«Взаимодействие ДОО с родителями (законными представителями воспитанников)»
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: «Взаимодействие ДОО с родителями (законными представителями воспитанников)»
Автор: Анастасия Андреевна Зеленова
Зеленова А. А.Методическая разработка по теме: «Взаимодействие ДОО с родителями (законными представителями воспитанников)»«Только вместе с родителями, общими усилиями, педагоги могут дать детям большое человеческое счастье»В. А. СухомлинскийВ нынешних условиях ДОО очень трудно обойтись без поддержки родителей. Часто участие родителей в жизни группы во многом остается только на словах. Правильный подход – не отказываться от взаимодействия, а учиться этому и искать новые способы и возможности вовлечения родителей в жизнь детей в пределах ДОО.По мнению специалистов, родители являются основными заказчиками услуг дошкольной образовательной организации, значит, деятельность педагогов должна основываться на интересах и запросах семьи. В связи с этим современным дошкольным образовательным организациям необходимо ориентироваться на поиск новых форм и методов работы, которые позволяли бы учесть актуальные потребности родителей, способствовали формированию активной родительской позиции.Задачами является привлечение внимания родителей к решению проблем образовательного и воспитательного процесса в ДОО.Исходя из этого нужно– создать единое пространство развития ребенка в семье и детском саду, сделать родителей участниками полноценного воспитательного процесса. Достичь высокого качества в развитии, полностью удовлетворить интересы родителей и детей, создать это единое пространство возможно при систематическом взаимодействии ДОО и семьи.Значит, внедрение новых форм работы с родителями позволяет организовать совместную деятельность детского сада и семьи и более эффективно использовать различные формы работы.Взаимоотношения с родителями целесообразно выстраивать поэтапно:В первую очередь родители знакомятся с детским садом, с образовательными программами, с педагогическим коллективом, раскрывают возможности совместной работы.Дальше, нужно «подружиться». На этом этапе родителям предлагаются активные методы взаимодействия: тренинги, круглые столы, игровые семинары.На следующем этапе можно говорить о функционировании родительско–педагогического сообщества, направляющего свою деятельность на развитие ребенка (исследовательская, проектная, познавательная деятельность, организации центров активности).При организации совместной работы ДОО с семьями в необходимо соблюдать основные принципы: -открытость детского сада для семьи (все родители имеют возможность знать и видеть, как живет и развивается его ребенок);-сотрудничество педагогов и родителей в воспитании детей;-создание активной развивающей среды, обеспечивающей единые подходы к развитию личности в семье и детском коллективе;-диагностика общих и частных проблем в развитии и воспитании ребенка.Главная цель педагогов дошкольной организации – профессионально помочь семье в воспитании детей, при этом, не подменяя ее, а дополняя и обеспечивая более полную реализацию ее воспитательных функций:-развитие интересов и потребностей ребенка;-распределение обязанностей и ответственности между родителями в --- постоянно меняющихся ситуациях воспитания детей;-поддержка открытости во взаимоотношениях между разными поколениями в семье;-выработка образа жизни семьи, формирование семейных традиций;-понимание и принятие индивидуальности ребенка, доверие и уважение к нему как к уникальной личности.Все формы взаимодействия с родителями подразделяются на: коллективные, индивидуальные и наглядно-информационные; традиционные и нетрадиционные.Коллективные формы подразумевают работу со всем или большим составом родителей группы. Это совместные мероприятия педагогов и родителей, детей.Индивидуальные формы предназначены для дифференцированной работы с родителями воспитанников.Наглядно-информационные – играют роль опосредованного общения между педагогами и родителями.В настоящее время сложились устойчивые формы работы детского сада с семьей. Особой популярностью пользуются нетрадиционные формы общения. Они направлены на установление неформальных контактов педагогов с родителями, привлечение их внимания к детскому саду. Родители лучше узнают своего ребенка, поскольку видят его в другой обстановке, сближаются с педагогами.