открытый урок
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: открытый урок
Автор: Баронкина Ирина Борисовна
Тема урока: Собственные и нарицательные имена существительные. 2 класс
Цель: познакомить учащихся с именами существительными собственными и нарицательными, учить различать имена собственные и нарицательные.
Задачи:
образовательные: добиться осмысленности усвоения учебного материала по теме Собственные и нарицательные имена существительные. Правописание собственных имён существительных, осознания различия имён собственных и нарицательных, умения пользоваться терминами имена собственные, имена нарицательные, закрепить орфографический навык использования заглавной буквы в именах собственных;
развивающие: помочь учащимся осознать социальную, практическую и личностную значимость данного учебного материала, обеспечить развитие у учащихся ставить цель и планировать свою деятельность, способствовать развитию у учащихся внимания, наблюдательности, орфографической зоркости, обеспечить развитие у учащихся монологической и диалогической речи;
воспитательные: способствовать формированию интереса к предмету, любви к своему городу, гордости за своих земляков.
Планируемые предметные результаты:
- понимать суть понятий имена собственные, имена нарицательные, уметь различать имена существительные собственные и нарицательные, уметь писать собственные имена существительные с заглавной буквы.
Планируемые метапредметные результаты:
личностные: положительное отношение к учению, понимание необходимости сотрудничества с учителем, готовности к взаимодействию с ним и дружескому взаимопониманию, понимание необходимости товарищеского сотрудничества с одноклассниками, готовности к взаимодействию и взаимопониманию;
регулятивные: уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя, проговаривать последовательность действий, планировать свои действия, оценивать правильность выполнения действий на уровне адекватной ретроспективной оценки;
познавательные: уметь ориентироваться в своей системе знаний, отличать новое от уже известного с помощью учителя, добывать новые знания, находить ответы на вопросы учителя, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке;
коммуникативные: уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли, слушать и понимать речь других, учиться работать в паре, группе, формулировать собственное мнение.
Формируемые УУД:
- уметь ставить учебную задачу на основе того, что уже известно и усвоено и того, что ещё неизвестно (ПУУД);
- уметь осуществлять самооценку результатов работы (РУУД);
- уметь планировать учебное сотрудничество в паре, в группе (КУУД);
- уметь объяснять различие существительных собственных и нарицательных и обосновывать своё мнение (ПУУД);
- выполнять учебное задание в соответствии с правилом (РУУД);
- формулировать понятные высказывания, используя термины (КУУД);
- уметь сотрудничать с учителем, с одноклассниками, быть готовым к взаимодействию и взаимопониманию (ЛУУД);
Организация пространства:
фронтальная, индивидуальная, работа в парах, в группах.
Ресурсы:
компьютер, проектор, презентация к уроку, учебник Русский язык 2 класс
В. П. Канакина, В. Г. Горецкий, рабочая тетрадь по русскому языку В. П. Канакина, карточки для фронтальной, индивидуальной, парной работы.
Ход урока
I. Организация начала урока
В класс крадётся тишина,
Подожди её пока,
Ну, а чтобы подождать
Надо просто помолчать.
Раз, два, смолк звонок,
Три – ротик на замок,
На четыре помолчи,
А на пять – урок начни!
Готовы ли вы начать урок? Улыбнитесь, покажите мне своё хорошее настроение и поделитесь им со своим соседом. А у меня вот такое настроение.(Слайд 3)
II. Актуализация опорных знаний.
Каллиграфическая минутка
Отгадайте загадку и вы узнаете букву, которую будем писать.
Дятел на стволе сидит,Дырку в дереве долбит.Достает вредителя,Портить ствол любителя.Дятел постучал везде,Превратился в букву... (Д) (Слайд 5)А теперь давайте отгадаем слово, которое будем прописывать.
Я из крошки-бочки вылез,Корешки пустил и вырос,Стал высок я и могуч,Не боюсь ни гроз, ни туч.Я кормлю свиней и белок— Ничего, что плод мой мелок.(Дуб) (Слайд 6)
- Откройте ваши тетради, запишите дату и слова Классная работа. Подчеркните в этих словах орфограммы. Выполните показ (написание Дд)
Давайте прочитаем скороговорку со словами, которые записали. (Слайд 8)
Дятел дуб долбил,Да не додолбил.
Молодцы! Скажите, о ком была скороговорка. (О дятле). Что долбил дятел? (дуб). Поставьте вопросы к данным словам. (Слайд 9)
–Какой частью речи являются данные слова?
- Что вы знаете об имени существительном?
На доске кластер (заполняется постепенно в течение урока )
(На обратной стороне написаны слова: имя существительное, кто?, что?, предмет, одушевлённые, неодушевлённые.) (Приложение 1)
- Что –то ещё можем сказать об имени существительном?
Посмотрите, почему же у нас остались белые пятна? (Мы не всё знаем.) Как и где вы можете узнать, какие сведения там спрятаны? (Можем узнать от учителя или прочитать в учебнике).
Давайте попытаемся сначала узнать сами, опираясь на полученные ранее знания, выполняя задания. Каждое выполненное вами задание, будете оценивать смайликом.
Словарная работа.
- На ваших столах лежат карточки. Возьмите карточки жёлтого цвета. Прочитайте, что на них написано. Как можно назвать эту группу слов? (Словарные слова.)
Подумайте, какое задание нужно выполнить? (Вставить пропущенные буквы.)
Выполните задание на карточках (Приложение2)
Дев.чка, з.вод, д.журный, гор.д, д.ревня, м.дведь, яг.да, М.сква.
