Нравственно-патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Нравственно-патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста
Автор: Лиховид Елена Николаевна

Педагогический проект по патриотическому воспитаниюТема: Нравственно-патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возрастаРазработал: воспитатель старшей группы Лиховид Елена НиколаевнаАнализ ситуации1. 1.Патриотизм. Патриотическое воспитание в ДОУ.Патриотизм – очень сокровенное чувство, находящееся глубоко в душе(подсознании). О патриотизме судят не по словам, а по делам каждого человека. Патриотне тот, кто сам себя так называет, а тот, кого будут чтить в этом качестве другие, преждевсего его соотечественники. Чем шире территория, которую патриот считает своейРодиной (вплоть до границ своего государства), чем больше любви он проявляет к своимсоотечественникам, чем больше каждодневных дел он совершает для блага даннойтерритории и её обитателей (по нарастающей: дом, двор, улица, район, город, край и т.д.),тем больший патриот, данный человек, тем выше и истинные его патриотизм.Патриотизм включает:1.Почитание места своего рождения и места постоянного проживания как своей Родины,любовь и заботу о данном территориальном формировании, уважение к местнымтрадициям, преданность до конца своей жизни данной территориальной области.2.Уважение к своим предкам, проживавшим на данной территории, любовь и терпимостьк землякам, желание помогать им.3.Конкретные каждодневные дела для улучшения состояния Родины, её приукрашиванияи обустройства (начиная от поддержания порядка и упрочения дружеских отношений ссоседями в своей квартире, подъезде, доме, дворе до достойного развития всего города,района, края, Отчизны в целом), взаимопомощь и взаимовыручка среди земляков исоотечественников.Таким образом, настоящим (идеальным) патриотом можно считать человека,постоянно укрепляющего своё физическое и нравственное здоровье,хорошо воспитанного, образованного и просвещённого,имеющего нормальную семью,почитающего своих предков,растящего и воспитывающего в лучших традициях своих потомков,содержащего в надлежащем состоянии своё жилище (квартиру, подъезд, дом, двор),постоянно улучшающего свой быт, образ жизни и культуру поведения,работающего во благо своего Отечества,участвующего в общественных мероприятиях или в деятельности организацийпатриотической направленности. Исходя из этого, можно определить основные направления в работе повоспитанию патриотических чувств у воспитанников детского сада:1.Воспитание любви к своей Родине.2.Приобщение к боевым и трудовым традициям народа, Российской армии.3.Разъяснение истоков героизма и самоотверженности людей.4.Воспитание гордости за подвиги представителей разных поколений защитниковОтечества и стремления подражать им.5.Изучение своей семьи: семейных реликвий, профессий членов семьи, увлеченийродителей, бабушек, дедушек.Народная мудрость гласит: «Без корня и полынь не растёт».Для каждого ребёнка первый шаг к познанию Родины – изучение своей семьи. Изучениеистории семьи не только способствует духовному сближению взрослых членов семьи идетей, но и является первым шагом в познании Родины, её традиций, истории.Именно поэтому патриотическое воспитание дошкольников приоритетное направлениедеятельности педагогического коллектива. Воспитание любви и уважения к родным иблизким, знание своей фамилии, имени и отчества родителей, своего рода и родословной,русских и семейных традиций и обычаев – основное содержание этой работы. Чувстволюбви к Родине зарождается в семье. А семья для малыша – это мир, в которомзакладываются основы морали, отношения к людям. Членов семьи объединяет кровноеродство, любовь, общие интересы. Семье принадлежит основная общественная функция –воспитание детей, она была и остается жизненно необходимой средой для сохранения ипередачи социальных и культурных ценностей, определяющим фактором формированияличности ребенка.Семья - это первый социальный институт, с которым ребенок встречается в жизнии частью которого является. К сожалению, широко распространено мнение о том, что нетнеобходимости в специально организованном ознакомлении дошкольника с семьей. Еслиребенок живет в семье, он сможет познакомиться с этим явлением в повседневной жизни.