В своей группе мы внедряем нетрадиционные формы работы с родителями:Клуб для родителей. Данная форма общения предполагает установление между педагогами и родителями доверительных отношений, осознание педагогами значимости семьи в воспитании ребенка, а родителями — что педагоги имеют возможность оказать им помощь в решении возникающих трудностей воспитания. Заседания клубов для родителей будут осуществляться регулярно. Выбор темы для обсуждения будут обусловливаться интересами и запросами родителей. Педагоги будут стремится не просто сами подготовить полезную и интересную информацию по волнующей родителей проблеме, но и приглашать специалистов интересующих родителей.Устный педагогический журнал. Журнал будет состоять из 2—5 страниц, каждая по 5-7 мин. Общая продолжительность составит не более 30 минут. Непродолжительность во времени имеет немаловажное значение, поскольку часто родители бывают ограничены во времени в силу различных причин. Поэтому важно, чтобы достаточно большой объем информации, размещенный в относительно коротком отрезке времени, представлял значительный интерес для родителей. Каждая страница журнала — это устное сообщение, которое может быть проиллюстрировано дидактическими пособиями, выставками рисунков, поделок, книг. Родителям заранее будет предлагаться литература для ознакомления с проблемой, практические задания, вопросы для обсуждения. Важно, чтобы темы были актуальны для родителей, отвечали их нуждам и помогали решить наиболее важные вопросы воспитания детей.Вечера вопросов и ответов. Это форма позволяет родителям уточнить свои педагогические знания, применить их на практике, узнать о чем-либо новом, пополнить знаниями друг друга, обсудить некоторые проблемы развития детей.Мини-собрания. Выявляется интересная семья, изучается ее опыт воспитания. Далее она приглашает к себе две-три семьи, разделяющие ее позиции в семейном воспитании. Таким образом, в узком кругу обсуждается интересующая всех тема.Исследовательско-проектные, ролевые, имитационные и деловые игры. В процессе этих игр участники не просто «впитывают» определенные знания, а конструируют новую модель действий, отношений. В процессе обсуждения участники игры с помощью специалистов пытаются проанализировать ситуацию со всех сторон и найти приемлемое решение. Тренинги. Тренинговые игровые упражнения и задания помогают дать оценку различным способам взаимодействия с ребенком, выбрать более удачные формы обращения к нему и общения с ним, заменять нежелательные конструктивными. Родитель, вовлекаемый в игровой тренинг, начинает общение с ребенком, постигает новые истины. Дни добрых дел. Дни добровольной посильной помощи родителей группе, ДОО – ремонт игрушек, мебели, группы, помощь в создании предметно – развивающей среды в группе. Такая форма позволяет налаживать атмосферу теплых, доброжелательных взаимоотношений между воспитателем и родителями. В зависимости от плана работы, необходимо составить график помощи родителей, обговорить каждое посещение, вид помощи, которую может оказать родитель и т.д. Индивидуальные консультации. Консультации по своему характеру близки к беседе. Разница в том, что беседа – это диалог воспитателя и родителя, а проводя консультацию, отвечая на вопросы родителей, педагог стремится дать квалифицированный совет. Индивидуальные блокноты, куда воспитатель записывает успехи детей по разным видам деятельности, родители могут помечать, что их интересует в воспитании детей.К данным формам также относятся: «Школа молодой семьи»; выполнение индивидуальных поручений; телефон Доверия; почта Доверия; копилка Добрых дел и т.д.Кроме того, существуют приемы создания ролей для родителей. Они могут играть разные формальные и неформальные роли в программе развития и воспитания своих детей в группе детского сада. Ниже приведены некоторые из них.Доброволец. У родителей и детей могут быть общие интересы или умения. Взрослые могут помогать воспитателям, принимать участие в спектаклях, помогать в организации мероприятий, обеспечивать транспортом, помогать убирать, обустраивать и украшать групповые помещения и пр. Досуговые формы взаимодействия с родителями призваны устанавливать теплые неформальные отношения между педагогами и родителями, а также более доверительные отношения между родителями и детьми. Такие формы сотрудничества с семьей могут быть эффективными, только если воспитатели уделяют достаточное внимание педагогическому содержанию мероприятия, а установление неформальных доверительных отношений с родителями не является основной целью общения.