Авторская программа по экологическому образованию дошкольников с элементами детского экспериментирования "Маленькие почемучки"


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Авторская программа по экологическому образованию дошкольников с элементами детского экспериментирования "Маленькие почемучки"
Автор: Елизарова Анна Алексеевна

"Маленькие почемучки"Авторская программа по экологическому образованию дошкольников с элементами детского экспериментированияАвтор: Хурматуллина Г.М. воспитательМБДОУ «Детский сад № 42 «Аленький цветочек»г. Набережные Челны РТ 2015 СодержаниеПояснительная записка ………………………………………………………….Методические рекомендации по организации центров детского экспериментирования:Оформление центра………………………………………………………….........Лабораторное оборудование………………………………………………......Материалы для работы……………………………………………………………Общее содержание и задачи:Задачи экспериментально-исследовательской деятельности для детей младшей группы………………………………………………………………………………...Перспективное планирование работы по экспериментально-исследовательской деятельности с детьми 2 – 3 лет…………………………........................................Методика проведения диагностики экологических знаний детей…………....... Пояснительная запискаНа данном этапе развития современного общества, экологическое воспитание, является одной из важнейших проблем современности.Первые основы экологической культуры и природоохранного сознания должны прививаться детям с раннего возраста. Если ребёнок научится с младенчества жить в гармонии с природой, то это останется с ним до старости и не вытравится не какими обстоятельствами.Многие исследователи и практики заняты поиском адекватных методов работы с детьми по формированию у них начала экологической культуры. К числу таких методов можно отнести детское экспериментирование – деятельность, которая присуща практически каждому малышу, ибо каждый ребёнок в душе является экспериментатором. Жажда новых впечатлений, любознательность, стремление наблюдать и экспериментировать – это важнейшие черты детского поведения.Организация экспериментирования, проведение опытов – один из эффективных путей экологического образования дошкольников. Это и является основной идеей нашей программы - «Маленькие почемучки».Она рассчитана на детей дошкольного возраста от 2-х до 3-х лет.Цель программы:Развитие у детей познавательной активности, наблюдательности, мышления, формирования начальных естественнонаучных представлений и воспитание природоохранного сознания. Основные задачи программы:
  •  Ознакомление детей с явлениями природы;
  •  Формирование начальных естественнонаучных представлений;
  • Эти задачи реализуются через:
  • Занятия по естествознанию;
  • Опытническую и исследовательскую деятельность детей;
  • Наблюдения;
  • Беседы;
  •  Программа включает в себя:
  • Пояснительную записку;
  • Методические рекомендации по организации групповых уголков-лабораторий для детского экспериментирования;
  • Экологические задачи в первой младшей группе;
  • Перспективный план занятий в первой младшей группе;
  • Диагностический инструментарий;
  • Приложение; 
  • Для работы по этой программе необходимо:
  • Наличие живого уголка и уголка – лаборатории для детского экспериментирования в группе;
  • Демонстрационное лабораторное оборудование;
  • Дидактический материал, игры экологического содержания;
  • Условия для практической работы по охране окружающей среды.
  • В большинстве своём, воспитатели детских садов, связывают экологическое образование детей дошкольного возраста лишь с привитием им любви и бережного отношения к природе. Между тем именно привнесение научно-экологического подхода позволяет переориентировать ознакомление детей с природой на экологическое образование и уже в дошкольном возрасте начать формирование экологической культуры.Методические рекомендации по организации центров детского экспериментированияЦентр детской экспериментально-исследовательской деятельности – это один из элементов развивающей предметной среды. Этот центр создаётся в групповой комнате с целью развития у детей познавательного интереса, интереса к исследовательской деятельности и формирования основ научного мировоззрения. В то же время эта зона является площадкой для организации специфической игровой деятельности ребёнка, так как ведущим видом деятельности остаётся игра. В этой специально оборудованной зоне дети, как на занятиях, так и в свободной деятельности, проводят опыты, эксперименты, наблюдения по разной тематике. Именно эти первые простейшие и самостоятельно выполненные исследования и формируют у детей научное мировоззрение. Оформление центраЖелательно чтобы центр детского экспериментирования располагался рядом с окном и был достаточно просторным (чтобы при необходимости можно было поставить дополнительные, рабочие столики). Так же желательно, чтобы рядом располагалась раковина и источник воды. Это позволит детям мыть руки сразу по окончании занятий, а педагогам быстро приводить в порядок рабочее место. Для хранения оборудования и различных материалов нужно удобно разместить небольшие стеллажи или полки. Подоконник окна можно использовать для размещения на нём ящиков с растениями, посадками для наблюдений.Лабораторное оборудованиеДля проведения опытов, в качестве оборудования удобно использовать бросовый упаковочный материал разного размера, формы и фактуры. Например, это могут быть пластиковые стаканчики, бутылочки, трубочки для коктейля, пластиковые ложечки, различные мерные стаканчики, бумажные салфетки в качестве фильтровальной бумаги, воронки, не большие миски, тазики, резиновые груши. Так же необходимы комплекты для игр с водой и песком, с ветром.Чтобы одежда детей во время проведения опытов оставалась чистой целесообразно иметь на каждого ребёнка клеёнчатый фартук и нарукавники. Материалы для работыЦентр детского экспериментирования должен быть оснащён разнообразными природными материалами, предназначенными для проведения разных исследований: глина, земля, песок, камни, ракушки, семена растений, а так же сахар, соль, маслянистые жидкости, пищевые красители.В качестве демонстрационного материала центр необходимо постепенно пополнять различными коллекциями. Например: коллекция полезных ископаемых, коллекция речных и морских камней, коллекция ракушек, причём в ней могут быть и морские, и речные, и океанические ракушки. Коллекция коры деревьев, коллекция засушенных плодов (шиповник, рябина, черёмуха и т.д.), коллекция перьев (которые предварительно нужно подержать над паром), коллекция сухих листьев, мхов. Весь коллекционный материал собирается вместе с детьми и их родителями.Для фиксирования наблюдений, опытов, исследований воспитателю нужно оформить дневник наблюдений, который заполняется воспитателем. Общее содержание и задачиЗадачи экспериментально - исследовательской деятельности:Воспитывать у детей интерес к явлениям природы. Дать элементарные представления о свойствах песка, воды, камней, воздуха.