеть контролем, показать, что это такое, как он осуществляется, и постепенно приучить его самого контролировать и оценивать свои действия – вот задача, которая встаёт перед педагогом. До сознания ребёнка необходимо довести, что само по себе первоначальное понимание ещё не обеспечивает уверенного ответа, когда его вызывают на уроке. Необходимо обратить особое внимание на то, чтобы у школьника постоянно складывались достаточно прочные, устойчивые и объективные критерии оценки самого себя и своих знаний.[5;61]
Процесс формирования адекватной самооценки крайне длительный и сложный. Поэтому наметившиеся тенденции к адекватности в оценивании себя показывают эффективность использования специальных приёмов и подтверждают правильность выдвинутой гипотезы исследования.
Заключение
Исследование было посвящено вопросу формирования самооценки и самоконтроля младших школьников.
Согласно новым стандартам выпускник начальной школы должен овладеть познавательными, регулятивными, коммуникативными, личностными универсальными учебными действиями, обеспечивающими овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу умения учиться. Одним из регулятивных учебных действий является умение осуществлять контроль (самоконтроль) и оценку (самооценку) выполненных действий.
Целью моего исследования было выявление способов формирования самоконтроля и самооценки младших школьников, а также их применение на практике в начальной школе. Проанализировав психолого-педагогическую и методическую литературу, проведя наблюдение , мы делаем вывод, что наша гипотеза подтверждается. Эффективность формирования навыка самоконтроля и самооценки у школьников младшего возраста достигается в результате систематического использования разнообразных приемов: волшебные линеечки, прогностическая оценка, задание-ловушка, лесенка, символы, словесное оценивание, закончи предложение, личный дневник, портфель ученика . Использование данных приёмов в начальной школе на протяжении всего обучения, будет несомненно способствовать развитию регулятивных универсальных учебных действий, что в совокупности с коммуникативными и познавательными, личностными УУД, обеспечит ребёнку успешное обучение в основной и средней школе.
Список литературы:
Агеева,И.Д. 500 загадок-складок для детей. 2-е изд., перераб. - М.: ТЦ Сфера, 2009. – С. 46,52
Амонашвили, Ш.А. Обучение. Оценка. Отметка [Текст]/ Ш.А.Амонашвили.- М., 1980.- 180с.
Балашов, М.М. Оперативный контроль как средство управления процессом проблемного обучения: Автореф. дис…канд.пед.наук.- Казань, 1998.- 16с.
Батурина ,Г.И. Введение в педагогическую профессию, - М., 2011 - C. 47, 82
Вайндорф-Сысоева, М.Е., Крившенко, Л.П. Педагогика: Краткий курс лекций. – М.: Юрайт-Издат, 2010.
Вербицкий, А.А. Личностный и компетентностный подходы в образовании . – М., 2011
Воронов, В.В. Педагогика школы: новый стандарт.- М.,2012
Воронцов, А.Б., Чудинова, Е.В. Учебная деятельность: введение в систему Д.Б.Эльконина – В.В. Давыдова [Текст]/ А.Б.Воронцов, Е.В.Чудинова.-М., Издатель Рассказов А.И., 2004.-304с.
Выготский, Л.С. Педагогическая психология [Текст]/ Л.С.Выготский.– М.: Педагогика, 1991. – 388с.
Готовые Домашние Задания. Решебник по Русскому языку. 4 класс. Р.Н.Бунеев, Е.В.Бунеев. 2011. - С. 88
Давыдов, В.В. Теория развивающего обучения. - М., 2009 - C. 69
Ермолаева,М.Г.Современный урок: анализ, тенденции, возможности: Учебно-методическое пособие. - СПб.: КАРО, 2011. - С.149, 160
Ефремов, О.Ю. Педагогика.- СПб. : Питер, 2010. - С. 99
Зверева, О.Л., Ганичева А.Н. Семейная педагогика и домашнее воспитание детей. – М.: Сфера, 2009.
Звонников, В.И. Современные средства оценивания результатов обучения [Текст]: учебное пособие для вузов/В. И. Звонников, М. Б. Челышкова.-2-е изд., стереотип.- М.: Академия, 2007.- 224с.