Ведущие специалисты в области ознакомления дошкольников с окружающим миром С. А.Козлова, Э. К. Суслова и др. подчеркивают необходимость воспитания с самого раннегодетства любви к родному дому и своей семье. Эти задачи входят в сферу нравственноговоспитания.Задачи ознакомления детей 6-7 лет с семьей и родословнойНравственное воспитание:• продолжать воспитывать уважительное отношениек окружающим людям, заботливое отношение к малышам, пожилым людям; умениепомогать им;• объяснять детям, что не следует вмешиваться в разговор взрослых, что нужно учитьсяслушать собеседника, не перебивать его;• развивать волевые качества: умение ограничивать свои желания, преодолеватьпрепятствия, подчиняться требованиям взрослых, выполнять установленные нормыповедения, следовать в своих поступках положительному примеру.Умственное воспитание:• закреплять знание своего отчества, имен и отчеств родителей, дедушек и бабушек;• расширять и закреплять представления о родственных отношениях; познакомить стерминами родства: прабабушки, прадедушки;• закреплять знания своего домашнего адреса и телефона• формировать представления о родословной как истории семьи и народной традиции.1.4.Педагогические условия формирования представлений о семье у детейподготовительной к школе группыИзвестно, что природа человека двойственна и сочетает в себе как врожденныебиологические, так и социальные, формирующиеся в течение всей жизни подвоздействием общественной среды, компоненты. Чувство защищенности, потребность ижелание иметь дом и родителей, которые всегда накормят, пожалеют, присущи человекуот рождения. Необходимо учить ребенка любить своих родителей с первых лет его жизни,поскольку эти качества не являются врожденными и не возникают сами собой.Исследователи отмечают, что у младших школьников преобладаетпотребительское отношение к родителям. В детском саду нередко приходится наблюдать,как вместо приветствия ребенок обращается к пришедшей за ним вечером маме: «А чтоты мне купила? Что ты мне принесла?» Уже в дошкольном возрасте ребенок долженпонять, что любовь выражается в заботе о своих родных и друзьях, в сочувствии ипомощи им. Если у него целенаправленно не формируют социальные и нравственныекачества, то биологически врожденные потребности, развиваясь, перерастают в потребительское отношение к окружающим людям, к родным и близким, к обществу вцелом. В традиционной культуре в условиях большой многопоколенной семьи бабушки идедушки, старшие братья и сестры объясняли ребенку, как нужно относиться к родителям,заботиться о них, помогать им. Малыша учили не только брать но и отдавать, бытьвнимательным к своим близким, замечать их состояние, сострадать. Сегодня зачастуюнекому обратить на это внимание ребенка в силу занятости родителей, усталости истрессовых состояний сопровождающих современную жизнь, поэтому к решению этихпроблем должны более активно подключаться образовательные учреждения.Необходимо воспитывать у ребенка любовь к его семье, такой, какая она есть, кродным и близким. Все люди разные, и семьи тоже бывают большие и маленькие, каждаясемья уникальна и замечательна по-своему, отношения в семье тоже могут строиться поразному. Очень важно принять, полюбить свою семью, своих родственников, знать их,проявлять к ним терпение, заботу и уважение. Внимание при этом акцентируется на том,что ребенок может сделать для своих родителей, бабушек и дедушек, братьев и сестер,чем он может им помочь, в каких делах и поступках выражается его любовь, включая иэмоциональную отзывчивость на состояние близких.Компонент интеллектуального развития или умственного воспитания предполагаетформирование у дошкольников представлений о семье как о явлении общественнойжизни; о составе семьи, об отношениях родства; обогащение словарного запаса,характеризующего семейные и родственные отношения; развитие умения оперироватьсловами, обозначающими родство.