Игровые технологии на уроках английского языка на начальном этапе обучения.
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Игровые технологии на уроках английского языка на начальном этапе обучения.
Автор: Миненко Наталья Алексеевна
Министерство просвещения Российской Федерации
Департамент образования и науки Брянской области
Муниципальное образование Рогнединский район
МБОУ-Рогнединская СОШ
Обобщение педагогического опыта по теме
Игровые технологии на уроках английского языка
на начальном этапе обучения.
Миненко Наталья Алексеевна
учитель английского языка
рп. Рогнедино, 2024
Аннотация.
Современный подход к обучению иностранному языку является личностно-ориентированным. Это позволяет выстраивать учебный процесс как процесс развития личности ребенка и осуществления педагогической поддержки вм формировании ученика как активного участника общения.
Огромное значение при изучении иностранного языка имеет развитие коммуникативных умений. Это поиск информации, умение включать в разговор и завершить его. Это дает возможность развивать практические речевые умения ребенка, а так же дает возможность раскрыть различные стороны его личности. Одним из эффективных средств развития интереса при изучении иностранного языка является использование на уроках игровых технологий. Игровые технологии имеют большой потенциал при обучении младших школьников и обеспечивают достижение важных образовательных целей: повышение мотивации, снятие эмоционального напряжения, развитие навыков практического мышления и анализа, принятия решений, коммуникации, а также развитию познавательной активности обучающихся.
Цель моей статьи:
1. представить опыт применения игровых технологий на уроках английского языка на начальном этапе обучения
2. раскрыть значение применения на уроке игровых технологий, направленных на решение определенных учебных задач.
3. обосновать влияние игр на уровень познавательной деятельности младшего школьника.
4. определить значимость применения игровых технологий на уроках иностранного языка.
5. раскрыть роль игры как вид учебной деятельности.
Содержание
I. Введение
II. Основная часть
1. Обучающие возможности игровых технологий.
2. Виды игр и методика их использования на уроках.
3. Теоретические подходы ученых к обучающим возможностям использования игровых технологий.
4. Функции игровой деятельности при обучении иностранному языку.
III. Заключение
IV. Библиография.
Игровые технологии на уроках английского языка на начальном этапе обучения.
А.С. Макаренко Воспитание будущего
деятеля происходит прежде всего в игре.
I. Введение
Применение игр на уроке иностранного языка позволяет решить целый комплекс задач. Игры могут быть разными по назначению, содержанию, способам организации , проведению, количеству учащихся, вовлеченных в игру. Феномен игры привлекая многих известных педагогов С.А. Шмаков писал: Лишение ребенка игровой практики это лишение его главного источника развития: импульсов, творчества, признаков и примет социальной практики, активизация процессов в познании мира…
Работая с младшими школьниками, я заметила, что все учащиеся 2 класса приступают к изучению нового для них предмета иностранный язык с большим интересом и желанием. К сожалению интерес некоторых детей ослабевает уже к концу учебного года. На своих уроках в младшей школе я стараюсь находить возможности поддерживать интерес к предмету. Для этого я ищу возможности повышения качества и эффективности обучения иностранному языку. Считаю, что применение на уроках различных игр способствует поддержанию интереса к предмету, развивает память, внимание, сообразительность, создает позитивную атмосферу на уроке.
При этом нельзя не отметить, что игра дает возможность даже слабому ученику проявить себя, преодолеть стеснительность, а иногда дажевыбиться в лидеры.
II. Основная часть.
1. Обучающие возможности игровых технологий.
В своей работе я опробовала разные виды игровых технологий и пришла к выводу, что игра на уроке иностранного языка должна отвечать определенным требованиям:
1. В игру следует вовлекать всех учащихся.
2. Игра должна быть четко организована.
3. Игра должна проводиться в доброжелательной обстановке.
Это создает ситуацию успеха. Кроме того, я считаю, что каждый участник игры должен быть отмечен, даже если его роль в игре была незначительной.
На своих уроках я применяю для этого различные символы: сердечки, звездочки, шарики различных цветов. Каждый значок имеет подпись: Молодец!, Так держать!, Ты лучший! и так далее. Я считаю рациональными и позитивными сторонами использования игровых технологий следующие:
1. В процессе игры учитель может улучшать развивать и корректировать в детях важные психологические свойства.
2.Игра дает возможность детям стать творческими личностями. Дети любят придумывать, перевоплощаться, изображать.
3. В игре спрятаны богатые обучающие возможности. В процессе игры у ребенка активизируется мыслительная деятельность: как поступить, что сказать, как выиграть.
2. Виды игр и методика их использования на уроках.
В своей работе на уроках английского языка я использую следующие виды учебных игр:
- ролевые игры
- лексические игры
- фонетические игры
- грамматические игры
- орфографические игры
Предлагаю ознакомиться с играми, которые я провожу на начальном этапе обучения языку.
