Воспитание культурно – гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Воспитание культурно – гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста
Автор: Ирина Сергеевна Матвеева

Воспитание культурно – гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возрастаКультурно-гигиенические навыки - важная составная часть культуры поведения. Необходимость опрятности, содержание в чистоте лица, тела, прически, одежды, обуви, продиктована не только требованиями гигиены, но и нормами человеческих отношений. Дети должны понимать, что в соблюдении этих правил проявляется уважение к окружающим, что любому человеку неприятно касаться грязной руки или смотреть на неопрятную одежду. Неряшливый человек, не умеющий следить за собой, своей внешностью, поступками, как правило, небрежен в работе.Воспитание культурно-гигиенических навыков имеет значение не только для успешности социализации детей, но и для их здоровья.Основой полноценного физического развития ребенка младшего возраста является приобщение его к основам здорового образа жизни. В приобщении детей к здоровому образу жизни важное значение приобретает освоение дошкольниками основ культуры гигиены.Однако, сталкиваясь с задачей воспитания культурно-гигиенических навыков у дошкольников, воспитатель не всегда может определить направления, последовательность своей работы, четко представить результат процесса воспитания, обозначить наиболее приемлемые формы и методы воздействия, поэтому я считаю рассматриваемую тему актуальной. Культурно-гигиенические навыки у детей воспитываются с самого раннего возраста. При их формировании идет простое усвоение норм и правил поведения, чрезвычайно важный процесс социализации малыша. Переход навыка в привычку достигается систематическим повторением его при определенных условиях. Привычки в отличии от навыков создают не только возможность выполнения того или иного действия, а обеспечивают сам факт его существования. Привычки, приобретенные ребенком, сохраняются длительное время и становятся, как гласит народная мудрость, второй натурой. Приобретённые привычки становятся устойчивыми и трудно поддаются перевоспитанию.Цель: Воспитание культурно-гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста.Задачи:Воспитывать культурно-гигиенические навыки у детей младшего дошкольного возраста.Закрепить представления о правилах личной гигиены; уточнить и систематизировать знания детей о необходимости гигиенических процедур.Воспитывать у детей желание выглядеть чистыми, аккуратными и опрятными.Укрепить связь между детьми и родителями, изменить позицию родителей в отношении своего здоровья и здоровья ребенка.Исходя, из поставленной цели и задач мы ожидаем следующие результаты.Ожидаемые результаты у детей:- Дети самостоятельно одеваются и раздеваются в определенной последовательности.- Проявляют навыки опрятности, следят за своим внешним видом (замечают непорядок в одежде, устраняют его самостоятельно или при небольшой помощи взрослых) .- Пользуются индивидуальными предметами (носовым платком, салфеткой, расческой) .- Правильно пользуются столовой и чайной ложками; не крошат хлеб, пережёвывают пищу с закрытым ртом, не разговаривают с полным ртом.- Правильно пользуются мылом, аккуратно моют руки, лицо, уши; насухо вытираются после умывания. Вешают полотенце на место.- Самостоятельно или после напоминания взрослого соблюдают элементарные правила поведения во время еды, умывания.- Следить за своим внешним видом; пользоваться мылом, аккуратно мыть руки, лицо, уши, насухо вытираться после умывания; вешать полотенце на место, пользоваться расческой и носовым платком; правильно пользоваться столовыми приборами, салфеткой; соблюдать культуру поведения за столом во время еды.Ожидаемый результат для родителей:- Повышение знаний для обеспечения успешного развития детей.- Получение консультаций по вопросам формирования культурно-- Укрепление связей между ДОО и семьёй.гигиенических навыков.- Изменение позиции родителей в отношении своего здоровья и здоровья детей.Теоретико-методические основы в воспитании культурно-гигиенических навыков у детей дошкольного возраста.Воспитание у детей навыков личной и общественной гигиены играет важнейшую роль в охране их здоровья, способствует правильному поведению в быту, в общественных местах. В конечном счете, от знания и выполнения детьми необходимых гигиенических правил и норм поведения зависит не только их здоровье, но и здоровье других детей и взрослых. В процессе повседневной работы с детьми необходимо стремиться к тому, чтобы выполнение правил личной гигиены стало для них естественным, а гигиенические навыки с возрастом постоянно совершенствовались. В начале детей приучают к выполнению элементарных правил: мыть руки перед едой, после пользования туалетом, игры, прогулки и т.