Представления детей о семье можно формировать на примере идеальнойобобщенной модели семьи. Это может быть игровая модель семьи, возникающая в ходесюжетно-ролевой игры «Семья», кукольная модель семьи, а также персонажи,изображенные на рисунках из наглядно-дидактических пособий, репродукциях семейныхпортретов. Демонстрационный материал для фронтальных занятий «Семья»1 позволяетописать современную модель семьи, а пособие «Славянская семья: родство и занятия»помогает рассказать о том, какими были семьи в старину, познакомить детей с модельюсемьи, отнесенной в прошлое.Диагностику знаний и представлений детей, используя вопросы и задания,целесообразно проводить 2 или 3 раза в год, например, в начале, в середине и в концеучебного года. Как правило, такая диагностика проводится в форме индивидуальнойбеседы с ребенком. Помимо специально проводимой диагностики важную роль в оценкезнаний и представлений дошкольников о явлениях общественной жизни играютнаблюдения за детьми в процессе игровой деятельности, занятий, выполнения трудовыхпоручений и т.п.Согласно Примерной общеобразовательной программе дошкольного образования«От рождения до школы» под редакцией Н.Е.Веракса, Т.С Комаровой, М.А.Васильевойпредполагается формировать у детей шестого года жизни интерес к своей родословной.Этапы работы в этом направлении можно представить в виде следующей схемы.Этапы работы, направленной на ознакомление детей старшего дошкольноговозраста с родословной Овладение педагогами ДОУ основами составления родословной Работа с родителями: разработка консультаций с рекомендациями носоставлению родословной; создание эскизов оформления родословной Осуществление семейных проектов: «Моя родословная», «Древо моейсемьи», «Образ моей семьи» Занятия с детьми, беседы воспитателя со старшими дошкольниками внезанятийПриступая к работе с детьми 6-7 лет, педагогам необходимо иметь четкие научнообоснованные представления о том, что такое родословная, попробовать составить своюсобственную родословную. Личный опыт составления родословной поможет воспитателю заинтересовать этой деятельностью родителей, членов семей воспитанников.Целесообразно подготовить серию консультаций для родителей: «Родословная - традицияроссийской культуры», «Как составить свою родословную?», «Термины родства» и др.Затем можно предложить родителям семейный проект по составлению родословной.Ознакомление дошкольников с семьей как явлением общественной жизни предоставляетширокое поле деятельности для разнообразных проектов, основанных на тесномвзаимодействии с семьями воспитанников. В младшей и средней возрастных группахтаким проектом может стать составление семейного альбома дома и в группе.Помимо материалов консультаций по теории и истории генеалогии можнопредложить родителям памятку по составлению родословной, включающую эскизывозможного оформления родословной таблицы. Памятка должна обязательно включатьцели и задачи деятельности по составлению родословной. Основной целью являетсявоспитание в детях любви к своим родным, к своей семье.Важно обратить внимание родителей и членов семей воспитанников на то, чтосоставление родословной служит сплочению членов семьи, создает благоприятнуюэмоциональную атмосферу, необходимую для нормального развития ребенка. Изучениеистории своей семьи способствует воспитанию гордости за принадлежность к своемуроду, своей фамилии, желания стать продолжателями лучших качеств своих предков. Вдошкольном детстве закладываются основы формирования чувства ответственности передпамятью своих предков, имеющего существенное педагогическое значение и несущего всебе огромный нравственный потенциал для дальнейшего развития ребенка.Работа по составлению своей родословной в детском саду нужна также дляобеспечения преемственности со школьным обучением, поскольку программы предмета«Окружающий мир» для начальной школы содержат задачи ознакомления детей сродословной. Если интерес к поиску своих корней появился в семье, то уже в школеребенок может самостоятельно или совместно с родителями составить свою родословную,включающую шесть или семь поколений.Поскольку проект подразумевает совместную деятельность детей и родителей,необходимо учитывать возрастные и психологические особенности дошкольников. Врядли ребенка заинтересуют скучные прямоугольники или овалы - необходимпривлекательный образ. Используя принцип построения таблиц восходящего родства,воспитатели детских садов могут предложить интересные идеи для их оформления.