«Моя Родина и я»


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: «Моя Родина и я»
Автор: Апсалихова Инна Анатольевна

Проект в средней группе по нравственно-патриотическому воспитанию «Моя Родина и я»Актуальность проекта: Воспитание чувств ребенка с первых лет жизни является важной педагогической задачей. Каким ребёнок станет, полностью зависит от взрослых: родителей, педагогов и окружающих его взрослых. Какие знания он получит, какими впечатлениями обогатят. Поэтому главной целью нашей работы является создание условий для приобщения детей дошкольного возраста к духовно–нравственным ценностям, а также воспитание готовности следовать им.Одним из приоритетных направлений стало знакомство детей с национальным и региональным культурным наследием, и историей страны, области, края.Любой край, область, даже небольшая деревня неповторимы в своей природе. Важно показать ребенку, что наш город славен своей историей, традициями, достопримечательностями, памятниками, людьми.Дошкольник прежде должен осознать себя членом семьи, неотъемлемой частью малой родины, потом – гражданином России. Поэтому  было решено разработать и реализовать проект «Моя Родина и я».Вид проекта: творческий, познавательный, долгосрочный.Срок реализации: сентябрь 2024 г. – май 2025 г.Участники проекта: воспитанники группы; воспитатели; родители воспитанников.Цель проекта:Привитие детям понимание Родины, начинающейся с семьи, переходящей к своему городу, краю, стране. Задачи:Воспитывать патриотические чувства;Повысить качество семейного воспитания и ответственность родителей за воспитание своих детей;Формировать бережное отношение к природе и всему живому; Воспитывать уважение к труду;  Развивать интерес к прошлому страны: русским традициям и промыслам;  Расширять представлений о городах России, о главном городе – о Москве;  Знакомить детей с символами государства (герб, флаг, гимн);  Развивать чувство ответственности и гордости за достижения страны;  Формировать толерантность, чувство уважения к другим народам, их традициям.Этапы реализации проекта:
  • Этап (информационный) подготовительный (сентябрь) включает в себя:
  • Провести опрос с детьми, выявить проблему;
  • Составление перспективного плана работы по проведению проекта;
  • Анкетирование родителей по патриотическому воспитанию;
  • Подбор методической и художественной литературы, энциклопедий, стихотворений, наглядных пособий, игр.
  •  Создание и пополнение предметно – развивающей среды.
  • Этап (практический) (сентябрь - апрель) включает в себя:
  • Привлечение родителей к оказанию помощи;
  • Чтение художественной литературы;
  • Рассматривание иллюстраций;
  • Рисование рисунков;
  • Проведение с детьми бесед;
  • Игр;
  • Этап (Заключительный) (май)
  • Предполагаемый результат:Дети имеют представление о семье, детском саде, городе, в котором они живут. В рамках реализации проекта дети принимают участие в открытом занятии «Моя семья». Знают, что их «малая» Родина – город Междуреченск, испытывают чувства гордости за свой город.Знают историю возникновения родного города, его достопримечательности.Имеют представление об исторических памятниках.Проявление интереса к Кузбассу, который находит отражение в совместных рисунках детей и родителей, рассказах.Дети знают праздники и традиции, которые отмечаются в городе и семье.Дети имеют представление о Российской армии.Проведение викторины «Моя малая Родина». План реализации проектаФормы совместной работы с детьми, взаимодействие с родителямиСентябрьОктябрьНоябрь Декабрь Январь Февраль Март Апрель Май ЗаключениеПривлечение семьи к патриотическому воспитанию детей требует от воспитателя особого внимания и чуткости к каждому ребенку. Поэтому сегодня первоочередная задача педагогов воспитывать в детях любовь к родине, к своему городу, семье и друзьям, учить помогать друг другу. То есть, воспитывать настоящего, достойного человека – гражданина своей страны. Используемая литература:1. . Н.