д. Ребенку старше двух лет прививают привычку полоскать рот питьевой водой после приема пищи, предварительно научив его этому. Дети среднего и старшего дошкольного возраста более осознано должны относиться к выполнению правил личной гигиены; самостоятельно мыть руки с мылом, намыливая их до образования пены и насухо их вытирать, пользоваться индивидуальным полотенцем, расческой, стаканом для полоскания рта, следить, чтобы все вещи содержались в чистоте. Воспитание навыков личной гигиены предполагает, и умение детей быть всегда опрятными, замечать неполадки в своей одежде, самостоятельно или с помощью взрослых их устранять. Гигиеническое воспитание и обучение неразрывно связано с воспитанием культурного поведения. С самого младшего возраста детей приучают правильно сидеть за столом во время еды, аккуратно есть, тщательно, бесшумно пережевывать пищу, уметь пользоваться столовыми приборами, салфеткой. Детям, которые дежурят по столовой, нужно не только уметь правильно накрыть стол и ставить посуду, но и твердо усвоить, что, перед тем как приступить к выполнению своих обязанностей, необходимо тщательно помыть руки с мылом, привести себя в порядок, причесаться.Воспитание культурно-гигиенических навыков включает широкий круг задач, и для их успешного решения рекомендуется использовать целый ряд педагогических приемов с учетом возраста детей: прямое обучение, показ, упражнения с выполнением действий в процессе дидактических игр, систематическое напоминание детям о необходимости соблюдать правила гигиены и постепенное повышение требований к ним. Нужно добиваться от дошкольников точного и четкого выполнения действий, из правильной последовательности.В младшем возрасте необходимые навыки лучше всего усваиваются детьми в играх специально направленного содержания. Важно, чтобы эти игры были интересны, могли увлечь детей, активизировать их инициативу и творчество. В старших группах большое значение приобретают учебные мотивы. Однако для более успешного формирования и закрепления навыков гигиены на протяжении периода дошкольного детства целесообразно сочетать словесный и наглядный способы, используя специальные наборы материалов по гигиеническому воспитанию в детском саду, разнообразные сюжетные картинки, символы. В процессе гигиенического воспитания и обучения детей педагог сообщает им разнообразные сведения: о значении гигиенических навыков для здоровья, о последовательности гигиенических процедур в режиме дня, формирует у детей представление о пользе физкультурных упражнений. Гигиенические знания целесообразны и на занятиях по физической культуре, труду, ознакомлению с окружающим, с природой. Для этого используются некоторые дидактические и сюжетно-ролевые игры. Интересны детям и литературные сюжеты Мойдодыр, Федорино горе и др. На их основе можно разыгрывать маленькие сценки, распределив роли между детьми. Все сведения по гигиене прививаются детям в повседневной жизни в процессе разнообразных видов деятельности и отдыха, т.е. в каждом компоненте режима можно найти благоприятный момент для гигиенического воспитания.Для эффективного гигиенического воспитания дошкольников большое значение имеет и внешний вид окружающих и взрослых. Нужно постоянно помнить о том, что дети в этом возрасте очень наблюдательны и склонны к подражанию, поэтому воспитатель должен быть для них образцом.Для закрепления знаний и навыков личной гигиены желательно давать детям различные поручения, например, назначить санитаров для систематической проверки у сверстников состояния ногтей, рук, одежды, содержания личных вещей в шкафу. Навыки и детей быстро становятся прочными, если они закрепляются постоянно в разных ситуациях. Главное, чтобы детям было интересно, и чтобы они могли видеть результаты своих действий, (кто-то стал значительно опрятнее и т.д.).Обязательным условием формирования гигиенических навыков у детей, воспитания привычки к здоровому образу жизни является высокая санитарная культура персонала дошкольного учреждения. Где должны быть созданы необходимые условия для сохранения здоровья детей, полноценного физического и гигиенического развития.Следующее условие, необходимое для успешного гигиенического воспитания – единство требований со стороны взрослых. Ребенок приобретает гигиенические навыки в общении с воспитателем, медицинским работником, няней и, конечно, в семье. Обязанность родителей – постоянно закреплять гигиенические навыки, воспитываемые у ребенка в детском саду. Важно, чтобы взрослые подавали ребенку пример, сами всегда их соблюдали.Практическая частьВ процессе повседневной работы с детьми необходимо стремиться к тому, чтобы выполнение правил личной гигиены стало для них естественным, а гигиенические навыки с возрастом постоянно совершенствовались.