Праздники, утренники, мероприятия (концерты, соревнования). Такие вечера помогают создать эмоциональный комфорт в группе, сблизить участников педагогического процесса. Родители могут проявить смекалку и фантазию в различных конкурсах. Они могут выступать в роли непосредственных участников: участвовать в составлении сценария, читать стихотворения, петь песни, играть на музыкальных инструментах и рассказывать интересные истории и т.д.Выставки работ родителей и детей, семейные вернисажи. Такие выставки, как правило, демонстрируют результаты совместной деятельности родителей и детей. Это важный момент в построении взаимоотношений между ребёнком и родителем и значимый для воспитателя (повышение активности родителей в жизни группы, один из показателей комфортности внутрисемейных отношений). Например, «Во поле березонька стояла», «Чудеса для детей из ненужных вещей», вернисажи «Руки мамы, руки папы и мои ручонки», «Природа и фантазия»Благотворительные акции имеют большое воспитательное значение не только для детей, которые учатся не только принимать подарки, но и делать. Родители тоже не останутся равнодушными, видя, как их ребёнок с увлечением играет с друзьями в детском саду в давно заброшенную дома игру, а любимая книга стала еще интереснее и звучит по – новому в кругу друзей. А это большой труд, воспитания человеческой души. Например, акция «Подари книгу другу». Благодаря такой форме работы с родителями может обновиться и пополниться библиотека группы.К данным формам также можно отнести: клубы отцов, бабушек, дедушек; клуб выходного дня; выпуск стенгазеты; домашние гостиные; работа театральной труппы дети – родители (совместная постановка спектаклей);семейные встречи; музыкальные и литературные салоны; коллекционирование.Наглядно-информационные формы взаимодействия с родителями.Данные формы общения педагогов и родителей решают задачи ознакомления родителей с условиями, содержанием и методами воспитания детей в условиях детского сада, позволяют правильнее оценить деятельность педагогов, пересмотреть методы и приемы домашнего воспитания, объективнее увидеть деятельность воспитателя.Наглядно-информационные формы условно разделены на две подгруппы: информационно-ознакомительную и информационно-просветительскую:Задачами первой является ознакомление родителей с самим дошкольным учреждением, особенностями его работы, с педагогами, занимающимися воспитанием детей, и преодоление поверхностных мнений о работе дошкольного учреждения. Задачи другой группы близки к задачам познавательных форм и направлены на обогащение знаний родителей об особенностях развития и воспитания детей дошкольного возраста. Их специфика заключается в том, что общение педагогов с родителями здесь не прямое, а опосредованное — через газеты, организацию выставок и т.д., поэтому они были выделены в самостоятельную подгруппу, а не объединены с познавательными формами.В их использовании необходимо соблюдать принцип целенаправленности и принцип систематичности. Главная задача данных форм работы – познакомить родителей с условиями, задачами, содержанием и методами воспитания детей в ДОО (группе) и способствовать преодолению поверхностного суждения о роли детского сада, оказывать практическую помощь семье. К ним относятся: видеофрагменты организации различных видов деятельности, режимных моментов, занятий; фотографии, выставки детских работ, стенды, ширмы, папки-передвижки.Информационно-аналитические формы организации взаимодействия с родителями. Основной задачей информационно-аналитических форм организации общения с родителями являются сбор, обработка и использование данных о семье каждого воспитанника, общекультурном уровне его родителей, наличии у них необходимых педагогических знаний, отношении в семье к ребенку, запросах, интересах, потребностях родителей в психолого-педагогической информации. Только на аналитической основе возможно осуществление индивидуального, личностно-ориентированного подхода к ребенку в условиях дошкольного учреждения, повышение эффективности воспитательно-образовательной работы с детьми и построение грамотного общения с их родителями.