Развивать у детей познавательную активность, произвольное внимание, память, речь, мелкую моторику рук и тактильно – кинетическую чувствительность.Показать взаимосвязь человека и природы.   Воспитывать культуру поведения детей в природе. Учить бережно, относиться к природному окружению. Перспективное планирование работыпо экспериментально – исследовательской деятельности с детьми 2-3 летМетодика проведения обследованияуровня экологических представлений детейСистема оценки детской деятельности по 3-х бальной шкале:/ Высокий / 3 балла – деятельность соответствует уровню нормы./ Средний /  2 балла – незначительное отклонение от уровня нормы./ Ниже среднего /     1 балл – существенное отклонение от уровня нормы. Данный диагностический материал состоит из 5 разделов:Раздел 1. Характерные особенности живых организмов, внешнее строение, основные потребности.Раздел 2. Характерные особенности приспособления живых организмов к окружающей среде и сезонным изменениям.Раздел 3. Особенности появления живых организмов на свет их рост и развитие.Раздел 4. Основные свойства объектов неживой природы.Раздел 5. Практические умения по уходу за растениями и животными. Раздел 11.1. Определение уровня знаний характерных особенностей живого - неживогоОценка результатов деятельности:- Высокий уровень: Ребёнок без особого труда распределяет изображения на картинках на живое и неживое; аргументирует свой выбор. Знает большинство существенных признаков живого. Правильно относит животных и растения к живому. Знания о живом носят обобщённый характер: характеризует всю группу живого в целом. Без особого труда, связно и последовательно отвечает на поставленные вопросы.- Средний уровень: Ребёнок иногда допускает незначительные ошибки при распределении изображений на карточках на живое и неживое; не всегда аргументирует свой выбор. Знает наиболее существенные признаки живого (движение, питание, рост). По ним относит к живому большинство животных и растений. Называет разные признаки у животных и растений. На поставленные вопросы отвечает последовательно, но иногда ответы бывают слишком краткими.- Уровень ниже среднего: Ребёнок часто допускает ошибки при распределении карточек на живое и неживое; не всегда аргументирует свой выбор. Преобладают неустойчивые представления о некоторых особенностях живого – существенных и несущественных. Относит к живому животных по существенным и несущественным признакам. Не относит растения к живому. Относит неживое по сходным с живым признакам. На поставленные вопросы отвечать затрудняется, а если и отвечает, то в основном неверно. Оборудование: 10 картинок, из них: 6- с изображением живых объектов (рыба, собака, бабочка, дерево, человек, цветок); 4 – с изображением неживых объектов (машина, кукла, шар, тарелка).Вопросы и задания:- Назови, что нарисовано на этих картинках?- Выбери те картинки, где нарисовано живое?- Почему ты решил, что это живое?Если ребёнок молчит, то рассмотреть любой настоящий живой объект (рыбка в аквариуме, попугай, другие дети) и спросить, почему они живые.1.2. Определение уровня знаний характерных особенностей внешнего строения живых организмов, их основных потребностейОценка результатов деятельности:- Высокий уровень: Ребёнок самостоятельно называет изображённых животных и растения, определяя разные виды: деревья, цветы, кустарники. Называет основные детали внешнего строения живых организмов (туловище, голова, хвост, лапы, корень, стебель, листья и т.д.) и характерные только для данного вида (жабры, клюв и т.д.). Без помощи взрослого называет условия, необходимые для жизни, роста и развития живых организмов.- Средний уровень: Ребёнок самостоятельно называет изображённых животных и растения, но иногда допускает незначительные ошибки при определении вида: дерево, цветок, кустарник. Знает наиболее существенные детали внешнего строения живого организма. Не всегда самостоятельно выделяет характерные особенности внешнего строения для определённого вида. Называет условия необходимые для жизни, роста и развития живых организмов, но ответы слишком краткие.- Уровень ниже среднего: Ребёнок называет только диких и домашних животных, часто допускает ошибки при названии животных других стран и климатических зон. Называет широко распространённые растения, но затрудняется назвать виды растений. Выделяет только существенные детали внешнего строения живого организма. Преобладают неустойчивые представления об условиях необходимых для жизни, роста и развития живых организмов.Оборудование: картинки с изображением хорошо знакомых домашних, диких животных, а так же несколько картинок с растениями и изображением человека. Карточки условных изображений (солнце – свет; костёр – тепло; тарелка – пища; дом, гнездо – место пребывания; капельки – вода; пузырьки – воздух).Вопросы и задания:- Кто это?- Как ты узнал, что это кошка (заяц, лошадь и т.д.)?- Покажи, где у кошки голова? У кошки есть хвост? Усы? И т.д.- Что это за растение?- Как оно называется?- Покажи, где у цветка стебель? Лист? Цветок? Раздел 22.1. Определение уровня знаний об особенностях приспособления живых организмов к окружающей средеОценка результатов деятельности:- Высокий уровень: Ребёнок самостоятельно и правильно определяет место обитания живых организмов, аргументирует свой выбор. Ответы на вопросы даёт полные.- Средний уровень: Ребёнок самостоятельно определяет место обитания живых организмов, но иногда допускает незначительные ошибки. Не всегда аргументирует свой выбор и испытывает затруднения при ответах на вопросы.- Уровень ниже среднего: Ребёнок только с помощью воспитателя определяет место обитания живых организмов. Не может аргументировать выбор. На поставленные вопросы даёт ответы, но в основном не правильные.Младший возраст.Оборудование: картины с изображением леса, деревни, реки или водоёма. Несколько маленьких карточек с изображением домашних, диких животных, лягушки и рыбы.Вопросы и задания:- Где живёт волк? (Ребёнок карточку с изображением волка должен поместить в лес).- Где живёт кошка?- Где живёт лягушка?- Почему рыбка не живёт в лесу? Раздел 3.3.1. Определение уровня знаний об особенностях появления живых организмов на светОценка результатов деятельности:- Высокий уровень: Ребёнок самостоятельно и правильно выделяет характерные признаки и особенности живых организмов и, основываясь на этом, определяет возможность всего живого иметь потомство. Знает, что взрослые особи производят на свет маленьких (детёнышей, семена и т.д.).- Средний уровень: Ребёнок выделяет характерные признаки и особенности живых организмов и понимает, что живые организмы могут иметь потомство, но иногда затрудняется определить, как появляются на свет новые растения. Выделяет взрослых особей и их детёнышей, понимает связь между ними.