Казанская, К.О. Детская и возрастная психология. – М.: А-Приор, 2010. - C. 87
Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли: пособие для учителя/А.Г.Асмолов, Г.В.Бурменская, И.А. Володарская и др/ под Ред. А.Г.Асмолова.-2-е изд.-М.: Просвещение, 2010.-152с.
Калинина, М.И. К вопросу о контроле и оценке знаний учащихся [Текст]/ М.И.Калинина // сб. статей Организация контроля знаний учащихся в обучении математики, сост. Борчугова З.Г., Батий Ю.Ю. - М: Просвещение, 1980.- 96с. 209
Касицина, Н., Юсфин, С. Тактики педагогики поддержки. Эффективные способы взаимодействия учителя и ученика. – М.: Агенство образовательного сотрудничества, 2010. - С. 241
Камаева, Е.В. Оценочная деятельность на уроке [Текст]/ Е.В.Камаева //Школьные технологии.- 2004.- №4.- 184с. Кулагина И.Ю. Младшие школьники: особенности развития. – М.: Эксмо, 2009. - C. 56, 89
Концепция модернизации российского образования до 2020 года [электронный ресурс] / www.km.ru.
Концепция развивающего обучения в основной школе. Учебные программы (система Д.Б.Эльконина – В.В.Давыдова) / А.Б.Воронцов и [др.].- М.: ВИТА- ПРЕСС, 2009.- 448с.
Краевский, В.В. Методология педагогики: новый этап: Учеб. пособие для студентов высш. учеб. заведений / В.В. Краевский, Е.В. Бережнова. – М.: Академия, 2009. - С. 101
Ксенозова, Г.Ю. Оценочная деятельность учителя [Текст]/ Г.Ю.Ксенозова.- М., 1999.- 121с. 210
Курносова, С.А. Формирование у учащихся умений самоконтроля и самооценки в условиях дифференциации обучения : диссертация канд. пед. наук : Челябинский гос. пед. ун-т.- 2000.- 196с.
Лисина, М.И. Формирование личности ребёнка в общении. – П.: Питер, 2009.
Маркова, А.К. Формирование мотивации учения [Текст]/ А.К.Маркова, Т.А.Матис, А.Б.Орлов.- М.: Просвещение, 1990.- 192с.
М. Монтессори. Впитывающий разум ребенка. Пер. с англ. К.В. Алексеев – СПб.: Благотворительный фонд Волонтеры, 2009. - C. 87, 126
Методика воспитательной работы: Учеб. пособие / Под ред. В.А. Сластенина. - М., 2009. - С. 134
Мижериков, В.А., Юзефавичус, Т.А. Введение в педагогическую деятельность. - М.: Роспедагентство, 2009.
Новиков, А.М.. Контроль, оценка, рефлексия [Текст]/А. М. Новиков //Школьные технологии.-2008.-N 1. - С. 143-148
Педагогика: Учебник / Л.П. Крившенко, М.Е. Вайндорф-Сысоева и др. Под ред. Л.П. Крившенко. – М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2010.
Педагогика: Учебное пособие для вузов / Авт. Сластенин В.А. и др. – М., 2009
Педагогика: учебное пособие. Под ред. П.И. Пидкасистого.-М.,2009
Петерсон, Л.Г., Петерсон, В.А. Оценка в условиях перехода к безотметочному обучению: проблемы и перспективы [Текст]/ Л.Г.Петерсон, В.А.Петерсон. – М.: УМЦ Школа 2000…, 2003. – 16 с.
ПриложениеА
Методика 1.- Модифицированная методика Лесенка В.Г. Шур
Цель:изучение типа самооценки.
Порядок проведения:экспериментатор раздал детям листы бумаги с нарисованной лесенкой (6 ступенек: 1 ступень - самые плохие дети; 2 ступень - плохие дети; 3 ступень - средние плохие дети; 4 ступень - средние хорошие дети; 5 ступень - хорошие дети; 6 ступень - самые хорошие дети) и говорил, что на этой лесенке - все дети внизу- самые плохие, ступенькой повыше - плохие, еще выше- средние плохие дети..., а на самом верху самые хорошие. Где ты среди этих детей? Oтмeть галочкой. Почему ты себя поставил именно на эту ступеньку?