Формируют навыки личной гигиены: умение детей быть всегда опрятными, замечать неполадки в своей одежде, самостоятельно или с помощью взрослых их устранять. Приучают правильно сидеть за столом во время еды, аккуратно есть, тщательно, бесшумно пережевывать пищу, уметь пользоваться столовыми приборами, салфеткой. Детям, которые дежурят по столовой, нужно не только уметь правильно накрыть стол и ставить посуду, но и твердо усвоить, что, перед тем как приступить к выполнению своих обязанностей, необходимо тщательно помыть руки с мылом, привести себя в порядок, причесаться.Воспитание культурно-гигиенических навыков включает широкий круг задач, и для их успешного решения рекомендуется использовать целый ряд педагогических приемов с учетом возраста детей: прямое обучение, показ, объяснение, пояснение, поощрение, беседы, упражнения с выполнением действий в процессе дидактических игр, систематическое напоминание детям о необходимости соблюдать правила гигиены и постепенное повышение требований к ним. Широко используются, особенно в младшем возрасте, игровые приемы: дидактические игры, потешки, стихотворения.В младшем дошкольном возрасте необходимые навыки лучше всего усваиваются детьми в играх специально направленного содержания. Важно, чтобы эти игры были интересны, могли увлечь детей, активизировать их инициативу и творчество.Гигиенические знания целесообразны и на занятиях по физической культуре, труду, ознакомлению с окружающим, с природой. Для этого используются некоторые дидактические и сюжетно-ролевые игры. Интересны детям и литературные сюжеты Мойдодыр, Федорино горе и др. На их основе можно разыгрывать маленькие сценки, распределив роли между детьми.Чтобы ускорить формирование культурно-гигиенических навыков необходимо в процессе игр напоминать ребёнку: "Ты всегда моешь руки перед едой. Не забыл ли ты помыть руки своей дочке? ". Таким образом, усвоенные культурно-гигиенические навыки обогащают содержание детских игр, а игры в свою очередь становятся показателем усвоения культурно-гигиеническими навыками.Культурно-гигиенические навыки связаны не только с игрой. Они лежат в основе первого доступного ребёнку вида трудовой деятельности - труда по самообслуживанию. Малыш научился надевать платье, колготки, туфли и начинает осваивать последовательность одевания: что сначала, что потом. При этом сформированные навыки объединяются, образуя схему действий в ситуациях одевания, умывания, укладывания спать и т. д.Знакомство с материалом по воспитанию культурно-гигиенических навыков включается в разные виды деятельности, предусмотренные базисной программой, такие как:- занятия;- игры по воспитанию культурно-гигиенических навыков;- организация деятельности в режимных моментах.Большое внимание уделяется работе с родителями.Подбор материала основывался на опыте дошкольной педагогики,учитывающей возрастные особенности и индивидуальные возможности детей.Игра, занятия в воспитании культурно-гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста.В младшем возрасте гигиенические навыки лучше всего усваиваются детьми в играх специально направленного содержания. Важно, чтобы эти игры были интересны, могли увлечь детей, активизировать их инициативу и творчество.Особая роль в воспитании культурно – гигиенических навыков принадлежит игровым приемам. Используя их, мы закрепляем у детей навыки, которые вырабатываются в повседневной жизни.Посредствам игры ребенок лучше запоминает и устанавливает причинно-следственные связи. Игра позволяет ребёнку глубже понять окружающий мир.В игре дети отражают взаимоотношения, которые складываются в ходе бытовых процессов. Ребенок так относится к кукле, как родители к нему в соответствующих ситуациях. В игре дети имитируют бытовые действия (мытье рук, прием пищи), тем самым закрепляя действия с бытовыми предметами (ложкой, чашкой и пр.), а так же отражают правила, которые стоят за выполнением культурно – гигиенических навыков: одежду куклы надо аккуратно сложить, посуду на столе расставить красиво.В качестве игрового метода используется воображаемая ситуация в развернутом виде: с ролями, игровыми действиями, соответствующим игровым оборудованием. В младших группах игра является одним из основных методов формирования навыков личной гигиены, многие элементарные трудовые навыки, особенно в области самообслуживания, культурного общения, обращения с вещами, усваиваются в значительной мере в играх с куклами. Воспитатель использует художественное слово, к месту вспоминает знакомые потешки, поговорки, пословицы, меткие сравнения из любимых художественных произведений. Волшебное воздействие оказывают на детей юмористические частушки Г. Ладонщиковой из книги Про знакомые дела.Я под краном руки мыла,Увидал меня Трезор:А лицо помыть забыла.