Г. Зеленова, Л.Н. Осипова «Мы живем в России» Москва 2008г. 2. М.В. Алешина «Ознакомление дошкольников с окружающим и социальной действительностью» Москва 2008г.3. Е.А. Алябьева «Нравственно – этические беседы и игры с дошкольниками» Москва 2003г.4. О.С. Зверева, Т.С. Кротова «Родительские собрания в ДОУ 2007г.Журнал «Дошкольное воспитание №12 – 2007г., №2 – 2008г.5. Е.И.Удальцова «Дидактические игры в воспитании и обучении дошкольников» 1976г.;6. Е. А. Позднякова «Гражданское воспитание в ДОУ» Москва 2009г. 7.Л.Н. Земскова-Названова «Люби и знай родной свой край» Москва 2007г. 8. «Наследие. Патриотическое воспитание в детском саду» М.Ю. Новицкая.Приложение 1Конспект НОДТема: «Моя семья»Возраст: 4-5 летЗадачи:Образовательные: Учить отвечать на вопросы; формировать представления о составе семьи, используя фотографии членов семьи; учить рисовать характерные черты внешности.Развивающие: Развивать связную речь детей, память, внимание.Воспитательные: Воспитывать любовь и уважение к членам своей семьи;.Планируемые результаты: имеет представления о семье, ее составе; может составить небольшой рассказ о своей семье; выражает положительные эмоции при просматривание фотографий своей семьи; интересуется изобразительной деятельностью (рисование членов своей семьи) .Материалы и оборудование: картинки с изображением членов семьи, семейные фотографии, листы бумаги, карандаши.Методические приемы: вопросы, ответы детей, сюрпризный момент, указания, беседа, показ, поощрение.Ход НОД:1. Организационный момент.Звучит «Песенка Мамонтенка».Воспитатель: Ребята, как вы думаете, кто же придет сейчас к нам в гости? (Правильно Мамонтенок). В группу входит Мамонтенок.2. Вступительная беседа.Мамонтенок: Здравствуйте дорогие ребята, я пришел к вам в гости и хочу, чтобы вы отгадали мою загадку:Без чего на белом светеВзрослым не прожить и детям?Кто поддержит вас, друзья?Ваша дружная. (семья).Мамонтенок: Правильно. Вы угадали это семья. А я потерял свою маму и очень хочу ее найти:Очень трудно самомуЖить на свете одномуВместе с мамой жить и папойХочется всегда ребята.3. Беседа «Моя семья».Воспитатель: Ребята, а как вы думаете, что такое семья?Дети: Семья - это мама, папа, бабушка, дедушка, брат, сестра.Воспитатель: Да, действительно, самые близкие, самые любимые и любящие, самые родные люди - мама, папа, бабушка, дедушка, братья, сестры – ваша семья. Как хорошо, что у вас у всех есть семья! Вы – самые счастливые дети на свете, потому что в ваших семьях любят друг друга, весело и дружно живут все вместе. Главное, чтобы в семье всегда были мир, дружба, уважение, любовь друг к другу.- Семья может быть и маленькой – например, мама и ребенок, но если они любят друг друга – это настоящая семья. Хорошо, если семья большая. Семья – это взрослые и дети, которые живут вместе, любят друг друга и заботятся друг о друге.4. Беседа по картине.Уточнение воспитателя, проведённое после беседы с детьми по картине. На картине мы видим женщину и мужчину – это мама и папа; бабушку - это мамина мама, дедушку - это мамин папа, а вот эти бабушка и дедушка родители папы - его мама и папа, а еще мы видим на этой картине мальчика - это сын для мамы и папы, и внук для бабушки и дедушки; девочку-это дочь для мамы и папы и внучка для бабушки и дедушки; мальчик и девочка-родные брат и сестра. Все эти люди родственники - это семья.5. Фотовыставка «Моя семья»Мамонтенок: Дети, а расскажите мне о своей семье? Как зовут ваших родителей? Где они работают? Что вы любите делать вместе с родителями?Дети рассматривают семейные фотографии и каждый рассказывает о своей семье.