Дети, поставившие себя на 1-2 ступень, обладают заниженной самооценкой. Им свойственна пассивность, мнительность, повышенная ранимость, обидчивость. Они не хотят участвовать в играх, потому что боятся оказаться хуже других, а если участвуют в них, то чacтo обижаются и уходят. Заниженная самооценка - один из источников проблем в обучении.
Дети, поставившие себя на 3-4 ступень, обладают адекватной самооценкой. Им свойственны активность, находчивость, бодрость, чувство юмора, общительность, желание идти на контакт. Они охотно участвуют в играх, не обижаются, если оказались проигравшими, не дразнят других детей в случае выигрыша. У них сформирован высокий уровень удовлетворения школьной деятельностью, высокий уровень школьной мотивации.
Дети, поставившие себя на 5-6 ступень, обладают завышенной самооценкой. Им свойственны повышенная активность, конфликтность, категоричность, агрессивность. Такие дети во всем стараются быть лучше других. Во время игр стремятся занять лидирующие роли. Главным мотивом учебной деятельности часто является высокая отметка (5),полученная любым пyтeм. У таких детей проявляется высокий уровень притязаний на признание.
ПриложениеБ
Листы самооценки учащихся начальной школы
Листы самооценки работы в паре/группе:
Оцени свою работу в паре:
Лист самооценки работы в паре
Оцени работу в паре. Для этого в одной из колонок напротив каждого утверждения поставь +
Лист самооценки работы в паре_____________
Утверждение
Полнос
тью
согла-
сен(а)
Частично согласен(а)
Не согласен (а)
Затрудняюсь
ответить
Я в полной мере участвую
в выполнении всех заданий
Мы всегда приходим к общему мнению
Мы много спорим
Я всегда отвечаю так,
как предлагает сосед (соседка)
Работать в паре легче, чем одному (одной)
Наша работа в паре интересна и полезна
Мы быстрее и успешнее
выполняем задания в паре
Оцени свою работу в паре. Отметь значком + , в какой мере ты согласен (а) со следующими утверждениями.
Лист самооценки и взаимооценки работы в паре (группе)
Оцени, насколько хорошо ты (он) работал в группе: используй знаки: + / – или оцени работу на уроке (3, 2, 1,0 баллов)
Самооценка
+/-
Взаимооценка
+/-
Я всегда активно участвовал во
всех заданиях группы (пары).
Он всегда участвовал во всех заданиях группы (пары).
Я брал на себя руководство группой в случае необходимости, чтобы мы создали хорошую работу
Он брал на себя руководство группой в случае необходимости, чтобы мы создали хорошую работу.
Я внимательно выслушал то, что говорили (предлагали) другие члены группы.
Он внимательно выслушивал то, что говорили (предлагали) другие члены группы
Я подавал группе правильные ответы.
Он давал группе правильные ответы.
Я работал не только индивидуально, но и совместно с другими членами группы.
Он работал не только индивидуально, но и совместно с другими членами группы.
Я выполнял не только свое задание, но и помогал другим.
Он выполнял не только сое задание, но и помогал другим.
Я общался с членами моей группы с уважением, даже если был не согласен с ними.
Он общался с членами группы с уважением, даже если был не согласен с ними.
Лист самооценки ____________________________________

п\п
Критерии оценивания
Оценка
Всё получилось
Не совсем всё получилось
Не получилось
(почему)
1
2
N
Оцени свой вклад в работу группы. Отметь свой вклад в работу группы. Отметь нужное место на линейке.
