ТЕХНОЛОГИЯ КОЛЛЕКЦИОНИРОВАНИЯ В РАЗВИТИИ ДОШКОЛЬНИКОВ


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: ТЕХНОЛОГИЯ КОЛЛЕКЦИОНИРОВАНИЯ В РАЗВИТИИ ДОШКОЛЬНИКОВ
Автор: Лиховид Елена Николаевна

ТЕХНОЛОГИЯ КОЛЛЕКЦИОНИРОВАНИЯ В РАЗВИТИИДОШКОЛЬНИКОВПодготовила: воспитатель старшей группы Лиховид Елена Николаевна С помощью коллекционирования возможно наполнить жизнь детей радостью и положительными эмоциями!Коллекционирование – одно из древнейших увлечений человека, которое всегда связывалось с собиранием предметов,не имеющих прямого практического использования, но вызывающих к размышлению.Это могут быть произведения искусства (книги, картины, музыкальные произведения, кинофильмы, видеоигры),историко-культурные и технические ценности и предметы (монеты, значки, почтовые марки, модели, автомобили) илиобъекты природы (насекомые, минералы, раковины моллюсков, цветы).Коллекционирование предполагает выявление, сбор, изучение, систематизацию материалов, чем оно принципиальноотличается от простого собирательства.Что же такое коллекционирование для дошкольника и какие цели оно преследует?Коллекционирование имеет неоценимое значение для развития познавательных способностей дошкольников.Цель детского коллекционирования: развитие познавательной активности (интерес и деятельность) детей дошкольноговозраста путем создания коллекций.Задачи:• формировать умение наблюдать, сравнивать, анализировать и делать выводы;• формировать умение классифицировать, группировать, обобщать;• способствовать проявлению избирательных интересов;• развивать познавательный интерес и потребности, любознательность;• расширять кругозор воспитанников;• прививать навыки культуры и оформления коллекции и сбора материала;• формировать бережное отношение к хранению коллекций;• обогащать и активизировать словарь детей;• активизировать участие родителей в образовательном процессе.Детское коллекционирование имеет свои особенности, связанные с мышлением дошкольника. В этом возрастепреобладают наглядно-действенное и наглядно-образное мышление. Поэтому детские коллекции характеризуютсявизуальностью и манипулятивностью. Визуальность коллекции проявляется в обязательной наглядности. Собираемыйматериал представляется реальными, осязаемыми объектами. Это могут быть картинки, рисунки, фотографии, открытки,вырезки из журналов, предметы (игрушки), книги и журналы. Особое место занимают экспонаты коллекций, сделанные своими руками (самостоятельно или в совместнойдеятельности со взрослыми) – детские рисунки, коллажи, книжки, поделки из разного материала и выполненные вразличной технике.Задача взрослых - не только увлечь малыша идеей создания коллекции, но и всячески помогать ему в этом. Посколькупольза от такого рода деятельности неоспорима и неоценима.Во-первых, Познавательно-исследовательская деятельность - это одно из естественных, ярко проявляемыхдошкольниками направлений деятельности. В детях заложена природой тяга к собирательству, а еще точнее, к поиску. Впроцессе коллекционирования сначала происходит процесс накопления знаний, далее получаемая информациясистематизируется и формируется готовность к осмыслению окружающего мира. Предметы коллекций придаютсвоеобразие игровому, речевому и художественному творчеству, активизируют имеющиеся представления.Во-вторых, В процессе коллекционирования развиваются внимание, память, мышление, умение наблюдать, сравнивать,анализировать, обобщать, выделять главное, комбинировать. Коллекционирование расширяет кругозор детей, развиваетих познавательную активность, развиваются способности ребенка, являющиеся ступеньками к творчеству.В-третьих, Многие проблемы в установлении взаимоотношений с детьми можно преодолеть, если найти общее дело,позволяющее совместить интересы ребенка и взрослого. Актуальна это, когда в группе есть дети с неровнымповедением, двигательно-активные, тревожные, малообщительные и застенчивые.В-четвертых, Коллекционирование украшает нашу жизнь, делает ее полнее и разнообразнее.Главное в коллекционировании - систематизация и расширение представлений о коллекционируемых предметах, ихавторах, назначении, способах создания, истории «жизни» экспонатов коллекции.Выделяют следующие группы коллекций:Коллективные (групповые) – это коллекции, собранные в группе с помощью воспитателей, детей и родителей.Инициатором групповых коллекций выступает педагог. Тематика коллективных коллекций отражает программноесодержание познавательного развития, подчинена реализации комплексно-тематического планирования работы с детьмии интеграции различных образовательных областей. Коллективное коллекционирование осуществляется в рамкахподготовки к праздникам.Домашние - это коллекции собранные дома или с помощью родителей. Хранятся они дома и дети приносят их в детскийсад для временной выставки. Достоинство домашних - демонстрация семейных традиций, объединение поколений.Индивидуальные – это детские «сокровищницы», в них собраны самые разнообразные вещи, причем каждая из этихвещей имеет огромную ценность и значимость для ребенка. Педагоги, а особенно родители должны очень корректнообращаться с ней (нельзя использовать, а тем более брать что-то из коллекции без согласия ребенка). Очень важно датьребенку самому «управлять» своей коллекцией, искать экспонаты, расставлять их, делать отбор на выставку. Ухаживатьза ней должен тоже он сам. Индивидуальные коллекции определяются разными мотивами, поэтому можно условновыделить несколько видов коллекций: эмоциональные, познавательные, социальные.Эмоциональные коллекции – наиболее распространённые в жизни дошкольника, отмечаются активным началом ибыстрым угасанием интереса к коллекции. Главное – эффективно использовать эмоциональную коллекцию, закрепив всознании и душе ребенка состояние радости, удовлетворения от процесса познания. Во время действия коллекциирассматривать собранный материал и проводить беседы по нему. Разумно пополнять коллекцию, использовать материалв 10 продуктивном плане (сделать коллаж, панно, составить из наглядного материала разные классификации).