технологическая карта урока на тему "Видоизменение корней"


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: технологическая карта урока на тему "Видоизменение корней"
Автор: Мельникова Людмила Владимировна


№ 19
6 класс. Тема: Видоизменение корней.
Дата
Основные новые понятия: видоизменение корней: дыхательные, подпорки, ходульные, корнеплоды, корнеклубни, воздушные, досковидные, прицепки.
Повторение: понятие корневая система, виды корней, основные функции корня.
Образовательная цель: изучить видоизменение корней, и приспособленность корневой системы растений к условиям существования.
Задачи:
Обучающие: - рассмотреть особенности различных видов корней в связи с приспособленностью к среде обитания.
Развивающие: - создать условия для развития практических умений по составлению кластера; активизировать логическое мышление, умение анализировать результаты своей деятельности и делать обоснованные выводы.
Воспитательные: активизировать познавательный интерес учащихся; способствовать развитию кругозора и углублению знаний об окружающем мире.
Требования согласно программе: знать видоизменения корней, значение корня; уметь анализировать, сравнивать, обобщать, изучать биологические объекты;
Тип урока:
Урок открытия новых знаний.
Форма организации урока:
Урок – путешествие.
Методы обучения: Эвристическая беседа с элементами самостоятельной работы с учебником, дополнительной информацией.
Оборудование: Физическая карта мира, демонстрационная презентация PowerPoint Видоизменение корней, интерактивная презентация -тест с триггерами (для взаимопроверки ), компьютер, проектор, учебник, таблица Видоизменение корней, муляжи корнеплодов, книга для чтения по ботанике (Д.И.Трайтак. М, Просвещение, 1985), информационный лист (приложение для учащихся)
Технологическая карта:
Эпиграф: Природа так обо всем позаботилась, что повсюду ты находишь, чему учиться. Леонардо да Винчи.
Этапы урока: Цель: Время:
Планируемый результат УУД
Содержание. Деятельность учителя. ИКТ
Деятельность учащихся
Этапы урока: I. Организационный момент.
Цель: Настроить на учебную деятельность.
Время: 1 мин Эффективное использование учебного времени.
Учитель проверяет готовность учащихся к началу урока
Показывают готовность к уроку.
Этапы урока: II. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.
Цель: Мотивировать (самоопределить) учащихся к обучению
Время: 3 мин
-смыслообразование (Л);
- учебно-познавательная мотивация(Л);
-постановка учебной задачи в сотрудничестве с учителем (Р);
-планирование учебного сотрудничества (К).
1. Прием: Необычное начало урока Загадка:
Под поверхностью та часть,
Не даёт ростку пропасть -
Влагу, пищу дать проворен,
Если укрепится, ...(корень).
2.Прием Удивляй: Оказывается, существует много непохожих друг на друга корней. Демонстрация табл., слайдов презентации.
Какие вопросы у вас возникают, рассматривая таблицу (слайды)?
3. Чтобы во всем разобраться, мы отправляемся в путешествие. Предлагаю девиз исследователя: Знание может быть только у того, у кого есть вопросы (Генри Форд) . (последнее слово цитаты закрыто на слайде) предлагаю закончить фразу.
1.Разгадывают загадку
2.Рассматривают таблицу, формулируют вопросы: почему корни такие непохожие?
3.Формулируем цель и записываем тему урока
Этапы урока: III. Актуализация знаний.
Цель: воспроизведение и коррекция знаний, навыков и умений учащихся, с целью подготовки к изучению новой темы.
Время: 5 мин
-мотивация (Л);
- построение речевых высказываний (П);
- аргументация своего мнения и учет разных мнений (К)
-структурирование знаний (П);
- контроль и коррекция (Р);
Проверка готовности к путешествию:
1.От буяна — урагана
У дубка — богатыря
Есть живые якоря.
2.Не кирка, а землю роет,
Не река, а рощу поит.
Не рыли, не бурили,
А воду добыли.
2.Прием Удивляй: (деревья – насосы) эвкалипты Австралии их применение в осушении болот.
3. Найдите биологическую ошибку в предложении:
У одуванчика стержневой корень.
4. а) Что такое корневая система?
б) Какие виды корней составляют корневую систему?
в) Откуда они развиваются?
Актуализация представлений о функциях корня:
1.Удерживание корнем растения.
2.Корень, его внедрение в почву и всасывание воды.
3. Правильно: у одуванчика стержневая корневая система
4. Отвечают:
б) это все корни растения
в) главный – из зародышевого корешка,
боковые – отрастают от главного и др. корней, придаточные – от стебля.
Умная разминка: Какие утверждения верны? (верно – хлопок над головой, неверно - приседание) Время: 1 мин
Корневая система растения включает в себя все корни растения.
Боковые корни развиваются на всех корнях
От стебля и листьев отрастают боковые корни
Окучивание способствует развитию придаточных корней.
Поливать растения можно холодной водой.
Пикировка способствует развитию корневой системы.
Этапы урока: IV Первичное усвоение новых знаний.
Цель: организовать коллективную работу по изучению новой темы.
Время:10 мин
-формулирование и аргументация своего мнения и позиции в коммуникации (К);
-поиск и выделение необходимой информации (в тексте из рассказа уч-ся) (П);
-прогнозирование (Р);
Мы отправляемся в пустыню: (Каракумы, Кызылкум)
1.На песчаном океане,
На сыпучем бархане, вырос кустик,
Словно ёж,- голой ручкой
Не возьмёшь,
Зато лакомое блюдо
И для сытого верблюда.
Почему же без воды куст не знал большой беды?
2. О том, как может помочь это растение путешественнику утолить жажду рассказывает ученик.
3. Загадка: Отгадай и найди такие корни на таблице: (корнеплоды) Растут они,
Водой питают,
Провиант запасают.
Что собой представляют корнеплоды?
1.У каких растений бывают корнеплоды?
2. Какую функцию выполняют?
3. Корнеплод - это видоизменение какого корня? (главного)
4. Что собой представляют корнеплоды?
1.Отгадывают загадку и рассказывают, о том, что им известно, формулируют вывод о приспособленности растения к произрастанию в пустыне благодаря наличию очень длинного главного корня, достающего влагу из глубоких слоёв почвы.
2.Фрагмент сообщения ученика: Верблюжья колючка за один световой день испаряет около 2 литров воды. Эту воду можно собрать, надев на растение полиэтиленовый пакет. Собранная жидкость пригодна для питья и по вкусу напоминает зелёный чай.
3. Разгадывают загадку, отвечают на вопросы:
4. Фиксация затруднения, осознание неполноты знаний. Поиск информации в тексте учебника (…образован главным корнем и основанием побега.
Задание на развитие критического мышления: Услышал Незнайка новое слово корнеплод и стал рассуждать…
Значит, решил он, корнеплод – это плод, который развивается из корней. Да это же морковка! Но Знайка, выслушав его рассуждения, категорически заявил: Корнеплод,- это не плод!. Рассудите спор Незнайки и Знайки.
Найдите другой тип утолщенных, разросшихся корней и выскажите свои предположения о причинах таких видоизменений.
Это видоизменение каких корней?
1.Что такое корневые клубни?
2.Какие корни утолщены у этих растений?
3. Какую функцию выполняют?
О батате: во многих странах, как, например, в Китае и в Японии, батат является одним из основных пищевых растений.
- это корне - клубни или корневые шишки
- запасают питательные вещества
- возможно боковых или придаточных. Фиксация затруднения, осознание неполноты знаний, находят ответ в тексте. Заполняют схему.
- анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация, (П);
-учебное сотрудничество (К);
- прогнозирование (Р); - внутренняя позиция уч-ся (Л);
Понять причины других видоизменений нам помогут герои мультфильма. Фрагмент о корне (2 мин)
-О каких видах корней вы узнали?
-Какими видами корней они образованы?
-Для чего возникли такие изменения?
Какое растение называют дерево-роща?
Дополнительно из книга для чтения по ботанике стр 47. (Д.И.Трайтак. М, Просвещение, 1985)
А вот мы в сельве Южной Америки. Почему у деревьев этого леса такие необычные корни? Слайд досковидные корни.
Орхидеи. Воздушные корни
На болотах воды, необходимой для развития достаточно, однако растения растут и развиваются плохо и медленно. Почему?
Дыхательные корни. (Ива в нашей зоне)
Помимо недостатка кислорода, здесь есть и еще одна проблема – зыбкий грунт.
Как укрепиться растениям в таком грунте? Продолжите предложение:
Ходульные корни - видоизменение (каких корней)? У каких растений встречаются такие корни?
Знаете ли вы растение,
которое умеет шагать по стенам?
Смотрят фрагмент о корнях Занимательные уроки Р. Саакаянца