- Уровень ниже среднего: Ребёнок испытывает затруднения при выделении характерных особенностей и признаков живых организмов и поэтому только с помощью воспитателя определяет, кто может иметь потомство. Не относит растения к живому, не знает, как появляются на свет новые растения.Младший возраст.Оборудование: картинки с изображением взрослых и молодых цветов, кустов, деревьев.Вопросы и задания:- Как появляются новые растения?- Найди картинку взрослого дерева и молодого. 3.2. Определение уровня знаний о росте и развитие живых организмовОценка результатов деятельности:- Высокий уровень: Ребёнок самостоятельно и в правильной последовательности раскладывает картинки показывающие этапы роста и развития живых организмов. Аргументирует свой выбор.- Средний уровень: Ребёнок самостоятельно раскладывает картинки показывающие этапы роста и развития живых организмов, но иногда допускает незначительные ошибки в последовательности этапов. Не всегда может аргументировать свой выбор.- Уровень ниже среднего: Ребёнок испытывает затруднения при определении этапов роста и развития живых организмов. Раскладывает картинки в правильной последовательности только при помощи воспитателя.Оборудование: серия картинок, наглядно представляющих рост и развитие боба.Задание:- Разложи картинки так, чтоб было видно, как растёт боб.Раздел 4Определение уровня знаний об основных свойствах воды, воздуха, песка, глины, почвыОценка результатов деятельности:- Высокий уровень: Ребёнок легко определяет по внешнему виду воду и песок. Знает некоторые основные свойства этих объектов неживой природы. Самостоятельно их определяет.- Средний уровень: Ребёнок правильно определяет по внешнему виду песок и воду. Правильно называет некоторые основные свойства песка, воды, но иногда допускает незначительные ошибки. Определяет эти свойства с помощью воспитателя.- Уровень ниже среднего: Ребёнок определяет песок и воду по внешнему виду. Затрудняется назвать некоторые основные свойства этих объектов и определить их. Для диагностики знаний ребёнка о свойствах воды и песка организуются игры с водой и песком. В ходе игр воспитатель беседует с ребёнком.Оборудование: центр игр с песком и водой.Вопросы и задания:- Что налито в тазике?- Спрячь игрушку в воде. Почему игрушку видно?- Сделай из воды куличик. Почему не получается?- В тазике вода холодная, тёплая или горячая?- Воду можно сделать горячей? Как?- Сделай куличик из сухого песка. Почему не получается?- Сделай куличик из влажного песка. Почему получается?- Полей песок водичкой. Куда делась водичка?- Какой комочек твёрже, крепче: глиняный или песочный?Раздел 5Определение уровня сформированности практических умений по уходу за растениями и животнымиОценка результатов деятельности:- Высокий уровень: Ребёнок самостоятельно выявляет проблему и находит пути её решения. Самостоятельно и качественно выполняет знакомые трудовые процессы.- Средний уровень: Ребёнок выявляет проблему и пути её решения при незначительной помощи воспитателя. Трудовой процесс по уходу за живым организмом выполняет с небольшой помощью взрослого. Достигает результата.- Уровень ниже среднего: Принимает выявленную взрослым проблему и пути её решения. В трудовом процессе может выполнить лишь трудовые действия. Качество труда низкое. Не достигает результата.Оборудование: растение с яркими характерными признаками – сухая земля, увядшее; лейки с водой и без водыЗадание и вопросы:- Выбери растение, которое хочет пить.- Как ты узнал, что растение хочет пить?- Где взять воду?- Покажи мишке, как нужно правильно поливать.(Лейку надо держать двумя руками, носик должен упираться в край горшка. Правильный полив – постепенно. Неправильный полив – сверху и под корень)."Песочные прятки" занятие с элементами исследовательской деятельности в 1 младшей группе Цель: Обратить внимание детей на некоторые свойства сухого песка: сыпется, может быть холодным и тёплым; в песок можно спрятать игрушку. Развивать у детей мелкую моторику рук, тактильно-кинетическую чувствительность, интерес к играм с песком, внимание, речь.Методы и приёмы: игровой, практический (игры с песком), наглядный, словесный (художественное слово).Материал к занятию: ёмкость с песком, позволяющая играть одновременно 3-4 детям; песочные наборы: лопатки, ситечки, воронки; мелкие игрушки: фигурки животных, машинки, теннисные шарики; кукла, кукольные туфельки.Ход занятия(Воспитатель обращается к детям, показывая им кукольную туфельку):- Ой, ребятки, я, чью то туфельку нашла. Кто, же её потерял?! (Обращается к детям)- Сашенька, это твоя туфелька? Нет у Саши обе туфельки на ножках. А может быть это ты, Мариночка туфельку потеряла? Нет и у Марины туфельки на ножках одеты. А может быть, это вообще не наши ребятки туфельку потеряли? Посмотрите, эта туфелька очень маленькая, она нашим ребяткам мала будет. Наверно её кто-то из наших кукол потерял. Давайте ребята, посмотрим – у всех ли наших куколок туфельки есть на ножках. (дети осматривают кукол и замечают, что у одной из кукол не хватает одной туфельки).- И в самом деле, у куклы Маши только одна туфелька! Вот вы какие внимательные! Быстро нашли хозяйку туфельки! Только наша кукла Маша почему-то всё равно грустит. Давайте спросим у неё, почему она такая грустная.- Маша, что случилось? Почему ты грустишь?(М) – Я играла сегодня в песочнице с песком и растеряла все свои игрушки. Вот только один совочек остался и ведёрко с песочком.- Не грусти Машенька, я знаю, как тебе помочь. Мы с ребятами отыщем твои игрушки. Ребята, поможем Машеньке найти её игрушки? Идёмте к нашей песочнице и Машеньку с собой возьмём, а ведёрко Машино с песочком и совочком, чтобы оно тоже не потерялось, давайте вот тут на окошке оставим (ведёрко с песком ставится на освещённое солнцем окно, или на подоконник, рядом с батареей).(Дети подходят к ёмкости с песком, в которой разбросаны песочные формочки).- Маша, это твои формочки лежат в песочнице? Какие они все красивые! Вот и нашлись твои игрушки, но что-то ты всё равно грустишь?(М) – У меня были ещё игрушки совсем маленькие, но я их здесь не вижу.- Ребята, куда же могли подеваться игрушки? А может быть, они в песок запрятались?! Давайте поищем. (Дети ищут в песке зарытые игрушки. В процессе поиска, воспитатель обращает внимание детей на то, что песок мягкий и сыпется).- Как много мы с вами нашли игрушек! Чтобы игрушки больше в песке не потерялись, давайте их в Машино ведёрко сложим. (Воспитатель берёт ведёрко с песком, оставленное предварительно на солнышке).- Но сначала помогите мне из ведёрка песочек вытряхнуть. Ой, ребята. Потрогайте песочек в ведёрке, какой он тёплый! Почему песочек вдруг стал тёплым?! Кто его нагрел? Наверное, солнышко! Ведёрко стояло на солнышке, и песочек нагрелся, а в песочнице у нас с вами песочек холодный – сюда солнышко лучиками не достаёт и песочек не греет. Потрогайте ребята песочек в песочнице, он холодный?