Мамонтенок: Молодцы ребята. Какие крепкие, любящие и дружные у вас семьи. И я, обязательно, найду свою маму! А теперь ребята давайте поиграем.6. Игра «Скажи наоборот».Дедушка старше, а папа. (моложе) .Мама моложе, а бабушка (старше) .Папа выше, а мама. (ниже) .Папа большой, а сын. (маленький) .7. Физкультминутка.Кто живёт у нас в квартире?Раз, два, три, четыре. (Хлопаем в ладоши.)Кто живёт у нас квартире? (Шагаем на месте.)Раз, два, три, четыре, пять. (Прыжки на месте.)Всех могу пересчитать: (Шагаем на месте.)Папа мама, брат, сестра, (Хлопаем в ладоши.)Кошка Мурка, два котёнка, (Наклоны туловища вправо-влево.)Мой сверчок, щегол и я – (Повороты туловища вправо-влево.)Вот и вся моя семья. (Хлопаем в ладоши.)Мамонтенок: Ребята мне очень понравилось с вами играть. А теперь мне нужно идти, ведь мне надо скорее найти свою маму. До свидания ребята!Воспитатель и дети: До свидания мамонтенок! Мы желаем тебе скорее найти свою маму!8. Рефлексия. Дети рисуют портрет членов семьи цветными карандашами; выделяют характерные черты внешности.Приложение 2Консультация для родителей: «Роль семьи в воспитании патриотических  чувств у дошкольников»Безусловно, основа воспитания человека закладывается в семье. Патриотическое воспитание, интерес к духовному началу нашей жизни тоже должны начинаться в семье. Но условий для этого сегодня, к сожалению, мало. И дело тут не в отсутствии у родителей времени для педагогических бесед со своими детьми, а в нашем желании оградить их от трудных задач, работы, духовных усилий. Каждая семья – это свой замкнутый мир и своя жизнь, свои радости и печали, заботы и традиции, свой быт.В современной семье большую часть времени ребенок общается с мамой. Именно с ней складываются доверительные отношения, обсуждаются тревоги, вопросы, потребности. Однако для детей не менее важно и общение с папой. Чем чаще отец общается с ребенком, тем более тесными становятся эмоциональные связи, а чем раньше отец приобщается к уходу за малышом, тем сильнее и глубже его родительские чувства.Установлено, что в семьях, в которых родители тратят много времени на беседы, игры с детьми, дети лучше развиваются. Однако доказано, что дети, лишенные возможности общаться с родителями или с одним из них, обладают повышенной чувствительностью, испытывают трудности в налаживании контактов со сверстниками. Серьезную опасность для развития ребенка представляет отсутствие эмоций, ласки, теплоты при пусть даже и полноценном удовлетворении его физиологических потребностей. Только постоянное общение родителей с ребенком способствует установлению глубоких эмоциональных связей, рождает обоюдную радость.Воспитание детей в любви и уважении к родителям, почитании предков – одна из ведущих идей педагогики. Другая идея – растить будущего семьянина с малых лет путем формирования положительных нравственных качеств (трудолюбия, терпимости, уступчивости, прилежания, скромности, честности).Специальные социологические и психолого-педагогические исследования показали, что семья и детский сад, имея свои особые функции, не могут заменить друг друга и должны взаимодействовать во имя полноценного развития ребенка.Приложение 3Рекомендации для родителейЕсли в детстве ребенок испытывал чувство жалости к другому человеку, радость от хорошего поступка, гордость за своих родителей, восхищение от соприкосновения с прекрасным подвигом, он приобрел эмоциональный опыт. Тем самым будут построены пути для ассоциаций эмоционального характера, а это является основой, фундаментом более глубоких чувств, условием полноценного развития человека.Воспитание маленького патриота начинается с самого близкого для него - родного дома, улицы, где он живет, детского сада. Обращайте внимание ребенка на красоту родного городаВо время прогулки расскажите, что находится на вашей улице, поговорите о значении каждого объекта.Дайте представление о работе общественных учреждений: почты, магазина, библиотеки и т.