"Уроки прошлого"


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: "Уроки прошлого"
Автор: Татьяна Робертовна Щербакова


Тема: Уроки прошлого.
Форма: классный час
Цель: Воспитание уважительного отношения к историческому прошлому нашей Родины, героическому подвигу защитников Отечества. Формирование духовно - нравственного поведения школьников.
Задачи:
Воспитывать чувство патриотизма, уважение к героическому прошлому нашей страны, к борцам за свободу - солдатам Великой Отечественной.
Планируемые результаты: формирование у уч-ся нравственных, эстетических взглядов - по вопросам ВОВ;
- памяти о ВОВ;
- развитие чувства любви и уважения к своей стране и ветеранам, подарившим нам мир.
Личностные УУД:
• способствовать воспитанию ценностного отношения к Родине, истории;
• формировать активную гражданскую позицию учащихся;
Регулятивные УУД:
• формировать уважительное отношение к ветеранам;
Познавательные УУД:
расширить знания учащихся о Великой Отечественной войне;
Коммуникативные УУД:
• формировать нравственные, эстетические взгляды о войне;
Метапредметные УУД:
• получить информацию о работе полевой почты в военное время; делать выводы в результате совместной работы.
Участники: 5 класс
Техниеское обеспечение: компьютер, проектор, презентация, листы А4.
На доске название классного часа, фотохроника Великой Отечественной войны, цитата Без прошлого нет будущего.
Ход мероприятия:
Вступительное слово классного руководителя.
Слайд №1 (видио)
Чего ты хочешь от меня, война?
Ведь ты пришла в салютах, в медном громе
Большой победы. В чем моя вина?
И почему в душе моей и в доме
Все ты, да ты, как будто не сполна мы разошлись,
И ты все ждешь чего-то,
Какого-то последнего расчета.
Какого же?
Забыть тебя?
Так вот чего ты хочешь?
Так вот о чем мечтаешь и хлопочешь?
Так вот о чем ты жалко попросила,
Забыть тебя?! Но память тоже сила,
И я ее без боя не отдам
Прикинувшимся мирными годам.
Ты просчиталась, на земле живет
Лишенное иллюзий поколенье.
Пусть память о тебе жестоко души жжет,
Оно ее как порох сбережет
Сухим огнем. Не может быть забвенья!!!
Память – это единственное, чем мы владеем всерьёз. Когда будущего еще нет, настоящее – сумрачно и неопределенно, лишь прошлое, пережитое и переоценённое, - с нами! Не дорожить им было бы величайшей неблагодарностью к своей жизни.
Русскому народу есть что помнить…
Огнём и мечом прокатывались войны по русской земле: половцы и печенеги, почти трехсотлетнее Золото – ордынское иго, крестоносцы, поляки, шведы, турки, Отечественная война 1812 года, Первая мировая война, Гражданская война. Только крупных войн – 230, а всего – более 1000. Разруха за разрухой, море крови, океан страданий…
Это наше прошлое, оно доверено именно нам! Другого уже не будет.
И самая главная среди них во всей российской истории – Победа в Великой Отечественной войне.
Вопросы:
Когда началась Великая Отечественная война?
Сколько Великая Отечественная война?
Назовите дату окончания Великой Отечественной войны.
Слайд №2.
Эта война была самой страшной, самой жестокой, самой разрушительной и самой масштабной по количеству жертв во все века – 26,6 миллионов человек. Из них замучено и истреблено более 6 000 000 мирных жителей, сотни тысяч загублены в лагерях смерти, 4 000 000 угнано на каторжные работы в Германию. Каждый из этих людей был нашим соотечественником, чьим-то родным и близким человеком.
К сожалению, живых свидетелей уже очень мало.
Но нам с вами повезло. В Изобильненском городском округе живет ветеран Великой Отечественной войны, который 15 декабря 2019 г. отметил свой 101-й день рождения. Он почетный гражданин г. Изобильного, в его честь назван один из переулков города.
-О ком идет речь? (Титенко А.Л.) слайд №3.
Все семьи были затронуты войной - если не воевали, то работали в тылу, в госпитале, в колхозе… каждая семья бережно хранит истории о своих героях. Мы обязаны ПОМНИТЬ их — ибо: Кто умер, но не забыт – тот бессмертен.
Слайд №4. БЕССМЕРТЫЙ ПОЛК
Расскажите о герое своей семьи.