Зарычал: Какой позор!Для закрепления культурно-гигиенических навыков и привычек целесообразно использовать сюжетно-ролевую игру, Обратите внимание на игры малыша, вот он посадил куклу за стол и собирается её кормить. Подскажите ему: Ты всегда перед едой моешь руки. Не забыл ли ты помыть руки своей дочке?. Или другая ситуация. Ребёнок укладывает спать куклу одетую. Нужно ему напомнить: Перед сном ты всегда снимаешь одежду и аккуратно складываешь её. Твоя дочка тоже не хочет спать одетой. Таким образом, усвоение культурно-гигиенические навыки закрепляются и обогащают содержание детских игр.В играх с куклами у маленьких детей формируются культурно-гигиенические навыки и нравственные качества – заботливое отношение к партнеру по игре – кукле, которое переносится затем на сверстников. Можно внести в группу большую куклу и сказать, что она приехала к малышам, и будет жить вместе с ними. Дети знакомятся с игрушкой, выделяют ей игрушечный шкаф в раздевальной комнате, вместе с воспитателем устанавливают кроватку в спальне, отводят место за столом в кукольном уголке и т. д. Придумывают кукле имя. Затем учат куклу навыкам самообслуживания. Кукла иногда даёт оценку действиям детей.Независимо от вида дидактическая игра имеет определенную структуру, отличающую ее от других видов игр и упражнений. Игра, используемая для обучения, должна содержать, прежде всего, обучающую, дидактическую, задачу. Играя, дети решают эту задачу в занимательной форме, которая достигается определенными игровыми действиями.Использование в профессионально-педагогической деятельности различных форм, приемов и методов работы, применение средств поощрения и наглядных средств оказало существенное влияние на повышение заинтересованности воспитанников к формированию культурно-гигиенических навыков и побудило к активному участию детей на занятиях. В результате реализации занятий, как правило, намечается положительная динамика в развитии культурно-гигиенических навыков у детей.В своей работе, по формированию культурно - гигиенических навыков мы отдаём предпочтение играм и игровому методу, использованию художественного слова, это создаёт у детей хорошее настроение и формирует положительное отношение к выполнению культурно – гигиенических навыков.Организация деятельности в режимных моментахВ процессе повседневной работы с детьми необходимо стремиться к тому, чтобы выполнение правил личной гигиены стало для них естественным, а гигиенические навыки с возрастом постоянно совершенствовались. В начале детей приучают к выполнению элементарных правил: мыть руки перед едой, после пользования туалетом, игры, прогулки и т.д. Ребенку старше двух лет прививают привычку полоскать рот питьевой водой после приема пищи, предварительно научив его этому.Для формирования культурно-гигиенических навыков нужно также выработать общие критерии в оценке отдельных действий, четко определить место расположения вещей, игрушек, порядок их уборки и хранения. Для малышей особое значение имеет постоянство условий, знание назначения и места каждой нужной ему в течение дня вещи.Например, в умывальной комнате должно быть достаточное количество раковин необходимого размера, на каждой из которых лежит мыло; раковины и полотенца размещаются с учетом роста детей; на вешалке над каждым полотенцем картинка. Это повышает интерес детей к умыванию.Режим дня обеспечивает ежедневное повторение гигиенических процедур в одно и то же время – это способствует постепенному формированию навыков и привычек культуры поведения. Формирование их происходит в играх, труде, занятиях, в быту. Ежедневно повторяясь, режим дня приучает организм ребенка к определенному ритму, обеспечивает смену деятельности, тем самым предохраняя нервную систему детей от переутомления. Выполнение режима дня способствует формированию культурно – гигиенических навыков, воспитанию, организованности и дисциплинированности. Формирование культурно - гигиенических навыков осуществляется под руководством взрослых - родителей, воспитателя.Взаимодействие с родителямиВ дошкольном возрасте дети особенно склонны к подражанию, поэтому в формировании навыков большую роль играет личный пример взрослых. Настаивая, чтобы дети мыли руки перед обедом, не забывайте и от себя требовать того же. Старайтесь сами убирать свою постель, это вовсе не трудная и позорная работа, - советовал А.С. Макаренко.Об этом всегда должны помнить и воспитатели и родители. Ваше собственное поведение — самая решающая вещь. Не думайте, что вы воспитываете ребенка только тогда, когда с ним разговариваете, или поучаете его, или приказываете ему. Вы воспитываете его в каждый момент вашей жизни, даже тогда, когда вас нет дома. Как вы одеваетесь, как вы разговариваете с другими людьми и о других людях, как вы радуетесь, или печалитесь, как вы обращаетесь с друзьями и с врагами, как вы смеетесь, читаете газету, — все это имеет для ребенка большое значение, говорил А.