д. Понаблюдайте за работой сотрудников этих учреждений, отметьте ценность их труда.Вместе с ребенком принимайте участие в труде по благоустройству и озеленению своего двора.Расширяйте собственный кругозор.Учите ребенка правильно оценивать свои поступки и поступки других людей.Читайте ему книги о родине, ее героях, о традициях, культуре своего народа.Поощряйте ребенка за стремление поддерживать порядок, примерное поведение в общественных местах.Приложение 4Конспект НОД по речевому развитию Тема: «Наш детский сад»Возраст: 4-5 летЗадачи: Образовательные: расширять у детей представления о мире взрослых, учить детей знать имена и отчества всех сотрудников д/с; закреплять у детей названия профессий.Развивающие: продолжать развивать память, внимание, мышление через игры и игровые упражнения; развивать у детей речевую активность на занятии.Воспитательные: воспитывать любовь и уважение к сотрудникам д/с; воспитывать бережное отношение к детскому саду. Словарная работа: обогащение и активизация: учить, заниматься, варить, лечить, готовить, играть, составлять, считать, петь, заботиться.Предварительная работа: беседы о профессиях с использованием фотографий; экскурсии по детскому саду (кухня, кабинет заведующей, кабинет медсестры);Сюжетно-ролевые игры: «Детский сад», «Семья», «Больница»;Чтение художественной литературы: «Все работы хороши», «Я иду в детский сад».Материалы и оборудование: картинки с профессиями людей.Методические приемы: вопросы, ответы детей, беседа, сюрпризный момент.Ход непосредственно образовательной деятельности.Воспитатель: Посмотрите-ка, ребята,В гости к нам пришли зверятаРебята вы узнали их, кто это?Дети: Зайчик и мишка.Воспитатель: Да, только что-то они невеселые, расспрошу я – что случилось.Зайка: Мы на полке лишь сидим,На игры детские глядимХотим мы в игры поигратьИ про детский сад знать!Воспитатель: Ребята, а давайте зверюшкам расскажем, что представляет собой детский сад.Воспитатель: Послушайте стихотворение про д/сДетки в садике живут,Здесь играют и поют,Здесь друзей себе находят,На прогулку с ними ходят.Детский сад - второй наш дом.Как тепло уютно в нем!Вы его любите, дети,Самый добрый дом на свете! (Г. Шалаева.)Расскажите, ребята, из чего построен детский сад?Дети: Из кирпичейВоспитатель: Значит здание какое?Дети: Кирпичное.Воспитатель: Сколько этажей в нашем детском саду?Дети: ДваВоспитатель: Как называется наша группа?Дети: «Росинка» средняя группаВоспитатель: На каком этаже наша группа?Дети: На второмВоспитатель: Какие помещения есть в группе? Покажите.Что делают в раздевалке, в спальне, в группе, в умывальной комнате?В саду надо жить дружно, не ссориться, называть друг друга по имени.Воспитатель: Кто гуляет с детками, занимается, играет, читает сказки?Дети: Как зовут воспитателей?Воспитатель: Кто помогает воспитателю? ( помощник воспитателя)Кто еще работает в нашем д/с?(повар, медсестра, муз руководитель, физ., работник.) чем они занимаются?Воспитатель: Дети, как зовут музыкального руководителя, физ., работника… Воспитатель: Детский сад веселый, славный!Ну, а кто здесь самый главный,В кабинете кто сидит?Всеми кто руководит (директор)Воспитатель: Что вы знаете о работе директора детского сада?Дети: Директор заботится о том, чтобы в детском саду была красивая мебель, игрушки, чтобы нам здесь было хорошо.Воспитатель: Зайка и Мишка очень много узнали о нашем детском садике и о тех, кто в нем работает.Воспитатель: Ребята нам пора прощаться с Зайкой и Мишкой.Дети: До свиданияРефлексия: Вот сколько людей разных профессий работают в нашем д/с. Все вместе они заботятся о вас. А мамы и папы были за вас спокойны. Вас здесь очень любят. Ребята, понравилась ли вам наши гости? А что вы им рассказали о нашем детском садике? Пригласим еще к нам Мишку и Зайку? (ответы детей).