Листы самооценки работы над проектом:
Лист самооценки и взаимооценки в работе над проектом
Критерий(за каждый критерий – от 0 до 5 баллов)
Моя оценка
Оценка группы
Комментарий учителя
Я внес (-ла) большой вклад в работу группы
Я умею выслушивать мнения других ребят, принимать другую точку зрения
Я умею объяснять свою точку зрения, приводить доводы и убеждать
Я готов(а) принимать новые и неожиданные идеи, отличающиеся от моего первоначального мнения
Самооценка проекта
(закончи предложения)
1.В начале ……………… у меня была цель_ ___________________________
2.Особенно хорошо мне удалось _____________________________________
3.В следующий раз надо ещё лучше __________________________________
4.Свой результат могу оценить как __________________________________
Лист самооценки
ФИ учащегося____________________________________________________
Самооценка совместной работы над проектом
В ходе моего проекта я…
Всегда
Иногда
Никогда
Предлагал новые идеи и направления
Определял цели, ставил задачи
Ждал помощи от участников группы
Принимал участие в совместной работе
Задавал вопросы, искал факты, спрашивал разъяснения
Помогал группе в выборе правильных решений
Анализировал, обобщал, делал выводы
Находил и исправлял ошибки
Оказывал помощь, откликался на работу других
Преодолевал трудности, добивался достижения результата
Осознавал ответственность за общее дело
Стимулировал дискуссию, предлагая различные точки зрения
Условные обозначения:
Лист самооценки ученика в ходе проекта
Фамилия, имя______________________________________________
Критерии
Очень хорошо
Хорошо
Мне нужно постараться
Старт проекта
Я внимательно выслушал сообщение учителя
Я понял задание и смогу рассказать о нём друзьям и родителям
Работа над проектом
Я участвовал в сборе информации по своей теме
Я представил доказательства из своего собственного опыта.
Я оформил результаты своей работы
Я принимал участие в создании продукта групповой работы
Я заранее готовлюсь к выступлению в другой группе о нашей совместной работе
Финиш проекта
Я ответил на вопросы проекта
Я смогу применить полученные знания в самостоятельной работе
Я принял участие в разработке сценария праздника
Я принял участие в проведении праздника
Лист самооценки творческого дела
Ф.И. ученик ___________________
Необыкновенный результат, его будет сложно повторить
Очень доволен, так как результат отличается от обычного
Доволен, похоже на то, что делаю обычно
Цель достигнута, но в следующий раз многое сделаю иначе
Выбери нужное окошечко и вставь в него смайлик
Листы самооценки работы в классе
Лист самооценки
У каждого ученика лист с двумя шкалами
Интересный урок Моё участие
- Ребята, у вас на столе лежат листочки с двумя шкалами. Оцените, пожалуйста, этот урок: насколько интересным он вам показался.
А теперь оцените свою работу на уроке, насколько активно каждый из вас участвовал в обсуждении, выполнял практическую работу.
Работал активно, результатом доволен.
Раб Работал не в полную силу, хочу улучшить результат.
Лист самооценки
Ф.И. ученика _____________________________________Класс __________
У каждого ученика листок с двумя шкалами.
Оцениваю себя САМ. Оценивает меня УЧИТЕЛЬ.
- Ребята, у вас на столе лежат листочки с двумя шкалами. Оцените, пожалуйста, вашу работу на уроке.
- Совпадает ли ваше оценивание с оцениванием учителя? Как вы думаете, почему совпадает (не совпадает)?
Оцени СВОЮ РАБОТУ на уроке.
Ответь на вопросы:
1. Сегодня на уроке я узнал(а) ____________________________________________
2. Сегодня на уроке я научился(лась) ____________________________________
3. Сегодня на уроке на научился(лась) лучше делать _________________________
4. Самым неожиданным для меня сегодня стало _____________________________
5. Сегодня на уроке я мог(ла) бы сделать лучше __________________
6. Осталось непонятным _________________________________________________
Карта самонаблюдения.
Деятельность
Я доволен своей работой.
Я старался, но не всё получилось.
Я недоволен своей работой.
-
Лист самооценки Лесенка успеха

1-я ступенька – ученик не понял новое знание, ничего не запомнил, у него осталось много вопросов; с самостоятельной работой на уроке не справился;
2-я и 3-я ступеньки – у ученика остались вопросы по новой теме, в самостоятельной работе были допущены ошибки;
4-я ступенька – ученик хорошо усвоил новое знание и может его рассказать, в самостоятельной работе ошибок не допустил.