Радуга - образ семьи, объединяющий яркие индивидуальности и включающий семьпоколений, возник на основе круговой родословной таблицы. Гроздь винограда - это нетолько таблица восходящего родства, но и образ дружной, сплоченной семьи. Оченьважно, чтобы на рисунке четко и наглядно выделялись поколения людей, составляющихрод. В качестве одного из вариантов можно предложить рисунок семейного илиродословного дерева.Наличие эскизов способствует не только развитию у ребят интереса к историисвоей семьи, но и пробуждает творчество при оформлении родословной таблицы. Нередкородители не ограничиваются тремя поколениями, включая четыре поколения (дети,родители, бабушки и дедушки, прабабушки и прадедушки) или даже более, используяэскизы, предложенные воспитателем ими, создавая свои оригинальные образы.Родителей можно также познакомить с некоторыми терминами, которыевоспитатель использует в работе с детьми.Родословная - это история семьи, рассказ о своей семье, о своем роде, о своихпредках. О своей семье, о своем роде можно рассказать и словами, и рисунком. Ребенокдолжен понять, что он является не только членом своей семьи, но и членом своего рода,даже нескольких родов.Род - родственники, имеющие одну и ту же фамилию, одного и того же общегопредка.Предки - люди, родственники, жившие задолго до нашего рождения (старшепрадедушек и прабабушек).Поколение - люди, родившиеся примерно в одно и то же время, примерно одноговозраста. Дети, родители, бабушки и дедушки составляют отдельные поколения.Обычай - привычка, порядок, которому следуют каждый день. Обычаискладываются в традиции.Традиции - обычаи, которые передаются из поколения в поколение.Практика работы показала, что семейных проектов, к сожалению, недостаточно дляознакомления детей 5-7 лет с родословной. Несмотря на всю их ценность и значимостьдля интеллектуального и нравственного развития ребенка, проекты лишь создаютнеобходимую базу, обязательные условия для последующей работы в условияхдошкольного образовательного учреждения, обеспечивают преемственность в воспитаниимежду семьей и детским садом.Основным недостатком семейного проекта по составлению родословной являетсято, что далеко не все родители одинаково серьезно относятся к рекомендациямвоспитателя. Многие, к сожалению, не считают нужными беседы о родственныхотношениях; не все ответственно подходят к составлению родословной вместе со своимребенком. Результаты семейных проектов, их педагогический потенциал ограничиваютсярамками семейного воспитания и лишь в редких случаях могут быть использованы впроцессе воспитательно-образовательной работы в детском саду. Для того чтобыиспользовать результаты подобного проекта на занятиях в детском саду, семьи должнывыполнить родословный рисунок. Ребенок, который такого рисунка не имеет, рискуетполучить психологическую травму.Таким образом, работа по составлению родословной в детском саду состоит издвух этапов. В старшей группе осуществляется первый этап, предполагающийсовместную деятельность ребенка и его родных в условиях семейного воспитания приактивной поддержке дошкольного образовательного учреждения. На втором этапе, вподготовительной к школе группе, ребенок выполняет творческую работу -самостоятельно создает образ своей семьи.Детей шестого года жизни еще рано знакомить с родословной, но работу в этомнаправлении в старшей группе проводить нужно, рассматривая ее как предварительныйэтап. Основное внимание следует уделять расширению представлений детей о том, чтотакое семья, о родственных отношениях, терминах родства, правилах общения иповедения с родными; закреплению знаний имен и отчеств не только родителей, но идедушек и бабушек. Работу необходимо проводить комплексно. Наряду с традиционнымизанятиями по развитию речи и ознакомлению с окружающим, важную роль в накоплениивпечатлений, образов и представлений детей играют изобразительная деятельность,знакомство с произведениями художественной литературы, живописи и графики,относящимися к жанру семейного портрета.2.Обоснование актуальности проблемыОдной из приоритетных задач нашего детского сада является сотрудничество ДОУи семьи.