С. Макаренко.В семье появляется ребенок и родители задумывается - когда нужно начинать воспитывать своего ребенка. Воспитание ребенка начинается с первых дней его жизни. Правильно развивающиеся дети к концу младенческого периода достигают хорошего развития, проявляют живой интерес к окружающему. Их речь становится понятной приобретаются некоторые навыки развивается привязанность к родным и близким. Важнейшей задачей является воспитание моральных качеств, положительных черт характера и навыков поведения.Культурно - гигиенические навыки в общей системе воспитания ребенка имеет большое значение. Гигиенические привычки помогают вырастить детей здоровыми и крепкими. С раннего возраста надо приучать детей мыть руки перед едой, ходить чистыми, вытирать ноги, больше быть на свежем воздухе - это в значительном предохраняет их от заболевания.Обязательное условие, необходимое для успешного гигиенического воспитания - единство требований со стороны взрослых. Обязанность родителей - постоянно закреплять гигиенические навыки, воспитываемые у ребенка в детском саду.Следующим условием выработки культурно - гигиенических навыков и превращения их в привычку является систематическое повторение всех гигиенических правил. Стремление взрослых все делать за ребенка, нарушает систематичность применения навыка, и, следовательно, привычка не формируется. Важно, чтобы взрослые подавали ребенку пример, сами всегда их соблюдали.Не менее важно для этой цели обеспечить ребенку самостоятельность действий: в быту, игре, во время занятий. Поэтому необходимо, чтобы требования, предъявляемые детям, были едиными в ДОО и в семье.План работы с детьми:1.дидактические упражнения:* Оденем куклу на прогулку* Уложим куклу спать* Айболит встречает ребят* Покажем кукле Кате, как мы накрываем на стол* Покажем кукле Кате, как мы умеем умываться и вытирать руки полотенцем* Покажем кукле Кате, как делаем зарядку после дневного сна* Возьмем мишку на прогулку* Что нужно кукле?* Оденемся на прогулку* Покажем кукле Кате, как мы накрываем на стол* Моем чисто руки и лицо2. игровые ситуации:* Купание куклы* Накормим куклу* Варвара-краса, длинная коса* Кукла Катя заболела* Купание* Витамины в огороде* Обед для кукол* Котик простудился3. занятия:* Варвара-краса – длинная коса (заучивание потешки Расти коса, до пола)* Водичка, умой мое личико (заучивание потешки Водичка, водичка)* Таблетки растут на ветке (умывание холодной водой)* Моем кукольную посуду* Как ухаживать за волосами* Одежда весной (советы врача при недомогании ребенка)* В гостях у Лунтика4.дидактические игры:* Водичка, водичка* Вымой руки* Умывалочка* Делаем прическу* Зайка белый умывался* Сюжетно-ролевая игра Больница5.чтение художественной литературы:* Чтение русской народной сказки Про непослушные ручки и ножки* Чтение К.И.Чуковский Мойдодыр* Чтение сказки К.И.Чуковского Федорино горе* Чтение сказки К.И.Чуковского Муха Цокотуха* Разучивание стихов о культурно-гигиенических навыков6. беседы, экскурсии:* Беседа-наблюдение Учимся у старших детей умываться* Экскурсия в медицинский кабинет: Знакомство с работой медицинской сестры.План работы с родителями:1.консультации:* Как приучить ребенка быть аккуратным* Как ухаживать за молочными зубами* Культурно-гигиенические навыки у детей младшего возраста* Что должен ребенок иметь дома из предметов для развития культурно-гигиенических навыков* Консультация о пользе оздоровительных мероприятий для родителей* Анкетирование родителей Здоровый образ жизни2.развлечения с детьми:* Вот что мы умеем* Приключение мыльного пузыряЗаключениеКультурно-гигиенические навыки - важная составляющая часть культуры поведения. Педагоги и родители должны постоянно помнить, что привитые в детстве навыки, в том числе культурно-гигиенические, приносят человеку огромную пользу в течение всей его последующей жизни. Прививая детям дошкольного возраста культурно - гигиенические навыки, мы параллельно влияем на многие психические процессы в развитии ребёнка и формируем основы здорового образа жизни.Именно в дошкольном детстве ребенок с удовольствием выполняет простейшие умения и навыки гигиенической культуры, с интересом изучает себя, радуется самостоятельным и совместным действиям и их результату (чистые руки, хорошее настроение, одежда сложена аккуратно). Испытывает удовлетворение от одобрительных оценок взрослого, стремясь самостоятельно повторить положительное действие. В этом возрасте ребенок способен правильно совершать процессы умывания, мытья рук, ухаживать за внешним видом, пользоваться носовым платком, помочь в организации процесса питания, правильно пользоваться столовыми приборами и салфеткой, аккуратно есть, стремясь к самостоятельным действиям.