Выбери соответствующую ягодку:
Я старался
и у меня все получилось,
я доволен своей работой.
Я старался,
у меня не все получилось,
но я доволен свой работой.
Я старался,
но у меня не все получилось,
можно повторить.
У меня ничего не получилось,
нужно повторить,
возможно, я не старался
(у учащихся на партах лежат ягодки, складывают в корзинку)
Лист самооценки
ФИ ученика_________________
1. На уроке я работал
активно
пассивно
2. своей работой на уроке я …
доволен
не доволен
3. урок для меня показался
коротким
длинным
4. за урок я
устал
не устал
5. мое настроение
стало лучше
стало хуже
6. материал урока мне был
понятен
полезен
интересен
не понятен
бесполезен
скучен
7. домашнее задание мне кажется
легким
интересным
трудным
не интересным
Лист самооценки
На уроке я работал…
активно
пассивно
Своей работой на уроке я…
доволен
не доволен
Урок для меня показался…
коротким
длинным
За урок я
не устал
устал
Материал урока мне был
понятен
не понятен
Закончите предложения:
1. На уроке для меня было важно______________________________________
______________________________________________________________
2. На уроке мне было сложно_________________________________________
_______________________________________________________________
3. Теперь я умею__________________________________________________
__________________________________________________________________
4. На уроке у меня получилось_____________________________________
______________________________________________________________
Вопросы для самооценивания
1. Выполнение этой работы мне понравилось (не понравилось) потому, что __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
2.Наиболее трудным мне показалось __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
3.Я думаю, это потому, что __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
4.Самым интересным было __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
5. Если бы я еще раз выполнял эту работу, то я бы по-другому сделал следующее __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
6.Я бы хотел попросить своего учителя ______________________________________________________________________________________
Оцени СВОЮ РАБОТУ на уроке.
Ответь на вопросы:
1. Сегодня на уроке я узнал(а) (ЧТО?) ____________________________________________
_____________________________________________
2. Сегодня на уроке я научился(лась) (ЧЕМУ?) ____________________________________
_____________________________________________
3. Сегодня на уроке на научился(лась) лучше делать (ЧТО?)
_____________________________________________________________________________-
4. Самым неожиданным для меня сегодня стало (ЧТО?)
_____________________________________________________________________________
5. Сегодня на уроке я мог(ла) бы сделать лучше (ЧТО СДЕЛАТЬ?)
Осталось непонятным (ЧТО?) _________________________________________________
_____________________________________________
6. Сегодня на уроке я был(а) (КАКИМ УЧЕНИКОМ? КАКОЙ УЧЕНИЦЕЙ?)
Лист самооценки заполняется по результатам выполнения проверочной работы
Выполнение этой работы мне понравилось (не понравилось) потому, что _______________
__________________________________________________________________________________
Наиболее трудным мне показалось _______________________________________________
__________________________________________________________________________________
Я думаю, это потому, что _________________________________________________________
__________________________________________________________________________________
Самым интересным было ________________________________________________________
__________________________________________________________________________________
Если бы я еще раз выполнял эту работу, то я бы сделал _______________________________
__________________________________________________________________________________
Если бы я еще раз выполнял эту работу, то я бы по-другому сделал ____________________
__________________________________________________________________________
Я бы хотел попросить своего учителя ______________________________________________
Лист самооценки
ФИ учащегося____________________________________________________
Незаконченное предложение
Сегодня на уроке:
Я научился…..
Было интересно….
Было трудно….
Больше всего мне понравилось…..
Могу похвалить себя за то, что….
Для меня было открытием то, что….
Сегодняшний урок показался мне…..
Оцени сегодняшний урок знаком +:
Урок полезен, все понятно.
Лишь кое-что чуть-чуть неясно.
Еще придется потрудиться.
Да, трудно все-таки учиться!
Лист успеха _________________________________________
Показатели по теме
Мои достижения
Сомневаюсь
Планирую
Знаю
Умею
Вывод
Карта самонаблюдения.
Деятельность
Я доволен своей работой.
Я старался, но не всё получилось.
Я недоволен своей работой.