I. Лексические игры
Игра Кот в мешке: (несколько вариантов)
Цель: совершенствование навыков устной речи.
Вариант 1. В мешочек положить карточки с прилагательными на английском языке. Ведущий ученик выходит к доске и, вытаскивает по одной карточке, читает слово, остальные учащиеся должны назвать синонимы или антонимы на английском языке (в зависимости от поставленной задачи).
Вариант 2. ведущий достает из мешочка карточку со словом на английском языке, читает его, а учащиеся команды должны составить словосочетания или предложения с этим словом на английском языке.
Вариант 3.
Ведущий достает карточке со словом, читает его, и, не называя его вслух, пытается жестами и мимикой объяснить это слово, а учащиеся должны догадаться о его значении и назвать по-английски.
Игра Цветик-семицветик.
Цель: развитие умения называть цвета предметов.
Группа объединяется в 3 команды. Если ученик ошибся-все лепестки цветка возвращаются на место. Ученики друг за другом называют цвет лепестка. Если произошла ошибка, игра начинается сначала.
This is a red leaf. This is a green leaf.
Игра Собери портфель.
Цель: развитие умения называть и описывать школьные принадлежности.
В игре участвует вся группа. Учитель: Помогите Буратино собраться в школу. Ученик берет предметы, находящиеся на столе и называет каждый предмет: This is a pen. This is a ruler. This is a student book.
Игра Помоги гусенице.
Цель: повторение лексики по теме Транспорт.
На доске изображается несколько гусениц, на которых написаны слова. Суть игры в том, гусеница ползла из Англии, и пока она ползла, некоторые буквы потерялись. Задача обучающихся – помочь гусенице найти буквы (вписать их). Слова должны быть на теме Транспорт: train, bus, plane, boot, car и т.д.
Игра Найди свою пару.
Цель: закрепление лексики по теме Распорядок дня.
Класс делится на 2 группы. Участники первой группы получают карточки со словами (словосочетаниями): get up,go to school, have breakfast, have lunch, play gameи т.д.
Участники другой группы получают карточки с картинками. Затем дети ищут свою пару и составляют мини-диалог.
А: what time do you go to school.
B: I go to school at 7/30 am. And you?
A:I go to school at 8 am.
Игра Гонка слов.
Цель: закрепление лексики по теме Хобби.
Класс делится на 2 команды. Доска делится на 2 части, сверху пишется тема: Our Hobbies. Участники команд по очереди выходят к доске и записывают по одному слову на данную тему. Одно слово равно одному баллу. Нужно установить время, например, 5 минут. Когда время закончилось, учитель и ученик подсчитывают баллы. Побеждает та команда, которая набрала больше баллов.
II. Ролевые игры.
Игра В магазине.
Цель: развитие умения вести беседу, совершенствование навыков диалогической речи.
Первые парты каждого ряда оборудуется как отделы супермаркета: продукты, одежда, школьные принадлежности. В каждый отдел подбирается продавец. Представители каждого ряда делают покупки (по очереди). Покупатели и продавцы меняются местами. Побеждает тот, кто сможет самостоятельно купить всё необходимое.
- I want to buy some appus.
- We have different sorts of apples. Which do you prefer.
- I d like those yellon ones.
- All right. Five pounds, please.
- Thank you.
Игра Добро пожаловать в мой дом.
Цель: совершенствование навыков устной речи.
Дети рисуют план дома и мебель в нём. Учитель делит всех на пары: один-хозяин дома, другой-его гость. Хозяин проводит экскурсию. Опоры пишутся на доске.
Гость: What is there in the kitchen? What is there in the living-room?
Хозяин: There is a table in the kitchen. There is a sofa in the living room.
III. Фонетические игры.
Игра кто услышал правильно.
Цель: отработать артикуляцию звуков.
Учитель: сейчас я буду произносить русские и английские звуки. Ваша задача - узнать английские звуки и поднять руку, как только вы их услышите. Когда вы услышите русский звук, руку поднимать не следует.
Учащиеся, которые ошибаются, выбывают из игры. Выигрывает команда, в которой к концу игры осталось больше учеников.
Игра В стране английских звуков.
Цель: тренировать учащихся в произношении английских звуков [z] [ ].игра может быть использована в качестве физкультминутки.
Игра комары и осы.
Учащимся предлагается произнести звук [z] и объяснить, что в игре так будут жужжать комары. Затем предлагается произнести звук [ ] и объяснить, что так будут жужжать осы. Каждый раз, когда будут жужжать комары (звук [z]), дети должны хлопать в ладоши, как будто они отгоняют комаров. Когда зажужжат осы (звук [ ]), они должны сидеть тихо, чтобы осы не укусили.
IV. Грамматические игры.
Игра Сделаем – делаем – сделали.