Анализ результатов профессиональной деятельности показывает, что большинство детей младшего школьного возраста после внедрения и реализации программ формирования культурно-гигиенических навыков умеют быстро и правильно умываться, сухо вытираться, пользоваться индивидуальным полотенцем, развешивать одежду в определенном порядке и месте, пользоваться расческой. Многие умеют полоскать рот утром и после приема пищи, мыть ноги перед сном, правильно пользоваться носовым платком, следить за своим внешним видом, быстро одеваться и раздеваться, самостоятельно чистить зубы, следить за чистотой своей одежды и обуви.В связи с тем, что культурно-гигиенические навыки и привычки имеют выраженную социальную направленность, профессионально-педагогическая деятельность должна быть направлена на приучение воспитанниками выполнять установленные в обществе правила, соответствующие нормам поведения. К основным культурно-гигиеническим навыкам относятся навыки по соблюдению чистоты тела, поддержания порядка в окружающей обстановке и культурных взаимоотношений детей друг с другом и со взрослыми.Целенаправленная работа по развитию навыков личной гигиены позволяет воспитанникам быть всегда опрятными, замечать неполадки в своей одежде и самостоятельно или с помощью взрослых их устранять. Очень важно, чтобы дети, оставшиеся без попечения родителей, знали элементарные правила общественной гигиены, которые неразрывно связаны с личной гигиеной, например: соблюдать чистоту в общественных местах, мыть грязные руки надо для того, чтобы не заболеть самим и не заразить других людей.Реализация профессионально-педагогической деятельности по развитию культурно-гигиенических навыков способствует положительной динамике в своем развитии, а именно: овладению детьми правилами личной, общественной гигиены, умению детей вести себя в разных местах, усвоению информации о том, что нельзя сорить не только в групповой комнате, в общественных зданиях, но и на улицах, в скверах, во дворах, в транспорте. Таким образом, в ходе систематической и целенаправленной работы произходят качественные и количественные изменения показателей уровня развития культурно-гигиенических навыков у воспитанников.Список литературы1. Бачурина, В. Н. Новые развивающие игры для дошколят [Текст]: популярная литература. /В. Н. Бачурина–М. :ДОМ XXI век РИПОЛ классик, 2007.–С. 114-118.2. Богина, Т. Л. Охрана здоровья детей в дошкольных учреждениях [Текст]: методическое пособие/Т. Л. Богина. –М. :Издательство Мозаика-Синтез, 2006. – С. 94 -963. Доскин, В. А. Растем здоровыми [Текст]:пособие для воспитателей, родителей и инструкторов физкультуры /В. А. Доскин, Л. Г. Голубева–М: Просвещение, 2002. С. 52–55.4. Расту культурным [Текст]:-Полиграф–Проект Москва 2011.- С. 12-24.6. Картушина, М. Ю. Сценарии оздоровительных досугов для детей 3-4 лет [Текст]: методическое пособие / М. Ю. Картушина. – М. : ТЦ Сфера, 2004.- С. 30–33, 43-48с.7. Куцакова Л.В. Нравственно-трудовое воспитание в детском саду. Мозаика-Синтез,2007.-13,17-18,23-24с..8. Петерина С.В. Воспитание культуры поведения у детей дошкольного возраста.- М.: Просвещение, 1986.-141с.9. Теплюк С.Н. Актуальные проблемы развития и воспитания детей от рождения до трех лет. .- М.: Мозаика-Синтез,2010.-30-38с.Приложение 1ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ НА ГИГИЕНИЧЕСКИЕ НАВЫКИЧистоплотные детиЗадачи игры: Проверить знания детей о предметах гигиены и их назначении.Ход игры:Воспитательница говорит детям, что хочет убедиться в том, что они чистоплотные и аккуратные: пусть они скажут, что нужно для того, чтобы волосы, руки и лицо были чистыми (чем больше они смогут об этом рассказать, тем лучше).Затем воспитательница говорит: "Руки”. Дети, которых она вызывает, отвечают: "Мыло, щетка, полотенце”. Подобным же образом дети реагируют на слова "волосы” (гребень, щетка, ножницы, шампунь, мыло), "купание” (ванна, полотенце, душ, умывальник, губка, мыло и пр.).Вариант.Воспитательница задает вопрос: "Что нам нужно, когда мы утром встаем?” Дети знают, что должны назвать предметы гигиены, которые используются утром (щетка для рук, паста, мыло, плато).Что нужно кукле!Задачи игры: Упражнять культурно-гигиенические навыки.Пособия:Картинки с изображением предметов, используемых при умывании, еде, одевании, мыло, зубная щетка, полотенце, зубная паста, гребень, щетка для рук, заколка, лента для волос, скатерть, ваза, поднос, кружка, ложка, тарелка, столовый прибор, носки, ботинки, шапочка, платье, блузка, юбка, перчатки, курточка).Ход игры: Воспитательница знакомит детей с картинками, спрашивает их, для чего нужен каждый предмет, затем перемешивает картинки и раздает их, берет куклу и говорит детям: "Наша куколка встала и хотела бы умыться, но чем?”