Деятельность за урок
Сумма баллов
Оценка
Оценочный лист ученика класса __________________
Выполнение лабораторной работы
Сумма баллов
Оценка
Подготовка к лабораторной работе
Выполнение практической части работы
Владение теоретической части работы
Фиксирование
результатов в тетради
Лист самооценки
ФИ___________________
В начале урока
В конце урока
Утверждение
да
не всегда
нет
да
не всегда
нет
Лист самооценки работы над пройденной темой
(отметь знаком +)
ФИО ученика_____________________
Дата
Тема
Нужна помощь
Знаю, но нуждаюсь в помощи
Умею работать самостоятельно
Могу научить другого
Лист самооценки ПРОВЕРЬ СЕБЯ
Выполняя задания, заполняй таблицу. В столбце Мой ответ закрашивай кружок в тот цвет, который на твой взгляд, соответствует правильному ответу. В столбце Правильный ответ закрась кружки так, как показано на страничке для самопроверки. Сравни эти два столбца и заполни третий: если твой ответ правильный ставь себе знак +, если неправильный – знак -.
Номер задания
Мой ответ
Правильный ответ
Верно или неверно
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
Страничка для самопроверки:
1 4. 7. 10. 13.
2. 5. 8. 11. 14.
3. 6. 9. 12.
Посчитай и запиши число верных ответов _________.
Соотнеси с таблицей раскрась соответствующий знак:
Верных ответов
Оценка
8 и больше
6-7
5 и меньше
Листы самооценки в зависимости от предмета:
Лист самооценки по математике (1 класс)
Ученик
Знаю, умею Иногда допускаю ошибки Испытываю затруднения
Учитель
Знает, умеет Допускает ошибки Надо поработать!
№ п/п
Предметные умения
Оценка
ученика
Оценка
учителя
1.
Счёт предметов (от 1 до 10)
2.
Состав чисел первого десятка
4.
Сравнение натуральных чисел
5.
Сложение чисел в пределах 10
6.
Вычитание чисел в пределах 10
9.
Сложение в пределах 20
10.
Вычитание в пределах 20
11.
Решение текстовых задач в одно действие
12.
Сложение и вычитание круглых чисел
15.
Умение продолжать заданную закономерность
16.
Умение распознавать простейшие геометрические фигуры
17.
Умение измерять длину отрезка с помощью линейки
18.
Умение строить отрезок заданной длины
Лист самооценки по математике (2 класс)
Ученик
Знаю, умею Иногда допускаю ошибки Испытываю затруднения
Учитель
Знает, умеет Допускает ошибки Надо поработать!
№ п/п
Предметные умения
Оценка
ученика
Оценка
учителя
1.
Сравнение предметов по массе
2.
Решение уравнений на нахождение на нахождение неизвестного
слагаемого,
вычитаемого,
уменьшаемого
3.
Сложение и вычитание чисел в пределах 100 без перехода через разряд
4.
Сложение и вычитание чисел в пределах 100 с переходом через разряд
5.
Составные задачи
6.
Таблица умножения
7.
Задачи на увеличение (уменьшение) числа в несколько раз
8.
Нахождение периметра прямоугольника
9.
Сложение и вычитание столбиком
10.
Сравнение именованных чисел
11.
Решение уравнений на нахождение на нахождение неизвестного
множителя,
делимого,
делителя
12.
Решение выражений на порядок действий
13.
Единицы длины: сантиметр, дециметр, соотношения между ними.