- Ну вот, мы и помогли Маше найти её игрушки. Посмотрите, среди них есть машинки. А давайте построим из песка высокую горку и будем с неё машинки катать.- Песочек хорошо сыпется и горку можно насыпать. Чем будем сыпать? (Совочками, ручками). А ещё можно сыпать песок через воронку и сито. Сашенька держи воронку, а Марина совочком будет сыпать в неё песок. (Во время выполнения  детьми игровых действий, воспитатель координирует движения детей. Аналогичные действия проводятся с ситом).- Вот какие высокие горки мы с вами построили! (Дети катают машинки с корок)- Ну вот, Машеньке мы с вами помогли и даже горку для машин построили, а теперь надо собрать все игрушки и обязательно помыть руки себе и Машеньке. (Воспитатель обязательно демонстрирует детям, что кукла Маша тоже моет руки после игр с песком).Конспект НОД по экологическому воспитанию в I младшей группес элементами исследовательской деятельностиТема: «Норка для мышки-Малышки»Цель: закрепление у детей представления о некоторых свойствах песка: мокрый – формуется, сухой – сыпется. Развивать у детей мелкую моторику рук, кинетическую чувствительность.Методы и приёмы: игровой, метод проблемной ситуации, детское экспериментирование, наглядный метод.Материал к занятиям: ёмкость с песком, позволяющая играть одновременно 3- 4 детям; песочные наборы: лопатки, ситечки, воронки; лейка с водой, игрушечная фигурка мышки; магнитофон, запись - "мышиный писк".Ход занятия:(Воспитатель вносит в группу большую корзину с игрушками, на самом дне которой лежит игрушечная фигурка мышки).- Ребята, вы любите играть с игрушками? А куличики из песка делать? Я тоже люблю играть с игрушками. Вот посмотрите, сколько я сегодня вам игрушек принесла (показывает на игрушки в корзине). Давайте вместе посмотрим, какие игрушки тут лежат. (Приглашает детей подойти поближе к корзине. Вдруг раздаётся мышиный писк). Ой, ребята, вы слышали? Кто-то пищит! Кажется, это кто-то в корзину забрался. Давайте вынем игрушки и посмотрим, кто там спрятался. (Дети вместе с воспитателем вынимают игрушки из корзины и находят игрушечную фигурку мышки).- Кто это, ребята? (Мышка). А как, мышка у нас говорит? (Пи-пи-пи). Так вот оказывается, кто это пищал у меня в корзинке!!! Но ребята, мышка так жалобно пищала, наверное, она плакала. Вам жалко мышку? Мне тоже очень жалко! Она такая маленькая! Давайте спросим у неё, почему она плакала?!- Мышка, мышка, почему ты так горько плакала? Что случилось?(М) – У меня нет домика-норки.- А почему у тебя нет домика-норки?(М) – осенью хитрая лиса прогнала меня из моего старого домика, а новый я себе построить не успела-началась зима и на землю выпал снег, укрыл всю землю, теперь до самой весны до неё не добраться. Зимой на улице холодно, вот я и забежала к вам в детский сад погреется, и увидела у вас коробку с песком. Так обрадовалась – ведь из песка можно хорошую, уютную норку вырыть. (Мышка снова жалобно пищит).- Так что же ты снова плачешь? Оставайся у нас, рой норку и живи. Ребята, оставим мышку у себя?(М) – Да нет, не смогу я у вас остаться.- Почему?!(М) – Из вашего песка моя норка, почему-то не получается.- Да нет же Мышка-Малышка, у нас очень хороший песок. Мы с ребятами часто с ним играем. Ребята, что мы с вами строим из песка? (куличики, горки, дорожки ит.д.). Давай, мышка, мы с ребятами поможем тебе норку построить. Поможем ребята мышке, норку построить? (воспитатель вместе с детьми подходит к песочнице).- Ребята берите совочки, формочки и давайте построим мышке очень красивую норку – из куличиков. (Дети пробуют сделать куличики из сухого песка. Ничего не получается).- Ребята, что-то у меня ничего не получается. А у вас, получается? (Нет). Почему? (Песок из формочек высыпается).- Ой, как же я сразу не догадалась!!! Песок у нас сухой, поэтому и высыпается. Из такого песка норку мы построить не сможем. Что же нам делать ребята? Как мышке помочь – норку для неё построить? Что нам надо сделать? (Если дети затрудняются ответить, воспитатель сам предлагает полить песок из лейки).- Может быть надо намочить песок? Давайте попробуем. (Из лейки поливает песок).- Потрогайте песочек, каким он теперь стал? Сухим или мокрым? Давайте теперь попробуем сделать куличики, вдруг получится. (Дети играю с песком, делают куличики).- Ребята теперь куличики у вас получаются? И у меня тоже. Песочек мокрый не высыпается из формочек. Теперь мы сможем построить для мышки красивую норку! (Дети делают куличики, а воспитатель, координируя их действия, помогает из куличиков сложить норку для мышки. В ходе игры воспитатель ещё раз заостряет внимание детей на свойствах мокрого и сухого песка).- Ну вот, мы и построили норку для нашей гостьи. Мышка тебе нравится твоя новая норка?(М)- Очень! Спасибо вам ребята, а теперь я заберусь в свою норку и буду отдыхать, а то я так устала. (Воспитатель сажает мышку в норку).- Ну, что же ребята, вы молодцы – помогли мышке. Пусть наша гостья отдыхает, а мы пойдём с вами мыть ручки.Занятие–экспериментирование в первой младшей группе «Угощение для куклы Кати»Цель: Познакомить детей со свойствами песка, закрепить умение делать куличики, закрепить умение различать предметы по величине «большой», «маленький», закрепить знание цветов, закрепить знания о предметах чайной посуды. Формировать интерес к экспериментальной деятельности. Развивать мелкую моторику кистей рук. Учить доводить работу до конца.Форма проведения: фронтальная, практическая деятельностьОснащение: Песок, совочки, формочки, влажные салфетки, лейка с водой. Аудиозапись песни «Я пеку, пеку, пеку». Игрушка кукла Катя.Ход занятия-экспериментирования:1. Игровой момент.Раздается, плачь куклы.Воспитатель: Интересно кто это плачет? Вывозит из-за стола коляску с куклой.- Спрашивает куклу. Что случилось?Кукла Катя: отвечает на ухо воспитателю, что хочет есть.Воспитатель: Кукла Катя сказала, что хочет есть. Но завтрак уже закончился, вы молодцы все съели. Чем же нам накормить куклу Катю.Скажите мне, кто нам приносит еду?Ответ детей: Елена Геннадьевна.Воспитатель: Давайте попросим ее нам помочь.Елена Геннадьевна: Вот вам два тазика.Воспитатель: ребята, что нам принесла Елена Геннадьевна?Ответ детей: песокВоспитатель: Мы сможем приготовить из песка угощение для куклы Кати и наших гостей.Давайте подойдем к столам и попробуем приготовить угощение.2. Но прежде чем начнем готовить угощение, давайте уточним правила безопасности:не брать песок в рот;не обсыпаться песком;не тереть глаза грязными руками.3. Посмотрите на столе стоят формочки, скажите они одинаковые или разные?Ответы детей: разные большие и маленькие.Воспитатель: Возьмите в руки ложки и попробуйте сделать пирожки.Получились пирожки?Ответы детей: нетВоспитатель: Почему?Ответы детей:Воспитатель: Пирожки не получились, потому что песок сухой, сыпучий. Скажите мне какой песок?