Анкетирование. Один из распространенных методов диагностики, который используется работниками ДОО с целью изучения семьи, выяснения образовательных потребностей родителей, установления контакта с её членами, для согласования воспитательных воздействий на ребенка.Получив реальную картину, на основе собранных данных педагогом определяется и вырабатывается тактика общения с каждым родителем и ребёнком. Это помогает лучше ориентироваться в педагогических потребностях каждой семьи, учесть ее индивидуальные особенности, найти дифференцированный подход к родителям во время проведения совместных мероприятий.Письменные формы взаимодействия с родителями.Новое в практике работы детского сада с семьёй это использование письменных форм общения с родителями. Когда нехватка времени или сложности с графиком работы родителей мешают вам встретиться с ними лично; если у вас нет телефона или вы хотите обсудить какой-либо вопрос лично, то поддерживать контакт с родителями вам помогут некоторые формы письменного общения. Но злоупотреблять такими формами общения не стоит. Так как они не способствуют сплочению детско-родительского коллектива группы. А некоторые (брошюра, пособие, бюллетень, отчёт) более приемлемы для организации работы с родителями в рамках всего детского сада.Брошюры помогают родителям узнать о детском саде, могут описать концепцию детского сада и дать общую информацию о нем. Пособия содержат подробную информацию о детском саде. Семьи могут обращаться к пособиям в течение всего года.Бюллетень можно выпускать раз или два в месяц, чтобы постоянно обеспечивать семьи информацией об особых мероприятиях, изменениях в программе и др. Еженедельная записка, адресованная непосредственно родителям, сообщает семье о здоровье, настроении, поведении ребенка в детском саду, о его любимых занятиях и другую информацию.Неформальные записки воспитатели могут посылать с ребенком домой, чтобы информировать семью о новом достижении ребенка или о только что освоенном навыке, поблагодарить семью за оказанную помощь; здесь могут быть записи детской речи, интересные высказывания ребенка и др. Семьи также могут посылать в детский сад записки, выражающие благодарность или содержащие просьбы.Личные блокноты могут каждый день курсировать между детским садом и семьей, чтобы делиться информацией о том, что происходит дома и в детском саду. Семьи могут извещать воспитателей об особых семейных событиях, таких, как дни рождения, новая работа, поездки, гости.Доска объявлений – это настенный экран, который информирует родителей о собраниях на день и др.Ящик для предложений-коробка, в которую родители могут класть записки со своими идеями и предложениями, что позволяет им делиться своими мыслями с группой воспитателей.Отчеты о развитии ребенка – это одна из форм общения с семьями, которая может быть полезна при условии, чтобы она не заменяла личных контактов.С целью расширения возможностей организации эффективного общения с родителями педагогам ДОО рекомендуется использовать Интернет-ресурсы, общение on-line. Все это несет положительный характер.Предоставляется возможность для педагогов использовать таланты, увлечения, знания, практические умения родителей в образовательном процессе.Мы считаем, что самым главным достоинством родителей является то, что у них формируется понимание ответственности труда воспитателей, они начинают больше ценить их вклад в воспитании и образование своих детей.Кроме того, детям чрезвычайно полезно учиться общаться с людьми разного пола, возраста, социальной принадлежности, профессии. Так они могут получить разнообразные знания и опыт общения.Благодаря этому, все дела будут проходить с большим энтузиазмом, так как при их реализации каждый вносит крупицы своего труда, умения, творчества.Всё предложенное мотивирует родителей к взаимодействию с детьми в организованной образовательной и свободной деятельности. Совместная подготовка к мероприятиям сблизит как педагога, родителей, детей, подружит семьи. Без активного взаимодействия в системе «ребенок-родитель-педагог» невозможно эффективное развитие ребенка. Сотрудничество и сотворчество педагогов с родителями приносит реальную пользу в образовании детей. Основная цель таких мероприятий- укрепление детско-родительских отношений.