Математика. 1 класс
- усвоил, не испытываю трудностей
- иногда испытываю трудности
- надо поработать
Личностная оценка результата усвоения основных общеучебных знаний, умении и навыков
Ученик
Учитель
На начало изучения темы
На конец года
На начало изучения темы
Наконец года
Состав однозначных чисел
Чтение, запись и сравнение чисел в пределах 100
Разрядный состав двузначных чисел
Складывание и вычитание круглых десятков
Прибавление к двузначному числу однозначного
Сложение
Вычитание
Сравнение выражений
Название компонентов и результатов действий сложения и вычитания. Взаимосвязь между ними
Умение пользоваться линейкой и циркулем
Название геометрических фигур
Целое и части
Решение простых задач
Решение составных задач
Единицы измерения длины. Преобразование единиц измерения длины
Единицы измерения массы
Единицы измерения объема
Тесты
Результаты контрольных работ в конце учебного года
Русский язык. 1 класс
- усвоил, не испытываю трудностей
- иногда испытываю трудности
- надо поработать
Личностная оценка результата усвоения основных общеучебных знаний, умении и навыков
Ученик
Учитель
На начало изучения темы
На конец года
На начало изучения темы
На конец года
Умение определять границы предложения
пппредложений
Оформление предложений
Перенос слов
Звукобуквенный анализ
Алфавит
Сочетание жи, ши, ча, ща, чу, щу
Словарные слова
Парные звонкие и глухие согласные
Безударная гласная в корне слова
Развитие речи
Значение слова
Результаты контрольного списывания в конце учебного года
годагода
Окружающий мир. 1 класс
- усвоил, не испытываю трудностей
- иногда испытываю трудности
- надо поработать
Личностная оценка результата усвоения основных общеучебных знаний, умении и навыков
Ученик
Учитель
На начало изучения темы
На конец года
На начало изучения темы
На конец года
Правила поведения
Правила дорожного движения
Живая и неживая природа
Разнообразие растений
Разнообразие грибов
Многообразие животных
Сезонные изменения в природе
Красная книга
Практические работы
Диагностические работы
Экскурсии
Коллекции и гербарии
Прочитанные книги и журналы
Литературное чтение. 1 класс
- усвоил, не испытываю трудностей
- иногда испытываю трудности
- надо поработать
Личностная оценка результата усвоения основных общеучебных знаний, умении и навыков
Ученик
Учитель
На начало изучения темы
На конец года
Наначало изучения темы
На конец года
Способ чтения
Правильность чтения
Скорость чтения
Выразительность чтения
Восприятие на слух и понимание художественных произведений разных жанров
Осознанное чтение текста художественного произведения про себя
Чтение стихотворных произведений наизусть
Определение темы и главной мысли произведения
Передача содержания по вопросам
Пересказ текста
Составление картинного плана
Нахождение в тексте отрывков, эпизодов, выражений и слов по заданию
Озаглавливание прочитанного
Определение средств выразительности
Чтение по ролям, инсценирование
Знание основных жанровых особенностей рассказа
Литературное чтение
Мои любимые произведения, которые я изучил (а)
1.
2.
3.
4.
Моё любимое стихотворение, которое я выучил(а)
____________________________________________________________
Мой любимый писатель ______________________________________
Мой любимый поэт _________________________________________
Мои любимые книги, которые я читал(а) дополнительно
_____________________________________________________________
_____________________________________________________________
_____________________________________________________________
Нарисуй своего любимого литературного героя.
Чем понравился тебе этот персонаж, хотел(а) ли ты быть на него похожим (-ей)
Чему я планирую научиться на уроках литературного чтения во 2 классе
_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Лист самооценки написанного сочинения (рассказа, сказки)
Критерии оценки
(утверждения)
+ / -
Как исправить ошибку
(рекомендации учителя)
1.Моя работа действительно соответствует заданной теме
2. Моя работа действительно имеет начало, основную часть и выводы.
3. В моей работе действительно нет ни одной грамматической ошибки.
4.Мне никто не помогал, эта работа написана мною лично.
5. В работе я показываю свое отношение к описываемому событию (персонажу)
6. В моей работе есть необычный сюжет.
7. В моей работе действительно описаны несколько вариантов развития события (решения проблемы, признаков персонажа, явления и др.)
Лист самооценки выразительного чтения
Критерии чтения
Я как исполнитель
Мнение слушателя
Названы автор и заглавие произведения
Передано настроение автора и героя
Голосом выделены ключевые слова каждой смысловой части
Соблюдены паузы внутри и в конце высказываний
Выбран необходимый темп чтения
Текст прочитан с необходимой громкостью
Удачно нарисован голосом словесный образ….
Слушателям понятно то, о чём было прочитано
3
Не знаю Знаю Понимаю Понимаю и могу применить Могу научить другого
Не знаю
Не знаю Понимаю могу применить другого