Дети приносят картинки, на которых нарисованы предметы, нужные кукле для умывания. Игра продолжается. Воспитательница направляет игру так, чтобы чередовались все виды деятельности. Например она говорит: "Наша кукла умылась и хотела бы причесаться, но чем? Наш; кукла умылась, но еще не завтракала. Что мы ей дадим есть? Наша кукла собралась на прогулку, что она наденет?”Что ты можешь о них сказать!Задача игры: Познакомиться с предметами гигиены и их использованием.Пособия. Гребень, щетка для ногтей, мыло, полотенце, умывальник, ножнички, вода в кружке, резиновые куколки.Ход игры: Предметы гигиены лежат возле воспитательницы на столике и на стуле.Воспитательница называет по имени одного ребенка: "Петя, скажи, что ты видишь здесь?” Ребенок называет отдельные предметы и показывает их. Если он что-либо пропустил, другие дети его дополняют до тех пор, пока все предметы не будут названы.Далее воспитательница задает другому вызванному ребенку следующий вопрос: "Яна, есть у вас дома мыло?”Когда ребенок ответит утвердительно, воспитательница просит: Принеси мыло. Посмотри на него внимательно и понюхай его. Что мы c ним делаем? Для чего нам мыло?”Если ребенок не рассказал о мыле чего-либо важного, воспитательница может вызвать следующего ребенка. (Когда мыло уже не нужно, она откладывает его в сторону.)Воспитательница может задать и наводящие вопросы: "Для чего мама купила мыло?” (Она хочет стирать.) "Что сделает мама, когда полотенце станет грязным?” (Выстирает его.) "Для чего маме гребень? Какие гребни у вас дома?”.В заключение дети умывают и купают кукол, вытирают их и т.д."Кукла идет на прогулку"Цель: формирование у ребенка представлений об одежде, умению выполнять предметно-игровые действия.Оборудование: кукла.Ход игры: взрослый говорит, что кукла собирается на прогулку: "Давай поможем кукле одеться, на улице холодно", предлагает ребенку достать из шкафчика одежду: шапку, куртку, ботиночки. Затем взрослый поочередно берет каждую вещь, показывает ее ребенку, медленно приговаривая:Надеваем курточку, проденем руки в рукава,застегнем пуговицы. Вот, куртку надели!Надеваем ботиночки на ножки,вот шнурки, я помогу тебе завязать.Вот, ботиночки надели на ножки.Надеваем шапку на голову.Вот, так, шапку надели.Кукла собралась на прогулку, может идти гулять. В целях закрепления у ребенка представлений об одежде, игра повторяется с другой куклой, ребенку предоставляется возможность действовать самостоятельно."Водичка, водичка!"Цель: воспитывать стремление к самостоятельности при выполнении навыков самообслуживания.Оборудование: две куклы.Ход игры: взрослый показывает детям двух кукол и говорит, что куклы хотят обедать, но у них грязные руки и лицо. Взрослый спрашивает: "Что надо сделать? - Надо вымыть куклам руки! Попросим водичку: Водичка, водичка, умой мое личико, чтобы глазоньки блестели, чтобы щечки краснели, чтоб кусался зубок, чтоб смеялся роток!" Показывает и рассказывает детям, как надо мыть куклам руки и лицо перед обедом. Далее предлагает детям вымыть свои руки и лицо, при этом взрослый повторяет потешку "Водичка, водичка!"Приложение 2.Конспект занятия: В гостях у Лунтика.(вторая младшая группа)Задачи: Учить детей поддерживать беседу воспитателя, строить простые предложения при составлении не большого рассказа из личного опыта о правилах гигиены. Воспитывать бережное отношение к своему здоровью.Материал: макет ракеты, игрушка Лунтик, предметы гигиены (мыло, полотенце, зубнаящётка, зубная паста)Ход занятия.Начало занятия проходит с приветствия детей в игровой форме:- Здравствуйте ладошки (хлопают - хлоп- хлоп)- Здравствуйте ножки (топ- топ)- Язычки проснитесь (цок- цок)- Глазки откройтесь (моргают)- Крикнем, мы дружно на весь белый свет!- Солнце привет! Всем привет!Воспитатель: (загадывает загадку)Знают взрослые и дети, он упал с другой планеты,Фиолетовый зверёк, детям маленький дружок.( Лунтик)(Дети весело отгадывают, слышен стук в дверь, воспитатель открывает дверь, вносит игрушку Лунтика)Лунтик: Здравствуйте ребята, рад, что вы меня узнали. Я пришёл к вам за помощью. Мне надо слетать к своим друзьям на Луну, но я не смогу этого сделать пока не узнаю, что за интересные вещи подарили мне Кузя и Мила.Воспитатель: (заглядывает в сумочку Лунтика, находит предметы гигиены). Ребята, поможем Лунтику? Ведь мы с вами очень много знаем и умеем отгадывать загадки (дети соглашаются).Загадки:Ускользает как живое, но не выпущу его яБелой пеной пенится, руки мыть не ленится.(мыло)Дети отгадывают загадку. Воспитатель задает вопросы:Для чего нам нужно мыло?Почему надо мыть руки?Когда надо мыть руки?Получив ответы от детей, воспитатель достаёт предмет из сумочки и просит рассказать ребят, как они используют этот предмет в личной гигиене.