Приложение 5Анкета для родителейЦель: Изучение отношения родителей к необходимости патриотического воспитания в ДОУ.Родителям было предложено ответить на следующие вопросы:Что Вы понимаете под термином «патриотическое воспитание»?Возможно ли патриотическое воспитание в детском саду?Как Вы считаете, кто несет основную ответственность за патриотическое воспитание детей - педагоги или родители?Как Вы считаете, следует ли знакомить детей дошкольного возраста с символикой государства, традициями, памятными датами?Как Вы считаете, актуальна ли в современном обществе тема ознакомления с родословной семьи? Есть ли в Вашем доме семейные традиции?Посещаете ли вы вместе с детьми музеи и выставки? Если нет, то почему?Приложение 6 Викторина «Моя малая Родина»Цель: обобщить и систематизировать знания детей о своей «малой» Родине.РазминкаВ какой стране мы живем?В каком городе мы живем?Как называется улица, на которой расположен детский сад?В нашем городе много разных улиц. Кто знает, как они называются?«Достопримечательности города»Воспитатель располагает на доске иллюстрации с изображением достопримечательностей города. Дети должны внимательно их рассмотреть и рассказать, что на них изображено.Воспитатель: Дети, вы знаете, что в городе много разных зданий. Все они различаются по своему назначению. Я предлагаю ответить на вопросы и узнать, что это за здание.Как называется здание, в которое дети приходят утром, занимаются, играют, а вечером их забирают домой родители? (детский сад).Как называется здание, в котором мы можем купить продукты? (магазин).Как называется здание, в котором живут люди? (дом).Как называется здание, в котором лечат детей? (поликлиника, больница).В этом здании мы можем отправить письмо или посылку? (почта).Как называется здание, в котором продаются лекарства? (аптека).Как называется здание, в котором мы смотрим спектакль? (театр).Приложение 7Консультация для родителей «Взаимоотношения детей в детском саду»Когда ребенок «дорастает» до детского сада и начинает его посещать, он попадает в сообщество детей-сверстников. Теперь он общается не с близкими родственниками, а взаимодействует с другими детьми. Игра с однолетками становится для него не только средством осознания окружающего мира, здесь ребенок еще проходит «школу» выстраивания отношений между людьми. В группе детского сада ребенок находится в достаточно устойчивой системе взаимоотношений, где имеет свое определенное место. Это обусловлено теми навыками и умениями, которые у него есть, его личными качествами, характером, все это влияет на взаимодействие со сверстниками.Когда родители отдают ребенка в детский сад, они в той или иной мере сталкиваются с проблемой отношений между детьми в группе сада. Иногда ситуация складывается весьма печально. Ребенок через несколько дней начинает устраивать родителям истерики с целью получить возможность не посещать детское учреждение. Этому может быть много различных причин, но зачастую это проблемы в отношениях с детьми. Оказываясь в среде сверстников, малыш впервые надолго попадает в коллектив с правилами, традициями. И если в ясельной группе это не влияет на общение, так как ребенок еще не проявляет большого интереса к сверстникам в силу психологических особенностей возраста, то к трем годам отношения начинают выстраиваться. Ребенок еще не может пока объяснить, почему он чаще разговаривает и играет с одними детьми и меньше с другими, одним дает игрушки, а другим – нет. Пока еще дети не могут долго обижаться друг на друга, ссоры быстро забываются, и дети снова готовы играть вместе.