Цель: формировать навык трансформации грамматических времен.
Учащимся предлагается сказать, что сделал, делает или собирается сделать сказочный персонаж, изображенный на картинке, употребляется при этом указанные глаголы.
Игра Хвастуны.
Цель: повторить и отработать степени сравнения прилагательных.
К доске выходят 3 ученика. Учитель произносит прилагательное Clever. Первый ученик повторяет: I am clever. Второй ученик должен сказать I am cleverer. Третий ученик хвастун в наибольшей степени I am the cleverest. Если ученик ошибается – на его место выходит другой желающий.
Игра Дверца.
Цель: совершенствовать грамматические и лексические навыки.
Два ученика назначаются стражниками (Guards). Стражники встают перед доской. Они вызывают к доске желающего ученика. Ученику называют первую форму глагола (если повторяем неправильные глаголы). Ученик должен назвать вторую и третью форму глагола, а таки же объяснить его значение. Если ученик все сказал верно, то стражники берутся за руки, поднимают их и говорят хором: The door is open. Ученик проходит в дверь и становится за спинами стражников.
Если ученик ошибся, стражники говорят: The door is shut. Тогда ученик возвращается на свое место.
Игра Рассеянный Винни-Пух.
Цель: закрепить навык грамматического конструирования предложений.
В гости к детям пришёл Винни-Пух. Он хочет рассказать о своих друзьях, но всё путает. Дети должны поправить рассеянного гостя.
Винни-Пух: I have got a friend. His name is Piglet. He likes honey.
Дети: No, he isn t. He likes cabbage and carrot.
Игра Жмурки.
Цель: тренировать навык грамматического конструирования вопросительных предложений.
Учитель демонстрирует детям 5-6 лет игрушечных зверюшек. Учащийся выходит к доске, учитель помогает ему выбрать и спрятать в непрозрачный пакет одну из игрушек. Играет весь класс. Учащиеся поднимают руки и задают ведущему ученику общие вопросы, изученные ранее, ведущий отвечает да или нет.
- Can you run?
- Yes, I can. am.
- Are you red?
- Yes I am.
- Are you a fox.
- Yes I am.
Угадавший животное становится ведущим.
Игра Верно или неверно.
Цель: отработать сравнительную степень прилагательных. Учитель произносит заведомо неверное утверждение: The pig is as thin as the snake.
Ученик исправляет: No, the pig isn t as thin as the shake.
Учитель отвечает: I ts true. The pig isn’t as thin as the snake. The snake is thinner.
Затем учитель просит детей повторить это предложение. И так несколько раз. Затем дети сами строят предложения с прилагательными в сравнительной степени.
V. Орфографические игры.
Игра Буквы рассыпались.
Цель: формировать навыки написания буквосочетаний в слове.
Учитель предлагает составить слова из разного набора букв.
Выигрывает тот, кто быстро и правильно запишет слова.
Игра Вставь букву.
Цель: проверить усвоение орфографии в пределах изученного лексического материала.
Класс делится на 2 команды. Доска разделяется на 2 части. Для каждой команды записываются слова, в каждом из которых пропущена буква. Представители команд поочередно выходят к доске, вставляют пропущенную букву и читают слово.
Исходя из выше сказанного, я хочу отметить, что игровые приемы облегчают учебный процесс, помогают легче усваивать тему урока, развивают навыки всех видов речевой деятельности.
Основываясь на личном опыте, я считаю, что в процесс обучения иностранному языку игру следует вводить с первых уроков. Например, при обучении счету, я использую различные считалочки, при чем дети их не просто выучивают, а используют при распределении ролей в последующей подвижной игре.
На своих уроках я использую игры в середине или в конце урока, с тем, чтобы снять напряжение. Считаю важным то, чтобы игровые приемы приносили положительные эмоции и пользу. Кроме того, использование игр служит стимулом в ситуации, когда интерес детей к изучению иностранного языка начинает ослабевать.
3. Теоретические подходы ученых к обучающим возможностям использования игровых технологий.
Многие ученые, занимающиеся методикой обучения иностранным языкам, обращали внимание на эффективность использования игровых методик.
А.С. Выготский и А.Н. Леонтьев в своих трудах говорят, что игра-это особый вид деятельности, результатом которого не является производство какого-либо материала или продукта. Игра имеет характер развлечения.
Анализ психолого- педагогической литературы по теории возникновения игры в целом позволяет представить спектр и назначение для развития, и самореализации учащихся.
Немецкий психолог К. Гросс называет игры начальной школы поведения. По мнению ученого, смысл игры в том, чтобы она стала для учащихся школой жизни. Игра – объективно-первичная стихийная школа, кажущийся хаос, предоставляющий ребенку возможность ознакомления с различным поведением окружающих его людей.
