Работа учителя-дефектолога с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья и проживающими в детском доме.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Работа учителя-дефектолога с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья и проживающими в детском доме.
Автор: Багний Светлана Викторовна

Работа учителя-дефектолога   с детьми,  имеющими ограниченные возможности здоровья и проживающими в детском доме.Учитель-дефектолог сопровождает детей на начальном этапе школьного обучения, целью его деятельности является обеспечение своевременной специализированной помощи учащимся, испытывающих трудности в обучении, в освоении ими обязательного минимума содержания образования в условиях массовой школы. Трудности, испытываемые обучающимися данной категории в процессе учения, обусловлены специфическими особенностями их развития, что в общем виде выражается в недостаточной готовности к школьному обучению – личностной, эмоционально-волевой, интеллектуальной. Поэтому дефектолог, прежде всего, устраняет причины, из-за которых они испытывают трудности в учении, что выражается в развитии общих способностей к учению в рамках личностной, эмоционально-волевой и интеллектуальной сфер. Иными словами, учитель-дефектолог занимается с детьми, которые слабо усваивают  программу общеобразовательной школы. Как правило, занятия дефектолога посещают  обучающиеся начальной школы, т.к. младший школьный возраст является сензитивным периодом для развития психических функций. В этот период основные психологические процессы познания находятся ещё в процессе становления. Уровень развития этих процессов во многом определяет успешность обучения.Проблема развития комплекса свойств личности ребёнка, входящих в понятие «познавательные способности», быстро не решается. Она требует длительной, постоянной и целенаправленной работы. Поэтому эпизодическое использование так называемых творческих задач не принесёт желаемого результата. Учебные задания должны включать в себя всю систему познавательных операций, начиная с самых простейших действий, связанных с восприятием, запоминанием, припоминанием, осмыслением и заканчивая операциями логического и творческого мышления.Для выявления детей, нуждающихся в специализированной помощи  проводится диагностическое обследование обучающихся. Задача обследования - это прогноз возможных трудностей на его начальном этапе, определение причин и механизмов уже возникших учебных проблем. Мною определяется уровень актуального и «зона ближайшего развития», причины и механизмы трудностей в обучении, изучается уровень умственного, речевого и моторного развития обучающегося. Также выявляются особенности гнозиса и праксиса, пространственно–временных представлений, пространственного мышления, а также характер произвольной деятельности школьника.  Коррекционное направление моей работы представляет  систему коррекционного воздействия на учебно – познавательную деятельность обучающегося в динамике образовательного процесса. В работе учителя-дефектолога не обойтись без аналитической деятельности, в которой осуществляется анализ процесса коррекционного воздействия на развитие обучающегося и анализ ее эффективности.Учитель-дефектолог  осуществляет не только диагностику, коррекционные занятия и анализ процесса коррекционного воздействия, но также оказывает помощь педагогам и родителям в вопросах воспитания и обучения детей. Так, учитель-дефектолог посредством рекомендаций, консультаций включает в процесс коррекционного обучения учителей и родителей, т.к. без сотрудничества с родителями трудно будет подойти к положительным результатам.