Первые дружеские отношения начинают «зарождаться» в этом возрасте, хотя еще и не проявляются активно. К возрасту шести лет дети уже начинают обосновывать свои интересы в отношении конкретных детей. Они могут объяснить, почему один ребенок им симпатичен, а другой нет. Если товарищ в группе дерется, то он будет «плохим» и отношения с ним вряд ли будут складываться положительно. А если партнер готов поделиться игрушкой, то он «хороший» и достоин дружбы. Себя ребенок всегда оценивает исключительно положительно, и здесь родителям нужно приложить усилия для поддержки ребенка в этом стремлении. Но значительную роль в «обеспечении» хороших отношений между детьми в группе играют воспитатели.Когда дети находятся в позитивной и дружеской атмосфере, комфортными будут взаимоотношения между одногодками. Однако если воспитатель будет выделять в сообществе детей наиболее активных и ориентироваться на них, у этих детей может возникать завышенная самооценка, дети будут относиться к другим детям «покровительственно». Это в итоге может «заставить» других детей либо замкнуться в себе, либо усиленно добиваться дружбы с лидерами. Ребенок, оставшийся в аутсайдерах, в итоге стремится остаться дома, и не посещать такое «неприятное» для него место, как детский сад. Дома он чувствует себя значительно комфортнее и спокойнее. Такое разделение детей отрицательно влияет на их взаимоотношения и воспитание у них отрицательных черт личности. Микроклимат в группе должен стать объектом внимания, как работников детского сада, так и родителей.Взрослым необходимо помочь детям найти общий язык и воспитывать у них уважительное отношение к сверстникам. В этом случае все возникающие конфликты и ссоры в детском коллективе, которых в любом случае детям избежать не удастся, будут иметь положительную динамику обучения общению, и у них будет формироваться система ценностей личности и поведения. Они будут понимать людей, и сопереживать им, научатся иметь собственное мнение и делиться им. Приложение 8Консультация для родителей: «Маленький гражданин своей страны» На современном этапе воспитание будущего гражданина патриота своей страны становится очень актуальным и особенно трудным, требует большого такта и терпения, так как в молодых семьях вопросы воспитания патриотизма, гражданственности не считаются важными, и зачастую вызывают лишь недоумение. Патриотическое воспитание ребенка – это основа формирования будущего гражданина. Задача воспитания патриотизма в настоящее время очень сложна. Чтобы достигнуть определенного результата, необходимо находить нетрадиционные методы воздействия на ребёнка, на его эмоциональную и нравственную сферы. Причём такие методы, которые, не казались бы ребёнку скучными, чрезмерно назидательными, а естественно и гармонично наполняли его мировоззрение нравственным содержанием, раскрывали бы новые, ранее неизвестные или непонятные малышу стороны окружающей действительности. Уже в дошкольном возрасте ребёнок должен знать, в какой стране он живёт, чем она отличается от других стран. Нужно как можно больше рассказывать детям о городе, в котором они живут, воспитывать чувство гордости за свой город. Приучать детей бережно относиться к тому, что создано бабушками, дедушками, мамами и папами. Поддерживать чистоту и порядок в общественных местах, участвовать в создании красоты и порядка в своём дворе, подъезде, на улице, в парках, в детском саду. Существуют разнообразные формы воспитания у детей патриотических чувств. Это беседы о Родине, о родном городе, о природе родного края, о хороших людях, чтение детских книг на патриотические темы, соответствующий подбор песен и стихов для разучивания и, конечно, личный пример родителей. Через изучение истории и традиций предков, воспитывается гордость и уважение к родной земле. Важная роль здесь принадлежит сказкам, которые передаются от поколения к поколению и учат добру, дружбе, взаимопомощи и трудолюбию. Самобытный народный фольклор - прекрасный материал, формирующий любовь к Родине и патриотическое развитие детей. Также стоит познакомить их с