- Поменяйтесь карточками, проверьте правильность написания слов с помощью слайда. (Слайд 10) Ошибки исправьте простым карандашом. Поменяйтесь карточками и оцените свою работу смайликом на карточке.
- На какие вопросы отвечают данные слова?(Кто? Что?)
- Какой частью речи являются эти слова? (Им.сущ.)
-На какие две группы мы можем разделить эти слова? (Одушевлённые и неодушевлённые имена существительные.)
-Запишите самостоятельно в первый столбик одушевленные имена существительные, во второй столбик – неодушевленные.
- Проверьте себя. (Слайд 11)
девочка Москва
дежурный завод
медведь город
деревня
ягода
- Оцените правильность выполнения смайликом в тетради.
С заданием справились. Узнали что-то новое? (Нет.)
Продолжим.
- Какое слово лишнее? Почему? (Оно пишется с большой буквы т.к. это название столицы нашей страны и в написании слова нет буквы д.)
Почему оно пишется с большой буквы? Сколько городов носит это название?
А как вы думаете, почему? (Потому, что это название только этого города, оно ему принадлежит.) Как называются такие слова? (Собственные)
III. Самоопределение к деятельности. Постановка темы и учебной задачи. Открытие нового знания.
Откройте учебники на стр.52 и прочитайте правило. Почему имена существительные, написанные с большой буквы называются собственными? (Потому что принадлежат конкретному предмету, называют имя принадлежащее только ему.)
Какое общее название слов, написанных с маленькой буквы? Где узнаем?
Прочитайте правило на стр.53. Почему имена существительные, написанные с маленькой буквы называются нарицательными? (Они называют любой предмет, а не конкретный, не дают ему имени.)
Теперь мы можем заполнить белые пятна в схеме? (Да. Мы узнали, что имена существительные могут быть собственными и нарицательными.)
Попробуйте сформулировать тему нашего урока.
(Слайд13)
Собственные и нарицательные имена существительные.
Поставьте цель урока. (Слайд 14)
Сегодня на уроке мы узнаем …
научимся …
попробуем …
(- Сегодня мы на уроке узнаем, какие существительные относятся к собственным, а какие к нарицательным, научимся их различать, попробуем свои знания применить на практике.)
(На обратной стороне доски на карточках помещены слова: Маша, Чечек, Игорь, Амыр, Бобик, Горно-Алтайск, Элекмонар, Катунь, село, мальчик, река, Рыжик, кот, город, девочка)
- Что напечатано на карточках? Составьте из них словосочетания:
(Девочка Маша, Чечек; мальчик Игорь, Амыр; село Элекмонар, река Катунь, кот Рыжик, город Горно – Алтайск.)(Приложение 3)
- Что обозначают слова Чечек и Амыр? (Алтайские женское и мужское имена.)
- Вы знаете, как переводятся эти имена на русский язык?
(Чечек – цветочек, Амыр – мир.)
Запишите данные словосочетания в тетрадь в строчку через запятую.
Как написали первые слова в словосочетаниях? А вторые слова?
Почему слова написали по-разному? (Имена, фамилии, отчества, названия городов, сёл, рек, клички животных пишутся с большой буквы.)
Как называются слова, написанные с большой буквы?
А с маленькой буквы?
Физкультминутка
Буратино потянулся,
Раз – нагнулся,
Два – нагнулся,
Руки в стороны развёл,
Ключик, видно, не нашёл.
Чтобы ключик нам достать,
Нужно на носочки встать.
Встретились ли в словах физкультминутки собственные имена существительные?
- А у кого еще может быть своё собственное имя?
Правильно клички животных, названия рек, городов, улиц – это тоже имена собственные.
IV. Первичное закрепление знаний.
- А теперь давайте продолжим учиться различать имена собственные и нарицательные.
Мы с вами проживаем в республике.
- Как она называется? (Алтай)
- Как называется город - столица нашей республики? (Горно-Алтайск)
- А где мы с вами живём? ( В селе Элекмонар.)
- На берегу какой реки расположилось наше село? (На берегу реки Катуни.)
- Слова-названия Алтай, Горно-Алтайск, Элекмонар, Катунь – это собственные или нарицательные имена существительные? С какой буквы они пишутся?
Вы сейчас будете работать в парах на карточках зелёного цвета.
Вам необходимо восстановить рассказ о нашем селе, вставив, где нужно собственные имена существительные.
Определите, какую роль кто из вас будет выполнять. (Рассказчик и секретарь.)
Вспомните правила работы в парах и приступайте. (Слайд 16)
Моя малая родина.
Село______________ -моя малая родина. Наше село расположилось на берегах реки _______________. Село ________________ находится в республике __________________. Столица нашей республики город _______________ _________________. (Приложение 4)
-Какой у вас получился рассказ? Оцените свою работу смайликом на карточке.
V. Рефлексия деятельности
Вспомним, какие цели мы ставили в начале урока? Достигли ли мы целей? (Слайд 17)
Сегодня на уроке я узнал …
научился …
попробовал…
Домашнее задание: (Слайд 18)
У. стр. 52, 53 правило
по выбору
Р. Т. стр.27 упр. 57, 58.
Оценки за урок я поставлю после проверки работы в тетрадях и на ваших карточках. Вложите карточки в рабочую тетрадь.
Спасибо за работу, молодцы! (Слайд 19)
Рефлексию сделать с помощью солнышек, солнышко за облачком, тучки (Приложение 5)
1