Ответы детей: сухой, сыпучийВоспитатель: Сделаем вывод. Из сухого песка пирожки не получаются.4. Воспитатель: Давайте попробуем намочить песок. У меня есть лейка с водой. Песок стал мокрым. Давайте попробуем из мокрого песка сделать пирожки.Дети делают пирожки.Посмотрите, а из мокрого песка пирожки получились. Мокрый песок не сыпучий.Соберем пирожки и поставим на плиту.5. Физкультминутка: Дети исполняют с движениями песню «Я пеку, пеку, пеку»6. Воспитатель: Скоро будут готовы наши пирожки, надо накрывать на стол. Какую чайную посуду надо поставить на стол?Ответы детей: чайник, чашки, блюдце, сахарницу, ложки.Воспитатель: Пирожки готовы. Садись Катя пить чай.Кукла Катя: Как же у вас получились такие красивые пирожки? Я видела, что первый раз у вас ни чего не получилось.Воспитатель: Первый раз мы делали пирожки, из какого песка?Ответы детей: из сухого песка, пирожки не получаются, потому что он сыпучий.Воспитатель: второй раз мы делали пирожки из мокрого песка.Ответы детей: из мокрого песка получаются пирожки, потому что он не сыпучий.Кукла Катя: Спасибо, дети, что приготовили такие вкусные пирожки, но мне пора домой, до свидания.Занятие: «Следы на песке»Цель занятия:1. Развитие тактильной чувствительности и воображения2. Развитие речи, памяти.3. Формирование навыков позитивной коммуникации, что в свою очередь ведет к сплоченности детского коллектива. Для занятия я заранее подготовила песочницу, которая находится на участке для прогулок. Граблями я разровняла всю ее поверхность. И начертила непонятные следы, присыпав их цветным песком. И вот ребята бегут на прогулку. Я их зазываю к себе с взволнованным видом.- Ребята, идите сюда, посмотрите, что появилось в нашей песочнице!Все дети подбежали, и стали с интересом и удивлением рассматривать следы на песке.- Вы не знаете, откуда они взялись?- Нет, не знаем, растерянно отвечали они, - вчера мы гуляли ничего такого не было. Надо у дяди Саши спросить (это наш охранник), может он видел, кто к нам на участок приходил.- Ребята, а как вы думаете, чьи это следы?До ответа ребят, у меня была идея преподнести это как следы древней птицы птеродактиля. Но фантазия ребят оказалась гораздо богаче моей.- Это же следы Жар-птицы, она к нам ночью прилетала!!!! - выдал версию Ванечка.Я тут же подхватила эту идею:- Точно, точно, смотрите на следах разноцветные камушки, это с ее оперенья они упали.Ребята были в восторге от такой сказочной ситуации. И наперебой стали придумывать, почему же Жар- птица приземлилась именно на их участок. Тут на помощь пришла воспитатель группы Алла Владимировна, сказав, что волшебной птице понравилось у нас в детском саду, и она еще раз к нам обязательно прилетит. Только она может это делать только ночью, чтобы ее никто не видел. А чтобы ребята вспоминали ее, она оставила свои следы, осыпав их камнями со своего оперения.- Ребята, давайте это событие будем хранить в тайне, это будет секрет нашей группы. А то если все об этом узнают, то Жар-птица к нам больше не прилетит.Так у меня, у воспитателя и у ребят появилось что- то общее о чем знаем только мы и никому больше знать не положено!!!- Девочки, мальчики, давайте ближе подойдем к песочнице и попробуем своими ручками оставить следы маленьких медвежат, которые пробежались по нашему песочку.Ребята с удовольствием выполняли мое задание.- А теперь наши ручки превращаются в зайчиков, и они скачут по нашему песку.- А сейчас наши пальчики оставляют следы на песочке от жучков.Я показываю детям движения пальцами, а они за мной повторяют.Заключение: Все поставленные передо мной цели на этом занятии были выполнены. Более того у нас появилась общая тайна, о которой мы до сих пор перешептываемся с ребятами в тайне от других групп. Правда, вечером следующего дня родители спрашивали у меня о странных фантазиях их детей. Но я лишь пожимала плечами, ведь мы договорились, что о Жар- птице, никому, ни слова! Вот только Вам я поведала эту историю, но надеюсь, что вы меня не выдадите. Краткосрочный проект реализованный в первой младшей группе«Водичка, водичка… »Срок реализации: краткосрочный (3 дня)Тип проекта: познавательно- исследовательскийУчастники: воспитатель, дети 2-3 лет.Цель: Начальное формирование экологической культуры ребенкаЗАДАЧИ: учить детей бережно относится к воде, экономить водуДать представление какую роль играет вода в жизни человекаПоказать детям что вода бывает разной (твёрдой, тёплой, холодной)Используемый материал:1. Стакан с водой (теплая, холодная)2. Стакан со снегом3. Гуашь красного цвета4. Предварительная подготовка: чтение книг о воде (стихи, потешки, загадки о воде.1. Подготовительный этап:Беседа о воде.- Ребята, посмотрите на этот стакан, как вы думаете, что в нем находится?- Правильно вода. Откуда эта вода? (из крана)- Для чего нужна вода, как мы ее используем? (пьем, моем руки, купаемся, стираем, моем пол, поливаем цветы) .- Значит вода полезная? И ее надо беречь? А как мы можем экономить воду? (Помыть руки и закрыть кран)Чтение художественной литературы:Светлана ОлеговаКто знает, откуда берется вода?Кто знает, откуда берется вода?Быть может, из снега? Быть может, из льда?А может, с подземных ключей она бьетИ всем она жизнь и цветенье дает.Чтоб нам о воде все-при все разузнать,Немало учебников нужно читать.А так же различных журналов и книг,Чтоб все ее тайны открылись нам в миг. ©Вода из-под кранаЯ воду в стакан из под крана налил.На свет посмотрел- она очень прозрачнаПонюхал ее и немного отпил.Нет вкуса, нет запаха. Все однозначно.А в горном ключе если воду набрать,На вкус она будет совсем уж иной.Словами, пожалуй, и не передать,Как вкусно напиться водой ключевой.ПотешкиОй, лады, лады, лады,Не боимся мы воды,Чисто умываемся – вот так!Маме улыбаемся – вот так!Ах, вода, вода, вода!Будем чистыми всегда!Брызги – вправо, брызги – влево!Мокрым стало наше тело!Полотенчиком пушистымВытрем ручки очень быстро!Пестушка"Водичка, водичка. "Водичка, водичка,Умой мое личико,Чтобы глазоньки блестели,Чтобы щечки краснели,Чтоб смеялся роток,Чтоб кусался зубок.2. Исследовательский этап- А вы знаете, что вода бежит не только из крана. Вы хотите узнать где еще может жить водичка. Тогда давайте оденемся и выйдем на улицу.- Ребята, посмотрите, что лежит на земле вкруг нас? (снег)- А вы поверите, если я скажу, что это тоже вода, только твердая. А давайте, мы с вами в этом убедимся. Для этого немного снега мы наберем в стакан и занесем в группу.- Сейчас пока снег превратится в воду, мы рассмотрим воду в другом стакане. Опустите пальчик в воду, и почувствуйте какая вода?-Какая здесь вода (теплая). Значит вода может быть теплой.- А здесь какая? (холодная). Значит какая может быть?- А теперь давайте в эту воду добавим немного красной краски. Посмотрите вода окрасилась.-Ребята, а теперь посмотрите, что произошло с нашим снегом. (он растаял.)- Правильно он растаял и превратился в воду. Вода была твердой, а стала жидкая.