Конспект музыкального занятия для старшей группы «Эмоции и музыка»


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Конспект музыкального занятия для старшей группы «Эмоции и музыка»
Автор: Пиховкина Мария Федоровна

Конспект музыкального занятия для старшей группы «Эмоции и музыка»Цель: Ввести детей в сложный мир человеческих эмоций, прожить определенные эмоциональные состояния, выразить эмоцию с помощью движения, пения, мимики, ритмопластике, рисования тканью.Задачи:1. Учить детей распознавать эмоции, переданные композитором в музыкальном произведении ( радость, грусть );2. Развивать умение выражать эмоции различными способами;3. Воспитывать позитивное отношение к окружающим, устанавливая эмоциональный контакт в процессе взаимодействия (доброжелательность, внимание, сопереживание и др.)Оборудование: картинки и карточки с разным настроением, аудиозаписи, муз.центр, куклы клоуны Мажор и Минор, ширма.Ход занятияПод «Песенку-чудесенку» Протасова  дети входят в зал, образуя круг.Музыкальный руководитель:Замечательный денек,Сколько любопытных глаз.Разрешите вас, ребята,Поприветствовать сейчас!Игра – упражнение «Передай улыбку по кругу»У меня сегодня очень хорошее настроение. И я хочу подарить вам свою улыбку. А вы хотите поделиться своей улыбкой с друзьями? Ну, тогда я вам предлагаю поиграть в игру «Передай улыбку другу»Музыкальный руководитель: Ребята, а какое у вас настроение?(Дети отвечают)Бывает без сомнения,Разное настроение,Музыка вам будет помогать,Попробуйте его вы передать.  Музыкально-дидактическая игра «Покажи настроение»(Аудиозаписи: «Колыбельная» В.Моцарта, «Песня жаворонка» П.Чайковского, «Болезнь куклы» П.Чайковского,«Камаринская» П.Чайковского)Дети при помощи карточек показывают настроение, слушая произведения.Музыкальный руководитель: Ребята,  как мы можем выразить свое настроение?(Дети отвечают)Музыкальный руководитель: При помощи эмоций.Если мы понимаем язык эмоций, то мы легко сможем понять настроение другого человека. Утешить или успокоить его, если он расстроен или напуган, и порадоваться вместе с ним, если ему весело. Давайте поиграем.Речевая игра «Шурум – бурум»Описание: Дети произносят слова «Шурум – бурум» с заданной интонацией и придают лицу соответствующее выражение.· Радость· Грусть· Удивление· Страх· Отвращение· Смущение· Интерес· Злость Музыкальный руководитель: Но не только интонацией мы научились передавать свои эмоции.Ритмопластика «Трудная дорога»Цель: Развитие воображения и мимически – пантомимических реакций.Представьте, что мы находимся в темном, страшном лесу. Чтобы его пройти, нам нужно двигаться очень осторожно, чтобы заколдованные деревья не зацепили нас своими зловещими ветками.Поднялся сильный ветер с градом и дождем.  Ветер пытается сбить с ног.Будьте осторожны. Под ногами у нас топкое болото.Необходимо осторожно перепрыгивать с кочки на кочку, чтобы не провалиться в болото. Наконец мы миновали болото. И впереди у нас пропасть, через которую перекинут узкий мосток, с которого очень легко сорваться вниз.Мы все дальше заходим в лес, он становится все темнее и сумрачнее. На этой поляне поселились страхи. Давайте попробуем освободить поляну от страхов.Мимическая гимнастика «Победи свой страх»Страхи нас пугают,Корчат злые рожи,Станем на секундочкуМы на них похожи.(Эмоция: злость)Покажите-ка мне все,Как можно испугаться?(Эмоция: испуг)Как будто бы заплачем,И станем обижаться.(Эмоция: обида)Теперь мы за руки возьмемсяИ своим страхам улыбнемся!(Эмоция: радость)Три раза хлопнем,Три раза топнем,Руки вверх поднимемНа весь лес все крикнем:«Не боюсь, не боюсь!Не боюсь!»»Снова улыбнемся,Громко рассмеёмся!Слышится стук в дверь, почтальон приносит письмо.Музыкальный руководительИнтересно, от кого же письмо? Ребята, давайте прочитаем. Читает: «Срочно приезжайте, злая Фея заколдовала нас .  Клоуны Мажор и Минор». Ребята, помните я вам рассказывала про клоунов  Мажора и Минора, с ними случилась беда. Как же быть? Как им помочь? (дети предлагают отправиться  к клоунам) А на чем же мы отправимся? (дети предлагают) А давайте на поезде!Звучит песня «Паровоз  Ромашка»  дети идут друг за другом, на остановках выполняют  движения потексту песни.