Семья - это первый социальный институт, с которым ребенок встречается в жизни,частью которого является. Семья занимает центральное место в воспитании ребёнка,играет основную роль в формировании мировоззрения, нравственных норм поведения,чувств, социально-нравственного облика и позиции малыша. В семье воспитание детейдолжно строиться на любви, опыте, традициях, личном примере из детства родных иблизких. И какую бы сторону развития ребёнка мы не рассматривали, всегда окажется,что главную роль в становлении его личности на разных возрастных этапах играетсемья. В статье 18 Закона РФ «Об образовании» говорится: «Родители являются первыми педагогами. Они обязаны заложить первые основы физического, нравственного иинтеллектуального развития личности ребенка в раннем возрасте».Вот почему проблема сохранения семейных ценностей, возрождения семейных традицийстановится актуальной и определяется той огромной ролью, которую играет семья исемейные традиции в развитии и формировании социально-нравственной культурыребёнка.Кризисные явления в социально-экономической, политической, культурной идругих сферах жизни нашего общества обострили многие нравственные проблемы,выдвинув их в разряд наиболее актуальных. Этот процесс, что закономерно, коснулся итакого важного структурного элемента общества, как институт семьи.К сожалению, в последнее время из семейного быта исчезают понятия «роднойдом», «священные места и предметы в нём». Они подменяются лжеценностями -дорогими вещами и украшениями интерьера. Уходят в прошлое семейные обеды,празднования, забываются семейные традиции. А, если дома на ребёнка не хватаетвремени, а родители сами ещё незрелые и недостаточно взрослые, то ощущение родногоочага у такого ребёнка вряд ли появится. Этого допустить ни в коем случае нельзя!Вместе с тем, сформированный в детстве положительно насыщенный образ родного дома,становится психологическим основанием действительно нравственного человека.Родной дом-это сложное многогранное понятие. Оно включает в себя семью, гдеребёнок родился и растёт, атмосферу домашнего очага, определяемую, прежде всего,семейными традициями; дом, где он живёт, близких друзей, родственников и т.д.Постепенно понятие «родной дом» расширяется, родными становятся улица, посёлок(город), край, страна, а потом и планета Земля. Поэтому формирование любви к родномудому по сути является первой ступенью гражданского воспитания человека.Понятие «родной дом» для ребёнка складывается из нескольких важнейшихсоставляющих, это:-само здание, стены и крыша над головой,-семья, населяющая дом: родители, сёстры и братья, бабушки и дедушки и другиеблизкие родственники.-определённое постоянство окружения (люди, вещи, внешняя среда, пейзаж, природа),-семейный микроклимат (эмоциональный покой, чувство безопасности, домашнеетепло),-своё личное пространство.А под положительно насыщенным образом родного дома, мы понимаем:положительно эмоциональное отражение в сознании внешнего облика здания, в которомребёнок родился и вырос; убранства дома, окружающих его предметов и объектов; людей,часто встречающихся дома или около него, и тех ощущений, которые возникают приэтом; домашних животных; временной последовательности событий, происшедших в этомдоме.Формирование положительного образа родного дома в условиях ДОУ у детей старшегодошкольного возраста возможно при решении следующих задач:1.Организовать общественно полезную деятельность ребёнка на благо своего дома иродителей.2.Создать ситуации переживания ребёнком чувства гордости за членов семьи и ихдостижения.3.Обеспечить организацию и проведение семейных праздников и других мероприятий спостепенным закреплением их как традиций семьи.4.Привлечь всех членов семьи к формированию у ребёнка положительно насыщенногообраза родного дома.С целью изучения семьи, выяснения образовательных потребностей родителей,установления контакта с её членами, для согласования воспитательных воздействий наребенка появилась идея: создать проект по патриотическому воспитанию. В ходе бесед среди детей – выяснилось, что не все дети знают о своей семье, кем работают их родителии бабушки с дедушками, мало кто из детей знает своё родословное, уходят в прошлоесемейные праздники и традиции. Как изменить такое положение?