- И так, ребята, что мы с вами узнали, какая может быть вода? (холодная, теплая, твердая, жидкая, можно покрасить воду)3. Заключительный этап:А. АлиеваКапля с капелькой слетела,капля капельку задела,капля с капелькой слилась,вот и лужа налилась!- О чем этот стих? (о капельке)- А вы знаете, что капелька это тоже вода? И в луже очень много капелек.- Давайте, мы с вами нарисуем капельку?Конспект НОД в первой младшей группе по реализации образовательной области «Коммуникация» на тему: «Искупаем куклу Катю»Интеграция образовательных областей: Коммуникация, Социализация, Познание, Чтение художественной литературы, Художественное творчество, Труд, Музыка, Физическая культура, Здоровье.Интегративные качества:«Овладевший необходимыми умениями и навыками»: эмоционально откликается на игру, предложенную взрослым, подражает его действиям, общается в диалоге с воспитателем; различает и называет предметы ближайшего окружения, слушает доступные по содержанию стихи, сказки, «Овладевший средствами общения и способами взаимодействия с взрослыми и сверстниками»: может по просьбе взрослого рассказать о кукле Кате, о событии из личного опыта.«Любознательный, активный»: принимает участие в играх, проявляет интерес к игровым действиям сверстников.«Овладевший универсальными предпосылками учебной деятельности»: отвечает на простейшие вопросы «Кто? », «Что? », «Что делает? »Интегрированные задачи:«Коммуникация»Активизировать в речи названия предметов, действий, качеств ванночка, мыло, мыльница, полотенце, намыливать, смывать мыло, вытирать, горячая, холодная, теплая водаОбогащение словаря существительными, обозначающими предметы личной гигиены (ванночка, мыло, мыльница, полотенце); глаголами, обозначающими трудовые действия (намыливать, смывать мыло, вытирать); прилагательными, обозначающими температуру предметов (горячая, холодная, теплая вода)Развивать понимания речи и активизация словаря на основе расширения ориентировки детей в ближайшем окружении;Выполнение детьми разнообразных поручений, дающих им возможность общаться со сверстниками и взрослымиВоспитывать активность, инициативность детей«Познание»Формирование представлений о простейших связях между предметами ближайшего окруженияФормирование представлений о весенних изменениях в природе: тает снег, появились лужи, набухли почкиПродолжение работы по обогащению непосредственного чувственного опыта детей в разных видах деятельности, включая все виды восприятия.«Чтение художественной литературы»Сопровождение чтения небольших поэтических произведений игровыми действиями;Приучение детей к слушанию народных песенок, колыбельных.«Социализация»Учить детей выполнять с помощью взрослого несколько игровых действий, объединенных сюжетной канвой «Купание куклы»Развитие интереса к игровым действиям сверстников.Подведение к пониманию роли в игреМатериалы и оборудование: кукла Катя, ванночка, 2 ведерка, кружка, мыло, мыльница, мочалка, полотенце, ночная рубашка для куклы, кровать для куклы.Предварительная работа: чтение народных колыбельных, знакомство с предметами личной гигены.Словарная работа: ванночка, мыло, мыльница, полотенце, намыливать, смывать мыло, вытирать, горячая, холодная, теплая водаХод НОДСтук в дверь.Воспитатель: - Ой, ребята, кто это к нам пришел? Это кукла Катя.Кукла Катя: - Здравствуйте, дети.Дети: - Здравствуй, кукла Катя. А почему ты такая грустная? Ведьна улице весна, солнышко ярче смотрит, птички поют, ручейки бегут…Воспитатель: - Она говорит, что она гуляла по улице, ходила по лужицам,упала и испачкалась. Что нужно сделать, чтобы Катя былачистой?Дети: - Надо ее искупать.Воспитатель: - Правильно, надо Катю искупать. Посмотрите, вот у меня на столе два ведерка с водой. В одном ведре горячая вода, в другом холодная.Сейчас я смешаю холодную и горячую воду. Какая вода получилась?Дети: - ТеплаяВоспитатель: - Потрогай, Милена, какая вода получилась?+ Теплая.- Теперь ты, Динар. Какая вода получилась?+Теплая-Давайте все вместе хором скажем ТЕПЛАЯДетки, посмотрите, на этом столе есть много разных предметов. Давайте мы с вами выберем, что же нужно для того, чтоб искупать Катю.(мыло, мыльница, полотенце, расческа, ванна, шампунь, мочалка)Алина, выбери, что нужно, чтобы искупать куклу?Выбирает что нужно для этогоВоспитатель: - Теперь, ты Маша, выбери, что нужно для того, чтоб искупать куклу? Молодцы, детки, вы все правильно выбрали. Где мы будем купать нашу куклу?Дети: + В ванной.Воспитатель: - Правильно, в ванной. А что нужно сделать Кате, чтобы начать купаться?Дети: +Нужно раздеться.Воспитатель: - Правильно, ребятки, ее нужно раздеть. А как мы будем ее раздевать? Что сначала мы ей снимем? снимаем ботинки+Сначала снимем шапку, потом плащ, платье, штанишки, майку, трусики.Воспитатель: - Молодцы, вы все правильно сказали. Вот мы ее и разделиВоспитатель: - Посадим Катю в ванную и начинаем купать. Что сначала мы ей будем мыть?Дети: + Голову, спинку.Воспитатель: - Правильно, сначала мы ей будем мыть голову. А что нужно, чтобы помыть голову? А чем мы будем мыть голову?Дети: +Шампунем.Воспитатель: Умницы, мы голову моем шампунем. Кто хочет помочь в этом? Идем, Маша, давай ты будешь намыливать. А кто хочет воду наливать на голову? Выходит ребенок-Вот какие, молодцы!Читаю: Хлоп-хлоп ручками,Полон мыла тазТы не трогай Катенька,Мыльной ручкой глазВоспитатель: - Ну вот, Катя, головка чистая. Теперь помоем ручки, ножки, спинку. Ребятки, скажите, пожалуйста, чем мы будем мыть ручки, ножки и спинку?Дети: + МыломВоспитатель: - Правильно, мылом. А где живет наше мыло?Дети: + В мыльнице.Воспитатель: - Да в мыльнице. Мыльница – это домик для мыла. Вот она какая. Показываю, скажи мыльница (спрашиваю 2-3 ребенка)- Давайте все вместе скажем МЫЛЬНИЦАВоспитатель: - Что еще нужно для чистого мытья?Дети: + МочалкаВоспитатель: - Правильно, мочалка.Алсу, повтори, пожалуйста, МОЧАЛКААлина, повтори МОЧАЛКА. А теперь все хором мочалка.Молодцы. А давайте потрогаем мочалку руками. Какая она?Дети: +Мягкая, с дырочками, мокрая, т. д.Воспитатель: - Правильно, молодцы! Что нужно сделать, чтобы мочалка стала мыльной?Дети: + Намылить.Воспитатель: - Правильно, нужно намылить. (скажи намылить, повтори намылить. ) Давайте все хором, 3-4 намылитьРебятки, кто хочет намылить мочалку? Выходит ребенок и намыливает мочалку. А кто хочет потереть ручки, ножки, спинку? Выходит желающий.(Читаю). Будет мыло пениться,И грязь куда-то денется.Теплую водичку льем на нашу Катю.Глаз, купайся, шейка, мойся;грязь, смывайся хорошенько!Да здравствует мыло душистоеИ полотенце пушистоеИ густой гребешок.Воспитатель: - Вот мы с вами и помыли нашу Катю. Теперь смоем пену тёплой водичкой. - Ильвир, помоги наливать водичку на Катю.Ильвир наливает водичку. Читаю: А водичка булькает,А водичка пенится.Катенька помоетсяПричешется, оденется.Воспитатель: - Ну вот, теперь Катенька чистенькая. Только наша Катя совсем мокрая. Как же ей помочь?Дети: + Надо вытереться полотенцем.