Загадывает следующую загадку:Смой сейчас ты грязь с лица, а то запачкаешь меня.(полотенце)Хвостик из кости, а спинка в щетинке.(зубная щетка)Вопросы к детям: Для чего нужна зубная щетка? Что может случиться, если не чистить зубы? Какие продукты вредят зубам? Когда нужно чистить зубы?Белая речка в пещеру зашла, чистит чисто добела.(зубная паста)Воспитатель задаёт аналогичные вопросы.Воспитатель:Лунтик тебе понятно, какие полезные вещи тебе подарили друзья, можешь смело лететь на Луну и быть здоровым.Лунтик благодарит детей уходит. Воспитатель предлагает детям вспомнить потешку о водичке. В заключении слушают сказку К. Чуковского Мойдодыр.Приложение 3Консультация для родителей Формирование культурно-гигиенических навыков у детейВ семье появляется ребенок и родители задумывается - когда нужно начинать воспитывать своего ребенка. Воспитание ребенка начинается с первых дней его жизни. Правильно развивающиеся дети к концу младенческого периода достигают хорошего развития, проявляют живой интерес к окружающему. Их речь становится понятной приобретаются некоторые навыки развивается привязанность к родным и близким. Важнейшей задачей является воспитание моральных качеств, положительных черт характера и навыков поведения.Культурно - гигиенические навыки в общей системе воспитания ребенка имеет большое значение. Гигиенические привычки помогают вырастить детей здоровыми и крепкими. С раннего возраста надо приучать детей мыть руки перед едой, ходить чистыми, вытирать ноги, больше быть на свежем воздухе - это в значительном предохраняет их от заболевания.Первые 3 года жизни - благоприятное время для воспитания навыков культурного поведения. Приучая детей к порядку и чистоте, мы воспитываем в них общую культуру, организованность, бережное отношение к вещам и к труду взрослых. Если дети будут аккуратно вытирать ноги, входя в помещение, открывать дверь за ручку, а также не лениться поднять бумагу с пола, они привыкнут вести себя культурно и вместе с тем беречь труд взрослых по поддержанию чистоты.Чистоплотность - это один из необходимых навыков культурного человека. Начиная с 3 лет ребенка нужно приучать мыть руки и насухо вытирать их полотенцем. Родители приучают ребенка аккуратно и; бережно обращаться со своими вещами,одеждой. Ему отводят постоянное место для хранения одежды, вешалку для пальто прибивают на уровне роста ребенка. Взрослые напоминают детям, чтобы они не брали пальто, платье, а вешали на отведенном месте и постоянно следить за этим.Маленькому ребенку нужно показывать, объясняя все действия, как надо складывать свою одежду, для чего это делается.Аккуратно пользоваться вещами, умение вести себя в общественных местах должны прочно войти в поведение ребенка. Соблюдение правильных навыков во время еды крайне важно для здоровья детей, для воспитания у них общей культуры поведения. Дети должны есть в определенное время сидеть за столом пряма, а не бегать с куском хлеба. Неупорядоченная еда вредна для здоровья, это влияет на пищеварение, ослабляет аппетит. Для воспитания культурных привычек еды очень важна правильная сервировка стола. Красивый вид стола вызывает аппетит и положительно влияет на усвоение культурных привычек. Детей надо приучать пользоваться салфеткой. Во время приема пищи дети не должны разговаривать. Надо категорически запрещать детям брать в рот предметы с пола, пить с общей кружки, есть немытые овощи и фрукты.Для маленького ребенка имеет важное значение пример близких ему людей. Культурные привычки отца и матери - это образец для подражания. Поэтому потребности в чистоте и порядке у детей могут воспитывать лишь те родители, которые сами придают этому большое значение и лично выполняют правилагигиены.При воспитании навыков желательно создавать последовательность и постепенно их усложнять.Большое значение для закрепления культурно - гигиенических навыков имеет интересные рассказы, стихи, картинки. Взрослым приходиться терпеливо и упорно добиваться от детей выполнения установленных правил. Нужна большая настойчивость и согласованность между всеми членами семьи.При воспитании привычек бывает ряд затруднений. Медлительность не должна пугать родителей. Это зависит от особенностей нервной системы ребёнка. Дети все усваивают медленно, но прочно. К этим детям надо относиться с большим терпением, необходимо часто подбадривать, вовремя похвалить.Бывают случаи, когда дети относятся отрицательно к гигиеническим процедурам. Необходимо сформировать положительные отношения к санитарным мероприятиям. Например, ребенку, который не любит умываться, предложить вымыть в теплой воде куклу. Это поможет вызвать желание обращаться с мылом и водой.Вдумчивое, упорное воспитание сформирует у детей необходимые привычки и заложит прочные основы культурного поведения.