Поэтому, мы, взрослые, должны помочь детям понять значимость семьи,воспитывать у детей любовь и уважение к членам семьи, прививать чувствопривязанности к семье и дому.Направление данного проекта ранее не рассматривалось педагогами в дошкольномучреждении.Цель проекта: содействие возрождению традиций семейноговоспитания, формировать интерес к истории семьи и дома.Задачи проекта: дать представление о понятиях: “род”, “родители”, “родословная”, “семья”,“родные”, “близкие”, понятие о русских семейных традициях, семейныхреликвиях, о распределении семейных обязанностей; углублять у детей представления о семье, воспитывать уважительное отношение илюбовь к родным и близким; формировать представления о родственных отношениях, расширять кругозор иобогащать словарный запас детей терминами родственных отношений, развиватьсвязную речь; закреплять знание имён и отчеств, фамилий родителей, бабушек и дедушек,воспитывать уважение к труду и занятиям членам семьи; обогащать детско-родительские отношения опытом совместной творческойдеятельности; продолжать знакомить детей о родословной своей семьи, создание герба игенеалогического древа семьи, развивать у детей умение составлять рассказ освоей семье.Участники проекта: дети подготовительной группы родители воспитатели музыкальный руководитель инструктор по физической культуреПредполагаемые результаты: знать историю своей семьи, семейные традиции и праздники; повысить педагогическую культуру родителей, установить с нимидоверительные и партнёрские отношения.Система работыДля выявления уровня знаний о семье, о родственных отношениях, семейныхтрадициях и т.д. была проведена диагностика путём устного опроса, наблюдений задетьми, познавательных бесед, НОД и др.Диагностика проводилась в МБДОУ 249 , которая была составлена по программе «Отрождения до школы» под редакцией ВераксыН.Е.КомаровойТ.С,Васильевой.Проводился опрос детей на тему: «Моя семья, родословная семьи, традиции семьи»Также были использованы дидактические игры: «Составь семью», «Родство», «А тымне кто?», «Как мы помогаем родным», лото «Моя семья»;Планирование мероприятий по проекту№ Блоки Содержание работы Сроки1 Информационноаналитический1.Подборка-Методической и познавательной литературы-Художественной литературы-Музыкальных произведений2.Изготовление:-Методических материалов: (конспекты НОД,сценарии бесед, праздников, конкурсов)3.Разработка:- Тематического плана по реализации проекта- Положения о проекте.-Разработка диагностики по данной теме4.Создание условий для реализации:- Диагностика-Изготовление сюжетно-ролевых игр:«Семья»«Дочки-матери»«День рождение»«Дом»-Дидактических игр:«Составь семью»«Родство»,«Мамы всякие нужны»«Какие у меня мама с папой?»«Назови ласково»«А ты мне кто?»«Как мы помогаем родным»лото «Моя семья»лото «Моя квартира»СентябрьСентябрь - ноябрьМарт-апрель -оборудование мини-музея«Реликвия моей семьи»2 Наглядноинформационный2. Выставки:- детско-родительских работ«Герб семьи»«Моя родословная»-детских рисунков«Моя семья»«Как мой папа служил в армии»«Мамин портрет»-мир семейных увлечений«От скуки на все руки»3. Фото - вернисажи:« Мой папа-солдат России»«Наши дорогие мамы и бабушки»4. Семейная газета«Мы отдыхаем»5. Фотоальбомы«Моя семья»«Как я помогаю маме»«Победа будет за нами»«Художественное слово по теме «Семья»6. Конкурсы:«Герб семьи»«Наша дружная семья»Октябрь – ноябрьСентябрьФевральМартЯнварьФевральМартАпрельСентябрьМартМайОктябрьМай3 Познавательнотворческий1. Непосредственная образовательная деятельность сдетьми:«Вместе дружная семья»«Конвенция о правах ребёнка»«Мамы всякие нужны, мамы всякие важны»«Традиции в нашей семье»«Мой дом, мой посёлок»«23 февраля – День Российской армии»СентябрьОктябрьНоябрьДекабрьЯнварьФевральМартАпрель «Семья – начало всех начал»«Я и моя семья»«Этих дней не смолкнет слава!»2. Беседы:«Кто есть в моей семье: бабушка, дедушка, братья,сёстры»«Моя родословная»«Моя семья»«Я и моя семья» (с использованием генеалогическогодрева семьи)«Добрые избы»«Жилище народов мира»«Выходной день в моей семье»«Кого называют героем»«Беседа о партизанах»3. Знакомство с художественной литературой:«р.н.с. «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка»«Посидим в тишине» Е.Благинина«А что у вас?» С.Михалков»«Мамины руки» З.Воскресенская«ск. Морозко»«Золушка» Г.