- подпорки, воздушные, дыхательные
- придаточными, боковыми.
- опора, обеспечение водой, дыхание
Читают и озвучивают слайд.
рассказывают, как формируются опорные корни. Где растет баньян? Показ по карте п/в Индостан.
Высказывают предположения, сами обосновывают необходимость таких корней.
Расскажите об особенностях корней орхидеи
(находят ответ в информационном листе) Дыхательные корни образуются у мангровых деревьев, растущих в приливно – отливной зоне.
Нужна опора,- это ходульные придаточные корни
Рассказывают о плюще (опираясь на собственные наблюдения или пользуясь информационным листом.
- выделение необходимой информации (П);
- построение речевых высказываний (П);
- формулирование и аргументация своего мнения и позиции в коммуникации (К);
-прогнозирование (Р);
- эстетические чувства (Л);
Кинезиологическая релаксационная пауза. 1 мин
Этапы урока: V Первичная проверка понимания
Цель: организовать коллективную работу по взаимообучению.
Время: 5 мин
-постановка учебной задачи в сотрудничестве с учителем (Р); - аргументация своего мнения и учет разных мнений (К)
Составляют кластер: Вспомните, и напишите в тетради названия видоизмененных корней, объединив корни на основе сходства.
Для тех, кто затрудняется, предлагается задание Осколки нахождение соответствия.
Работа в паре в тетради. Находят сходство.
-по видам корней:
- по функциям:
Этапы урока: VI Первичное закрепление.
Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция.
Цель: выполняют проверочные задания.
Время: 5 мин
- контроль и коррекция (Р);
-структурирование знаний (П);
Выполняют тест презентации на ноутбуках
(в паре)
Кроссворд
(взаимопроверка)
Этапы урока: VIII Домашнее задание: 1. Доработайте кластер, указав функции корней или вид корня. 5мин
2. Составьте рассказ о видоизменениях корней с опорой на схему.
Дополнительное задание: найдите материал в дополнительных источниках информации: корни – присоски, втягивающие корни, растения, растущие без корней.
Рефлексия: (что я делал?) (как я делал?) (для чего я это делал?) Итоговое оценивание (самооценка)
Приложение: Вариант схемы.