Развитие детской одаренности через формирование системного мышления обучающихся


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Развитие детской одаренности через формирование системного мышления обучающихся
Автор: Беляева Светлана Петровна

С.П. Беляева,
преподаватель ОГАПОУ Яковлевский
политехнический техникум, г. Строитель
Развитие детской одаренности через формирование системного мышления обучающихся
Сегодня, динамично меняющийся мир, с безмерным потоком информации, требует от современного человека и большой запас знаний в разнообразных сферах, и умения их интегрировать и систематизировать. Поэтому нашим выпускникам необходимы навыки системного мышления. Системное мышление – способность анализировать объект как элемент определенной системы. Обладая подобным мышлением человек способен определять причинно-следственные связи, цепочки и элементы.
Навыки системного мышления являются одним из важнейших принципов дидактики и приоритетными для процесса обучения. Принцип системности может применяться и в структуре содержания обучения, и в ходе самого обучения. У современных школьников необходимо сформировать обширные знания в различных областях науки, да и в жизни. Заложив большой запас знаний, и проводя определенные методические мероприятия в организации обучения можно у школьников выработать системное мышление.
Занятия, проводимые в школе, в научных обществах учащихся (далее НОУ) – это одна из форм интерактивного обучения и повышения мотивации учащихся к учебной деятельности. Оно способствует реализации концепции развивающего обучения. Занимаясь в НОУ учащиеся получат возможность научиться: сотрудничать, работая вместе как команда, чтобы решить проблему; обращать внимание на детали, встречающиеся на многочисленных иллюстрациях, чтобы иметь возможность расположить серию изображений в логическом порядке; использовать свои пять чувств, чтобы наблюдать за окружающим миром природы; практиковаться в масштабировании и изменении ракурсов, создавая свои собственные буклеты, похожие на масштабирование, вдохновленные предметами, найденными в природе; объяснять относительные размеры — большие и маленькие — закладывая основу для того, чтобы иметь возможность развивать понимание наноразмерности в более поздних классах; выражать идею, лежащую в основе системного мышления; выражать идею, лежащую в основе перспективы, — что люди видят вещи по-разному друг от друга.
Команды выступают в роли инженеров и учатся системному мышлению и масштабированию, заново собирая отдельные страницы увлекательной книжки с картинками Zoom Иштвана Баньяи. Книга представляет собой серию из 31 картинки, которые начинаются с очень крупного плана, а затем уменьшаются - от петушиного гребня до космического пространства. Подобно кинокамере, каждая последующая страница отодвигается назад, чтобы показать контекст предыдущей сцены как нечто отличное от того, что вы изначально думали. Когда 31 ненумерованная страница перемешана, командам неожиданно сложно понять, как соединяются картинки. Задание побуждает учеников сделать паузу и присмотреться повнимательнее, чтобы приспособиться к новым точкам зрения и решить проблему, чтобы найти логическую последовательность. Это требует от них отступить назад и взглянуть на ситуацию шире. Учащиеся узнают, что инженеры работают вместе как команды и смотрят на вещи очень внимательно, так что они видят разные вещи и находят более одного решения при решении проблем. В заключение учащиеся выходят на улицу и практикуют свои навыки, воображая, а затем рисуя свои собственные истории в виде небольших буклетов, вдохновленных предметами, найденными в природе.
Такая форма занятия позволяет развивать синкретическое мышление, то есть способность связывать между собой различную информацию, также несет за собой серьезные личностные преобразования: человек, расширяет границы известного, формирует свое отношение к увиденному через активное участие.
Такая деятельность способствует формированию метапредметных умений как в виде универсальных учебных действий (далее УУД), так и личностных результатов. Выполняя задания, ребята должны научиться, не только рационально планировать время, выслушивать мнение каждого ученика, творчески мыслить, уметь вести конструктивный диалог. Аргументировано, отстаивать свою точку зрения, и помнить, что каждый имеет право на собственное видение обсуждаемой проблемы, поэтому принимать абсолютно все версии и гипотезы с последующей корректировкой.
Во время проведения занятия рекомендуется проводить физкультминутки (далее ФМ), способствующие снятию локального утомления. По содержанию ФМ должны быть различны воздействовать на ту или иную группу мышц или систему организма в зависимости от самочувствия и ощущения усталости. Поскольку на этом занятии используются различные электронные гаджеты, то я провожу гимнастику для глаз, направленную на предупреждение зрительно-психогенного и зрительно-вегетативного утомления.
А также комплекс упражнений для улучшения мозгового кровообращения. Наклоны и повороты головы оказывают механическое воздействие на стенки шейных кровеносных сосудов, повышают их эластичность, раздражают вестибулярный аппарат вызывают расширение кровеносных сосудов головного мозга. Дыхательные упражнения, особенно дыхание через нос, изменяют кровенаполнение сосудов. Все это усиливает мозговое кровообращение, повышает его интенсивность и облегчает умственную деятельность.