Дидактическое значение игры было доказано К.Д. Ушинским. Педагогический феномен игры учащихся истолкован в трудах А.С. Макаренка, В.А. Сухомлинского, Д.Б. Эльконина. Ученые связывали игру с развитием мышления.
В начале 1930-х годов Л.С. Выготский выдвинул идею обучения, согласно которой знания являются не конечной целью обучения, а средством развития учащихся. И, конечно, самым эффективных приемом для этого является игра. Игра, направленная на освоение языкового или речевого материала, помогает концентрировать внимание на учебной задаче, решение которой в процессе игры сопряжено с меньшими затратами.
4. Функции игровой деятельности при обучении иностранному языку.
Игровая деятельность в процессе обучения выполняет следующие функции:
1) обучающая - развитие память, внимания, восприятия информации, развития общеучебных умений и навыков.
2) воспитательная – воспитание внимательного, гуманного отношения к партнёру по игре.
3) развлекательная – создание доброжелательной атмосферы, превращение урока в необычное и интересное событие.
4) коммуникативная – создание атмосферы иноязычного общения.
5) релаксационное – снятие эмоционального напряжения.
6) психологическое – состоит в формировании навыков подготовки своего физиологического состояния для более эффективной деятельности. Здесь стоит отметить, что проводится психологический тренинг и психоркоррекция различных проявлений личности, осуществляемых в игровых моделях, которые могут быть приближены к жизненным ситуациям.
Заключение.
В данной работе я постаралась сделать акцент на один из важных аспектов в методике обучения иностранным языкам-организацию обучения с использованием игровых технологий.
Следует отметить, что современные методы обучения английскому языку в рамках новых стандартов должны отвечать следующим требованиям:
- создавать атмосферу, в которой ребенку уютно и комфортно;
- поддерживать желание ребенка учиться, стимулировать его интерес;
- активизировать деятельность детей;
- делать ребенка активным действующим лицом в учебном процессе;
Обеспечивать все возможные формы работы в классе (Гальскова Н.Д.).
Всем этим требованиям отвечает игровой метод обучения.
Игровые технологии следует рассматривать как средство реализации системно-деятельного подхода в условиях ФГОС.
Иностранный язык как предмет носит деятельностный характер, что соответствует природе младшего школьника, воспринимающего мир активно и эмоционально. Это позволяет включать иноязычную речевую деятельность в игровую, свойственную ребенку данного возраста, а также дает возможность осуществлять связи с предметами начальной школы и формировать обще учебные умения и навыки. Другими словами, обучение иностранному языку на раннем этапе следует строить на основе игры. Применяя игровые методики на уроках я пришла к выводу, что игра позволяет овладевать всеми речевыми навыками в естественной ситуации в процессе общения во время игры. Чем свободнее чувствует себя ученик в игре, тем инициативнее он будет в общении, у него появится уверенность в себе.
Игра способствует интенсивной языковой практике, создает контакт, на основании которого язык усваивается более осмысленно, является диагностическим инструментом для учителя. Эффективность игрового обучения здесь обусловлена прежде всего появлением мотивации. Учащиеся работают увлеченно, помогают друг другу-учитель только управляет учебной деятельностью.
Играя со своими учениками, следует стремиться:
1. к простоте объяснения – я объясняю правила игры на родном языке.
2. универсальности игры - учитывать возраст учеников, уровень знаний.
Из всего выше сказанного следует отметить, что использование игровых форм делает учебно-воспитательный процесс более качественным и содержательным. Игра дает детям возможность самовыражения и саморазвития. На мой взгляд игра – это эффективный и рациональный1 способ обучения на уроках иностранного языка. Я считаю, что игровой метод обучения в начальной школе занимает далеко не последнее место среди методов обучения. Многие ученые-педагоги занимались исследованиями, посвященным использованию игры как формы обучения и воспитания.
В заключении следует отметить, что применяя игровые технологии на своих уроках я стараюсь поддержать интерес к предмету. Чувство равенства, атмосферы увлеченности ощущение посильности заданий – всё это дает возможность ребятам преодолеть стеснительность, которая появляется при употреблении в речи слов чужого языка и благотворно сказывается на результатах обучения.
IV. Библиография.
1. Брюсова Н.Г. Английский язык. Учимся и играем на уроках английского языка 2-4 кл. Дрофа, 2003
2. Иностранные языки в школе (Методический журнал, 2019 №1)
3. Английский язык. Все для учителя. (Всероссийский научно- методический журнал, 2017.-№12)
4. Занимательный урок. Английский язык сост. Е.А. Балк – М: НЦ
ЭМАС, 2008
5. Пучкова Ю.А. Игры на уроках английского языка. Методическое пособие Издательство АСТ, 2005
6. Пучкова Ю.А. Игры на уроках английского языка Методическое пособие. Профиздательство. Москва.2005
Электронные ресурсы:
1.
2.
3. -