Х. Андерсен»«ненецкая сказка Кукушка»«нанайская сказка Айога»Стихи о ВОВ«Твои защитники» Л.Кассильпословицы и поговорки о семье4. Слушание и пение песен:О семье, маме и папе, бабушках и дедушках и т.д.5. Рассматривание репродукций картин:Ф.П. Решетникова «Опять двойка»З. Серебряковой «За завтраком»«Дочка Катя с куклами»МайСентябрьДекабрьЯнварьАпрельМайСентябрь -май «Моя семья»6. Просмотр мультфильмов«Маша больше не лентяйка»«Встречайте бабушку»«Самый маленький гном»«Непослушный медвежонок»«Разноцветная семейка»«Осторожно, обезьянки!»«Мама для мамонтёнка»7. Художественное творчество и продуктивнаядеятельность:-рисование«Моя семья»«Как мой папа служил в армии»«Мамин портрет»«Как мы отдыхаем»«Букет для ветерана»-лепкапо сказке «Репка»по сказке «Красная шапочка»«Семья на прогулке»-аппликация«Красивое платье для мамы»«Подарок для папы и дедушки»«Туфелька»«Моя семья»-конструирование«Дом моей мечты»8. Пасхальная неделя9. Экскурсии:Музей ДОУ «Горница»Семейную гостинуюПравовую академиюМини-центр « Наши деды - славные победы»Мини-центр «Все профессии важны»4 Детскийсад –родители «Насобъединяют дети»1. Анкетирование:«Социологическая анкета семьи»«По правовому воспитанию»«Семейные традиции»2. Консультации:«Рисуночный тест «Моя семья»«Как создать родословную своей семьи»«История моей семьи»«Жестокое обращение с детьми: что это такое?»3. Памятки:«Создание благоприятной семейной атмосферы»«Искусство быть родителем»«Как воспитать маленького патриота»4. Всеобуч для родителей «Здоровая семья»5. Тематические встречи:«Моя мама – воспитательСемейные художественно – творческие проекты:«Герб семьи»«Моя родословная»Семейная газета «Мы отдыхаем»7. Совместные досуги и праздники:«Вот какая бабушка» (День пожилого человека)«День Матери»«Новый год»«А ну-ка, парни!»«8 марта»Концерт « Этих дней не смолкнет слава»8. Совместный конкурс, посвящённый Дню семьи «Нашадружная семья»СентябрьДекабрьСентябрьОктябрьНоябрьЯнварьНоябрьФевральОктябрьНоябрьДекабрьФевральМартМайМайМай 9. Участие родителей в целевой экскурсии к Памятникупавших героев10. Совместное составление рассказа:«Я и моя семья»«Очень бабушку свою, маму мамину люблю!»Этапы реализацииОрганизационный:Начала свою работу с подбора литературы, иллюстрационного материала, изучениеЗатем провели несколько встреч с родителями, анкетирование и родителей и опрос детей.В результате выявили их знания о своей семье. Вся дальнейшая работа была направленана обогащение знаний детей, сближение коллектива родителей, педагогов и детей. Вэтом помогли такие формы работ, как коллективная совместная деятельность:составление семейных фотоальбомов, изготовление атрибутов к сюжетно-ролевым идидактическим играм. Любимая сюжетно – ролевая игра среди детей «Семья». Детямочень нравится быть в роли «папы» и «мамы», где они могут кормить, мыть и качать.Большую значимость для формирования представления у детей онравственных ценностях в семье имеют этические беседы по темам: «Какая у менясемья!», «Мы должны беречь друг друга», «Рядом или вместе?», «Как хорошо играть всемвместе».В группе проведен ряд занятий по темам: «Вместе дружная семья», «Мамы всякиенужны, мамы всякие важны», открытое занятие «Семья – начало всех начал» и др.Совместно с родителями реализовали художественно – творческие проекты: «Гербсемьи» и «Генеалогическое древо».Разработаны тематические консультации и памятки для родителей «Как создатьродословную своей семьи», «История моей семьи», «Создание благоприятной семейнойатмосферы», «Искусство быть родителем», «Как воспитать маленького патриота».Совместно с родителями были составлены рассказы «Я и моя семья», «Оченьбабушку свою, маму мамину люблю!»семей и составление социального паспорта на каждого ребенка. Основной 1.Рассматриваниерепродукций картин натему «Семья»1.Помощь в организации 1.Сбор материала и составление картотеки2.Рисование «Моя семья» 2.Предоставление фотоматериала изсемейного архива2.Фотоальбом «Моя семья»3. Чтение рассказов,сказок, заучиваниестихов3.Помощь в организации 3.альбом «Художественное слово по теме«Семья»4.Просмотрмультфильмов4.Помощь в организации 4.Создание видеотеки5.Рисование «Маминпортрет»5.Предоставление фотоматериала изсемейного архива5.