культурой, обычаями и традициями других народов, сформировать к ним дружелюбное отношение. Детям свойственны неустойчивость внимания, утомляемость и кратковременность интересов. Поэтому патриотическое воспитание детей дошкольного возраста предполагает неоднократное обращение к определённым темам, для формирования к ним стойкого интереса. Для раскрытия той или иной темы лучше всего использовать процесс игры. Например, детям очень интересно будет играть в «путешествия», во время которых они смогут узнать, что - то новое о малой или большой Родине, других странах. Дети обладают наглядно - образным мышлением, поэтому для лучшего усвоения новой информации стоит воспользоваться иллюстрациями, художественной литературой и всевозможными наглядными предметами. Так посещение музеев, выставок откроет перед детьми новые возможности для изучения истории и быта родной земли. Одно из проявлений патриотизма – любовь к природе. Она определяется бережным отношением к ней, выражается в элементарной заботе о животных, в доступном труде по выращиванию растений. Большое значение имеют прогулки в лес, на реку, в поле. Они дают возможность познакомить детей с некоторыми правилами бережного отношения к природе. При ознакомлении с природой родной страны акцент делается на ее красоту и разнообразие, на ее особенности. Яркие впечатления о родной природе, об истории родного края, полученные в детстве, нередко остаются в памяти человека на всю жизнь и формируют у ребенка такие черты характера, которые помогут ему стать патриотом и гражданином своей страны. Не менее важным условием нравственно-патриотического воспитания детей является тесная взаимосвязь с родителями. Прикосновение к истории своей семьи вызывает у ребенка сильные эмоции, заставляет сопереживать, внимательно относиться к памяти прошлого, к своим историческим корням. Взаимодействие с родителями по данному вопросу способствует бережному отношению к традициям, сохранению вертикальных семейных связей.Приложение 9 Рекомендации для родителей по воспитанию патриота: 1. Воспитание маленького патриота начинается с самого близкого для него - родного дома, улицы, где он живет, детского сада. 2. Обращайте внимание ребенка на красоту родного города. 3. Во время прогулки расскажите, что находится на вашей улице, поговорите о значении каждого объекта. 4. Дайте представление о работе общественных учреждений: почты, магазина, библиотеки и т. д. Понаблюдайте за работой сотрудников этих учреждений, отметьте ценность их труда. 5. Вместе с ребёнком принимайте участие в труде по благоустройству и озеленению своего двора. 6. Расширяйте собственный кругозор. 7. Учите ребёнка правильно оценивать свои поступки и поступки других людей. 8. Читайте ему книги о родине, её героях, о традициях, культуре своего народа. 9. Поощряйте ребёнка за стремление поддерживать порядок, примерное поведение в общественных местах.Приложение 10Картотека сюжетно-ролевых игр«Дом,семья»Задачи: Побуждать детей творчески воспроизводить в играх быт семьи. Совершенствовать умение самостоятельно создавать для задуманного сюжета игровую обстановку. Раскрывать нравственную сущность деятельности взрослых людей: ответственное отношение к своим обязанностям, взаимопомощь и коллективный характер труда.Роли: мама, папа, дети, бабушка, дедушка.Игровые действия: Игровые проблемные ситуации: «Когда мамы и папы нет дома» (забота о младших, выполнение посильной домашней работы), «Мы готовимся к празднику» (совместные дела с семьей), «Встречаем гостей» (правила приема гостей, поведение в гостях), «Наш выходной день» и др. Вносить в игру элементы труда: стирка кукольного белья, починка одежды, уборка помещения. По ходу игры подбирать, менять игрушки, предметы, конструировать игровую обстановку с помощью разнообразного подсобного материала, использовать собственные самоделки, применять природный материал.