Музыкальный руководительВот мы и приехали.(Из  домика  воспитатель показывает кукол с грустным и весёлым лицом. Они здороваются с детьми грустно-Мажор и весело- Минор). Мажор(говорит грустно): Ребята. злая Фея заколдовала нас и теперь я -веселый клоун  Мажор всегда грустный, а  Минор-  наоборот веселый. Помогите нам!Воспитатель берёт в руки обе куклы и читает от их имени стихи. МАЖОР (весело):Скучная картина: тучи без конца,Дождик так и льётся, лужи у крыльца.Что ты рано в гости, осень, к нам пришла?Ещё просит сердце света и тепла! (А. Н. Плещеев) МИНОР (грустно):Травка зеленеет, солнышко блестит,Ласточка с весною в сени к нам летит.С нею солнце краше и весна милей!Прощебечет с дороги нам привет скорей! (А. Н. Плещеев) Музыкальный руководитель: Ребята, как читал Мажор своё стихотворение? (весело) А само стихотворение было какое? (грустное, минорное) Это Фея их заколдовала . Поможем  клоунам? А как?Минор: Чтобы нам помочь, вы должны   отгадать какая музыка грустная, а какая веселая?Дети слушают пьесы на выбор и говорят о них.Грустная: Альбинони «Адажио», Моцарт «Лакримоза» (Реквием), Вивальди «Зима» (Времена Года), Григ «Песня Сольвейг» (Пер Гюнт), Чайковский «Октябрь» (Времена Года)Весёлая: И. Бах «Шутка», Чайковский «Китайский танец» (Щелкунчик), Глинка «Увертюра из оперы Руслан и Людмила», Моцарт «Увертюра из Женитьбы Фигаро.Мажор и Минор читают стихотворения  еще раз, с правильной интонацией.Мажор и Минор: Спасибо, ребята, вы нас расколдовали!Музыкальный руководитель: Ребята, а вы знаете, что не только музыка бывает мажорной и минорной? Настроение у нас с вами тоже бывает иногда мажорное, а иногда минорное. Посмотрите на картинки. («Весёлый заяц с морковкой. Грустный заяц потерял морковку»)  Кто расскажет, какая история произошла с зайцем?Рассказ по картинке.Музыкальный руководитель: А кто хочет сочинить песенку весёлого зайца? А кто споёт песенку грустного зайца?Дети надевают на руку куклу-зайца, сочиняют и поют весёлые и грустные песни-попевки с использованием карточек настроения в мажорном ладу и в минорном.Дети исполняют  песню  «Хорошее настроение» З.РоотМузыкальный руководитель:А теперь давайте с клоунами потанцуем. Предлагаю вам разделиться на две группы и устроить настоящий танцевальный батл, то есть танцевальный конкурс. Муз.рук. делит детей на две группы. Муз. рук.У нас получилось две команды, команда- Мажоры и команда- Миноры. Каждая из команд будет танцевать, так как вам захочется самим, но отличие будет только в том, что у каждой команды своя музыка.  Первые танцуют Миноры, а потом Мажоры пытаются их рассмешить. Игра «Танцевальный батл» Муз. рук.: Вы молодцы ребята, обе команды блестяще справились с заданием.Музыкальный руководитель: Настроение можно выразить не только музыкой, пантомимой, или словами, а еще можно нарисовать. Каждому настроению соответствует свой цвет. (показывает на картину Айвазовского «Буря»)  Посмотрите, как океан разбушевался. Как вам кажется, какое настроение у океана? Он злится? А что вы ещё видите на картине? (ответы детей)Я предлагаю вам сделать такую же картину из ткани. Нарисуйте тканью этот бурлящий, гневный океан, и тонущий корабль, и чаек над водой.Рисуем картину тканьюПод звуковое сопровождение дети из разных кусков ткани на полу составляют общую картину «Буря»Музыкальный руководитель: А теперь возьмите музыкальные инструменты и изобразите, как звучит бурлящий океан.Озвучиваем картину музыкальными инструментамиДети импровизируют на музыкальных инструментах.Музыкальный руководитель: Океан выпустил свою злость, успокоился. Посмотрите, ветер утих. А как сейчас звучит океан?На экране картина Айвазовского «Штиль».Дети импровизируют на музыкальных инструментах.Музыкальный руководитель: Клоуны Мажор и Минор прощаются с нами, нам пора возвращаться. А давайте вернемся на корабле.Звучит гудок корабля и шум моря.Музыкальный руководительВот мы и вернулись в детский сад.  Что вам понравилось и запомнилось в нашем путешествии больше всего? (ответы детей) Музыкальный руководительПришла пора прощаться. Скажем друг другу «до свидания» сначала грустно, а потом весело.