Организация фотовернисажа «Наши дорогиемамы и бабушки»6.Беседа «Как мой папаслужил в армии»6.Участие отцов в спортивноммероприятии «А ну-ка, парни!»6.Развитие физических качеств, сплочение детейи родителей7.Рисование «Вместевесело, а врозь скучно».7.Предоставление фотоматериала изсемейного архива7.Изготовление семейной газеты «Мыотдыхаем»8.Составление рассказов«Моя семья»8.Сбор материала 8.Выставки детско-родительских работ «Гербсемьи» и «Моя родословная»9.Сюжетно-ролевые игры 9.Помощь в организации 9. Совместный конкурс, посвящённый Днюсемьи «Наша дружная семья»Заключительный:В основу реализации проекта были положены следующие принципы:• принцип личностно-ориентированного общения — индивидуально-личностноеформирование и развитие морального облика человека. В процессе обучения детивыступают как активные исследователи окружающего мира вместе с педагогом, а непросто пассивно перенимают его опыт. Партнерство, соучастие и взаимодействие —приоритетные формы общения педагога с детьми;• принцип тематического планирования материала предполагает подачу изучаемогоматериала по теме семья, родословная семьи, традиции семьи, родной дом;• принцип наглядности — широкое представление соответствующей изучаемомуматериалу наглядности: иллюстрации, фотографий, атрибутов, использованиеинформационных компьютерных технологий;• принцип последовательности предполагает планирование изучаемогопознавательного материала последовательно (от простого к сложному), чтобы детиусваивали знания постепенно, в определенной системе;• принцип занимательности — изучаемый материал должен быть интересным,увлекательным для детей, этот принцип формирует у детей желание выполнятьпредлагаемые виды заданий, стремиться к достижению результата.По ходу проекта появились некоторые затруднения: В группе есть неполные семьи. У некоторых детей уже нет бабушек и дедушек, они о них ничего не знают.Выявленный уровень знаний детьми показал, что не все дети имеют представлениеоб истории семьи, её традициях. Результаты анкетирования показали, что и многиеродители не знакомы со своей родословной. Проектная деятельность, проводимая сдетьми нашей группы, имеет огромное значение по формированию положительногообраза родного дома у детей старшего дошкольного возраста. Результаты мониторинга этодоказывают: Дети лучше знают свои корни, они хорошо представляют, что такое род,родословная,семья.В своей речи стали чаще употреблять такие фразы, как “уютный дом”, “родной дом”, “моиродственники” и др., кем они были, стали понятны для детей и их родителей. Дети получили необходимую информацию о своей семье. Происходит обмен опытом семейного воспитания и традиций. Поиск новых форм взаимодействия педагогов с родителями. Повысилась компетентность родителей в вопросах семейного воспитания.И главный результат, на который очень хотелось бы обратить внимание,заключается в усвоении ребенком вечных ценностей: милосердия, любви к родным иблизким, в стремлении его к добру и неприятию зла.Список литературы:1. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования« Отрождения до школы» под редакцией Веракса Н.Е., Комарова Т.С., Васильева М.А.-Москва .Мозаика Синтез2011-336с2. Дыбина О.В.. Занятия по ознакомлению с окружающим миром в подготовительнойк школе группе детского сада..-М: Мозаика-Синтез, 2010.-80с3. Зеленова Н.Г., Осипова Л.Е..Мы живем в России .Подготовительная группа. - М:Издательство Скрипторий 2003.,2010-104с4. Козлова А.В. «Работа с семьёй» -М-ТУ Сфера, 2004г.5. Куцакова Л.В.. Занятия с дошкольниками по конструированию и ручному труду.Авторская программа. – М.: Совершенство,1999.12. Ривина Е.К. «Знакомим дошкольников с семьей и родословной». Пособие дляпедагогов и родителей. Москва Мозаика-Синтез 2008г.13. Смирнова Е.О., Богусловская З.М. Развивающие игры для детей. – М.:Просвещение,1991.14. Хоментаускас Г.Т. Семья глазами ребенка. М., 1989.15. Шаламова Е.И.. Методическая работа с кадрами по патриотическому воспитаниюв ДОУ-М: Издательство Скрипторий 2003.,2009-160с16. Швайко. Г.С.Занятия по изобразительной деятельности в детском саду.-М:Гуманит.издВладос, 2005-144с17. Шорыгина Т.А.. «Родные сказки». Нравственно-патриотическое воспитание.-М.Прометей4 Книголюб, 2005-128с