«Финансовая грамотность и развитие речи дошкольника»
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: «Финансовая грамотность и развитие речи дошкольника»
Автор: Соловьева Евгения Анатольевна
«Финансовая грамотность и развитие речи дошкольника» (28.01.2025)В нашем современном мире сложно воспитать гармонично развитого человека, не подготовив его к главной реалии современного рынка - товарно-денежным отношениям. Ребёнок старшего дошкольного возраста практически ежедневно слышит в семье, в торговых предприятиях, от своих сверстников и взрослых такие понятия, как деньги, товары, продукты, цены, дёшево, дорого, экономить и т. п.Стратегия повышения финансовой грамотности в Российской Федерации на 2017–2023 годы, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 25 сентября 2017 года № 2039-р, содержит определение финансовой грамотности как результата процесса финансового образования, который, в свою очередь, определяется как сочетание осведомленности, знаний, умений и поведенческих моделей, необходимых для принятия успешных финансовых решений и, в конечном итоге, для достижения финансового благосостояния. Финансовая грамотность для дошкольников – это финансово-экономическое образование детей, направленное на заложение нравственных основ финансовой культуры и развитие нестандартного мышления в области финансов.Современные дети, так или иначе, рано начинают включаться в экономическую жизнь семьи: сталкиваются с многочисленной рекламой, наличными деньгами, ходят с родителями в магазин, овладевая, таким образом, первичными экономическими знаниями. Формирование финансовой грамотности приближает дошкольника к реальной жизни, пробуждает экономическое мышление, позволяет приобрести качества, присущие настоящей личности. В дошкольном возрасте закладываются не только основы финансовой грамотности, но и стимулы к познанию. Решение экономических задач должно осуществляться в единстве с речевым и нравственным воспитанием. Более того, усвоение экономических знаний на ступени дошкольного возраста – один из путей совершенствования речевого развития.Практика показала: чем раньше дети узнают о роли денег в частной, семейной и общественной жизни, тем быстрее формируются полезные финансовые привычки, которые смогут помочь избежать многих ошибок по мере взросления и приобретения финансовой самостоятельности, а также в будущем способствовать становлению основы финансовой безопасности.Систематическое включение в развивающую работу игровых заданий, мультимедийных презентаций, мультфильмов, решение простейших проблемных экономических ситуаций повысит познавательную речевую активность старших дошкольников, а также уровень подготовки к последующему обучению в школе.Что же такое «финансовая грамотность» дошкольников? В чем смысл данного понятия? Это по сути, элементарное финансово-экономическое образование детей, направленное на формирование нравственных основ финансовой культуры и развитие нестандартного мышления в области финансов и экономики. С точки зрения включения экономического воспитания в образовательную деятельность дошкольников, а это дети 5-7 лет. Почему именно старший дошкольный возраст является наиболее оптимальным при формировании финансовой грамотности у детей, посещающих дошкольные образовательные учреждения? Именно этот возраст является самым продуктивным в плане развития тех индивидуально-психологических особенностей личности, которые способствуют формированию азов экономического мышления, что в свою очередь, является необходимым условием для воспитания финансовой грамотности у детей на последующих этапах их взросления. Следует отметить тот факт¸ что речь пока не может идти о полноценных знаниях, умениях или навыках рационального обращения с деньгами: данные навыки формируются у детей в последующем уже школьном возрасте.Речевое развитие детей имеет большое значение в процессе изучения основ финансовой грамотности и является неотъемлемой частью активного коммуникативного поведения, как важнейшего элемента социализации ребенка в мире финансовых отношений взрослых. В соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования речевое развитие предполагает владение речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи, речевого творчества; знакомство с книжной литературой, детской литературой; формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте. Именно эти требования и являются приоритетными в формировании финансовой грамотности детей дошкольного возраста, имеющих тяжелые нарушения речи.