Слайд №5. ГЕОРГИЕВСКАЯ ЛЕНТОЧКА
Что означает эта ленточка?
Почему сейчас она стала символом Победы?
В чем смысл этой громкой акции, в которой участвуют миллионы людей в разных странах?
Георгиевская лента - это элемент многих боевых орденов России, СССР, Российской Федерации. Свое название эта черно-оранжевая лента получила от ордена Святого Георгия Победоносца. Георгиевская лента присутствовала на всех четырех степенях этого боевого ордена, на других наградах императорской России.
В годы Великой Отечественной войны, 8 сентября 1943 г., в продолжение боевых традиций русской армии был учрежден орден Славы трех степеней. Его статус, так же как и черно-оранжевая расцветка ленты, напоминал о Георгиевском кресте. Поэтому георгиевскую ленту иногда называют лентой ордена Славы.
- Приходилось ли вам участвовать в акции Георгиевская ленточка?
- Знаете ли вы, зачем раздают людям эти ленты?
- Как вы вели себя, получив такую ленту?
Эта война была самой трудной, воистину – Великой: против Советского Союза воевала не только Германия, но едва ли ни вся Европа. Вслед за Гитлером в июне 1941 года войну СССР объявили Италия, Румыния, Финляндия, Венгрия, Словакия и Хорватия. Тесно сотрудничали с Германией Испания, Болгария. На стороне Германии дрались соединения и части, укомплектованные гражданами Испании, Франции, Бельгии, Нидерландов, Дании, Норвегии, Чехии, Югославии, Албании, Люксембурга, Швеции, Польши. По сути дела это был Крестовый поход всего Запада против СССР.
Классный руководитель:
Помнить!.. Помнить родных, помнить их друзей и товарищей – знакомых и незнакомых, помнить Неизвестного солдата! Смертью смерть поправ, они обрели вечную жизнь!.. День Победы для них – это День Воскресения из мёртвых. Они живы, пока мы их помним.
Слайд №6. Минута молчания
Неугасима память поколений
О тех, кого так свято чтим.
Давайте, люди, встанем на мгновенье
И в скорби постоим и помолчим.
Почтим память всех погибших в Великой Отечественной войне минутой молчания.
Слайд №7. Письмо солдату
Главное для солдата на войне не только автомат и граната, бойцу важно знать, что его ждут дома. Большое значение имели письма родных на фронт. Они поднимали боевой дух солдат.
Полевая почта работала с первых дней войны. Называлась она так, потому что письма доставлялись солдатам туда, где шли боевые действия, на поле сражения. Чаще всего солдаты отправляли письма без конвертов, просто складывая их в солдатские треугольники. На конверте солдаты указывали номер Полевой почты, по которому и можно было написать ему ответ.
Классный руководитель:Не все вернулись с фронта домой, кто-то погиб, кто-то пропал без вести, но письма бережно хранят родные. И продолжается ниточка памяти от отца к сыну, от дедушки к внукам и правнукам. Попробуем и мы это сделать.
Создание самодельных писем-треугольников.
Классный руководитель: Давайте сделаем письма-треугольники и напишем своим прабабушкам и прадедушкам, чтобы продлить эту память. Нам понадобятся листы бумаги и письменные принадлежности.
(подготовка листов и складывание писем по схеме)
- Вы сейчас услышали письма с фронта. С чего они начинались? (ответы детей)
- О чём писали солдаты? (ответы).
- А как заканчивались письма солдат (ответы).
Давайте сделаем вывод: что обязательно должно быть в письме? (ответы).
Закройте глаза, прислушайтесь к своему сердцу и выразите в своих письмах те слова, которые вы хотели бы сказать своим родным.
(выполнение работы – написание писем)
Результат проекта.
Показ и чтение детских писем
Классный руководитель: Без прошлого нет будущего! Помните это и цените подвиг тех людей, которые подарили нам мирную жизнь. Память - часть нашей культуры, национального самосознания, если мы хотим остаться народом, Россией, жить и процветать, мы обязаны ПОМНИТЬ.
Прошла война, прошла беда.
Но боль взывает к людям.
Давайте, люди, никогда об этом не забудем!
Рефлексия
- Что вы узнали о письмах с фронта?
- Чем важны были письма для солдат?
- Что вы научились делать?
Составление синквейна со словом (по выбору)
ПАМЯТЬ СЛАВА ПОБЕДА