Предварительная работа: Чтение рассказа В. Осеевой «Волшебное слово» и последующая беседа. Задание детям: узнать дома о труде родителей. Беседа о труде родителей с использованием иллюстрированного материала. Создание альбома «Наши папы и мамы трудятся». Рассматривание семейных фотографий. Инсценировка стихотворения С. Михалкова «А что у вас?». Составление детьми рассказов на тему «Как я живу дома». Беседа на тему «Как я помогаю взрослым» с участием Петрушки. Изготовление с детьми атрибутов к игре.Игровой материал: предметы домашнего обихода, куклы.  «Больница»Задачи: вызвать у детей интерес к профессиям врача, медсестры; воспитывать чуткое, внимательное отношение к больному, доброту, отзывчивость, культуру общения. Роли: врачи, медсестры, больные, санитарки. Игровые действия: Больной поступает в приемный покой. Медсестра регистрирует его, проводит в палату. Врач осматривает больных, внимательно выслушивает их жалобы, задает вопросы, прослушивает фонендоскопом, измеряет давление, смотрит горло, делает назначение. Медсестра выдает лекарства больным, измеряет температуру, в процедурном кабинете делает уколы, перевязки, обрабатывает раны и т.д. Санитарка убирает в палате, меняет белье. Больных посещают родные, друзья. Предварительная работа: Экскурсия в медицинский кабинет д/с. Наблюдение за работой врача (прослушивает фонендоскопом, смотрит горло, задает вопросы). Слушание сказки К. Чуковского «Доктор Айболит» в грамзаписи. Экскурсия к детской больнице. Чтение лит. произведений: Я. Забила «Ясочка простудилась», Э.Успенский «Играли в больницу», В. Маяковский «Кем быть?». Рассматривание медицинских инструментов (фонендоскоп, шпатель, термометр, тонометр, пинцет и др.). Дидактическая игра «Ясочка простудилась». Беседа с детьми о работе врача, медсестры. Рассматривание иллюстраций о враче, мед. сестре. Лепка «Подарок для больной Ясочки». Изготовление с детьми атрибутов к игре с привлечением родителей (халаты, шапки, рецепты, мед. карточки, талоны и т.д.) Игровой материал: халаты, шапки, карандаш и бумага для рецептов, фонендоскоп, тонометр, градусник, вата, бинт, пинцет, ножницы, губка, шприц, мази, таблетки, порошки и т.д. «Магазин»Задачи: вызвать у детей интерес к профессии продавца, формировать навыки культуры поведения в общественных местах, воспитывать дружеские взаимоотношения.Роли: директор магазина, продавцы, кассир, покупатели, водитель, грузчик, уборщица.Игровые действия: Водитель привозит на машине товар, грузчики разгружают, продавцы разлаживают товар на полках. Директор следит за порядком в магазине, заботится о том, чтобы в магазин во время завозился товар, звонит на базу, заказывает товар. Приходят покупатели. Продавцы предлагают товар, показывают, взвешивают. Покупатель оплачивает покупку в кассе, получает чек. Кассир получает деньги, пробивает чек, дает покупателю сдачу, чек. Уборщица убирает помещение.Игровые ситуации: «В овощном магазине», «Одежда», «Продукты», «Ткани», «Сувениры», «Кулинария», «Книги», «Спорттовары».Предварительная работа: Экскурсия в магазин. Наблюдение за разгрузкой товара в овощном магазине. Беседа с детьми о проведенных экскурсиях. Чтение литературных произведений: Б. Воронько «Сказка о необычных покупках» и др. Этическая беседа о поведении в общественных местах. Встреча детей с мамой, которая работает продавцом в магазине. Составление детьми рассказов на тему «Что мы умеем?»: «Как купить хлеб в булочной?», «Как перейти дорогу, чтобы попасть в магазин?», «Где продают тетради, карандаши?» и т.д. Изготовление с детьми атрибутов к игре (конфеты, деньги, кошельки, пластиковые карты, ценники и т.д.).Игровой материал: весы, касса, халаты, шапочки, сумки, кошельки, ценники, товары по отделам, машина для перевозки товаров, оборудование для уборки