Задачи при формировании основ финансовой грамотности у детей автоматизация и дифференциация звуков речи у детей на речевом материале, соответствующем формированию элементарных экономических знаний;формирование лексического и грамматического компонентов речи (введение в активный и пассивный словарь основных финансово-экономических понятий, формирование навыка употребления грамматических категорий на основе элементарных финансово-экономических понятий);развитие диалогической и монологической речи в процессе формирования у детей финансовой грамотности;формирование умения принятия детьми самостоятельных решений при выполнении каких-либо финансовых действий;формирование навыка правильного отношения детей к деньгам, способам их получения и разумному использованию;формирование у детей позитивной социализации и личностного развития в процессе формирования финансовой грамотностиФормы работы, способствующие формированию финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возрастаиспользование мультимедийных презентаций;использование настольных дидактических игр (например: «Копилка», «Профессии и продукты труда», «Почта», «Ателье», «Выбираем самое важное», «Денежкин домик», «Поиск», «Что нельзя купить», «Мелкие покупки» и т.д.);включение детей в сюжетно-ролевые игры (например: «Супермаркет», «Банк», «Семья и семейный бюджет», «Кто хочет стать миллионером», «Моя семья», «Копим и сберегаем» и т.д.);включение детей в театральную деятельность;включение детей в проектную деятельностьСледует отметить, что именно включение детей в сюжетно-ролевую игру способствует наиболее лучшему усвоению и уточнению понятий необходимых для формирования финансовой грамотности.Наполняемость пассивного и активного словарного запаса понятиями финансовой грамотности у детей Труд, товар, заработок, стоимость, продукт труда, услуга, продукция, монета, купюра, бережливость, щедрость, экономность, богатство, бедность, жадность, честность, достоинство, права, обязанности, завод, банк, банкомат, монетный двор, пункт обмена валюты, покупка, продажа, обмен, расходы, доходы, покупатель, продавец, выгодно, невыгодно, дорого, дешево, долг, план, киоск, супермаркет, торговое предприятие, копилка, накопления, сбережения.Таким образом, в настоящее время возникла необходимость активно включать в педагогическую деятельность с детьми, формирование понятий о финансово-экономической грамотности и культуре, и, в первую очередь, именно от педагогов, их компетентности, заинтересованности зависит не только эффективность включения детей в понимание основ финансовой грамотности и культуры, но и деятельность по речевому развитию, позволяющая оперировать и понимать данные определения. Развитие речевой активности детей, повышает результативность работы посредством игр, направленных на формирование основ финансовой грамотности.Задачи по развитию речи и формированию основ финансовой грамотности дошкольников решаются в разных видах детской деятельности и развития:-комплексно-тематических занятиях, сюжетно-ролевых, дидактических, настольных играх;-экскурсиях-знакомствах с людьми разных профессий;-беседах, с целью выявления насколько дети усвоили материал;-чтении художественной литературы: стихов, сказок, заучивании пословиц и поговорок;-проведении ситуативных игр «Семья», «Магазин», «Маленькие покупки», во время которых они производят и покупают товары и услуги, устанавливают цены на них, пользуются «деньгами».-знакомство с понятиями: бюджет, доход, расход, из чего складывается семейный бюджет;-решение проблемных ситуаций «Кто купит больше», «Как поступить», «Мини-банк».Для организации занятий в преобразована развивающая предметно-пространственная среда: можно изготовить пособия игра «Банк», «Супермаркет»; настольные и дидактические игры «Копилка», «Профессии и продукты труда», «Потребности человека: материальные и духовные», «Магазин», «Копилки» и т.д, совместно с родителями собрать мини-музеи «Деньги разных стран». Создать картотеки игр, заданий, по экономическому воспитанию дошкольников.Создание условий и игровая деятельность положительно воздействуют на формирование основ финансовой грамотности, а значит и основ экономической культуры у детей-дошкольников. Кроме этого позволяет активизировать познавательную деятельность детей, совершенствовать коммуникативные качества. Так же использование игры по формированию экономического мышления на определенном этапе обучения, позволяет развить интеллект, расширить кругозор ребенка.Использование игры эффективно при организации коммуникативной, познавательной деятельности – это одна из самых предпочтительных форм для формирования основ финансовой грамотности. Тематика таких игр очень разнообразна: «Что нельзя купить?», «Сделал дело – гуляй смело», «Наши цели», «Занять и одолжить», «Копим и сберегаем», «Где что купить?», «Дороже - дешевле», «Супермаркет», «Кому, что нужно для работы».