Воспитатель: - Правильно, надо вытереться полотенцем. Давайте мы нашу Катю вытрем сухим полотенцем. Вот теперь наша Катя чистенькая, сухая.Сейчас мы оденем ей чистенький халатик, причешем. - А чем же мы будем причесывать волосы?- Никита, покажи, пожалуйста, чем же мы будем причесывать Катю? Показывает расческуВоспитатель: - Скажи, что это?Ребенок: - Расческа.Воспитатель: скажи расческа (спрашиваю 2-3 детей) Теперь хором расческа. Молодцы! А кто хочет расчесать Катю? Выходит ребенок, расчесывает куклу.Воспитатель: - Ой, а наша кукла что-то зевает? Наверно спать хочет. Давайте ребятки мы ей споем песенку и уложим в кровать. Кто хочет покачать её?Выходит ребенок, качает куклу.А мы все вместе споем ей колыбельную.Баю баюшки-баюНе ложись на краюА то серенький волчокПридет, схватит за бочокТы Волчок не ходиНашу Катю не буди.- Наша куколка заснула….Воспитатель: Давайте положим её в кроватку, и укроем одеялом.- Кто хочет укрыть ее одеялом?Выходит желающие.ИТОГ.Воспитатель: - Ребятки, что мы с вами сегодня делали?Дети: - Купали КатюВоспитатель: - В какой воде мы ее купали?Дети: + В теплойВоспитатель: - Чем мы ее мыли?Дети: + МыломВоспитатель: - Посмотрите ребятки, вода в ванной грязная и мыльная. Давайте, повторяем хором, 3-4 ГРЯЗНАЯ и МЫЛЬНАЯДети: +Ее надо вылитьВоспитатель: - Сейчас я вылью, воду, а ты Никита помоги мне, пожалуйста, убрать мыло. А Родион поможет убрать полотенце.Воспитатель: - Молодцы, ребятки, спасибо.Интегрированное занятие в группе раннего возраста «Плывет, плывет кораблик»Программное содержание:1. Познакомить с различными материалами (скорлупка грецкого ореха, деревянная палочка, бумага, пуговица, камушки, ракушки, монетка, пластилин, пластмассовый шарик) ;2. Научить определять их свойства: легкий - тяжелый (поплывёт тонет) ;3. Познакомить с конструированием из бросового материала;4. Развивать желание творить;5. Проявлять активность во время занятия.Материалы и оборудования:рукавичка - лягушка, кораблик с веревочкой, ёмкость с водой, скорлупки грецкого ореха, деревянные палочки с парусами из бумаги, музыка, различные предметы для опыта.Ход:Дети заходят, на центральной стене картина - ручеек, кораблик с лягушонком, звучит музыка (птичьи голоса) .-Посмотрите как у нас красиво: солнышко пригревает, посылает на землю свои теплые лучики. По небу плывут облака, поют птички, журчит ручеек, на полянке появились первые цветы- подснежники. Какое время года наступило?-Весна идет, тепло несет, а ещё говорят весна красавица, в зелёном нарядном платьице.-Почему говорят весна зеленого цвета?-Посмотрите листочки на деревьях какого цвета? А травушка - муравушка под деревом? Много зелени вокруг появляется, вот поэтому и говорят:- Весна зеленого цвета.-Ребята, посмотрите по ручейку что-то плывет? Кораблик, а в нем лягушонок сидит. Давайте рассмотрим кораблик.-Что это у кораблика? (парус) .-Матросская шапка, веревка в руке. Плывет кораблик по быстрой реке,-И скачут лягушки за мной по пятам-И просят меня, прокати капитан!-Ребята, лягушонок приготовил нам сюрприз (на столе таз с водой) Лягушонок: Предлагаю поиграть в игру «Утонет - поплывет».-Начнем со скорлупки грецкого ореха. Ванечка! Опусти скорлупку в воду. Утонула или поплыла? (таким образом, проверяются все предметы).-Пластилин тонет в воде, но скорлупка удерживает его на поверхности показываю). Пластилин для чего нам нужен? Правильно прикрепить парус. Посмотрите я беру кусочек пластилина прикрепляю его на дно скорлупки и креплю парус - кораблик готов, может пуститься в плаванье. Опускаю в таз с водой, дую и он поплыл.Пальчиковая играДве ладошки приложуИ по морю поплыву.Две ладошки, друзья,Это лодочка моя.Паруса поднимуСиним морем поплыву,А по бурным волнамПлывут рыбки тут и там.-Ребята, а лягушечка мне говорит, что маленьким лягушаткам тоже очень хочется путешествовать на своих корабликах. Давайте построим для них кораблики, (музыка).-Возьмем скорлупку грецкого ореха, прикрепим на дно пластилин {старайтесь прикрепить его на середину, берем парус и крепим его. Вот кораблик и готов (можно спросить про цвет и форму паруса) .-Теперь давайте проверим, поплывут наши кораблики или нет.Осторожно опускайте кораблики на воду, чтобы вода не попала вовнутрь скорлупки. (Дети проверяют свои кораблики).А нас, лягушата, снова зовут поиграть (слово + движение)Лягушонок по дорожкеСкачет, вытянувши ножки,Ква-ква-ква в воду нам пора,Ква-ква-ква можно плавать до утра,Ква-ква-ква на берег нам пора,Ква-ква-ква поймали комара.- Как весело с лягушатами играть, но пора прощаться. Скажем до свидания, возьмем свои кораблики и пойдем, покажем нашей т. Гале.Конспект познавательного занятия с элементами экспериментирования в младшей группе «Поиграем с камешками»Тема. "Поиграем с камешками"Программное содержание:- познакомить детей со свойствами камешек (твердый, тяжелый, тонет в воде, стучит)- развивать наглядно-действенное мышление- воспитывать аккуратность, умение обращаться с данным материалом- поощрять желание помочь другимМатериал: Коробочка с камешками, комочки ваты, цветные домики для каждого ребенка, стаканчик с водой, Зайчик.В гости к детям приходит Зайчик и приносит красивую коробочку.Зайчик: Здравствуйте, ребята!Дети: Здравствуй, Зайчик!Зайчик: Я принес вам вот эту коробочку, а что в ней - увидите сейчас.Воспитатель: Спасибо, Зайчик, очень красивая коробочка. А что же в ней, давайте посмотрим. Что же это ребята? А какие камешки?Дети: (Это камешки они разные, красивые маленькие и большие)Воспитатель: Да ребята правильно вы говорите красивые и разные камешки. Сколько их?Дети: Много.(Воспитатель раздаёт камешки детям по 5шт.)Зайчик: А давайте сожмем один камешек в ладошке крепко-крепко. Разожмите, видите, он остался таким же, потому что камешки твердые.Какие камушки?Ответы детей: (твёрдые, холодные)Зайчик: А вот вам комочек ваты. Сожмите его в руке. Они сжимаются, потому что комочки ваты мягкие.Какие комочки ваты?Ответы детей: (мягкие)Воспитатель: Зайка я, вам с ребятами, предлагаю постучать камешком по столу. И послушать как, они стучат. Как вы думайте, почему они стучат?Ответы детей: (Потому что они твердые)Воспитатель: Правильно потому что твёрдые. А комочки ваты мы можем услышать, как они стучат, почему?Ответы детей: (потому что они мягкие.)Зайчик: Ребята давайте бросим один свой камешек в воду. Что с ним случилось?Ответы детей: (Камешек утонул)Зайчик: А почему утонул камешек?Ответы детей: (Он тяжелый.)Воспитатель: А теперь положим комочек ваты в стаканчик с водой.Что с ним случилось?Ответы детей: (Комочек ваты плавает, не утонул в воде.)Воспитатель: Почему?Ответы детей: (Комочек ваты легкий, поэтому не тонет в воде.)Воспитатель: Ребята Зайка спрашивает, вам понравились играть с камушками и ватными комочками?Дети: Да!(Воспитатель предлагает Зайке и детям отдохнуть.)Проводится физминутка «Зайке холодно сидеть»Зайке холодно сидетьНужно лапочки погретьЛапки вверх, лапки вниз,На носочках подтянись,Лапки ставим на бочок,На носочках скок – скок – скок.