В ходе бесед, направленных на формирование основ финансовой грамотности, знания детей уточняются, обогащаются, систематизируются. Участие в беседе прививает ряд полезных навыков и умений: слушать друг друга, не перебивать, дополнять, но не повторять то, что уже было сказано, тактично и доброжелательно оценивать высказывания. Беседа требует сосредоточенности мышления, внимания, умения управлять своим поведением. Она учит мыслить логически, высказываться определенно, делать выводы, обобщения. Через содержание беседы мы воспитываем чувства детей, формируем отношение к событиям, о которых идет речь.Осуществляя экономическое воспитание детей, надо ставить их перед необходимостью думать, поощряю процесс поиска, поддерживать при возникновении трудностей.Исходя из выше изложенного, можно сделать вывод: в результате применение игр, направленных на формирование основ финансовой грамотности в воспитательно-образовательном процессе увеличился интерес детей к обучению, активизировалась познавательная деятельность, повысилось качество усвоения речевого программного материала детьми.Таким образом, использование игровых технологий в дошкольном образовательном процессе ведет к повышению усвоения знаний дошкольниками на более высокий уровень, несет в себе образный тип информации, обладает стимулом познавательной речевой активности, облегчая работу педагога.Примерный перечень дидактических игр:1. «Что откуда берется?»Цель – дать детям представление о производстве товаров.Задачи:- Сформировать представление у детей о том, что такое «производство» товаров.- Закрепить представление о ресурсах.Ход игры: предложить ребенку карточки с изображением различных продуктов и фруктов. Что можно съесть сразу, а что нужно приготовить? Предложить карточки с изображением вещей. Из чего сделаны? Можно ли самим сделать такое? И т.д. 2. Игра "Сигнальщики"Ход игры: дети поднимают красные знаки, если слышат, что речь идет о товаре, или синие, если слышат, что речь идет не о товаре:Фермер привез на рынок молоко (товар).Папа починил детям игрушку (не товар).Мама испекла пирог к празднику (не товар).Плотник сделал шкаф и продал его (товар).Маша сварила варенье для Миши (не товар).На фабрике сделали игрушки и отвезли их в магазин (товар).Кот Матроскин сшил Шарику фартук (не товар).В издательстве напечатали много детских книг (товар). 3. «Бюджет».Цель – познакомить с понятием «бюджет».Задачи:- Сформировать представление о том, что такое «бюджет».- Сформировать представление о том, что такое «доход».- Сформировать представление о том, что такое «расход».- Закреплять умение составлять «список покупок» и следовать ему.- Закреплять умение использовать для покупок заданную сумму денег.Ход игры: выдать каждому ребенку сумму, которую ему нужно будет потратить на определенную цель. Цели могут быть различные – продукты для завтрака, для семейного торжества, подарки друзьям к Новому году и т.д. 4. «Назови профессии»Цель: научить ребенка устанавливать зависимость между результатами трудовой деятельности и профессией человека, воспитывать уважение к профессии взрослых, развивать интерес к людям разных профессий.Оборудование: цветок ромашки, на лепестках которой изображены картинки труда людей разных профессий.Ход игры: ребенок, отрывая лепесток ромашки, называет профессию. 5. «Магазин игрушек»Цель: Дать возможность детям практически осуществить процесс купли – продажи; развить умение «видеть» товар: материал, место производства, цену (стоимость).Оборудование: Разные игрушки, ценники, товарные знаки, игровые деньги.Ход игры: прежде, чем купить понравившуюся игрушку, ребенок называет материал, из которого она сделана (дерево, метал, пластмасса, ткань, и т.д.), место производства (где и кто сделал). Далее определяется цена игрушки. Ребенок отсчитывает определенную сумму денег, и покупает игрушку. По мере того, как игрушки раскупаются, продавец добавляет новые. 6. «Угадай, где продаются»Цель: научить детей соотносить название магазина с товарами, которые в нем продаются; развить умение обобщать группы предметов.Оборудование: картинки с изображением овощей, фруктов, мебели, обуви и т.д.Ход игры: Дети подбирают группы карточек с изображением овощей, фруктов, мебели и т.д. Выкладывают их перед соответствующей сюжетной картинкой, где нарисованы магазины «Мебель», «Овощи», «Супермаркет» и др. Устанавливают зависимость между названием магазина и товарами, которые в нем продаются.7. «Объяснялка»Цель: развитие словарного запаса.Ход игры: Дети должны подумать и рассказать, что обозначают словосочетания:-звонкая монета;-фальшивая монета;-памятная монета;-старинная монета;Иностранная монета.8. «Закончи предложение»Цель: научить детей согласовывать слова в предложении, пополнить словарный запас.Ход игры: Закончите предложения словом «Монета»У Тани в кошельке лежат ...У Вани в кармане нет …У меня много … и т.д.