А затем вприсядку,Чтоб не мёрзли лапкиПрыгать заинька горазд,Он подпрыгнул 5 раз.И на стульчики содимся опять.Воспитатель: Ребята, Зайка просит нас ему помочьн построил домик, а подул сильный ветер, домик разломился, давайте поможем Зайке опять построить дом и выложить из камешек дорожку. Поможем Зайке?Дети: Да!(проводится игра «Дорожка к домику Зайки)Дети: Выкладывают камешками дорожку к домику Зайки.Воспитатель: Зайка посмотри, как ребята старались тебе помочь. Какие красивые домики и дорожки получились.Зайчик благодарит детей и дарит угощение.О чем шепчут камушкиЦель: образовательной деятельности:Ознакомление с доступными явлениями природы, формирование основ экологического сознания через игруЗадачи:Привлечение внимания детей к красоте природы в разное время годаФормирование основ взаимодействия с природойЗакрепление свойств камней по форме, весуЗакрепление свойств воды: теплая - холоднаяРазвитие внимания, координации движенийФормы работы.1. Игра-имитация «Автобус»2. Слушание аудиозаписи «Голоса леса»3. Просмотр видеозаписи «Ручеек»4. Опыты с камешками и водой.5. Игра на координацию движений.6. Рисование камешками.Содержание деятельности.- Заходим, здороваемся с гостямиПесня «Здравствуйте, ладошки»Здравствуйте, ладошки хлоп-хлоп-хлоп.Здравствуйте, ножки топ-топ-топ.Здравствуйте, щёчки плюх-плюх-плюх.Пухленькие щёчки плюх-плюх-плюх.Здравствуйте, губкиЗдравствуйте, зубки (пощёлкать язычком)Здравствуй, мой носик, бип-бип-бип.Здравствуйте, гости, привет!Ребята, сегодня я приглашаю вас в весенний лес, мы поедем в нашем волшебном автобусе, рассаживайтесь!(звучит песня, дети имитируют движения)-Вот мы и приехали, погуляем по лесу (звучит запись звуков леса) .Как звонко поют птички, весело встречают весну.-(Слышен звук текущего ручейка) Что там так красиво журчит, поет? (видео - ручей)-Какой веселый, звонкий ручеек! Какая у него звонкая песенка! Он тоже радуется весне.- А здесь, посмотрите, красивая полянка. Солнышко пригрело землю, и появились цветочки – весенние одуванчики. Какие они по цвету? - Желтые, как солнышко.-Сколько камешков на полянке, соберем их (рассматривают камни, отвечают на вопросы - какие камни: большие – маленькие, легкие – тяжелые, теплые - холодные)-Дети, мы увезем камешки с собой в детский сад и там с ними поиграем.(собираем камешки в коробку, послушали как они в коробке грохочут)-Садимся в автобус, возвращаемся в детский сад (звучит один куплет песни «Автобус»)-Подходим к столу (на столе заранее приготовлены вата, перышки). Выложим наши камешки, дружно подуем на стол, посмотрим, что будет?(Вывод: Легкие предметы можно сдуть, а камешки тяжелые, их сдуть нелегко) .- Что будет, если мы опустим камешки в воду? Хотите посмотреть?Опыт с водой. Вывод. Камешки тяжелые, поэтому они тонут в воде.-Достанем камешки, какими они стали? - они мокрые.- Давайте камешки выложим на салфетку, посмотрим, какими они станут?-А пока камешки лежат, мы поиграем с солнышком, позовем его в гости.(приходит Солнышко – ребенок из старшей группы)Игра с солнышком.Смотрит солнышко в окошко, светит в нашу комнату,Мы похлопаем в ладошки, очень рады солнышку.-(обращаем внимание на камни). Солнышко согрело камешки и они стали сухими и теплыми.-Вот какие у нас волшебные камешки!- Ребята, давайте сделаем Солнышку подарок, нарисуем для него много одуванчиков.-Я приготовила каждому маленькую зеленую полянку. А рисовать мы будем нашими волшебными камешками (показывает, как надо держать камешек, дети рисуют)-Смотрите, какие замечательные у нас получились полянки с одуванчиками, подарим их Солнышку.-Солнце-ребенок благодарит детей и уходит.-Дети прощаются с гостями.Познавательно-исследовательская деятельность с детьми раннего возраста.Тема: «Кто живет в аквариуме? »Цель: Закрепить у детей представление об элементарных свойствах песка,камней, воды. Познакомить с ракушкой. Развивать наблюдательность.Развитие речи.Материал: Аквариум пустой, искусственная рыбка, корзинка с камешками,ракушкой.Методы: Игровой, проблемной ситуации, словесный, наглядный метод,детское экспериментирование.Ход занятия.Дети играют в игровых уголках, воспитатель вносит баночку с рыбкой.Воспитатель: Ребятки, подойдите все сюда, смотрите кто к нам в гостиприплыл! Кто это, детки?Дети: Рыбка!Воспитатель: Конечно, это наша золотая рыбка! Рыбка у нас красивая,но почему-то очень грустная. Давайте спросим у нее, чтослучилось? Рыбка, что у тебя случилось, почему ты такаягрустная?Ребятки, рыбка говорит, что она очень рада всех нас видеть,но у нее беда, сломался домик и рыбке негде жить.Дети: Жалко, рыбку!Воспитатель: Ребята, надо рыбке помочь. Где у нас живет рыбка?Дети: В воде!Воспитатель: Правильно, в воде, а вода в аквариуме. Давайте посмотримчто у нас здесь стоит. У нас есть аквариум, банка с водой,корзинка с камешками.Поставим мы аквариум на стол, возьмем банку с водой.Вода у нас теплая, прозрачная! Потрогайте, ребятки, водичкуи скажите, какая водичка?Дети трогают водичку, обращаем их внимание на теплоту и прозрачность водыДети: Теплая, прозрачная!Наливаем воду в аквариум.Воспитатель: Так, а что еще мы туда положим? Что у нас еще в корзинкележит?Предлагаем посмотреть, что еще лежит в корзинке. Дети видят камешки.Дети: Камешки!Воспитатель: Надо нам, наверное, положить еще камешки. Смотрите, какиеони большие, серые, и не очень красивые. А какие онитяжелые!Дети берут камешки из корзинки, осматривают их, повторяют за воспитателем слова(гладкие, большие, тяжелые) .Воспитатель: Дети, а давайте опустим их в аквариум. Сначала я. Ой,смотрите, камешки сразу утонули, потому что они тяжелые.У нас камешки волшебные, смотрите, в воде они меняются,стали блестящие, гладкие, красивые! Давайте положим всеостальные и посмотрим!Дети каждый опускает камешек, и говорят, какие они стали.Дети: Гладкие, красивые!Так выкладываются все камешки, один за другим. В корзинке остается только ракушка.Воспитатель: Ребятки, смотрите, что у нас еще в корзинке осталось!Шершавая, и очень красивая ракушка. Потрогайте, какая она?Дети каждый пальчиком исследует ракушку. Сравнивает ее с камешком.Рассматривают со всех сторон, особенно закругленную часть.Воспитатель: Ракушка, это маленький домик для нашей рыбки. Давайтепосадим рыбку и опустим ее в аквариум.Дети опускают раковину и рыбку в аквариум.Воспитатель: Мы с вами молодцы! Рыбка говорит вам большое спасибо!У нее теперь очень теплый и уютный домик. Давайтевспомним, как мы рыбке помогали.Игра «Рыбка».Мы в аквариум водичку наливалиРаз-два-три, раз-два-три! Хлопаем рукамиКамешки в воду бросали Сжимаем, разжимаемПлюх-плюх-плюх! кулачкиИ ракушку – завитушку Пальцем водим поНа дно для рыбки уложили! ладошкеТы плыви, плыви, домой Ладошки вместе, плавныеРыбка золотая! движения. Имитируем рыбкуВоспитатель: Молодцы, ребята! А теперь мы пойдем с вами играть, а рыбкаотдыхать! До свидания, рыбка!Дети: До свидания, рыбка!